Эмоциональные переживания ребенка раннего возраста сохраняют ряд особенностей, характерных для младенца. Они кратковременны, неустойчивы, бурно выражаются. Дети очень впечатлительны. Эмоциональное возбуждение оказывает сильное влияние на все их поведение. В ожидании приятного события (праздника, дня рождения и пр.) или после него они становятся плаксивыми, раздражительными, капризными, отказываются от еды игрушек, долго не могут заснуть. В группе раннего возраста по-прежнему можно наблюдать «эмоциональное заражение»: если начинает плакать один из них, то его сразу же поддерживают другие. Отрицательные эмоции чаще всего вызывают:
• нарушение режима дня;
* неправильные воспитательные приемы кормления, укладывания спать, умывания;
* недостаточно продолжительное и эмоционально насыщенное общение со взрослым;
• отсутствие условий для самостоятельной игры;
* возникновение «экзальтированной» привязанности к какому-либо члену семьи;
* отсутствие единства требований к ребенку и рассогласование в приемах его воспитания.
Эмоции во многом определяют поведение ребенка раннего возраста. Он действует, не задумываясь, под влиянием сиюминутно возникших переживаний. Чувства выполняют побуждающую роль, являясь мотивами поведения, которые поэтому импульсивны (А. Н. Леонтьев).
В то же время в возрасте 1–3 лет происходят заметные изменения в эмоциональной сфере. Во-первых, эмоции и чувства освобождаются от ситуативности и могут быть связаны с теми объектами, которые не видят перед собой в данный момент. Во-вторых, значительно обогащается содержание переживаний, поскольку для ребенка расширяются границы окружающего мира, появляются новые виды деятельности, увеличивается круг общения. В-третьих, переживания ребенка перестают быть подражательными, у него все ярче проявляются собственные чувства к окружающему.
Эмоции детей раннего возраста тесно связаны с предметной деятельностью, ее успешностью или неуспешностью. Ребенок переживает степень освоения действия, достигнутый результат. Таким образом, происходит дальнейшая социализация эмоций.
В раннем возрасте развиваются высшие чувства, предпосылки которых сложились в младенчестве. К 3 годам отчетливо проявляются эстетические чувства. Малыш переживает характер музыки, радуется красивой одежде, цветущим растениям. Восторг вызывает все яркое и блестящее, но он учится отличать красивое от некрасивого, гармоничное от дисгармоничного.
На основе чувства удивления, которое наблюдалось еще у младенца, в раннем детстве возникает элементарная любознательность.
Зарождаются новые нравственные чувства в отношении сверстников: соперничество, элементы зависти, ревность. В то же время при систематическом побуждении взрослого ребенок начинает распространять на сверстника чувство симпатии, которое проявляется через сострадание, сочувствие.
Под влиянием воздействий на малыша положительной и отрицательной оценки взрослого возникает чувство стыда, которое является проявлением детского самолюбия, зарождающегося чувства гордости и собственного достоинства.
В дошкольном возрасте происходит развитие эмоциональной сферы личности, т.к. у ребёнка расширяется круг потребностей, интересов, он включается в более разнообразные виды деятельности. Дошкольник отличается повышенной эмоциональностью. Он не только объект, по отношению к которому взрослые проявляют определённые эмоции и чувства, но субъек
испытывает определённые переживания при восприятии окружающего мира, по отношению к событиям в собственной жизни.
Особенности эмоционального развития дошкольников:
1.Непосредственность и импульсивность эмоциональных проявлений (ребёнок моментально реагирует на удовлетворение потребностей или внешние воздействия плачем, смехом, удивлением и т.д.). Дошкольнику трудно сдерживать свои эмоции, управлять ими. Эмоции и чувства часто являются доминирующим мотивом, определяющим поведение ребёнка.
2. Чувства становятся более осознанными, обобщёнными, разумными, произвольными, внеситуативными.
3. Расширяется сфера чувств. Формируются высшие чувства: нравственные, интеллектуальные, эстетические.
4. Расширяется диапазон средств выражения чувств (невербальные и вербальные средства выражения чувств).
Эмоции и чувства в дошкольном возрасте оказывают существенное влияние на формирование личности ребёнка. Чем больше ребёнок испытывает положительных эмоциональных переживаний, ощущает эмоциональный комфорт, тем более полноценная формируется личность. Эмоциональное благополучие способствует выработке положительных качеств, доброжелательного отношения к другим людям. На эмоциональное благополучие ребёнка влияет множество факторов:
* удовлетворённость его потребностей, желаний, интересов;
* отношение со стороны взрослых и сверстников;
* успешность в разных видах деятельность, оценка достижений.
Эмоциональное самочувствие ребёнка – это фон, который окрашивает все жизненные события ребёнка. Желательно, чтобы преобладал положительный эмоциональный фон. Дети дошкольного возраста не только эмоционально восприимчивы, отзывчивы, но и подвержены «эмоциональному заражению». Дошкольники в течение дня переживают целую гамму чувств, они неустойчивы, быстро сменяют друг друга. Дети не могут постоянно находиться в эмоциональном напряжении (тревожность, страх), им нужна эмоциональная разрядка, поэтому взрослые должны показывать, как можно выразить свои чувства и не обижать других.
