В прикладной области реализация коммуникационного подхода основывается на: 1) институциональной и 2) проектнойинтерпретации исходного фундаментального представления.
1) Институциональная интерпретация предполагает создание реалистической картины функционирования современного музея как исторически сложившегося социокультурного института, оформляющего в наши дни процессы музейной коммуникации. В роли первого субъекта, формирующего собрание, здесь выступает совокупный музейный работник, в роли второго, воспринимающего - музейная аудитория, а собрание существует в двух ипостасях: как фонды и как экспозиция. Коммуникационный подход реализуется в этом случае в постановке следующих исследовательских задач.
а) Выявление основных типов существующих коммуникационных структур, которые зависят от от профессионального состава работников музеев (историк, искусствовед, педагог, художник и т.д.), от их распределения по направлениям деятельности (хранитель, экспозиционер, экскурсовод и т.д.), от состава аудитории (возрастного, социального и т.д.) и ролевого распределения посетителей (по степени активности, типам поведения и т.д.), от состава коллекций и принципов их экспозиционного и неэкспозиционного использования.
б) Выявление тенденций развития систем музейной коммуникациикак в масштабе отдельного музея или группы музеев, так и в региональном, национальном или глобальном масштабах. Решение этой задачи создает предпосылки для проведения научно обоснованной музейной политики, позволяет определять приоритеты не «от достигнутого», а на основе отслеживания и поддержания «точек роста», перспективных инноваций, расширяющих коммуникационные возможности музея.
К числу наиболее общих современных тенденций развития музейной коммуникации относятся: расширение профессионального состава музейных работников, развитие межпрофессиональных контактов внутри музея (междисциплинарность), расширение диапазона средств, содержания и тематики коммуникации, интенсивный поиск альтернатив традиционным видам музейной экспозиции, обращение к непредметным формам наследия, переход от монологических к диалогическим методам работы с посетителями, развитие ролевой структуры музейной аудитории и др.
в) Выявление рассогласований в процессах музейной коммуникации, т.е. ситуаций взаимонепонимания между ее участниками - хранителем и экспозиционером, экспозиционером и художником и т.д., а также коммуникационных нарушений в системе музей - посетитель. Средством решения данной задачи являются комплексные социологические и социально-психологические исследования, в ходе которых оценивается эффективность коммуникационных процессов и определяются факторы, препятствующие их успешной реализации.
2) Проектная интерпретация предполагает использование исходного фундаментального представления для разработки новых, перспективных систем музейной коммуникации. В отличие от исследований, которые направлены на совершенствование существующих институциональных структур, на «отлаживание» уже работающей музейной машины, проектные разработки нацелены на поиск новых форм институциализации, преодоление рутины и стереотипов.
Формой творческого участия в проектном процессе музееведа, реализующего коммуникационный подход, является создание музейных сценариев. При этом сценарист обычно взаимодействует с научным сотрудником (экспозиционером) и художником экспозиции. Принципы такого взаимодействия определяются ситуацией и задачами проектирования. Однако целью сценариста всегда является разработка драматургической концепции(музея в целом или отдельной экспозиции), т.е. опредление параметров того культурно-исторического диалога, который будет происходить на площадке музея. Это предполагает решение следующих задач:
а) Разработка аксиологической концепции, т.е. формулирование (в терминах актуализации ценностей) «сверхзадачи» музея или общего смысла транслируемого им «послания».
б) Выделение участников коммуникации. Это, во-первых, посетители, а во-вторых, «проводники» в мир незнакомой культуры. Посетители могут подразделяться по ролям. Проводники же делятся на живых участников коммуникации и «героев» экспозиции, присутствующих в пространстве общения условно, символически. По логике музейной коммуникации, участвующие в ней живые профессионалы - экспозиционер, художник, да и сам сценарист - вынуждены быть «тенями» культурных героев, ибо их задача - артикуляция представленных культурных позиций. Тем не менее, их роли тоже должны быть обозначены в сценарии.
в) Формирование основных локусов культурно-исторического содержания, заданных позициями участников в отношении к музейному собранию. Роли посетителей, например, могут быть определены как символические роли участников научного поиска, продвигающихся от созерцания объектов познания их научному осмыслению.
г) Разработка драматических коллизий и сюжета - главная творческая задача сценария, решение которой обеспечивает актуализацию культурно-исторического содержания, его включение в современное культурное сознание. Например, может быть предложено оценивать древние культуры в «обратной перспективе», т.е. с позиций нашей культуры - как «архаические» или «экзотические», - и выстраивать их в особой констелляции, подчиненной не историко-хронологическому принципу (характерному для традиционной экспозиции), а принципу культурно-исторической дистанцированности.
д) Разработка элементов языка и пространственного решения экспозиции. Эти задачи находятся в компетенции художника, однако иногда сценарное решение можно экстраполировать в эту область, создавая предпосылки для творческого диалога между проектировщиками. В этом случае может быть достигнута такая ситуация, когда пространственная структура дополнительно подчеркивает ролевые различия субъектов коммуникации и в то же время драматургически их связывает, превращая живую деятельность в элемент экспозиции.
