Общественная роль газеты (исторически первичной и по-прежнему важной сферы функционирования этого стиля) состоит в том, чтобы
Газета - мобильный инструмент гласности, т.е. открытости деятельности государственных учреждений для общественного наблюдения. Для общества весьма желательно, что бы органы власти как можно полнее информировали граждан о принимаемых решениях, а также и о мотивах принятия этих решений. Здесь следует добавить, что с точки зрения науки о культуре речи очень важно излагать официальные решения языковыми средствами понятными большинству населения со средним уровнем образования. Рядовой гражданин не обязан иметь высшее юридическое образование, но законы должны быть ему понятны, в ином случае общение власти и населения не будет эффективным. Наряду с гласностью газета обеспечивает и свободу слова - она служит для выражения взглядов различных социальных слоев, крупных и мелких общественных групп, даёт человеку возможность высказать свою оценку проводимой государством политики и влияния этой политики на его частную жизнь и на жизнь общества. Являясь одним из центров политической деятельности, газета призвана быть гибким инструментом соединения живой практики с политикой, с организаторской работой институтов политической системы общества. Газеты делятся:
Журнал представляет собой периодическое и/или изобразительное издание, содержащее статьи или рефераты по различным общественно-политическим, научным, производственным и другим вопросам, литературные произведения, во многих случаях иллюстрации, имеющее постоянную программу.
Информация, содержащая в журнале, может носить разнообразный характер:
Журнал, в отличие от газеты, ориентирован не на оперативную, а на обобщающую, аналитическую информацию, он имеет возможность рассматривать события в более широком плане и останавливаться только на наиболее важном. Журнал может быть активным средством повышения квалификации специалистов, широкой трибуной научного, художественного, научно-технического творчества. В зависимости от читательского адреса журнала определяется степень и характер использования специальной терминологии, соотношение средств публицистического и научного или официально-делового стилей.
Массово-политическая литература предназначена для подробного разъяснения широкому кругу читателей программ политических партий, основных понятий политологии, истории политических учений, для ознакомления массового читателя с научным анализом общественных явлений.
Тема 3. Язык средств массовой информации (СМИ)
Произведения публицистического стиля чаще всего доходят до адресата через средства массовой информации (СМИ), к которым относятся телевидение, радио, печатные (газеты, журналы) и электронные (Интернет) издания. Как следует из названия, главной задачей СМИ является передача информации адресату.
Функции СМИ
В зависимости от типа информации выделяют пять функций СМИ:
1) собственно информационная (сообщаются новости, актуальная информация);
2) комментарийно-оценочная (новости истолковываются, им дается оценка);
3) познавательно-просветительская (сообщается информация культурного, научного плана);
4) функция воздействия (излагается информация, способная повлиять на взгляды и поведение людей, например, рекламная акция, предвыборная кампания);
5) развлекательная (задача журналиста — доставить адресату чувство удовольствия).
Чаще всего эти функции реализуются одновременно в рамках одной и той же статьи, радиопрограммы или телепередачи.
Различные СМИ обладают разными возможностями: телевидение — это звучащее слово, сопровождаемое движущимся изображением, газета — это слово напечатанное, иллюстрируемое фотографиями и рисунками.
Одна из функций СМИ — функция воздействия — наиболее ярко проявляется в рекламных текстах. Широкое распространение в поздние десятилетия рекламы привело к тому, что на стыке официально-делового и публицистического стилей сформировался особый стиль— язык рекламы.
Дата: 2019-02-19, просмотров: 273.