Развитие чувств осуществляется в игре, учебной, трудовой деятельности, повседневном общении. Но особенно в процессе организации развлечений, праздников.
Чувства, возникающие в познавательной деятельности, называются интеллектуальными (чувство любознательности, удивления, открытий, радости достижений, чувство юмора и т.д.). Развитие эстетических чувств связано с развитием художественных видов деятельности – изобразительной, конструктивной, музыкальной. Это чувство прекрасного и безобразного, красивого и некрасивого, восхищения, восторга, гармонии, порядка и т.д.
Развитие моральных (нравственных) чувств связано с характером взаимоотношений ребенка со взрослыми и со сверстниками. У детей с 4-5 лет формируется чувство долга, чувства гордости и стыда. Наиболее ярко эти чувства проявляются к 6-7 годам. Нарушение правил дошкольником, его недостойные поступки вызывают чувство вины, неловкости, смущения, беспокойства.
В дошкольном возрасте продолжают развиваться гуманные чувства: симпатия к другим людям, сочувствие, отзывчивость, забота о других. Вместе с тем, следует отметить, что сочувствие, сопереживание сверстнику во многом зависит от ситуации и позиции ребенка. В условиях острого личного соперничества эмоции захлестывают дошкольника, сопереживание товарищу заметно снижается. Постепенно у дошкольника развивается способность к эмоциональной децентрации – способности ребенка мысленно отойти от своего текущего эмоционального состояния, и он начинает искренне сопереживать товарищу: радоваться его успехам, огорчаться его неудачам. Эмоциональная децентрация – важное новообразование в эмоциональной сфере ребенка дошкольного возраста.
Благодаря способности к эмоциональной децентрации у дошкольника появляется чувство дружбы. Дружба обусловлена в первую очередь совместной игрой. У старших дошкольников дружба приобретает более интимный характер, ее основаниями могут быть взаимные склонности, симпатии, интересы.
В дошкольном возрасте происходит становление волевого действия: ребенок овладевает целеполаганием (побуждением), планированием действий, контролем.
Волевое действие начинается с постановки цели. Дошкольник осваивает целеполагание – умение ставить цель деятельности. Элементарное целеполагание наблюдается уже у младенца (тянется к заинтересовавшей его игрушке, ищет ее, если она выходит за пределы его поля зрения). Однако цели задаются извне (предметом).
Примерно в 2 года в связи с развитием самостоятельности возникает стремление к цели, но она достигается только с помощью взрослых.
У дошкольника целеполагание развивается по линии самостоятельной, инициативной постановке целей, которые с возрастом изменяются и по содержанию. В младшем дошкольном возрасте цели связаны с личными интересами и сиюминутными желаниями. Старшие дошкольники уже ставят цели, важные как для них, так и для других людей.
Планирование – это средство раскрытия цели применительно к данным обстоятельствам, средство формирования намерения достичь цели, средство осуществления саморегуляции с помощью второй сигнальной системы, т.е. речи. Речь связывает во времени текущие события с прошлым и будущим, помогает ребенку овладеть своей деятельностью и поведением.
Планируя, ребенок создает в речевой форме модель, программу своих действий, когда намечает их цель, условия, средства, способы и последовательность. Умение планировать свою деятельность формируется только при обучении со стороны взрослого.
Как правило, направляя собственные действия, ребенок младшего и среднего дошкольного возраста говорит вслух. Старший дошкольник выполняет уже сравнительно сложные речевые инструкции взрослых, не прибегает к громкой речи, а составляет план и руководит своими действиями про себя. Однако в затруднительных случаях, требующих, например, сдерживать сильные желания, нередко руководит собой вслух.
Первые предпосылки контроля за своим поведением возникают у преддошкольника и вызваны стремлением к самостоятельности. В дошкольном возрасте самоконтроль формируется в связи с осознанием правил, результата и способа действия, если ребенок сталкивается с необходимостью подробно объяснить свои действия, самостоятельно находить и исправлять ошибки.
Этапы развития самоконтроля: 1) освоение способов самопроверки; 2) развитие потребности проверять и корректировать свою работу.
Дошкольникам сложно еще обнаруживать собственные ошибки, соотносить выполняемые действия с образцом, несмотря на то, что понимают требования взрослого. К самопроверке чаще прибегают лишь по требованию взрослого. Потребность в самоконтроле появляется, если ребенок встречается с трудностями и у него возникает сомнение в правильности выполняемой работы.
Развитие произвольности предполагает формирование направленности ребенка на собственные внешние или внутренние действия, т.е. способности управлять собой. Главными характеристиками произвольности являются осознанность (сознательность) и опосредованность. В возрасте около 2 лет все поведение ребенка становится опосредованным, т.е. управляемым сначала речью взрослого, а потом собственной. Слово может вызывать или тормозить реакции ребенка. Это дает ему возможность выполнять сложные указания и требования взрослого.
Он фиксирует свое действие в слове, а значит, осознает его. Осознание собственных действий позволяет ребенку управлять своим поведением, преодолевать импульсивность.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 375.