е) Разработка новых коммуникационных структур предполагает расширение состава участников или развитие ролевой структуры коммуникации. В этом случае сценарное проектирование смыкается с организационным и может приводить к существенным изменениям не только в содержании, но и в формах институциональной организации музейного дела. Одним из таких нововведений является вовлечение в музейную деятельность непрофессионалов, например, предоставление права членам какого-то культурного сообщества предъявить ценности своей культуры (субкультуры) на экспозиционной площадке музея.
МУЗЕЙНАЯ СОЦИОЛОГИЯ
Существует примечательная сторона жизни музея, которая далеко не сразу стала объектом серьезного научного исследования; более того, в разные эпохи она просто игнорировалась или, по крайней мере, не обозначалась как необходимая. Это проблема, которую пока обозначим в самом общем виде как "музей и посетитель". История возникновения интереса социологии к музею имеет свою давнюю традицию и насчитывает более сотни лет. В России, к примеру, известны первые попытки опросов в Государственном Историческом музее, которые были проведены одним из авторов идеи национального музея И.Е. Забелиным.
В историческое прошлое музей "заглядывает" как опытным взором профессионала, так и рядового посетителя. Не надо думать, что между музеем и его аудиторией существует последовательно развивающаяся связь: сначала создается музей, а потом, якобы, сюда приходят его посетители. На самом деле, уже сама идея музея предусматривает появление его будущего ценителя,всякого, кто придет сюда сегодня, завтра и в более отдаленные от нас времена. Можно даже сказать, что образ музея формируется его ожиданием будущих поколений: музей в равной степени принадлежит нашему сегодняшнему времени и тем эпохам, которые, хочется надеяться, также ревниво будут относиться к своим культурным ценностям.
Итак, "проектный" посетитель в чем-то определенно влияет на стратегию развития этого учреждения культуры и науки. История складывания музея как социального института памяти свидетельствует, что уже на стадии его возникновения делались попытки предсказать будущего посетителя, его интересы и смысл общения музея с ним. Более того, нам хорошо известно, что многие концептуальные взгляды на проблемы музейного дела основывались на социологических позициях. К примеру, Ф.И. Шмит еще в 20-е гг. XX века предложил типологию музеев, четко выстраиваемую исходя из интересов различных посетительских групп. Интенсификация социологических опросов в музеях в 1920-30-е годы была обусловлена тем положением, в котором оказались российские музеи в первые годы советской власти. Обычное этому факту объяснение - резко изменившийся контингент аудитории при значительном увеличении общего посетительского потока. В музеи стал приходить новый, до сих пор здесь невиданный посетитель.
Становление исследовательской работы в области изучения музейного посетителя также было связано с расцветом социологической и психологической наук. Музейные работники осознавали необходимость привлечения к своей работе выводов социологов, психологов и педагогов. "Для музейного работника необходимо знакомство с психологией и с методами внешкольного образования, - писал в своей статье М.В. Муратов, - в той мере, в какой из них можно извлечь материалы, которые могут быть непосредственно использованы в музейной работе".
В Историческом музее исследователями, занимавшимися вопросами изучения юного посетителя, активно использовались выводы выдающегося психолога Л.С. Выгодского. А. Бакушинский, педагог и музейный деятель, один из основателей экскурсионной школы, разработал и использовал на практике свою эстетическую теорию "непосредственного эстетического восприятия". Методика проведения социологических исследований: анкетирование, тесты, опросы в музеях выстраивалась под влиянием существовавших тогда актуальных методик в социологии, применявшихся как в России, так и за рубежом.
Кроме того, в 1920-30-е годы в России получает распространение новая наука, вобравшая в себя достижения социологии, психологии и педагогики - педология.Она должна была направлять все стороны учебно-воспитательной работы с детьми. Педологами проводились массовые обследования развития, одаренности детей, их знаний при помощи различных опросов, тестов и т.д. Музеи активно сотрудничали с ними. Была создана Центральная Детская Экскурсионно-туристическая станция (ЦДЭТС), и районные педологические станции, где педологи занимались изучением детей в экскурсионном процессе. ЦДЭТС сотрудничала с группой исследователей в ГИМе под руководством А. Кобылиной, которая вела серьезную работу по изучению юного посетителя музея. Попытка построения типологии музеев на базе аудиторных предпочтений проводилась в 1970-80-е гг. на основе крупного общероссийского социологического исследования "Музей и посетитель".
За последние годы в музейной работе произошли существенные изменения, которые имеют непосредственное отношение и к социологии. В России музей поневоле встал в "цепочку" тех учреждений культуры, которым пришлось встраиваться в современную социокультурную жизнь, где свою немаловажную роль начинают играть проблемы экономического порядка. Музей потерял свои и без того невеликие привилегии, которыми обладал до конца 1980-х гг. Теперь благополучие музея впрямую стало зависеть от его социальной значимости, от того, насколько умело и грамотно он способен проводить маркетинговую деятельность и привлекать в свои стены посетителей. Сегодня социологические исследования в музее могут стать важным инструментом повышения эффективности музейной деятельности,а также решения конкретных социальных задач.
