Тема 3.1 Проблемы онтологии
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1. Онтология и ее основные категории: бытие, сущность, субстанция, субстрат.

2. Учение о бытии: монистические и плюралистические концепции бытия. Проблема бытия и небытия.

3. Формы бытия. Самоорганизация бытия. Понятия материального и идеального.

4. Материя как философская категория. Структурность материи. Атрибуты материи: движение, пространство, время.

5. Диалектика и её типы. Детерминизм и индетерминизм. Виды закономерностей.

 

 1.Онтология — философское учение о бытии. Бытие — главная философская категория, фиксирующая наличие, само существование всех явлений, предметов и процессов.

 Понятие бытия ввел в философию Парменид (VI-V вв. до н. э.), выделив его следующие основные характеристики: целостность, неизменность, истинность, благость, красота. Он провозглашал единство мысли и бытия и противопоставлял бытие — небытию. Затем у Платона единый мир бытия был разделен надвое: мир идей (мир истины) и действительность (мир подобий). В религиозной философии это деление сохраняется: истинное бытие – Бог, а остальной мир — зависит от него. В материалистической философии мир разделили обратным образом: на мир материального и на зависимый от него мир идеального (т.е. связанного с сознанием человека). В настоящее время чаще принято представлять бытие как целостность, как Единое, в котором всегда взаимодействуют идеальные и материальные процессы и явления.

Классическая онтология оперирует такими категориями как субстанция (основа всего), сущность, субстрат.

Сущность – это определенность конкретного сущего (то есть того, что существует), то, что делает вещь тем, что она есть; то, что выделяет ее из всего бесконечного бытия.

Субстанция – единая первооснова всех вещей, это то, из чего состоят все вещи, из чего они возникают, во что превращаются после своего разрушения и гибели. Нас окружает огромное разнообразие предметов и явлений – животные и растения, моря и горы, звезды и планеты. Субстанция – это то, что все их объединяет, что лежит в основе всего существующего.

Субстратом обычно называют те простейшие структуры, которые остаются неизменными и устойчивыми при любых преобразованиях. Наука говорит нам, что все вещи нашего мира состоят из элементарных частиц и электромагнитных полей – и звезды, и планеты, и камни, и живые организмы. Значит, элементарные частицы и поля – вот субстрат нашего мира. Этот субстрат называют также веществом или материей.

Один из важнейших вопросов онтологии: лежит ли в основе бытия одна субстанция и, следовательно, мир един или субстанций несколько и бытие расщеплено на несколько принципиально разных миров?

2. В зависимости от ответа на вопрос: «Обладает ли мир в своем существовании единством?» — выделяют следующие философские позиции: монизм дуализм плюрализм. В монистических теориях ищется и утверждается одно сущностное свойство Бытия, его основание и центр всех его изменений, то есть одна субстанция.

 Дуалистическая позиция допускает существование двух равноправных субстанций.

 Плюралистическая позиция либо вообще снимает вопрос о субстанции, либо допускает смену субстанциальной основы и ее множественность.

В истории философии категория «бытия» часто рассматривается как соотносительное категориям «небытие», «ничто». Античный философ Парменид утверждал, что небытие не существует, поскольку его существование противоречиво: если бы оно существовало, оно было бы бытием. Однако в рамках диалектических концепций (Гегель) бытие и небытие могут рассматриваться как различные стадии изменения одной и той же реальности: небытие может быть понято как завершение, прекращение определенного состояния, а ничто – как все иное по отношению к некоторой конкретной реальности, взятой как «нечто». Экзистенциалист Ж.-П. Сартр в работе «Бытие и ничто» говорит о том, что «ничто» возникает лишь с появлением человека, ибо только вместе с ним возникает определенная реальность, обладающая свободой.

3. Основные способы существования, уровни и формы бытия: дух, сознание, жизнь, материя, пространство, время, движение, энергия.

