Способности – это индивидуально-типологические особенности человека, определяющие успешность выполнения им деятельности и легкость ее освоения. Они облегчают усвоение знаний, формирование умений и навыков.
Каждый период создает особые благоприятные условия для проявления и развития способностей. Наиболее своеобразный в этом отношении дошкольный возраст, в котором бурно развиваются все виды способностей. Способности проявляются и формируются лишь в деятельности.
Уже в раннем возрасте у детей можно заметить первые проявления способностей – склонность к какому-либо виду деятельности. Выполняя ее, ребенок испытывает радость, удовольствие. Чем больше он занимается этим видом, тем больше хочется делать, ему интересен не результат, а сам процесс. Но наиболее интенсивно и ярко способности начинают развиваться с 3–4 лет.
К познавательным способностям относятся: сенсорные, интеллектуальные и творческие. Сенсорные (перцептивные) способности связаны с восприятием ребенком предметов и их качеств, они составляют основу умственного развития и интенсивно формируются с 3—4 лет.
Основу развития интеллектуальных способностей составляют действия наглядного моделирования: замещение, использование готовых моделей и построение модели на основе установления отношений между заместителем и замещаемым объектом. Творческие способности связаны с воображением, что позволяет находить оригинальные способы и средства решения задач, придумывать сказку или историю, создавать замысел игры или рисунка.
Практические способности проявляются в совместной деятельности (трудовой, игровой, конструктивной). Это, прежде всего, организаторские способности, т.к. эти виды деятельности носят коллективный характер. В конструктивной деятельности развиваются конструктивно-технические способности – пространственное видение, воображение, умение представить предмет в целом и по частям.
Специальные способности также активно развиваются. Это, прежде всего, художественные, т.к. ребенок включается в разнообразные виды деятельности – поет, танцует, рисует, лепит. У дошкольника проявляются изобразительные способности, декоративно-прикладные, театрально-речевые, музыкальные.
В основе способностей к творчеству лежит такая личностная особенность, как креативность (дивергентные способности) ‒ это способность порождать множество разнообразных оригинальных идей в нерегламентированных условиях деятельности (например, вне занятий).
Можно выделить три группы одаренных детей (Н.С.Лейтес):
1. Дети с ускоренным умственным развитием. Они отличаются от сверстников высоким уровнем развития интеллекта, познавательной умственной активностью, ненасытной познавательной потребностью.
2. Дети с ранней умственной специализацией. Они характеризуются при обычном общем уровне особой расположенностью к какому-либо одному предмету (области науки или техники).
3. Дети с отдельными признаками незаурядных способностей. Они не опережают сверстников в общем развитии интеллекта, не проявляют ярких успехов в каких-либо областях деятельности, но их отличают особые качества отдельных психических процессов. Например, необычная память о каких-либо объектах, богатство воображения, проявляюще-еся в необычных ассоциациях, острая наблюдательность.
Для эффективного развития творческих способностей необходимы следующие условия:
создание ситуации успеха;
сочетание индивидуальных и коллективных видов работы;
выстраивание на занятии игрового сюжета;
создание ситуации творческого поиска;
стимулирование детского творчества занимательным содержанием;
применение разнообразных художественных материалов и техник;
наличие творческих заданий;
проведение наблюдений перед рисованием с натуры;
интеграция различных видов искусства;
обеспечение позитивного отношения семьи к творчеству ребенка.
В общении с одаренными, способными детьми важна правильная позиция взрослого. Взрослому следует проявлять терпение к странным, на его взгляд, идеям ребенка, проявлять сочувствие к неудачам, стараться отвечать на все его вопросы, предоставлять максимальную самостоятельность и возможность заниматься интересующим его делом. И в то же время следует помнить, что одаренный ребенок все-таки характеризуется теми же возрастными показателями, что и обычный. Поэтому ему необходимо предоставлять время для игры, дошкольных видов деятельности, помочь избежать одностороннего преждевременного взросления.
Трудности у таких детей проявляются и в отношениях со сверстниками. Общение с ровесниками оказывается для одаренных детей не всегда интересным, поскольку их умственное развитие значительно опережает развитие последних. Старшие же дети считают их маленькими. Взрослый должен найти для одаренных детей сверстников примерно такого же уро психологического развития.
Трудности наблюдаются у одаренных детей и по отношению к самим себе. Повышенная критичность приводит к повышенной тревожности и ранимости, к тому, что дети часто не удовлетворяются результатами своей деятельности, остро переживают, если не удается решить проблему, найти однозначный ответ на возникший вопрос. Поэтому взрослый дол-жен помочь ребенку поверить в себя, свои силы, поддержать на трудном пути познания. И в то же время важно научить дошкольника правильно и объективно оценить себя, полученный результат.
Следует отметить, что необходимо изучать внутренний мир каждого ребенка, его склонности, интересы, возможности в разных видах деятельности, избегать ранней специализации. Это поможет обнаружить область знаний, вид деятельности, к которым наиболее способен ребенок. Это приведет к адекватным методам для развития способностей каждого. Для этого необходимо создавать предметную среду с предоставлением разнообразных предметов и помочь ребенку проявить его замыслы, способности, обучить специальным умениям. На развитие способностей дошкольников благоприятное воздействие оказывает атмосфера увлеченности, сотворчества, создаваемая в процессе педагогического общения воспитателя с детьми.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 274.