Наши музеи длительное время были включены в систему культурно-просветительных учреждений, деятельность которых была ориентированана идеологическое и политическое переустройство общества. Эта установка сыграла свою роль при решении кадровых вопросов и, главное, сформировала определенные социологические штампы по отношению к самой аудитории этих учреждений культуры. Одним из таких штампов стала ориентация музейной работы на организованные посещения экспозиций. Чрезвычайно популярной стала форма именно такого рода обслуживания музейной аудитории. Это, кстати, было проявлено и в различных социологических исследованиях в музеях. Индивидуальный приход в музей стал нарочито противопоставляться коллективному.
Надо признать, что подобная ориентация сыграла и свою положительную роль для решения целого куста проблем социологического порядка. Активно и плодотворно разрабатывались проблемы эстетического и художественного восприятия малыми группами экспозиционных комплексов, вопросы межличностного общения в условиях посещения музея в экскурсионных потоках. Возрастал престиж экскурсовода, обеспечивавшего такую форму музейной работы. В музейной социологии были обозначены контуры типологии как самой посетительской аудитории, так и того профессионального корпуса специалистов, которые отвечали за эффективность такой деятельности.
Социология в музее начинается только тогда, когда в этом учреждении культуры появляется реальная потребность в серьезном и неконъюнктурном знании своего социального статуса, роли и функции в обществе. Далеко не всякий музей печется об этом знании.
Начнем с простого, того, что в любой сфере человеческой деятельности, а тем более современной, особое значение получает информационно-рекламная ориентациячеловека в формировании осознанного и мотивированного желания посетить тот или иной музей. Тут можно было бы сразу же выдвинуть несколько, казалось бы, совершенно правомочных гипотез. Первая - действенность рекламы зависит от социального статуса и общенационального и государственного престижа музея. Предположим, у Исторического музея, Оружейной палаты, Эрмитажа, Русского музея существенно более благоприятные условия для организации и проведения собственной информационно-рекламной работы со своими будущими посетительскими аудиториями. И вкладываемые в эту деятельность средства, и городская среда, которая более восприимчива к такого рода информации — всё это должно было бы стимулировать музеи на широкомасштабные культурно-информационные акции такого рода для привлечения нового посетителя.
Другой аспект этой же проблемы - "открытость" городской среды для осуществления рекламной деятельности музеев. Так, в Москве находится около 200 самых разнообразных музеев, но немногочисленные рекламные щиты, где бы размещалась пусть самая общая информация о музеях города, только начали робко появляться на огромном территориальном просторе нашей столицы.
То же самое относится и к информационной работе наших отечественных музеев. В своих почтовых ящиках вы не увидите приглашения на музейную выставку, вернисаж, интересный вечер.
Газеты и журналы также скупы на информацию такого рода. Более того, за исключением нескольких специализированных изданий, в своем большинстве наша периодика не очень-то настраивает человека на посещение музея. Такие отрицательные штрихи музейной рекламы, как ее нерегулярность, эпизодичность и чрезмерная лапидарность мало что дает для предварительной подготовки к посещению музея. Можно посетовать и на то, что все аспекты музейной работы лишены полновесной критической освещенности. В этом смысле музеи уподобляются специализированным учреждениям закрытого типа, по роду деятельности скрывающим свою деятельность от чужих глаз. На самом деле, чтобы иметь полновесную информацию о музее требуется наличие широкой системы критической оценки его функционирования. За рубежом эта работа вполне объективно оценивается различного рода профессиональными и популярными изданиями, многочисленными неформальными структурами при самом музее (общества друзей музея, советы при музеях, имеющие представительный социальный спектр, отнюдь не всегда ориентированный только на профессиональность входящих в него людей).
В ряде социологических опросов музейной аудитории делались попытки выяснить источники информации о деятельности музея, о новых экспозициях, выставках, о тех мероприятиях, которые им регулярно проводятся, или будут проводиться. Оказалось, что музей, будучи по логике своей деятельности ориентированным на предоставление человеку самой различной неординарной информации, сведений об истории и культуре, обладает весьма скромным опытом освоения элементарных азов маркетинговой стратегии и тактики. Практически полностью отсутствует у музея обратная связь, позволяющая четко планировать успешное продвижение своей деятельности в обществе.
Что знает музей о своем посетителе, что знает посетитель о музее? "Социология" в большинстве музеев сегодня ограничивается крайне приблизительными сведениями о количестве посетителей. Эта информация собирается, главным образом, благодаря проданным билетам.
Трудно себе представить музейную экспозицию, которая создана исключительно только для музейного профессионального интереса (если, конечно, это не какая-то научно-методическая экспозиция, специально ориентированная на выполнение таких целей). Тем не менее, можно назвать целый ряд примеров, которые свидетельствуют: такая тенденция в музейной деятельности существует и прогрессирует. Сознательное и бессознательное противопоставление музея публике - опасная тенденция.
