Тема 2.4. Немецкая классическая философия
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

1. Особенности немецкой классической философии.

2. Философская система Канта: гносеология и мораль.

3. Объективно-идеалистическая система и диалектический метод Гегеля.  

4. Антропологический материализм Фейербаха.

 

1.Немецкая классическая философия – это значительнейший этап в развитии философской мысли и культуры человечества. Она представлена философским творчеством Иммануила Канта (1724–1804), Иоганна Готлиба Фихте (1762– 1814), Фридриха Вильгельма Шеллинга (1775–1854), Георга Вильгельма Фридриха Гегеля (1770– 1831), Людвига Андреаса Фейербаха (1804– 1872).

Каждый из названных философов создал свою философскую систему, отличающуюся богатством идей и концепций. Вместе с тем немецкая классическая философия представляет собой единое духовное образование, которое характеризуется следующими общими чертами:

1. Своеобразным пониманием роли философии в истории человечества, в развитии мировой культуры. Классические немецкие философы полагали, что философия призвана быть критической совестью культуры, её «душой».

2. Создаётся гносеологическое направление a философии, которое рассматривает процесс познания как субъект объектные отношения. В понимании процесса познания философы исходят из первичности и активности субъекта и, исходя из понимания субъекта (Я, мышления, Идеи), строится понимание бытия

3. Исследовались не только человеческая история, но и человеческая сущность. У Канта человек рассматривается как нравственное существо. Фихте подчеркивает активность, действенность сознания и самосознания человека, рассматривает устройство человеческой жизни согласно требованиям разума. Шеллинг ставит задачу показать взаимосвязь объективного и субъективного. Гегель расширяет границы активности самосознания и индивидуального сознания: самосознание индивида у него соотносится не только с внешними предметами, но и с другими самосознаниями, из чего возникают различные формы общественного сознания. Фейербах создает новую форму материализма – антропологический материализм, в центре которого стоит реально существующий человек, который является субъектом для себя и объектом для другого человека. Для Фейербаха единственными реальными вещами являются природа и человек как часть природы.

4. Все представители классической немецкой философии относились к философии как к специальной системе философских дисциплин, категорий, идей. И. Кант, например, выделяет в качестве философских дисциплин, прежде всего, гносеологию и этику. Шеллинг – натурфилософию, онтологию. Фихте, считая философию «наукоучением», видел в ней и такие разделы, как онтологический, гносеологический, социально-политический. Гегель создал широкую систему философских знаний, в которую вошли философия природы, логика, философия истории, история философии, философия права, философия морали, философия религии, философия государства, философия развития индивидуального сознания и др. Фейербах рассматривал онтологические, гносеологические и этические проблемы, а также философские проблемы истории и религии.

5. Классическая немецкая философия разрабатывает целостную концепцию диалектики.

Диалектика у Канта имеет субъективный характер, определяя границы возможностей человеческого познания: чувств, рассудка и разума. Диалектика Фихте сводится к исследованию творческой активности Я, к взаимодействию Я и не-Я как противоположностей, на основе борьбы которых происходит развитие самосознания человека. Шеллинг переносит на природу разработанные Фихте принципы диалектического развития. Природа у него – становящийся, развивающийся дух.

Великим диалектиком является Гегель, который представил развернутую, всестороннюю теорию идеалистической диалектики. Он впервые представил весь естественный, исторический и духовный мир в виде процесса, т.е. исследовал его в беспрерывном движении, изменении, преобразовании и развитии, противоречиях, количественно-качественных и качественно-количественных изменениях, прерывах постепенности, борьбе нового со старым, направленном движении.

Фейербах в своих философских исследованиях, критикуя идеалистическую диалектику Гегеля,  диалектики не избегает. Он рассматривает связи явлений, их взаимодействия и изменения, единство противоположностей в развитии явлений (дух и тело, сознание человека и материальная природа). Им предпринята попытка найти взаимосвязь индивидуального и социального.

