Вопрос 5. Закономерности психического развития
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Психическое развитие нельзя рассматривать как уменьшение или увеличение каких-либо показателей, как простое повторение того, что было раньше. Психическое развитие предполагает появление новых качеств и функций и в то же время изменение уже существующих форм психики. Таким образом, психическое развитие – закономерное изменение психических процессов и свойств во времени, выраженное в их количественных, качественных и структурных преобразованиях

Развитие каждой психической функции, каждой формы поведения подчиняется своим особенностям, но психическое развитие в целом имеет общие закономерности. Закономерности психического развития – это те механизмы, которые определяют, объясняют, описывают психическое развитие, опираясь на которые можно этим развитием управлять.

Л.С. Выготский определил 4 основные закономерности психического развития:

Цикличность. Развитие имеет сложную организацию во времени. Ценность каждого года или месяца жизни ребенка определяется тем, какое место он занимает в циклах развития: отставание в интеллектуальном развитии на 1 год будет очень большим, если ребенку 2 года, и незначительным, если ему 15 лет. Это связано с тем, что темп и содержание развития изменяются на протяжении детства. Периоды подъема, интенсивного развития сменяются периодами замедления, затухания. Такие циклы развития характерны для отдельных психических функций (памяти, речи, интеллекта и др.) и для развития психики ребенка в целом. Собственно возраст как стадия развития и представляет собой такой цикл, со своим особым темпом и содержанием.

Неравномерность развития. Разные стороны личности, в том числе психические функции, развиваются неравномерно, непропорционально. Поэтому на каждом возрастном этапе происходит перестройка их связей, изменение соотношения между ними. Развитие отдельной функции зависит от того, в какую систему межфункциональных связей она включена.

«Метаморфозы» в детском развитии. Развитие не сводится к количественным изменениям, это цепь качественных изменений, превращений одной формы в другую. Ребенок не похож на маленького взрослого, который мало знает и умеет и постепенно приобретает нужный опыт. Психика ребенка своеобразна на каждой возрастной ступени, она качественно отлична от того, что было раньше, и того, что будет потом.

Сочетание процессов эволюции и инволюции в развитии ребенка. Процессы «обратного развития» как бы вплетены в ход эволюции. То, что развивалось на предыдущем этапе, замирает или преобразуется. Например, ребенок, научившийся говорить, перестает лепетать. У младшего школьника исчезают дошкольные интересы, некоторые особенности мышления, присущие ему раньше. Если же инволюционные процессы запаздывают, наблюдается инфантилизм: ребенок, переходя в новый возраст, сохраняет старые детские черты.

Помимо указанных закономерностей иногда выделяется и ряд других. Например, сензитивность развития, дивергентность и конвергентность хода развития. Сензитивный период развития – это период повышенной восприимчивости психики к внешним воспитательным и обучающим воздействиям. Дивергенция – это повышение разнообразия в процессе психического развития, а конвергенция – его свёртывание, усиление избирательности.

Детский психолог Галина Анатольевна Урунтаева выделила следующие закономерности психического развития:

1. Неравномерность и гетерохронность: каждая психическая функция развивается своими темпами, имеет свой сензитивный период развития, фазы развития органов и функций не совпадают по времени.

2.Стадиальность развития: в результате скачкообразного и противоречивого характера психического развития чётко прослеживаются определённые стадии, определяющие характерные возрастные особенности психического развития.

3. Дифференциация и интеграция процессов, свойств и качеств. Дифференциация состоит в том, что они отделяются друг от друга, превращаясь в самостоятельные формы или деятельность. Так, память выделяется из восприятия и становиться самостоятельной функцией. Интеграция обеспечивает установление взаимосвязей между отдельными сторонами психики. Так, познавательные процессы, пройдя период дифференциации, устанавливают взаимосвязи на более высоком, качественно новым уровне. В частности, взаимосвязи памяти с речью и мышлением обеспечивают ее интеллектуализацию. Следовательно, эти две противоположные тенденции взаимосвязаны и не существуют друг без друга. С дифференциацией и интеграцией связана кумулятивностью, предполагающая накопление отдельных показателей, подготавливающих качественные изменения в разных областях психики ребенка. Характерный пример – последовательное становление и развитие мышления: наглядно-действенное →наглядно-образное →словесно-логическое, когда каждый последующий вид мышления возникает на базе предшествующего и включает его в себя.

4.Смена биологических и социальных детерминант (причин), определяющих психическую деятельность и поведение.

5. Пластичность психики: изменение психики под влиянием разных условий, различного опыта. Одно из проявлений пластичности состоит в компенсации психических или физических функций, в случае их отсутствия или недоразвития, например при недостатках зрения, слуха, двигательных функций.