Слабоизученными проблемами музейной социологии остается целый пласт вопросов восприятия посетителем экспозиции, коммуникации посетителя с экскурсоводом, научными сотрудниками музея, его обслуживающим персоналом.
Уже на самом существенном этапе - восприятии музейной аудиторией экспозиционного материала- специалист остается в полном неведении. Перед тем, как создавать и открывать новые экспозиции, было бы совсем небесполезным хотя бы предположительно оценить возможности посетителя: сколько времени ему понадобится на осмотр музея, что будет ему понятно, а что может вызвать у него вопросы и недоумения, на какие социально-демографические и профессиональные группы населения рассчитывается создаваемая экспозиция или выставка. Вопросов появляется масса, и необходимо иметь на них гипотетические ответы, а еще лучше располагать оценивающими характеристиками будущей экспозиции.
Новейшим средством, позволяющим учитывать мнение посетителей, является так называемый "Музейный монитор".Это компьютер, который стоит у выхода из музея и по определенной программе задает вопросы публике. Из каждой сотни посетителей выбирается один человек, который в течение пяти минут отвечает на вопросы компьютера - примерно такие же, как и в анкете посетителя, обычно заполняемой от руки. Затем машина сама обрабатывает информацию, и вы каждый день можете получать свежие данные о публике, которая приходит в музей. Такая практика стала обыденной для зарубежных музейных институтов, в нашей стране подобные системы только еще начинают появляться и пока проходят стадию апробации.
Постановка и решение социологических задач опирается на разветвленную систему методологических и методических приемов, позволяющих обеспечить репрезентативный и высококачественный анализ различных социальных, политических, культурных и экономических проблем.
Методика сбора первичной социологической информацииобладает универсальными чертами, которые прописываются в научно-методической литературе по социологии. В настоящей книге есть смысл оговорить ряд контрапунктов, которым надо следовать при организации такой работы в музее.
Процедура сбора первичной социологической информации - сложный и многоэтапный процесс, требующий от профессионального социолога соответствующего уровня знания и умений. При всей универсальности сбора такой информации будем помнить, что в каждом конкретном случае эта процедура осуществляется в реальной жизненной ситуации, постоянно вносящей в социологическое исследование те или иные коррективы.
Социологический мониторинг в условиях музея осложняется тем обстоятельством, что в музее, как правило, отсутствует специалист, способный на высоком уровне провести социологическое исследование и интерпретировать его результаты. В таком случае, при желании организовать и провести исследование, можно предложить обратиться в научные и учебные заведения, где социологическая проблематика присутствует и научно состоятельна. Ибо часто организованные наспех, без солидной и необходимой для такого ответственного дела теоретико-методологической и методической подготовки, исследования "сбиваются" уже на первоначальных этапах работы: случайно подобранная из каких-то источников анкета начинает чуть ли не на самых первых шагах социологического исследования не удовлетворять сотрудника музея, но анкета давно ксерокопирована, растиражирована; возникает масса вопросов по самой методике опроса: кого опрашивать, когда, в каких обстоятельствах. Этот круг проблем описывается в программе исследования, где важное место занимает т.н. "выборка" будущего исследования. Выборка,как и программа исследования, его предваряют. Они необходимы для организации сбора первичной информации. Учитывая принципиальную важность этих документов, скажем и о них несколько слов.
Прежде всего, о понятиях "музейная аудитория", "музейный посетитель". Музейная аудитория не сводится к малому набору характеристик и не может быть оценена в большой совокупности. Действительно, посетитель - это и тот, кто в момент опроса пришел в музей, и тот, кого мы называем "потенциальный посетитель". Посетительская аудитория различима по таким объективным понятиям, как место проживания человека, национальность, его социально-демографический статус. На более глубоком уровне аудитория различна по психологическим характеристикам общения с музейной экспозицией и т.д. Отличия могут быть существенными и в зависимости от того, в составе какой группы пришел человек в музей: индивидуально, с экскурсией, со своими родственниками, друзьями, знакомыми. Как видим, состав посетительской аудитории музея "размыт" по большому числу качественных и количественных признаков и не может быть сведен к общему социологическому портрету. А в этом случае необходимо уже на предварительной стадии социологического исследования как можно более жестко сформулировать (выбрать) ту группу или группы музейной аудитории, которые можно максимально полно и корректно представить как возможную для исследования совокупность людей. Вот только один из примеров такого структурирования музейной аудитории: молодые люди (обозначается возраст) - место основного проживания (или рождения) - посетили музей индивидуально или в составе группы: такую структуру можно множить до бесконечности, но главное - сформулировать как целевую установку исследования объект и субъект исследования. Тогда признаки социологической совокупности будут научно аргументированы и, что не менее важно, ограничат фронт социологического исследования. Этот пример - только одна из проблем, которые возникают на уровне выборки.
