План изучения учебного модуля
Теория изучается в такой последовательности:
Тема 1. Оратор и его аудитория
Тема 2. Структура публичного выступления.
Тема 3. Основные этапы подготовки публичного выступления
Тема 4. Законы современной риторики.
Теоретический материал
Тема 1. Оратор и его аудитория
Существует несколько определений риторики, но почти во всех присутствует понятие «искусство» или «мастерство»: искусство убеждения, искусство говорить хорошо, искусство украшения речи, искусство речевого воздействия и т. д. Характерно определение, предложенное А.К. Михальской: «Риторика - это теория и мастерство целесообразной, воздействующей, гармонизирующей речи» (Михальская А.К. Основы риторики: Мысль и слово: Учеб. пособие для учащихся 10-11 классов. М., 1996. С. 32).
Начало риторического процесса - в замысле говорящего, его завершение - в реакции слушающего. Реакция на убедительную, воздействующую речь может выразиться в изменении убеждений адресата.
Значение риторических знаний, способствующих гармонизации общения, очевидно: это и профилактика стрессов, и залог успеха коммуникации в разных областях человеческой жизни - и семейной, и профессиональной. Особенно важны эти знания тем, чье умение общаться с людьми является частью их профессиональной подготовки: преподавателям, журналистам, юристам, руководителям разных рангов, политикам, менеджерам и др.
Центральное место в общей риторике занимает учение об этапах риторической деятельности - пути от мысли к слову. Задумавший речь должен ответить для себя на три вопроса: что сказать, где (в какой последовательности), как (какими словами)? Этим вопросам соответствуют три важнейших раздела классического риторического канона (правила, образца): изобретение содержания речи, расположение изобретенного и его словесное выражение.
Для классической риторики очень существенным является понятие речевой ситуации, описание которой было дано еще Аристотелем. Им были выделены следующие элементы: оратор, предмет, о котором он говорит, и лицо, к которому он обращается. Без учета возраста, пола, интеллекта, интересов, этнических черт поведения и мировосприятия слушателя (или аудитории) речь не может быть успешной, эффективной, воздействующей.
В соответствии с представлениями классической риторики, говорящий обладает тремя способами воздействия на аудиторию -логосом, этосом и пафосом, гармоничное сочетание которых должно сделать речь убедительной и влиятельной.
Основополагающим в триаде оратора древние считали э т о с - нравственные качества говорящего, его честность по отношению к слушателям. Но и собственно знание предмета, владение логикой и искусством аргументации (все это соответствует понятию «логос») являются неотъемлемой составляющей хорошего выступления, способного заинтересовать аудиторию. Взволнованность оратора, неравнодушие к предмету речи и в то же время умение эмоционально воздействовать на слушателей соотносится с понятием «пафос». Использование интонационных средств (пауза, смена темпа, тембр и др.) и ряда риторических фигур придают яркость и выразительность выступлению.
Следует учитывать особенности аудитории, в которой предстоит выступить: однородна или неоднородна аудитория (по возрасту, полу, национальности, уровню образования, профессиональным интересам, настроению и т.п.), количественный состав слушателей (в зависимости от этого могут быть использованы разные приемы), некоторые особенности психологии слушателей (важно, чтобы слушатели почувствовали уверенность в поведении оратора, увидели спокойствие и достоинство на его лице, услышали твердость и решительность в голосе).
Дата: 2019-02-19, просмотров: 245.