1. Особенности религиозно-философского мировоззрения Средневековья. Периодизация и основные проблемы.
2. Патристика: философия Августина Блаженного.
3. Схоластика: философия Фома Аквинский.
4. Завершение средневековой философии: Уильям Оккам
5. Периодизация и основные черты эпохи Возрождения. Гуманизм, пантеизм, натурфилософия.
6. Философские идеи Реформации.
1. Период Средневековья охватывает собой время со II по XIV(XV) века. Важнейшей характеристикой этого периода является неразрывная связь философии и религиозно-монотеистического мировоззрения (в странах Западной Европы – с христианством). Философия становится служанкой богословия.
Периодизация средневековой философии включает в себя:
1.Апологетику (II-III в.) Тит Флавий Климент
2.Патристику (IV- VIII в.), включающую западную (латинскую) – Боэций, Аврелий Августин и восточную (греко-византийскую) – Ориген, Иоанн Дамаскин, Иоанн Златоуст, Григорий Нисский.
3.Схоластику (IX-XIV/XV в.), включающую раннюю (IX-XII в.) – Пьер Абеляр, Ансельм Кентерберийский; зрелую (XII – нач. XIV в.) – Фома Аквинский, Дунс Скот; позднюю (XIV – XV в.) – Роджер Бэкон, Уильям Оккам.
В центре средневекового мировоззрения лежат следующие положения. Бог первичен, един, трёхличен. Он вне природы, которая им сотворена. Мир создан Богом из ничего, благодаря воле. Бог всё предвидит и предопределяет. Бог -- истина в чистом виде, бог дарует знания по своей воле. Человек – лучшее из творений бога, он личность, обладающая разумом и волей, но он греховен. Познание имеет спекулятивный и ретроспективный характер, отличается догматизмом и назидательностью. Для средневековой философии характерно стремление соединить догматические религиозные предпосылки с рациональной методикой.
Основные проблемы средневековой философии: доказательства бытия Бога, сущность Бога, соотношение творца и творения, веры и разума, теологии и философии, сущности и существования, теодицеи (оправдание Бога за существующее в мире зло), обоснование творения из ничего, предопределения и свободы воли, вечности и времени.
Одной из важнейших стала проблема универсалий (общих понятий) как вариант вопроса о соотношении общего и единичного, сформулированного ещё в античной философии в трудах Платона и Аристотеля. Решение этой проблемы порождает три направления в рамках схоластической философии. Реализм – философское течение, утверждающее реальность общего (универсалий) и их первичность по отношения к единичным вещам (Альберт Великий, Фома Аквинский). Номинализм – философское течение, отрицающее самостоятельное существование универсалий и провозглашающее реальность единичного (Росцелин, Оккам). Концептуализм (вариант умеренного номинализма) – учение, согласно которому общие понятия есть продукт познавательной деятельности человека (Пьер Абеляр).
2.Одним из представителей ранней средневековой философии является Аврелий Августин (354—430 гг.) — крупнейший философ и богослов периода патристики. Среди главных его трудов – «О граде Божием», «Исповедь», «О Троице», «О бессмертии души», «О свободной воле».
Учение Августина о бытии близко к неоплатонизму. Августин обосновывает креационизм -- положение о творении природы и материи Богом. Все сущее создано и поддерживается в состоянии существования Богом. Богу присущи определённые атрибуты, и не все они доступны пониманию человека. Бог бестелесен и нематериален, он вне времени и пространства. Бог един и трёхличен, он есть Благо, высшая Воля, Истина, Красота. Все сущее, именно потому, что оно сотворено Богом, считается благом (добром). Зло — это не материальный объект, а отсутствие добра.
Августин выдвинул положение: познай Бога и собственную душу; Бога – через душу, душу – через Бога. Идею Бога он рассматривает во взаимосвязи с человеком, а человека в связи с Богом. Познание Бога и любовь к нему неразрывны. Душа по Августину нематериальна и существует вечно. В трудах о происхождении души Августин колеблется между идеей о том, что она (душа) переходит при рождении от матери к ребенку и идеей о ее создании Богом. Философом была поставлена проблема свободы воли. Человек свободен, когда воля направляет его действия к добру, к выполнению заповедей Бога. Свободы нет, когда воля или разум не согласуемы с волей Бога.
Аврелий считал время характеристикой движения и изменения. До момента создания мира Богом, никакого времени не было. И вообще, нет никакого «перед тем» и никакого «потом». Прошлое обязано своим существованием памяти, будущее — нашей надежде, настоящее – с непосредственным созерцанием. Все они в душе, субъективны. Время характерно для конечных вещей, а вечность -- для Бога.
Августин делает попытку дать обзор истории человечества с точки зрения христианской доктрины, обосновывает власть церкви, ставит власть религиозную выше светской.
3.Фома Аквинский (Аквинат) (1225 (1226) —1274 гг.) -- центральная фигура схоластической философии Средневековой Европы. Важнейшие труды: «Сумма теологии», «О существовании и сущности», «Сумма философии», «Сумма против язычников».
Одна из проблем философского творчества Аквинского– это соотношение философии и теологии, разума и веры. И теология, и философия имеют своим предметом Бога и его создания, но отличаются средством постижения: философия опирается на опыт и разум, теология – на веру. При этом некоторые положения теологии не могут быть поняты разумом и должны приниматься на веру. Вера не противоразумна, а сверхразумна. Противоречия между разумом и верой должны решаться в пользу последней. Другая проблема – это проблема существования Бога и его творений. Аквинат выдвигает пять доказательств, «путей» в подтверждении существования Бога: от движения, от причины, из необходимости, из различных степеней совершенства, из целесообразности.
