Тема 2.1 Философия древнего мира. Философия Античности
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

1. Периодизация античной философии.

2. Социально-культурные предпосылки возникновения философии.

3. Особенности античной философии.

4. Характерные черты основных крупнейших философских учений Античности.

1.Античная философия включает в себя философские учения Древней Греции и Древнего Рима. Она прошла в своём развитии почти тысячелетний период с кон. VII в. до н. э до нач. VI в. н.э.

Периодизация:

 Натурфилософский период. Главная проблема: проблема устройства мира, проблема первоначала. Характерно соперничество нескольких школ. Представители: Фалес, Анаксимен, Анаксимандр, Гераклит, Парменид, Демокрит.

Гуманистический. Смена проблематики от природы к человеку и обществу. Представители: школа софистов, Сократ.

Классический (период большого синтеза). Создание первых философских систем, охватывающих весь круг философских проблем. Представители: Платон, Аристотель;

Эллинистический (центр перемещается из Греции в Рим). Соперничают разные философские школы. Главная проблема: проблема счастья. Представители: школы Эпикура, скептиков, стоиков.

Религиозный (развитие неоплатонизма). В сферу философских проблем добавляется проблема религии;

Зарождение христианской мысли, монотеистической религии.

2. Социально-экономические и культурные основания возникновения и развития античной философии: развитие производительных сил, дифференциация труда и ремёсел, расцвет торговли, развитие форм рабовладения, имущественное расслоение, усиление роли свободных граждан, развитие городов как центров культурной и экономической жизни, разнообразие политических режимов и ценностно-идеологических систем, отсутствие религиозного монополизма.

3. Характерные черты:

· Разнообразие философских школ и учений, в рамках которых формулируются большинство из философских проблем: бытия, материального и духовного начала познания, истины, человека, общества.

· В качестве цели познания провозглашается истина, как знание, не имеющее практических и утилитарных целей, обладающее нравственным и социально-преобразующим смыслом.

· Формируется понятийный аппарат, философский язык, теория доказательств и философские методы (спор, созерцание, наблюдение, сравнение), основные подходы к рассмотрению проблем (метафизика, диалектика; монизм и плюрализм; материализм и идеализм).

· Стремление познать мир как целое, объединённое единым началом или принципом (Фалес, Гераклит, Парменид, Демокрит, Платон). Формируется идея рационального, закономерного устройства мира. Универсальная картина мира дополняется обобщённым взглядом на человека и общество. При рассмотрении человека преобладают моральные и социальные аспекты (софисты, Сократ, Платон, Аристотель).

· Происходит выделение отдельных разделов философского знания и философских дисциплин, осознаются отличительные черты философствования от других видов человеческой деятельности (Аристотель).

4. Первый этап, который часто называют досократическим, носил космоцентрический характер и сохранял некоторые черты мифологии. Вместе с тем представители первых школ выступают как философы, стремясь познать Космос, внешний мир в целом, построить многоэлементную модель бытии; объяснить мир из единого начала (воды, огня, воздуха, числа). Космос определяется как живое, развивающееся целое, устроенное по разумным законам и познаваемое рационально. Происходит формирование философской категориальной системы, различение бытия и небытия, явлений и сущности, совершенного и становящегося, видимого и мыслимого… Природа определяется как объект философии, ставится вопрос о первоначале.

Античная философия в эпоху Сократа, Платона, Аристотеля получает своё наивысшее, классическое развитие. Расширяется предметное поле философии, наряду с проблематикой Космоса формулируются проблемы человека, общества, культуры; развивается категориальный аппарат; в рамках общефилософских представлений проявляются зачатки научного знания и логики.

Человек в учении Сократа (469(470)-399 г. до н.э. ) – существо, обладающее разумной, нравственной душой, это высшая ценность. Поиск истины, самопознание делает человека добродетельным. Истина, ведущая к Благу и служащая Благу – основной предмет философии. Философ, вооруженный диалектикой (которую Сократ называет майевтикой) помогает найти объективную истину.

 Платон (427-347 г .до н.э.) считается родоначальником идеализма. Его понимании бытие разграничивается на несколько сфер:

- мир идей, вечный, совершенный, разумный, подлинный

- мир материи, источник множественности , зла, несвободы, изменчивости, смерти

- мир вещественных, чувственно воспринимаемых предметов, мир временных явлений

Мир идей представляет собой единство, объединённое идеей блага или высшего добра. Важнейшим свойством идей (идеального является совершенство); они выступают как образец для чувственно воспринимаемых вещей, который самостоятелен и полностью не реализуется ни в одном из изменчивых явлений. Мир вещей – это материальные копии идей, они несовершенны, временны, изменчивы. Весь мир имеет духовную основу. Душа космоса объемлет мир идей и мир вещей, связывая их. Познание мира это познание его идеальной, духовной основы.

Исследуя человека, Платон выдвигает идею бессмертия души и создаёт учение о врождённых типах души: разумной, волевой и вожделеющей. Типология человеческих душ становится основой учения о социальной справедливости сословном разделении. Платон впервые разрабатывает идеал государства (утопию).

Аристотель (384-322 г. до н.э.) крупнейший учёный и философ Античности. Аристотель подверг критике концепцию Платона, отказавшись от разрыва сущностей (идей) и конкретных вещей. Важнейшее место в философии Аристотеля отводилось представлениям о «форме» и «материи». Форма есть сущность, внутреннее состояние, принцип каждой вещи, её понятие и смысл. Материя – это неоформленный субстрат, она пассивна, не способна ничего самостоятельно породить. Материя и форма вечны, между ними нет отношений первенства и второстепенности, друг без друга они не существуют. Каждая вещь есть единство материи и формы. Каждая вещь имеет 4 причины: материальную, формальную, действующую (раскрывающую источник движений и изменений) и целевую (определяющую цель движения и существования). Понимание отдельной вещи соответствует аристотелевской трактовке мира в целом. Причина причин или «форма форм» -- это Космический Разум или Бог. Он не творец, он часть мира, это план или проект Космоса, это Перводвигатель (хотя сам не подвижен), это энергия, чистая деятельность, предмет любви и стремлений всего космоса.

Человек, по определению греческого философа, есть политическое животное. Для достижения всеобщего блага и индивидуального счастья люди создают государство, где каждый должен подчиняться законам и повиноваться властям. Все формы государства подразделяются по количеству правящих и по цели правления на правильные и неправильные. В отличие от Платона Аристотель сторонник частной собственности рабства.

После завершения классического этапа происходит формирование нескольких философских школ. С одной стороны, это продолжатели идей классиков: перипатетическая (аристотелизм), сократическая школы, неоплатонизм. С другой, школы эпикуризма, стоицизма и скептицизма, являющие собой синтез древнегреческой и римской культуры. Виднейшими философами того времени были Эпикур, Лукреций, Сенека, Эпиктет, Плотин, Порфирий, Секст Эмпирик и т.д. происходит повышение интереса к практическим вопросам философии (достижение индивидуального счастья) и развитие религиозной мысли.

Ключевые понятия: натурфилософия, гуманизм, истина, бытие, диалектика, майевтика, метафизика, метод, материализм, идеализм, мораль

Дата: 2018-12-28, просмотров: 263.