Социальные характеристики сфер применения публицистического стиля
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Общественная роль газеты (исторически первичной и по-прежнему важной сферы функционирования этого стиля) состоит в том, чтобы

  • сообщать об актуальных событиях и фактах текущей общественной жизни,
  • обеспечивать участие творчески активных сил общества в формировании и распространении нужных обществу знаний,
  • давать оперативную политическую и нравственную оценку происходящему,
  • динамично формировать и выражать общественное мнение по актуальным вопросам политики.

Газета - мобильный инструмент гласности, т.е. открытости деятельности государственных учреждений для общественного наблюдения. Для общества весьма желательно, что бы органы власти как можно полнее информировали граждан о принимаемых решениях, а также и о мотивах принятия этих решений. Здесь следует добавить, что с точки зрения науки о культуре речи очень важно излагать официальные решения языковыми средствами понятными большинству населения со средним уровнем образования. Рядовой гражданин не обязан иметь высшее юридическое образование, но законы должны быть ему понятны, в ином случае общение власти и населения не будет эффективным. Наряду с гласностью газета обеспечивает и свободу слова - она служит для выражения взглядов различных социальных слоев, крупных и мелких общественных групп, даёт человеку возможность высказать свою оценку проводимой государством политики и влияния этой политики на его частную жизнь и на жизнь общества. Являясь одним из центров политической деятельности, газета призвана быть гибким инструментом соединения живой практики с политикой, с организаторской работой институтов политической системы общества. Газеты делятся:

  • в зависимости от функционального назначения на:
    • общеполитические,
    • отраслевые,
    • развлекательные,
    • рекламные.
  • по территории распространения на:
    • федеральные,
    • региональные,
    • местные.
  • по времени выпуска на:
    • утренние,
    • вечерние.
  • по периодичности на:
    • ежедневные,
    • еженедельные.

Журнал представляет собой периодическое и/или изобразительное издание, содержащее статьи или рефераты по различным общественно-политическим, научным, производственным и другим вопросам, литературные произведения, во многих случаях иллюстрации, имеющее постоянную программу.

Информация, содержащая в журнале, может носить разнообразный характер:

  • она может быть первичной - статьи, очерки, художественные произведения и пр.;
  • вторичной - обзоры, рефераты и др.;
  • оригинальной и переводной.

Журнал, в отличие от газеты, ориентирован не на оперативную, а на обобщающую, аналитическую информацию, он имеет возможность рассматривать события в более широком плане и останавливаться только на наиболее важном. Журнал может быть активным средством повышения квалификации специалистов, широкой трибуной научного, художественного, научно-технического творчества. В зависимости от читательского адреса журнала определяется степень и характер использования специальной терминологии, соотношение средств публицистического и научного или официально-делового стилей.

Массово-политическая литература предназначена для подробного разъяснения широкому кругу читателей программ политических партий, основных понятий политологии, истории политических учений, для ознакомления массового читателя с научным анализом общественных явлений.

Тема 3. Язык средств массовой информации (СМИ)

Произведения публицистического стиля чаще всего доходят до адресата через средства массовой информации (СМИ), к которым относятся телевидение, радио, печатные (газеты, журналы) и элект­ронные (Интернет) издания. Как следует из названия, главной зада­чей СМИ является передача информации адресату.

Функции СМИ

В зависимости от типа информации выделяют пять функций СМИ:

1) собственно информационная (сообщаются новости, актуальная информация);

2) комментарийно-оценочная (новости истолковываются, им да­ется оценка);

3) познавательно-просветительская (сообщается информация культурного, научного плана);

4) функция воздействия (излагается информация, способная по­влиять на взгляды и поведение людей, например, рекламная акция, предвыборная кампания);

5) развлекательная (задача журналиста — доставить адресату чувство удовольствия).

Чаще всего эти функции реализуются одновременно в рамках одной и той же статьи, радиопрограммы или телепередачи.

Различные СМИ обладают разными возможностями: телевиде­ние — это звучащее слово, сопровождаемое движущимся изображе­нием, газета — это слово напечатанное, иллюстрируемое фотография­ми и рисунками.

Одна из функций СМИ — функция воздействия — наиболее ярко проявляется в рекламных текстах. Широкое распространение в по­здние десятилетия рекламы привело к тому, что на стыке официально-делового и публицистического стилей сформировался особый стиль— язык рекламы.

Дата: 2019-02-19, просмотров: 273.