Тема 2.5 Современная философия
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Характерные черты современной философии. В истории философии современной философией называется совокупность учений мыслителей XIX-XXI веков. Современная философия не представляет собой какого-то действительного единства, распадаясь на множество направлений, школ, кружков и отдельных, независимых мыслителей. Основными направлениями современной философии можно назвать: философию жизни, экзистенциализм, философскую герменевтику, аналитическую философию философию постмодернизма, марксизм, позитивизма. Важными чертами направлений современной философии можно назвать: интерес к отдельному человеческому индивиду, а не к человечеству вообще, недоверие и неверие в силу разума, внимание к особенностям человеческой жизни, ускользающим от определенного философско-логического познания, сближение с художественной литературой, интерес к обыденному языку. С другой стороны, характерно сближение с научным знанием, прежде всего, интерес к математике, биологии, нейропсихологии, стремление выработать непротиворечивый язык философского описания, преодолеть ненаучный, «метафизический» характер предшествующей философии.

 

2. 5.1. Марксизм (концепция исторического развития и материалистическая диалектика).

 

1.Общая характеристика марксизма.

2.Диалектический материализм.

3.Материалистическое понимание истории.

 

1.Марксистская философия была создана совместно двумя немецкими учеными Карлом Марксом (1818 – 1883) и Фридрихом Энгельсом (1820 – 1895) во второй половине XIX в. и является составной частью более широкого учения – марксизма, который наряду с философией включает в себя экономику (политэкономию) и социально-политическую проблематику (научный коммунизм). Главными произведениями основателей марксизма являются: «Тезисы о Фейербахе» К. Маркс, «Капитал» К. Маркса, «Экономическо-философские рукописи 1844 г.» К. Маркса, «Манифест Коммунистической партии» К. Маркса и Ф. Энгельса, «Святое семейство» и «Немецкая идеология» К. Маркса и Ф. Энгельса, «Диалектика природы» Ф. Энгельса, «Анти-Дюринг» Ф. Энгельса, «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» Ф. Энгельса, «Происхождение семьи, частной собственности и государства» Ф. Энгельса.

Философия марксизма получила широкое распространение (вышла за рамки Германии, стала интернациональной) в мире и завоевала большую популярность в конце XIX – первой половине ХХ вв. В ряде стран (СССР, социалистические страны Восточной Европы, Азии и Африки) марксистская философия была возведена в ранг официальной государственной идеологии и была превращена в догму.

Возникновению марксизма и марксистской философии способствовали:

· предшествующая материалистическая философия Демокрита, Эпикура, английских материалистов XVII в. – Бэкона, Гоббса и Локка, французских просветителей XVIII в., и особенно атеистическо-материалистическая философия Людвига Фейербаха середины XIXв.;

· бурный рост открытий в науке и технике: открытие законов сохранения материи и энергии, эволюционная теория Ч. Дарвина, открытие клеточного строения живых организмов, изобретение проволочного телеграфа, паровоза, парохода, автомобиля, фотографии, многочисленные открытия в сфере производства, механизация труда;

· крушение идеалов Великой французской революции (свобода, равенство, братство, идеи французского Просвещения), их невозможность воплощения в реальной жизни;

· нарастание социально-классовых противоречий и конфликтов (революция 1848 – 1849 гг., реакция, войны, Парижская коммуна 1871 г.);

· кризис традиционных буржуазных ценностей, превращение буржуазии из революционной в консервативную силу.

Марксистская философия материалистична по своему характеру и состоит из двух больших разделов – диалектического материализма и исторического материализма  или материалистического понимания истории.

2.В основу диалектического материализма Маркса и Энгельса была положена диалектика Гегеля, но на совершенно иных, материалистических (а не идеалистических) принципах. По выражению Энгельса, диалектика Гегеля была поставлена марксистами с «головы на ноги». Можно выделить следующие основные положения диалектического материализма:

· основной вопрос философии решается в пользу бытия (бытие определяет сознание);

· сознание понимается не как самостоятельная сущность, а как свойство материи отражать саму себя;

· материя находится в постоянном движении и развитии;

· материя вечна и бесконечна, периодически принимает новые формы своего существования;

· важным фактором развития является практика – преобразование человеком окружающей действительности и приобретение человеком самого человека;

· развитие происходит по законам диалектики – единства и борьбы противоположностей, перехода количества в качество, отрицания отрицания.