Наиболее существенные и длительно действующие факторы, оказывающие влияние на развитие психических процессов и свойств личности являются движущими силами психического развития. К ним относятся:

* противоречие между потребностями и возможностями;

* ведущая деятельность в каждом возрастном периоде;

* сотрудничество ребёнка со взрослым, создающим ему зону ближайшего развития;

* соотношение внешних социальных условий и внутренних условий созревания высших психических функций;

* психическое и психологическое здоровье ребенка. В основе психического здоровья – развитие высших психических функций. Психологическое здоровье связано с тем, что человек находит достойное, удовлетворяющее его место в познаваемом, переживаемом им мире.

 

Вопрос 6. Периодизация психического развития Л.С. Выготского.

Л.С. Выготский разработал концепцию, в которой рассматривал возрастное развитие как диалектический процесс и предложил собственную периодизацию.Исследуя динамику перехода от одного возраста к другому, ученый пришел к выводу, что изменения в детской психике могут происходить медленно и постепенно, а могут – быстро и резко. Исходя из этого, им выделяются в развитии стабильные и критические стадии развития. Стабильный период характеризуется плавным ходом процесса развития, без резких сдвигов и перемен в личности ребенка; длится несколько лет и составляет большую часть жизни человека. Изменения, которые происходят на протяжении длительного времени, как правило, незаметны для окружающих. Но, накапливаясь, в конце периода они обусловливают качественный скачок в развитии, что определяет появление возрастных новообразований. Поэтому об уровне развития можно судить, сравнив начало и конец стабильного периода.

По мнению Л.С. Выготского, стабильные и критические периоды в развитии чередуются: 1кризис новорожденности; 2стабильный период младенчества; 3кризис первого года жизни; 4стабильное раннее детство (1 – 3 года); 5кризис трех лет; 6.стабильный дошкольный возраст (3 – 7 лет); 7.кризис семи лет; 8.стабильный школьный возраст (8 – 12 лет); 9.кризис 13 лет; 10стабильный пубертатный возраст (14 – 18 лет); 11.кризис 17 лет.

Отличительными особенностями периодизации Л.С. Выготского считают:

1.исключение эмбрионального периода развития (т.к. развитие ребенка понимается как развитие социального существа);2.включение возраста полового созревания (пубертатного периода) в число стабильных а не критических, т.к. в этот период происходит большой подъем, высшие синтезы психических функций;3.исключение периода юности (после 17 – 18 лет), т.к. во взрослости действуют другие закономерности психического развития;4.!!! введение в периодизациию критических периодов.

Л.С. Выготский описал следующие возрастные кризисы:

* кризис новорожденности — отделяет эмбриональный период развития от младенческого возраста;кризис одного года — отделяет младенчество от раннего детства;кризис трех лет — переход к дошкольному возрастур, кризис семи лет — соединительное звено между дошкольным и школьным возрастом;кризис тринадцати лет — совпадает с переходом к подростковому возрасту;кризис 17 лет.

Переход человека от одной стадии развития к другой осуществляется в результате прохождения возрастных кризисов, которые могут переживаться и субъективно ощущаться человеком более или менее остро. Кризисы длятся недолго, обычно до 2-х месяцев, но при неблагоприятном стечении обстоятельств могут растягиваться до 2-х лет. Для кризиса характерно бурное развитие человека.

К особенностям протекания кризисов относят:1) неотчетливость границ, т.е. сложность в определении того момента, когда он начнется и сколько будет продолжаться;2) часто кризис сопровождается эмоциональной неустойчивостью человека, его переживающего. Для детей в период кризиса может стать характерной трудновоспитуемость, капризность;3) кризис сопровождается снижением работоспособности.

В связи с данными особенностями протекания кризиса, родителям и педагогам чрезвычайно важно знать его симптоматику, чтобы, учитывая происходящие изменения, эффективно строить свои взаимоотношения с ребенком. В этом случае процесс протекания кризиса можно значительно смягчить, что обеспечит снижение негативных побочных эффектов.Возрастные кризисы не ограничиваются периодами развития личности ребенка, однако кризисные периоды в зрелых возрастах и старости изучены сравнительно мало. После прохождения кризиса человек переходит на новую стадию развития. В результате чего происходят психические и социальные изменения, то есть возникают психологические новообразования.

Вопрос 5. Периодизация психического развития Д.Б. Эльконина.

Линию Л.С.Выготского продолжили А.Н. Леонтьев и Д.Б. Эльконин. Д.Б. Эльконин, опираясь на опыт культурно-исторической психологии Л.С.Выготского, предложил рассматривать каждый период развития на основе четырех критериев, в их числе: соц. Сит. развития как система отношений, в которую вступает ребенок, и способ ориентации в этих отношениях; основной (ведущий) тип деятельности; осн. Новообр. развития; кризис.