6.Классическая немецкая философия подчеркивала роль философии в разработке проблем гуманизма и предприняла попытки осмыслить человеческую жизнедеятельность. К социально значимым следует отнести: исследование Кантом всей жизнедеятельности человека как субъекта нравственного сознания, его гражданской свободы, идеального состояния общества и реального общества с непрекращающимся антагонизмом между людьми и т.д.; идеи Фихте о первенстве народа перед государством, рассмотрение роли нравственного сознания в жизнедеятельности человека, социального мира как мира частной собственности, который охраняет государство; гегелевское учение о гражданском обществе, правовом государстве, частной собственности; упование Шеллинга на разум как средство реализации нравственной цели; стремление Фейербаха создать религию любви и гуманистическую этику.

2.Иммануил Кант (1724-1804) является родоначальником немецкой классической философии. В его творчестве принято выделять два периода. В первый, докритический, Кант разрабатывает проблемы, поставленные предшествующей философией и занимается естественнонаучными исследованиями. На втором, критическом этапе (основные работы: «Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Критика способности суждения»), на первый план выдвигаются гносеологические проблемы. Кант совершает переворот в философии, делая предметом анализа процесс познания и познающего субъекта. Возможности познания философ видит не в специфике познаваемого объекта, а в особенностях субъекта познания.

По Канту, человек всегда имеет дело с явлениями, данными через органы чувств. Именно они являются основой достоверного знания. Начинаясь с опыта, знание не сводится к нему, так как часть наших знаний носит априорный,  доопытный характер и определяется самой способностью человека к познанию. Априорность придаёт знаниям всеобщий и необходимый характер. Кант различает в структуре знания два типа суждений.  Под синтетическими суждениями Кант понимал суждения, которые расширяют наши знания о познаваемом объекте, аналитические суждения, напротив, носят поясняющий характер.

Согласно Канту, все опытные эмпирические суждения имеют синтетический характер. Возможны ли априорные (то есть не зависящие от опыта) синтетические суждения? Кант анализирует этот вопрос в приложении к математике, естествознанию и метафизике и в первых двух случаях решает его положительно. Априорные синтетические суждения в метафизике невозможны и следовательно вопрос о сущности вещей оказывается, по Канту, неразрешимым.

Кант выделяет три основные способности человека, подчёркивая их априорные основания. Во-первых, это априорные формы чувственности — пространство и время. В созерцании чувственные данные (материя) осознаются нами в формах пространства и времени, и тем самым опыт становится чем-то необходимым и всеобщим. Это чувственный синтез.

Во-вторых, благодаря категориям рассудка связываются данности созерцания. Это рассудочный синтез. Основой всякого синтеза является, согласно Канту, самосознание — единство апперцепции. Деятельность рассудка связана априорными формами – категориями. Взаимодействие категорий и эмпирии  -- это основа конструктивной деятельности воображения, которое помогает создавать новое знание на основе синтеза чувственности и рассудка.

Кант первым указал, что для обоснования возможности знания следует признать, что не наши познавательные способности должны сообразовываться с миром, а мир должен сообразовываться с нашими способностями, чтобы вообще могло состояться познание. Иначе говоря, наше сознание не просто пассивно постигает мир как он есть на самом деле (догматизм), но, скорее, наоборот, мир сообразуется с возможностями нашего познания, а именно: рассудок является активным участником становления самого мира, данного нам в опыте. Опыт по сути есть синтез того содержания, которое дается миром (вещей в себе) и той субъективной формы, в которой эта содержание постигается сознанием. Именно поэтому Кант различает мир, как он есть сам по себе (то есть вне формирующей деятельности рассудка) — вещь-в-себе, и мир, как он дан в явлении, то есть в опыте.

Человек устроен так, что у него есть априорные, доопытные формы сознания, которые позволяют ему жить в мире (Бог, причинность, необходимость, сущность и т.д.). Следует признать, что действительность сама по себе и наши знания об этой действительности не совпадают. Попытка совместить их приводит к антиномиям (противоречиях, каждое из утверждений которых одинаково обосновано). К подобным утверждениям приходит человеческий разум в стремлении познать мир в целом, доказать или опровергнуть существование Бога, разрешить проблему свободы. Эти антиномии свидетельствуют о границах познания. Тем самым Кант разграничивает познавательную и нравственно-религиозную деятельность человека.