Обычно выделяют два основных способа существования бытия, два мира:

 — мир сознания (Дух), в том числе внутренний мир человека;

 — мир материальный, природный, мир физических состояний.

Мир сознания в разных философских концепциях воспринимается по-разному: от объективно существующей духовности (космическое сознание, Бог) до сугубо человеческого сознания как «функции мозга».

Обычно духовный мир делят на две разновидности:

 — объективный дух

 — субъективный дух

Субъективный дух — внутренний субъективный мир человека со всеми уровнями его существования от бессознательного до самосознания. Это достояние отдельного индивида. Объективный дух — представляется по-разному. Это может быть действительно объективное сознание, существующее независимо от человека и от человечества. Либо это объективированный дух всего человечества, общечеловеческое духовное образование, достояние духовной культуры общества, мир коллективного человеческого сознания (трансцендентальный субъект). Он существует в таких формах общественного сознания как искусство, наука, мораль, религия, политика и пр.

Эти формы духа тесно связаны между собой и обусловливают друг друга: внутренний мир человека развивается, приобщаясь к объективно существующей духовной культуре человечества, и может способствовать дальнейшему развитию объективного духа.

Также выделяют два уровня бытия на основе модальности:

 — потенциальное бытие, уровень существования в возможности

 — актуальное бытие, уровень существования в действительности.

Из известных форм бытия мы рассмотрим такие важнейшие, как материя, пространство, время, движение.

4. Материя – философская категория и общенаучное понятие. По-латински – materia (вещество). Исторически первыми материалистами были Демокрит, Эпикур – в Древней Греции, Лукреций Кар в Риме, и др. Материя - центральное понятие (категория) диалектического и исторического материализма, где материя трактуется широко как «объективная реальность». Главные атрибуты материи или ее частей – это бытие (существование), реальность, масса, пространство и время, несотворимость материи, ее вечность, конечность частей и бесконечность мира как целого, дискретность мира и его объектов, эволюция,  способность к самоорганизации и др. Материю нередко просто отождествляют или с природой вообще,  или с миром в целом. В ходе исторического познания сущности материи ее понимание в философии и науке углублялось, видоизменялось, трансформировалось и расширялось. Материя, как это показывает история науки, действительно неисчерпаема по своим свойствам.

При рассмотрении категорий пространства и времени возникают следующие вопросы:

 1. Являются ли пространство и время неотъемлемыми характеристиками бытия или они характеризуют лишь устройство нашего сознания (Кант)?

 2. Каковы свойства, характеризующие пространство и время? Эти свойства неизменны или меняются?

Отвечая на первый вопрос, одни философы утверждают, что пространство и время — это объективные характеристики бытия, существующие так же, например, как существует материя, и не зависящие ни от сознания, ни от материи. Другие считают, что пространство и время — субъективные понятия, характеризующие сугубо человеческий способ восприятия мира. Например,  И. Кант трактовал пространство и время как априорные формы чувственности, организующие восприятие мира в пространственно-временных образах. От Дж. Беркли до Э. Маха идет цепочка доводов, согласно которым пространство и время – это формы упорядочения рядов ощущений. Русский махист А.А. Богданов считал пространство и время продуктами организующей и гармонизирующей человеческой мысли.

Ответ на второй вопрос также неоднозначен. При классическом подходе обычно отмечают, что пространство характеризуется следующими свойствами:

 — протяженность — сущность пространства, которая характеризует способность вещей существовать одно возле другого;

 — однородностью – отсутствием в нем каких-либо выделенных точек;

 — изотропностью — равноправностью всех возможных направлений;

 — трехмерностью – положение любого объекта в пространстве может быть определено с помощью трех независимых величин.

Классическое время характеризуется следующими свойствами:

 — длительность — сущность времени, способность явлений существовать одно после другого;

 — одномерность – то есть для фиксации события во времени достаточно всего лишь одной величины;

 — необратимость – невозможность возврата в прошлое;

 — однородность – равноправие всех его моментов.