Отбор групп в выборку должен опираться на реальную информацию о посетителях музея (если опрос обращен к музейной аудитории). Объективную информацию в таком случае приходится черпать, в первую очередь, из различных регистрационных музейных документов. Если мы пытаемся отобразить всю совокупность посетителей, положим, за год, то необходимо принять во внимание тот факт, что аудитория в течение года чрезвычайно неоднородна. К примеру, посетители летнего сезона могут принципиально отличаться по основным социально-демографическим показателям от того посетителя, который приходит в музей зимой. Такая разветвленная структура музейной аудитории, в свою очередь, существенно влияет на восприятие самого музея. В то же время этот важный аспект социологического исследования далеко не всегда учитывается и принимается во внимание при начале социологической работы.
Как правило, музейный работник проявляет повышенное внимание к тому или иному виду инструментария, чаще всего - к анкете, как к наиболее доступному способу сбора информации. На самом деле анкета есть завершающая стадия первоначального проектирования исследования, включающего и цели исследования, и его рабочие гипотезы, и описание проблемной ситуации, и обоснование используемого тезауруса. От результатов такого проектного построения будущего исследования зависит выбор конкретного метода и инструментария.
Еще большие трудности появляются на тех этапах социологического исследования, которые относятся к его наиболее ответственной части - обработке и анализу полученных первичных эмпирических данных. Тут и проблемы чисто технического порядка: как и где обрабатывать массив информации (машинная обработка, ручная обработка), и проблемы, которые мы относим к собственно научным, то есть связанными с необходимостью как-то обобщить социологический материал и представить его в той или иной аналитической форме для последующего использования в практической музейной деятельности.
Универсальные способы получения репрезентативной информации, апробированные в социологии, в каждом конкретном социологическом исследовании приобретают свою технологическую и содержательную окраску. Если уже на первой стадии организации всей социологической работы не продумать хорошо, как будут решаться вопросы обработки данных, в каком ключе предполагается интерпретировать эти данные и, вообще, с какой конкретной целью организовано исследование, то в итоге музеи, затратив на социологическое исследование много времени и средств, не получают ожидаемого эффекта.
Итак, методы исследования впрямую зависимы от постановочной части программы изучения посетителя.Эта в общем-то тривиальная истина в социологии должна стать непреложным законом и для тех музейных сотрудников, которые предпринимают усилия по социологическому изучению общественного мнения.
Проектирование начального этапа сбора информации в дальнейшем будет сказываться на последующих этапах. Даже после того, как исследование проведено, получены и обработаны его результаты, часто возникает потребность возвращения к нему. В социологии известны многочисленные случаи повторного использования этих результатов. Так, бывает полезной процедура вторичного анализа информации.По подсчетам социологов, в научных публикациях отражается в среднем не более 5% информации того или иного исследования, а в научный отчет попадает лишь 20-30%. В этих условиях возрастает конструктивная роль вторичного анализа, призванного обобщить имеющиеся данные, разработать способы их сопоставления и классификации для того, чтобы ввести эту информацию в научный оборот. Отсюда следует принципиальная важность установления общих правил и условий сбора информации первичной, которая полезна не только для текущего решения стратегических исследовательских задач, но может быть применена и использована по прошествии какого-то срока, даже достаточно длительного.
При большом спектре возможных задач, которые могут быть решены с использованием социологического исследования, есть смысл выделить те из них, которые стали традиционными для многих музеев.
- Определение процентного состава посетителей музея (за определенный временной срез - месяц, год) по сравнению с общим числом жителей данного города, региона.
- Построение типологии посетителей музея по различным социально-демографическим признакам.
- Выявление социально-демографической характеристики музейной аудитории (чаще всего определяется пол, возраст, образование, трудовая деятельность, место проживания).
- Определение географической структуры посетителей в зависимости от характеристик их основного места проживания.
- Отношение к музею, частота его посещения, общая оценка деятельности музея посетителем.
Обоснование избираемого направления сбора первичной информации осуществляется, как это было сказано выше, на уровне программы социологического исследования.Сегодня мы становимся свидетелями того факта, что многочисленные исследования проводятся без должной проработки подготовительной части, из-за чего их результаты вызывают сомнения в своей достоверности.
В зависимости от избираемой стратегии исследования, от глубины ставящихся перед социологом проблем, в современной социологии существует большой объем типов исследований, от локальных, преследующих задачи выявления "местных" проблем, до широкомасштабных, охватывающих большие социальные, социально-экономические и культурные процессы.
Таким образом, сбор первичной социологической информации можно представить как действие, состоящее из следующих равнозначных и принципиально важных фрагментов:
- Описание избираемой тактики сбора информации на основе поставленных в программе исследования задач и проблем;
- Подготовка рабочего инструментария, с помощью которого будет осуществляться рабочая часть социологического исследования - непосредственный сбор первичной информации;
- Создание оптимальных условий для репрезентативного сбора качественной первичной социологической информации;
- Проведение "полевых работ" - сбор первичной информации;
- Обработка собранного массива социологической информации, подготовка ее к ручной либо машинной обработке.