Этапы и стадии детского развития по Д.Б. Эльконину:

* этап раннего детства состоит из двух стадий: младенчества с кризисом новорожденности (мотивационно-потребностная сфера личности) и раннего возраста, начало которого знаменует кризис 1-го года жизни (операционально-техническая сфера);

* этап детства начинается кризисом 3-х лет, знаменующим начало дошкольного возраста (мотивационно-потребностная сфера). Вторая стадия открывается кризисом 7-ми лет и переходит в младший школьный возраст (операционально-техническая сфера);

* этап отрочества делится на стадию подросткового возраста (мотивационно-потребностная сфера), началом которого является кризис 11—12-ти лет, и стадию ранней юности (операционально-техническая сфера), связанную с кризисом 15-ти лет.

По Д.Б.Эльконину, кризисы 3-х и 11 − 12-ти лет — это кризисы отношений, вслед за ними возникают новые ориентации в человеческих отношениях; а кризисы первого года, 7-ми и 15-ти лет − кризисы мировоззрения, меняющие ориентацию в мире вещей. Разделяя каждый период на две стадии, Д.Б. Эльконин считал, что на первой стадии осуществляются изменения мотивационно-потребностной сферы личности, а на второй происходит освоение операционально-технической сферы. По мнению Д.Б. Эльконина, психическое развитие ребенка во многом определяется познанием двух граней окружающей действительности – предметного мира и мира человеческих отношений.

Освоение выделенных систем отношений, по мнению Д.Б. Эльконина, происходит в разных видах деятельности. Ученым был открыт закон чередования, периодичности разных типов деятельности на каждом этапе: за деятельностью одного типа, ориентирующей субъекта в системе отношений между людьми, в нормах и правилах взаимодействия в социуме, обязательно следует деятельность другого типа, в которой происходит ориентация в способах употребления предметов. Каждый раз между этими двумя типами ориентации всегда возникают противоречия.

Ученый считал, что можно выделить 2 группы ведущих деятельностей. Первую группу Эльконин назвал «ребенок – общественный взрослый». Её образуют деятельности, которые способствуют усвоению ребенком норм отношений между людьми. К этой группе относят следующие виды деятельности:

* непосредственно-эмоциональное общение младенца;

* ролевая игра дошкольника;

* интимно-личнсотное общение подростка.

Во вторую группу (её Эльконин назвал «ребенок – общественный предмет») входят деятельности, направленные на усвоение общественно выработанных способов действий с предметами):

* предметно-манипулятивная деятельность ребенка раннего возраста;

* учебная деятельность младшего школьника;

* учебно-профессиональная деятельность старшеклассника.

Д.Б.Эльконин считал, что в деятельностях группы «ребенок – общественный взрослый», главным образом, развивается мотивационно-потребностная сфера, а в деятельностях группы «ребенок – общественный предмет» – познавательная сфера.

На основе этого Д.Б. Элькониным следующие стадии психического развития:

1) младенческий возраст (до 1-ого года). Ведущей деятельностью является непосредственно-эмоциональное общение. Деятельность направлена на познание отношений. Способствует развитию мотивационно-потребностной сферы. К новообразованиям возраста относятся потребность в общении, хватание, ходьба, первые слова.

2) раннее детство (1 – 3 года). Ведущей деятельностью является предметно-манипулятивная деятельность, направленная на познание предметного мира. Способствует развитию познавательной сферы. К новообразованиям возраста относят прямохождение, речь, наглядно-действенное мышление.

3) дошкольный возраст (3 – 6 (7) лет). Ведущей деятельностью является ролевая игра. Направлена на познание отношений. Способствует развитию мотивационно-потребностной сферы. К основным новообразованиям возраста относят потребность в общественно значимой и оцениваемой деятельности, соподчинение мотивов, самооценку и др.

4) младший школьный возраст (6 (7) – 10 (11) лет). Ведущим видом деятельности является учебная деятельность, направлена на познание начала наук. Преимущественно развивается познавательная сфера. К новообразованиям возраста относятся произвольность, внутренний план действий, самоконтроль, рефлексия.

5) подростковый возраст (11 – 14 лет). Ведущим видом деятельности является интимно-личностное общение, которое направлено на познание системы общения в различных ситуациях. Преимущественно развивается мотивационно-потребностная сфера. К новообразованиям возраста относятся чувство взрослости, самооценка, подчинение групповым нормам.

6) ранняя юность (15 – 17 лет). Ведущий вид деятельности – учебно-профессиональная, направлена на познание профессии. Преимущественно развивается познавательная сфера. К новообразованиям возраста относятся мировоззрение, познавательные интересы.

Отечественная возрастная психология в качестве основной периодизации психического развития ребенка принимает периодизацию Д.Б.Эльконина. Однако данная периодизация ограничивается рассмотрением только ранних возрастов.

 

Дата: 2018-12-28, просмотров: 338.