В. Формы глагола: причастие и деепричастие
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В русском языке нет причастий будущего времени, поэтому следует помнить, что употребление причастий с суффиксами -ущ-, -ющ- и -ащ-, -ящ-, образованных от глаголов совершенного вида, например, попробовать - попробующий, недопустимо. Предложения типа: Лицам, нежелающим приобрести путевки, следует обратиться... - являются неправильными. Причастный оборот в них необходимо заменить придаточной частью сложного предложения, а неправильно образованные причастия - глаголами: Лицам, которые пожелают приобрести путевки, следует...

Неправильны, с точки зрения литературной нормы, деепричастия совершенного вида с суффиксом -в (типа лидировав), образованные от глаголов совершенного вида (лидировать, проектировать я др.), надо: лидируя.

Важно помнить, что в устной речи деепричастных оборотов вообще не должно быть.

 

В русском языке действие, обозначенное глаголом-сказуемым, и действие, обозначенное деепричастием, должны относиться к одному и тому же, причем активно действующему лицу или предмету. Речевыми ошибками являются высказывания: Просмотрев фильм, меня, как живые, окружили его герои; Увеличивая каждый раз точность отделки, поверхность детали становилась ровнее; Заметив со всех сторон лодки и людей, стадо диких коз объял ужас.

Предлог

В официальной и неофициальной, письменной и устной речи в русском языке многое различается. Так, при синонимическом употреблении предлогов типа с помощью — при помощи второй вариант конкретизирует действующее лицо и чаще употребляется в письменных формах делового и научного стилей речи; с целью - в целях - первый вариант чаще употребляется при инфинитиве, второй - при отглагольном существительном, пре­имущественно в деловой речи (с целью выяснить — в целях выяснения).

Сочетание глаголов речи, мысли с предлогами про, насчет имеет разговорный характер (про поездку - насчет поездки); с предлогами касательно, в отношении - книжный характер (касательно поездки).

Обратите внимание на частые ошибки в употреблении предлогов и их сочетании с определенными падежами. Чаще всего встречается нарушение речевой нормы при употреблении предлога о: Об этом указала газета еще в прошлом году (нужно: указала на это); Читатель просит объяснить о роли литературы (нужно: объяснить роль); Награждение большого числа работников было свидетельством о хорошем качестве (нужно: свидетельством хорошего качества); Неоднократно подчеркивалось о том, что прямолинейный подход к предмету обедняет результаты исследования (нужно: подчеркивалось, что...); Докладчик неоднократно отмечал о том, что успеваемость стала лучше (нужно: отмечал, что...).

Широко распространенное в настоящее время употребление предлога по вместо других предлогов отличает недостаточно культурную речь: Делегация получила ответы по интересующим ее вопросам (вместо: на вопросы); Мы получили отклик химика по этому изделию (вместо: на это изделие). Учтите, что неправильно также использовать предлог по вместо предлога из-за: Нельзя допускать простоя машин по техническим неполадкам (правильно: из-за технических неполадок). Обратите внимание, что предлог для указывает на цель действия и не может быть заменен в речи предлогом по: В школе много делается по художественному воспитанию детей (правильно: для художественного воспитания детей).

Предлог благодаря обычно указывает на причину, которая способствует осуществлению чего-либо (в отличие от предлога из-за, который указывает на причину, мешающую сделать что-либо), например, выздоровел благодаря заботам матери, спасся благодаря своей находчивости и т. п. Нелепыми выглядят предложения: Благодаря  пожару фирма понесла большие убытки.

При использовании различных предлогов, выражающих причинные отношения (ввиду, вследствие, в силу, в связи, из-за, по причине, благодаря и др.), необходимо учитывать свойственные им смысловые оттенки. Так, обычно мы говорим: ввиду предстоящего отъезда, но: предоставить отпуск вследствие болезни.

Необходимо помнить, что предлоги согласно, благодаря, вопреки употребляются с существительными в дательном  надеже: согласно договору (не договора), вопреки требованиям (не требований), согласно статье (не статьи), благодаря труду (не труда). Сочетать эти предлоги с формой родительного падежа нельзя. Предлог исключая обычно употребляется с винительным падежом: На Чукотке, исключая незначительную часть северного побережья, медведей нет.

Следует различать конструкции со словами, близкими по значению или однокоренными, но требующими различного управления:

• идентичный чему-либо - сходный с чем-либо (идентичный прежней формулировке -сходный с прежней формулировкой)',

обидеться на что-либо - обижен чем-либо (обиделся на эти слова - обижен оказанным ему холодным приёмом);

обрадоваться чему-либо - обрадован чем-либо (обрадовался возвращению сына -обрадован полученными результатами);

обращать внимание на что-либо - уделять внимание чему-либо (обращать внимание на каждую мелочь -уделять внимание каждой мелочи);

опираться на что-либо - базироваться на чем-либо (опираться на проверенные факты -базироваться на результатах многолетней работы);

• основываться на чем-либо - обосновывать чем-либо (основываться на последних достижениях науки - обосновывать что-то фактическими данными);

отзыв о чем-либо-рецензия на что-либо (отзыв о статье -рецензия на статью). Слово «аннотация» встречается в различных сочетаниях: аннотация на вышедшие книги -аннотации вышедших изданий;

полный чего-либо - наполненный чем-либо (полный воды кувшин - наполненный ароматом воздух);

различать что и что - отличать что от чего (различать команды «Динамо» и «Спартак»-отличать «Динамо» от «Спартака»);

уверенность в чем-либо - вера во что-либо (уверенность в успехе - вера в торжество справедливости);

уплатить, платить за что-либо — оплатить что-либо (уплатить за проезд — оплатить проезд). (Увы, ошибочное: «Оплачивайте за проезд», - мы очень часто не только слышим, но и читаем в трамваях и троллейбусах.)

Дата: 2019-02-19, просмотров: 252.