В ходе проведения социологической работы могут возникнуть ситуации, требующие определенной корреляции рабочего инструментария. Для сбора первичной информации этот аспект крайне важен. Одним из видов социологических исследований является пилотажное исследование,или пилотаж (от англ. Pilot - опытная установка), которое специально проводится как пробное, с методической направленностью. Целью такого исследования является, в первую очередь, проверка качества инструментария как способа последующего сбора первичной информации. В ходе пилотажного исследования устанавливается валидность (качество измерения, степень соответствия) конкретных методик, которые будут потом применены в социологическом исследовании.
В многочисленных изданиях, посвященных проблеме сбора и систематизации первичной социологической информации, описываются самые разнообразные методы работы. Социология в практической деятельности может прибегать к однородному методическому обеспечению(т.е. использовать в конкретном исследовании один из методов сбора социологической информации) или же комплексноприменять несколько видов сбора данных. К первому варианту обычно прибегают при проведении локальных, небольших исследований. Именно этот вариант можно рекомендовать музейным практикам, если они только начинают осваивать социологические азы и не обладают достаточным опытом. Высокая эффективность использования одного конкретного метода сбора информации неоспорима. Здесь и относительная простота сбора эмпирических данных, и возможность оперативно их обработать, и четкая ориентация на объект исследования. Второй вариант наиболее часто используется тогда, когда исследователи ставят перед собой крупные социальные, культурные проблемы: к такому сюжету тяготеют социологические исследования типа комплексных опросов. Из прошлого опыта социологических работ в музее к этому типу опросов следует отнести социологическое исследование, проведенное в начале 70-х годов XX столетия отделом музееведения Научно-исследовательского института культуры под названием "Музей и посетитель". Масштабы задач исследования потребовали использовать целый веер социологических процедур и методик. Проводилось анкетирование в самих музеях, вошедших в выборку исследования, опрашивалось местное население, анкеты предлагались как экскурсантам, так и индивидуальным посетителям (для каждой группы респондентов применялись отдельно разработанные анкеты). Одной из процедур было наблюдение за посетителями в экспозициях.
Итак, предположим, что проблемная ситуация, задачи исследования сформулированы, четко прописаны в программе социологического исследования и теперь необходимо разработать соответствующий инструментарий.От того, насколько грамотно и доходчиво для будущих респондентов он написан, во многом зависит общий успех исследования.
Прежде чем осуществлять социологические мероприятия, необходимо ясно обозначить конкретную группу людей, опрос которых предполагается провести в ходе социологических работ. Социологические характеристики каждой из конкретных групп, включаемых в выборку исследования, могут быть различными. Так называемый социально-демографический паспорт респондента(паспортичка) - это лаконичный составной блок практически каждого метода сбора первичной информации. Обычно в него входят наиболее общепринятые и доступные характеристики, позволяющие на последующих этапах исследования делать аналитические выводы.
Наиболее принято в паспортичку включать такие характеристики, как возраст, пол, образование, место проживания. Однако этот ряд может быть продолжен и включать другие, не менее важные для конкретного вида социологического исследования данные. Разветвленная система социо-демографических показателей опрашиваемой личности всецело определяется той задачей, во имя которой это исследование затевается.
Одним из наиболее употребляемых методов сбора первичной информации является наблюдение.Это - давно общепринятый способ сбора информации, он достаточно универсален, позволяет с минимальными материальными средствами подключиться к процессу изучения той или иной социальной ситуации. Положительным в этом методе является его относительная общедоступность, возможность его использования без создания специальных условий для сбора информации. Для музея любого профиля наблюдение представляет собой оригинальный метод сбора информации, позволяющий решить ряд вопросов музейной работы. В последнее время широко используется так называемое включенное(есть еще одно определение -соучаствующее) наблюдение. Особенность включенного наблюдения в том, что оно позволяет использующему его социологу непосредственно подключиться к реальной производственной, бытовой, культурной жизни людей и производить наблюдения без дополнительных социологических средств. Собственно, каждый из нас постоянно выступает в роли наблюдателя, мы каждый день либо наблюдающие, либо наблюдаемые. Эта процедура наиболее естественна, и в социологии ее место вполне закономерно. Однако следует отличать так называемое обыденное наблюдение (которым мы пользуемся в своей повседневной жизни) от научного наблюдения.К последнему предъявляется сумма требований, среди которых главные следующие:
- Научное наблюдение возникает как такой способ сбора первичной информации, который прописывается уже на начальном этапе планирования социологического исследования;
- Научное наблюдение фиксируется в специально разработанных для этой процедуры дневниках, протоколах. В таком документе наблюдение предстает как определенная социологическая система, созданная по апробированному варианту;
- Научное наблюдение обязательно должно иметь качество воспроизводства, т.е. повторения в другом социологическом проекте.
В методической литературе именно эти позиции определяют социологическое наблюдение, делая его важным инструментом в изучении объекта исследования. А.Г. Здравомыслов выделяет еще один тип социологического наблюдения - экспериментальное наблюдение.В качестве примера он приводит лабораторию в Гарвардском университете, которая называется наблюдательной комнатой. В ней проводятся процедуры наблюдения, "связанные с исследованием процессов групповой динамики - закономерностей формирования групп, выясняются типы лидерства при решении задач, стоящих перед группой определенного типа". В этом случае музейное пространство, как лаборатория социологического исследования, - наиболее оптимальный вариант получения репрезентативной информации о посетителях.