И.Ньютон, создатель классической механики, полагал, что пространство и время существуют сами по себе, независимо от материальных объектов и процессов. Пространство похоже на огромную комнату, заставленную мебелью. Мебель – материальные объекты – можно вынести, но комната останется комнатой, ее свойства (метраж и т.п.) никак не затрагиваются находящимися в ней вещами. Точно так же и время: оно идет само по себе, независимо от вещей и событий. Такая концепция пространства и времени, рассматривающая их как нечто самостоятельно существующее, получила название «субстанциальной концепции» пространства и времени. В этой концепции свойства пространства и времени не зависят от материальных тел.

В ХХ в. в связи с созданием теории относительности в науке и философии получила распространение «реляционная концепция», рассматривающая пространство и время как отношения между материальными вещами и событиями. Грубо говоря, не будет мебели – не будет и комнаты, именно сосуществование и расположение предметов мебели создает саму комнату-пространство. Точно так же и со временем: время есть длительность материальных процессов и последовательность их смены; не будет изменений – не будет и времени. Соответственно, свойства материальных объектов задают и свойства пространства и времени: вблизи тяжелых масс с мощным полем тяготения пространство искривляется; в системах, движущихся с большой скоростью, течение времени замедляется и т.п.

В обыденной жизни мы обычно руководствуемся субстанциальной концепций пространства и времени, однако в современной науке принята реляционная концепция.

 

    5. Движение – философская категория и общенаучное понятие. Под движением понимают любое изменение, “изменение вообще”, связанное с всеобщим взаимодействием объектов разного рода.  Источник изменений уже древние мыслители видели в противоречиях и противоположностях объектов разного рода (Гераклит). Много позже Г.Гегель писал, что противоречие – корень всякого движение и жизненности. В рамках науки и философского материализма движение определяют издавна как форму существования материи и ее всеобщий атрибут. Сегодня при этом имеют в виду то, что нет движения без материального субстрата и нет материи без движения.

Развитие – философская категория, а также общенаучное и частнонаучное понятие, которое отображает наши представления о закономерных и внутренне взаимосвязанных феноменах активности / пассивности, изменчивости / неподвижности, покое, устойчивости / неустойчивости мира и человека, об их этапах существования и их структуре, прогрессе и эволюции, если они направлены от старого к новому, от простого к сложному, от низшего к высшему качеству, к оптимальному состоянию. Развитие  можно считать высшим типом движения, связанным со спецификой субстрата, источником, структурой, формами и направленностью изменений. Данное понятие - основа идей историзма и прогрессизма в истории философии и науки. Именно развитие является основным предметом диалектики.

 Диалектика — это учение о движении и развитии, восходящее к античному философу Гераклиту, который учил о единстве противоположностей. Согласно диалектике, источник движения и развития любого тела может находиться только в нем самом (идея самодвижения и саморазвития). Теорию диалектики разработал Г.Гегель. В его концепции диалектика предстаёт как логика развития Абсолютной Идеи. В дальнейшем К.Маркс и Ф.Энгельс разработали концепцию материалистической диалектики.

Основные законы диалектики:

Закон единства и борьбы противоположностей. Всякая вещь обладает взаимоисключающими свойствами, «борьба» которых приводит к непрерывному изменению вещи (саморазвитию).

Закон взаимного перехода количественных изменений в качественные. Всякая вещь, внутренне изменяясь, должна рано или поздно превратиться в другую вещь, перестав быть самою собой.

  Закон отрицания отрицания. Изменение изменившейся вещи, не может вернуть ее в первоначальное состояние (до исходного изменения), а переводит ее в новое синтетическое состояние, предполагающее сочетание свойств, которые были присущи вещи как до, так и после исходного изменения.

 Ключевые понятия: онтология, бытие, материальное, идеальное, материя, субстанция, пространство, время, монизм, плюрализм, дуализм, движение, развитие, диалектика.

 

Дата: 2018-12-28, просмотров: 272.