Логическая организация речи предполагает продуманность ее плана, четкость композиции, поэтому очень важной частью докоммуникативной стадии работы над речью является продумывание ее построения. Классическая модель композиции включает следующие элементы: вступление, определение предмета, изложение, подтверждение, опровержение и заключение. Каждая из частей имеет свои целевые установки.
Основная задача вступления - подготовить адресата к восприятию речи: расположить его к себе, организовать его внимание. Для этого используется ряд приемов: обращение к слушателям, апелляция к их интересам (применение «зацепляющих крючков», по выражению знаменитого мастера судебного красноречия А. Ф. Кони), вопросы, яркие примеры, случаи из жизни и т. д.
В главной части ритору важно сообщить основную информацию, доказать свои положения, при необходимости опровергнуть точку зрения оппонента, убедить слушателей (читателей) и, возможно, побудить их к определенным действиям. Для подготовки главной части выступления или текста необходимо знакомство с теорией аргументации. Это знание требований к тезису (положению, которое требуется доказать), аргументам (доводам в обоснование тезиса), основным типам аргументов, уместности их использования и правилам доказательства. Именно в главной части оратор (или автор письменного текста) должен проявить навыки владения риторическими операциями: логическими формами изложения (анализ, синтез, сравнение, обобщение) и основными приемами доказательства (индукция, дедукция, аналогия).
Основные виды аргументов
Существует несколько видов аргументации:
•нисходящая и восходящая;
•односторонняя и двусторонняя;
•опровергающая и поддерживающая.
Разумеется, любая аргументация ориентирована на конкретную ситуацию, учитывает конкретную тему, конкретного собеседника, поэтому дать практические рекомендации по использованию того или иного вида аргументации можно только в том случае, если известны все названные параметры. Но некоторые общие рекомендации существуют.
Так, нисходящая аргументация (сначала приводится самый сильный аргумент, потом - более слабые) обычно эффективна при общении с малоподготовленными собеседниками, а также в эмоциональной обстановке.
Восходящая (от более слабых к более сильным аргументам) эффективна в споре с подготовленным собеседником, в спокойной обстановке, при обсуждении сложной проблемы, когда стороны не возбуждены и готовы анализировать аргументы.
Односторонняя аргументация (излагаются только аргументы за или только аргументы против) лучше действует на малообразованных, эффективна для укрепления мнения собеседника, который еще колеблется. Двусторонняя (и а аргументы за, и аргументы против с последующим выводом) эффективнее в споре с негативно настроенным оппонентом, с подготовленным собеседником. Опровергающая аргументация (когда мы показываем ошибочность чьих- либо аргументов) и поддерживающая аргументация (подтверждает правильность тех или иных аргументов) по своему воздействию приблизительно одинаковы, но воздействие опровергающей аргументации дольше сохраняется в памяти.
Наиболее распространенная ошибка в споре - подмена тезиса. Эта ошибка состоит в том, что, начав доказывать некоторый тезис, постепенно в ходе доказательства спорящие незаметно для себя переходят к обсуждению и доказательству другого положения, сходного с первоначальным тезисом. Например, доказывая тезис "Саша - хороший друг", приводят аргументы: «Саша всегда готов прийти на помощь», "Саша получает хорошие отметки", "Саша участвует в делах класса" и т.п. Но из двух последних аргументов следует вывод, что "Саша - хороший ученик", а не «Саша -хороший друг». Это и есть подмена тезиса.
Аргументы, используемые в споре, могут быть разделены на два вида: аргументы к делу и аргументы к человеку. Аргументы первого вида имеют прямое отношение к обсуждаемому вопросу и направлены на обоснование истинности доказываемого тезиса. Можно назвать их объективными аргументами.
Аргументы второго вида затрагивают личность оппонента, его убеждения, личностные и моральные качества, призывают учесть мнения известных, авторитетных людей и т.п. Эти аргументы можно назвать субъективными. С точки зрения логики такие аргументы некорректны, но с точки зрения психологии они часто оказываются эффективными.