Современная социология располагает еще одним апробированным методом сбора первичной информации - опросом и интервью.Если наблюдение есть опосредованный способ сбора информации, ибо мы как бы отстраненно наблюдаем за респондентом, фиксируя его реакции вне его личностного участия в объяснении его поступков, намерений, мнений, то опросы есть непосредственное подключение респондентов к процессу социологического исследования. Респондент сам, как правило, письменно фиксирует свое отношение к проблеме, которая поставлена во главу социологического исследования, тем самым, обеспечивая ученого максимально достоверной информацией. Это - один из наиболее "демократических" методов сбора информации, в результате которого мы можем судить о непосредственных, прямых и личностных реакциях человека на задаваемые ему вопросы. Здесь важным становится слово, произнесенное и зафиксированное в инструментарии респондентом. В. Ядов утверждает, что "будучи несомненно лучшим источником знания о внутренних побуждениях людей, этот метод при соблюдении надлежащих предосторожностей позволяет получить не менее надежную, чем в наблюдении или по документам, информацию о событиях прошлого или настоящего, о продуктах деятельности, короче — о чем угодно". Опросы остаются той областью социологического знания, которое внедряется в сферу сознания человека и погружается во внутриличностную жизнь людей и позволяет узнать об их мнениях, мотивах поведения, оценках окружающей действительности, ориентациях и т.п. Специфика любого опроса, как метода, состоит в том, что здесь всегда происходит обращение к одному человеку, непосредственному участнику исследуемых социальных процессов и явлений. Таким образом, в конечном варианте мы получаем некий объем информации, состоящей из ответов конкретного, живого человека.
Следует отметить, что в методологической науке, посвященной проблемам социологических опросов, существует определенное расхождение в объяснении методов опроса. В одних случаях опрос подразделяют на анкетированиеи интервьюирование.В других случаях определяющим является разделение опросов по принципу письменный - устный. Тогда с письменной формой ответов респондентов связывают анкетирование, а с устной формой ответов респондентов - интервьюирование. Но различия между этими двумя типами опросов значительно глубже. Анкетирование представляет собой более углубленный, продвинутый тип изучения аудиторий. К интервьюированию следует прибегать в тех случаях, когда требуется более полная и цельная социологическая информация. К этому типу опросов обычно прибегают тогда, когда обращаются к экспертам, специалистам - профессионалам в своей области деятельности. Отсюда и существенные отличия, которые связаны с характером постановки задаваемых в анкетах и интервью вопросов. Часто в интервью вопросы носят открытый характер, в анкетных опросах преимущественно вопросы закрытые (т.е. содержат альтернативные ответы).
Социологическая эмпирика, опирающаяся на анкетный сбор первичной информации, позволяет архивировать огромный объем представлений об изучаемых объектах. Анкета,формализованная по определенным критериям, обеспечивает исследователя возможностью обращения к большому числу респондентов. Анкета - наиболее оперативная форма "общения" с респондентом. Главное ее достоинство заключается в том, что вопросы систематизированы по блокам, поддающимся в дальнейшем оперативной машинной, либо ручной обработке.
Формализованный тип инструментария, каким является анкета, сводит к минимуму возможности отклонения от объективности ответов респондентов. Такой опрос позволяет максимально полно решить ряд социологических проблем:
- Опрос позволяет оперативно собирать, обрабатывать и интерпретировать результаты в максимально короткие сроки и при этом получать разнообразную информацию;
- Опрос обеспечивает ученых широким охватом самых различных областей социальной практики.
В то же время в прикладной социологии отношение к такому виду сбора первичной информации, как опрос, достаточно противоречиво. Полагаясь только на реакции самого опрашиваемого, который индивидуально заполняет анкету, этот метод подвержен определенной степени искажений. Информация, получаемая таким образом, отражает изучаемую реальность в том виде, как она "преломилась" в сознании" респондента. При заполнении анкет человек может крайне субъективно выражать свое личное мнение, которое будет описывать только то состояние его личности, которое характеризует лишь данный момент.
Самостоятельной процедурой, обеспечивающей социолога первичной информацией, является анализ документальных источников,статистики. Социолог-исследователь в музее обращается к определенному кругу документальных свидетельств, которые также могут представлять интерес в решении задач социологического исследования.
Эта база для сбора первичной социологической информации чрезвычайно широка. Сюда могут входить литературные источники, в том числе мемуары (воспоминания сотрудников музея, соответствующая литература). Чрезвычайно активно в социологии используется пресса - газеты, журналы, публикации, статьи, обзоры. В последнее время все чаще привлекается к социологическому исследованию радио, телевидение: музеи постоянно оказываются в поле внимания наших средств массовой коммуникации.
Само значение термина "документ" принципиально отличается от общепринятого: если в разговорной речи мы называем так официальные документы, в социологии к этим источникам относят любую информацию, которая фиксируется либо в печатном, либо рукописном тексте. К этим источникам относят и запись на магнитной пленке, и фото- или кинопленке.