В онтологии Аквинский принимает аристотелевскую концепцию формы и материи, приспосабливая её к задачам обоснования христианских догматов. Все предметы, сотворённые Богом, есть единство материи и формы; материя пассивна, форма активна. Высшая и совершенная форма – Бог, существо чисто духовное.
Проблему общего и единичного (проблема «универсалий») Фома Аквинский решает как умеренный реалист. Общее существует в трёх основных формах: до вещей – в разуме Бога, в вещах – как их сущность, после вещей – как представления человеческого ума.
Главной целью государственной власти считал содействие общему благу. Отдавал предпочтение монархии, но не тирании.
4.Уильям Оккам (ок.1285-1349 гг.) один из крупнейших представителей поздней схоластики и сторонник номинализма. В своём учении разделял истины разума (философия) и истины веры (теология). Первые нуждаются в доказательстве и не могут быть приняты на веру, вторые – богооткровенны и не нуждаются в доводах разума. Эти истины самостоятельны, так же как философия, и теология. Оккам провозглашает неограниченную свободу божественной воли и отрицает её ограничение первоначальным замыслом (идеями). Оккам отрицает существование универсалий в Боге и вещах. Так называемые идеи суть не что иное, как сами вещи, производимые Богом. Нет идей видов, есть только идеи индивидов, поскольку индивиды — единственная реальность, существующая вне ума, как Божественного, так и человеческого. Исходным пунктом познания мира является знание об индивидах. Человеку свойственно интуитивное познание единичного в чувственном опыте. Понятие о вещи формируется в сознании человека и является результатом осмысления чувственного восприятия вещей.
Универсалии суть знаки в уме, сами по себе они являются единичными, а не общими, сущностями. Их универсальность заключается не в их бытии, а в их обозначающей функции. Логическое обоснование номиналистической концепции дано Оккамом в теории суппозиций (подстановок), которая объясняет, каким образом использование в языке общих терминов может быть совмещено с отрицанием реального существования универсалий. Отсутствие общего в единичных вещах исключает реальное существование отношений и каких-либо закономерностей, в том числе причинности. Поскольку знание о мире формируется на основе общих понятий, о нём возможно только вероятное, но не достоверное знание.
В номинализме Оккама отрицается основная предпосылка схоластической философии — убеждение в рациональности мира, наличие изначальной гармонии слова, идем и бытия. Бытием обладает только единичное, смысл которого фиксируется общими понятиями, не существующими вне ума. Поскольку реальное единичное бытие больше не тождественно смысловым значением слов, схоластическое исследование бытия, основанное на анализе слов и их значений, становится беспредметным. Появление доктрины Оккама знаменовало конец средневековой схоластической философии.
5.Философия Возрождения — направление в европейской философии XV—нач. XVII веков. В этот период начинается развитие промышленности, происходит переворот в военном деле, развивается книгопечатанье, происходят крупнейшие географические открытия, формируется светская культура, растёт интерес к научному знанию. Культура Возрождения характеризуется неприятием официальной католической религиозности и интересом к человеческой личности. Мыслители Возрождения (Лоренцо Валла, Джованни Пико дела Мирандола, Николай Кузанский, Джордано Бруно, Мишель Монтень) определяли свою деятельность как восстановление идеалов и традиций античной культуры.
Периодизация философии Возрождения:
- Гуманизм (сер.XIV – сер.XVвв.)
- Неоплатонизм (последняя треть XV – первая треть XVI вв.)
- Натурфилософский (первая треть XVI – нач. XVII вв.)
Важнейшей идеей философии возрождения является гуманизм – мировоззрение, в центре которого находится идея человека как высшей ценности. Это учение о достоинстве человека, его уникальности и неповторимости. Отрицается христианская концепция греховности человека, подчёркиваются его творческие способности, свобода, стремление к счастью в земной жизни. Философы рассматривают человека как земное существо, исследуют проблему человеческих чувств и взаимоотношений, провозлашают целостность личности. Философия Возрождения антропоцентрична (человек – центр Вселенной). Онтологические проблемы решаются в рамках пантеизма – учения, согласно которому природа, Вселенная и Бог тождественны и натурфилософии – умозрительного истолкования природы без опоры на эксперимент и математический аппарат. В рамках философии Возрождения происходит возврат к социально-политической проблематике как в форме реалистичных политических произведений (Макиавелли), так и в виде социально-утопических проектов (Мор, Кампанелла).
6.Реформация (Лютер, Кальвин, Мюнцер) повлекла за собой переворот во всей духовной культуре. Она была порождена критикой деятельности католической церкви и нашла выражение в возврате к новозаветному учению, строящемуся на простых и понятных принципах, близких каждому человеку. Следствием Реформации стали изменения в религиозной, политической и экономической сферах. Возникший протестантизм в социальной сфере приводит к становлению новой этики, которая оправдывает труд в любой его форме, нравственно обосновывает предпринимательство, как естественное стремление человека работать.
Ключевые понятия: монотеизм, патристика, схоластика, теодицея, универсалии, реализм, номинализм, концептуализм, Возрождение, анропоцентризм, гуманизм, пантеизм, натурфилософия.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 313.