3.Вершиной в развитии немецкой классической философии стала система Георга Вильгельма Гегеля (1770-1831). Гегель создаёт модель развивающегося бытия во всех его проявлениях, уровнях и стадиях развития. Он конструирует диалектику как систему, формулирует её основные категории и законы.

Бытие для Гегеля это процесс саморазвития Абсолютной идеи, высшего духовного начала. Всё существующее есть проявление развития Идеи: понятия, природа, человек, общество, культура. В своём развитие сущее подчиняется диалектической триаде тезис – антитезис – синтез и проходит три стадии развития. Абсолютная идея раскрывает себя в царстве чистых понятий и категорий, воплощается и конкретизируется в природе, завершает развитие в формах субъективного сознания и духовной культуры человечества.

В основе диалектики как особой модели философского подхода к миру лежат три основные закона: «закон отрицания отрицания», «закон единства и борьбы противоположностей» и «закон перехода количества в качество».Законы диалектики тесно связаны между собой, являясь сторонами единого процесса развития и характеризуя его с различных сторон. Применение диалектики позволяет Гегелю создать целостную философскую картину развития мира и человечества, своеобразную лестницу восхождения человека в приобщении к мировой культуре. На вершине этого развития достигается тождество мышления и бытия. Одним из важнейших недостатков гегелевской системы является явное противоречие между завершённостью его системы и принципиальной открытостью и бесконечностью развития, диктуемых принципами и законами диалектики.

4. Творчество Людвига Фейербаха (1804-1872) завершает немецкую классическую философию. Философское развитие Фейербаха лучше всего описано им самим: «Бог был моей первой мыслью, разум — второй, человек — третьей и последней». Как самостоятельный философ Фейербах начинает с критики религии, в частности, христианства. Это стало главной темой его философствования. Позиция Фейербаха в том, что не Бог создал человека, а человек — бога. Источник религии нужно искать в природе человека, в глубинах человеческой психики. Общий вывод Фейербаха в том, что божественная сущность — это духовная сущность человека, но обособленная от человека и представленная в виде самостоятельного существа. Именно атеизм толкнул Фейербаха к материализму и разрыву с гегелевской философией. Материализм есть основание науки, ее мировоззренческая предпосылка. Отсюда берет начало ориентация Фейербаха на познавательной опыт науки. Философия истолковывается им как наука о человеке — антропология. Философию Л.Фейербаха коротко можно охарактеризовать как «антропологический материализм». Он считал, что из учения о конкретном человеке можно вывести все основные законы и категории философии, не прибегая к понятиям духа, субстанции, Бога и т.д.

Фейербах высказывает сенсуалистическую точку зрения, определяя чувственность единственным источником истинного знания. Это неизбежно приводит его к отрицанию существования общих понятий и к признанию истинным единичного, конкретного. В то же время Фейербах глубоко убеждён в могуществе разума, в возможности всеобщего и необходимого познания. Немецкий философ формулирует новое понимание объекта познания. Достоверность бытия определяется не только его доступностью собственному чувству человека, но и его реальностью для другого. Я познаю другого человека раньше пробуждения собственного самосознания. Любовь к другим живым существам, солидарность с ними раскрывают перед индивидом истинное, реальное бытие. В духовном развитии Фейербаха интерес к этике и религиозной проблеме был всегда преобладающим, и эта сторона его философии разработана гораздо полнее, чем вопросы теории познания.  

Ключевые понятия: немецкая классическая философия, диалектика, субъект познания, объект познания, гуманизм, априорные формы, антиномии разума, категорический императив, объективный идеализм, метафизика, антропологизм, материализм, отчуждение.

 

Дата: 2018-12-28, просмотров: 298.