Наиболее распространенными разновидностями аргументов к человеку являются следующие:
- аргумент к авторитету - ссылка на высказывания или мнения великих ученых, писателей и т.п. в поддержку своего тезиса;
- аргумент к публике - ссылка на мнение, настроения, чувства других людей, присутствующих при споре ( ну подумай о них, они же тоже так думают, меня поддерживают; ну посмотри, все уже со мной согласились и т.д.);
- аргумент к личности - ссылка на личностные особенности оппонента (Например: - Ну ты вечно ничего не понимаешь! Что же ты такой бестолковый! Ну хоть раз откажись от своего упрямства и согласись! и т.д.).
- аргумент к тщеславию - расточение неумеренных похвал противнику в надежде на то, что, тронутый комплиментами, он станет мягче и покладистей;
- аргумент к жалости - возбуждение в другой стороне жалости и сочувствия ( ну пожалуйста, у меня нет другого выхода, я так плохо себя чувствую, ну согласись сделать эту работу вместо меня).
Заключение должно закрепить впечатление от сказанного, помочь адресату привести в систему все услышанное или прочитанное. Последнее очень важно в процессе обучения, в научной и других сферах профессионального общения. Кроме того, в заключении можно назвать тему следующего выступления (обычно при повторяющихся встречах с аудиторией - лекциях, уроках, радио- и телепередачах и т. п.) и наметить пути развития высказанных идей.
Особенностью устного выступления является возможность импровизации, которая может быть обусловлена контактом с аудиторией, ее реакцией на слова выступающего, ассоциациями, возникшими в ходе рассуждения, или просто «полетом мысли» оратора и т. д. Импровизация придает речи живость, непринужденность, помогает удерживать внимание слушателей. Главное, чтобы она не уводила от основной идеи выступления. Существуют даже специальные приемы возвращения к главной мысли — логическому стержню речи. Соотношение плана и импровизации обусловлено жанром выступления, характером аудитории, индивидуальностью оратора.
Тема 3. Основные этапы подготовки публичного выступления
1. Выбор темы. Тема, выбранная Вами, должна быть интересна аудитории. Если тема предложена преподавателем, надо выбрать такой аспект ее рассмотрения, который, с Вашей точки зрения, будет хорошо воспринят предполагаемыми слушателями.
2. Подбор материала. Необходимо подобрать материал для раскрытия темы. Это может быть газетная, журнальная, интернет-публикация, высказывание авторитетного человека, пример из истории или из Вашей собственной жизни. Примеров не должно быть много, но они должны быть показательны и убедительны.
3. Создание текста выступления. Текст должен быть написан (или составлен план). Обязательными частями текста выступают следующие: вступление (попытка привлечь аудиторию к рассмотрению темы), основная часть (логично построенная, содержащая достаточное количество примеров и других видов аргументов), заключение (вывод).
4. Написание текста. При наличии соответствующего навыка текст выступления можно не писать полностью, а воспользоваться составленным планом с указанием необходимых вставок (цитат, примеров и проч.). Написанный текст должен быть ориентирован на слуховое восприятие. Это значит, что он не должен быть перегружен терминами и сложными синтаксическими конструкциями. Кроме того, можно использовать такие ораторские приемы, как обращение к слушателям («вы», глаголы в повелительном наклонении), объединение себя с ними («мы с вами»), риторические вопросы. Эти приемы позволяют сосредоточить внимание аудитории на нужных моментах и разнообразят интонационный рисунок речи.
5. Репетиция. Перед выступлением надо обязательно потренироваться в произнесении подготовленной речи: проверить ее на соответствие регламенту, обратить внимание на труднопроизносимые слова и т.д.
6. Произнесение речи. Необходимо заранее настроить себя на роль «ведущего» и своим внешним видом (мимикой и жестикуляцией) демонстрировать аудитории спокойствие и уверенность. В процессе выступления важно соблюдать зрительный и голосовой контакт с аудиторией.
Существует несколько риторических законов, знание и соблюдение которых позволяет достигнуть большей эффективности в общении.
Дата: 2019-02-19, просмотров: 343.