 

3.Материалистическое понимание истории постулирует, что на каждом этапе общественного развития люди для обеспечения своей жизнедеятельности вступают в особые, объективные, не зависящие от их воли производственные отношения (продажа собственного труда, материальное производство, распределение). Производственные отношения, уровень развития производительных сил образуют экономическую систему, которая является базисом для институтов государства и общества, общественных отношений. Указанные государственные и общественные институты, общественные отношения выступают в качестве надстройки по отношению к экономическому базису, базис и надстройка взаимно влияют друг на друга. В зависимости от уровня развития производительных сил и производственных отношений, определенного типа базиса и надстройки выделяются исторический тип общества -- общественно-экономическую формацию. В истории человечества их пять: первобытнообщинный строй (низкий уровень производственных сил и производственных отношений, зачатки общества); рабовладельческое общество (экономика основана на рабстве); азиатский способ производства – особая общественно-экономическая формация, экономика которой основана на массовом, коллективном, жестко управляемом государством труде свободных людей – земледельцев в долинах крупных рек (Древний Египет, Месопотамия, Китай); феодализм (экономика основана на крупной земельной собственности и труде зависимых крестьян); капитализм (промышленное производство, основанное на труде свободных, но не являющихся собственниками средств производства наемных рабочих); социалистическое (коммунистическое) общество – общество будущего, основанное на свободном труде равных людей при государственной (общественной) собственности на средства производства. Рост уровня производственных сил приводит к изменению производственных отношений и смене общественно-экономических формаций и общественно-политического строя через революционные преобразования. Уровень экономики, материальное производство, производственные отношения определяют судьбу государства и общества, ход истории.

Великое открытие марксизма относится к сфере политической экономии. Это теория прибавочной стоимости, которая объяснила механизм капиталистической эксплуатации и показала рабочему классу пути борьбы за социализм. Анализ капиталистического производства Маркс начинает с «экономической клеточки» капиталистического общества – товара. Обмен товаров – это самая обычная, миллиарды раз повторяющаяся операция. Маркс сумел показать, что в ней, как в зародыше, скрываются все основные противоречия капитализма. Товар – это продукт человеческого труда, произведенный для обмена. Товар имеет свою стоимость, под которой подразумевается затраченный на его производство труд. Однако закон стоимости еще не объясняет капиталистической эксплуатации. Для того, чтобы ее объяснить, необходимо понять, как происходит самовозрастание стоимости. Марксистская политическая экономия сделала это, открыв закон прибавочной стоимости. В самом деле, капиталистическое производство в отличие от простого товарного производства организуется не просто ради производства товаров, которые должны быть обменены на другие товары, а ради увеличения капитала, т.е. самовозрастания стоимости. Если формула простого товарного производства – Т – Д – Т, то формула капиталистического производства – Д – Т – Д1, где Д1 представляет собой значительно большую сумму денег, чем та, которая была вложена капиталистом в производство товаров. Значит, на рынке должен быть такой товар, который, обладая меньшей стоимостью, способен затем произвести для капиталиста гораздо большую стоимость. Таким товаром является рабочая сила. Рабочая сила это совокупность физических и духовных способностей человека, применяемых им в процессе производства материальных благ. В условиях капитализма рабочий, будучи лишен средств производства, вынужден продавать свою рабочую силу капиталисту. Нанимая рабочую силу, капиталист оплачивает вовсе не стоимость труда, а только стоимость рабочей силы. Прибавочная стоимость – это стоимость, создаваемая наемным рабочим сверх стоимости своей рабочей силы и безвозмездно присваиваемая капиталистом.

Также Марксом и Энгельсом выделяются и разрабатываются следующие понятия: средства производства, отчуждение, эксплуатация человека человеком. Средства производства – уникальный товар, функция труда высшего уровня, позволяющие производить новый товар. Для производства нового товара помимо средств производства необходима сила, обслуживающая их, - так называемая «рабочая сила». В ходе эволюции капитализма происходит процесс отчуждения основной работающей массы от средств производства и, следовательно, от результатов труда. Основной товар – средства производства – сосредоточиваются в руках немногих собственников, а основная масса трудящихся, не имеющая средств производства и самостоятельных источников заработка, в целях обеспечения своих насущных потребностей вынуждена обращаться к собственникам средств производства в качестве наемной рабочей силы за заработную плату. Стоимость производственного наемной рабочей силой продукта выше стоимости их труда (в виде зарплаты), разница между ними, по Марксу, является прибавочной стоимостью, часть которой идет в карман капиталисту, а часть вкладывается в новые средства производства для получения в будущем еще большей прибавочной стоимости.

Выход из данного положения основоположники марксистской философии видели в установлении новых, социалистических (коммунистических) общественно-экономических отношений, при которых:

· будет ликвидирована частная собственность на средства производства;

· будет ликвидирована эксплуатация человека человеком и присвоение результатов чужого труда (прибавочного продукта) узкой группой лиц;

· частная собственность на средства производства будет замена общественной (государственной);

· производственный продукт, результаты труда будут делиться между всеми членами общества благодаря справедливому распределению.

Марксизм как философскую теорию после К.Маркса и Ф. Энгельса развивали их последователи П.Лафарг, А. Лабриола, А. Грамши и др. Наиболее видными марксистами в России были Г.В. Плеханов (1858-1918) и В.И. Ленин (1870-1924).

Ключевые понятия: марксизм, диалектический материализм, материалистическое понимание истории, общественно-экономическая формация, базис, надстройка, производительные силы, производственные отношения, революция, диалектика, прибавочная стоимость, рабочая сила, отчуждение, эксплуатация.

Дата: 2018-12-28, просмотров: 286.