В определенном смысле документальные источники находятся в особом положении в отношении других видов сбора первичной информации. Если другие источники получения информации, как правило, прямо связаны с опрашиваемыми респондентами (опросы), или имеют с такими респондентами косвенный контакт (наблюдение), то сбор информации через обращение к документальному источнику такого выхода не имеет.
Как и по отношению к другим источникам получения первичной социологической информации, при использовании документальных источников встает вопрос о достоверности этой информации. Это имеет значение и тогда, когда в качестве такового берется официальный документ, носящий статус государственного, или же когда мы обращаемся к публикациям прессы, которую принято называть "желтой". Практически любой документальный источник окрашен индивидуальностью его исполнителя, либо социальным заказом, выполняемым его автором или авторами. Достоверность источника зависит от того, какими намерениями руководствовался его автор, каков его личный социально-демографический, возрастной, половой статус и еще от очень многого, что далеко не всегда может быть легко учтено при сборе первичной информации.
Сложности использования документальных источников заключаются еще и в том, что документ необходимо социологически обработать, представить его в качественно-количественном измерении. Это - большая социологическая работа, отнимающая немало времени. Одной из главных процедур, позволяющей "переводить" текст документального источника в социологический, называется "контент-анализ". Он дает возможность массовую текстовую информацию переводить в количественные показатели, с которыми уже потом работает социолог.
Несмотря на сложности, которые подстерегают социолога при использовании документальных источников, у этого метода сбора социологической информации есть и положительные стороны. Главной из них является то, что этот метод может быть использован еще на стадии формирования и составления программы и инструментария социологического исследования. При изучении документальных источников можно более четко сформулировать цели и задачи исследования, выявить круг проблем, которые потом будут изучены в ходе социологической работы.
Организационные моменты при сборе первичной информации составляют необходимый атрибут любого социологического исследования. При наличии инструментария, ясно поставленных задачах и целях исследования организационные аспекты исследования становятся определяющими. Первым из этих аспектов назовем условия сбора социологической информации. Налицо установление обратной связи между респондентом и человеком, собирающим социологическую информацию. В таких случаях возникает проблема коммуникативности межличностного общения, когда при сборе данных возникает проблема установления доверительных контактов, которые не нарушили бы получение достоверной информации.
Обычно в профессиональных изданиях, рассказывающих о методиках сбора социологической информации, предлагают в роли интервьюеров привлекать людей, не имеющих прямого отношения к данному виду социологического исследования, даже более того -не связанных с социологией вообще. Предполагается, что в таком случае их отстраненность от исследования и тех задач, которые этим исследованием решаются, будет только способствовать повышению достоверности собираемой информации (принцип "человек - машина по сбору информации").
Однако при непосредственном сборе информации свое значение имеет и опыт работы интервьюера с публикой, его умение войти в контакт с интервьюируемым. Здесь же потребуется определенный уровень знания и психологии, и культуры общения с человеком. Поэтому в каждом конкретном случае социологи - организаторы исследования, самостоятельно решают вопрос выбора состава будущих интервьюеров. Ведущие социологические центры нашей страны и зарубежья предпочитают работать с постоянным контингентом интервьюеров (анкетеров). Как правило, в их картотеках собирается минимальный объем информации о таких людях. Всероссийский центр изучения общественного мнения, как и некоторые другие российские социологические центры, имеет также и картотеки на анкетеров по России для организации опросов по всей стране.
Помимо научных, методологических параметров, включаемых в понятие "сбор первичной социологической информации", есть еще одна сторона этого этапа исследования - она связывается с проблемами создания специальных условий, позволяющих реализовывать этот этап по установленным канонам и правилам. Здесь на первое место выходят вопросы чисто технической организации социологического исследования, которые включают и создание особых условий проведения опросов, интервьюирования, создание комфортных условий, в непринужденной, спокойной среды.
В действительности крайне нелегко планировать такие оптимальные условия сбора информации, как правило, можно только обозначить общие ориентиры, полагаясь в дальнейшем на опыт и оперативность и ответственность анкетирующего.
В современных социологических опросах обычно стремятся в исследовании проводить раздел между его исполнителями. Программу, инструментарий, описание проблемной ситуации разрабатывают ученые, специалисты в изучаемой ситуации. Сам опрос проводят другие группы людей (анкетеры, интервьюеры). Их задача - методически правильно, а значит, без значительного искажения, собрать социологическую информацию и представить ее в той или иной форме. Затем подключаются обработчики этой первичной социологической информации. Результатом их деятельности становятся всевозможные машинограммы (табуляграммы), которые поступают ученым для их научного интерпретирования. Только при таком разделении социологического труда каждое из его звеньев, ответственное за выполнение своего фронта работы, не будет оказывать "шумового" давления на последующий этап социологического исследования. Расширить пространство для получения первоначальной социологической информации, сделать эту информацию репрезентативно полной и всесторонней - та задача, которую будут решать современные социологи, приходящие в наши музеи.
Дата: 2019-02-19, просмотров: 347.