Лекция 9. Основные положения теории подобия в экономике
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

   Общая задача теории подобия и моделирования - выработка методологии, направленной на упорядочение получения и обработки информации об объектах, существующих вне нашего сознания и взаимодействующих между собой и внешней средой. Развитие любой науки, тем более экономической  науки, являющейся основой для многих социальных дисциплин, всегда начинается с того или иного экспериментального исследования. Далее на основе обобщения опытных данных развивается теория. От наблюдения и эксперимента к теоретическому мышлению, а затем к специально организованным производственным процессам - таков путь научного развития общества.

  В развитии науки большое значение придается научным гипотезам, или определенным прогнозам, основывающимся сначала на небольшом количестве опытных данных, некоторых тонких наблюдениях и догадках. Иногда гипотезы опережают возможность экспериментальных исследований, как это было, например, с гипотезой об атомах, которая в древней философии носила скорее поэтический характер и была проверена спустя много веков после ее зарождения. Однако, в экономике быстрая и полная проверка выдвигаемых гипотез, их отсев или утверждение и перевод в теорию могут быть сделаны только после закономерно обобщенного и обычно специально поставленного эксперимента.

    Можно быстро получить обобщенный опытный материал, если правильно поставить опыты и обработать их результаты, что опять-таки обеспечивается с помощью теории подобия и экономико-математического моделирования. При определении, формулировании и проверке правильности гипотез большое значение в качестве метода суждения имеет аналогия.

  Аналогией, в логическом смысле, называется обоснованное заключение о каком-либо частичном сходстве двух объектов, позволяющее на основании сходства рассматриваемых объектов в каком-либо отношении сделать вывод об их сходстве в других отношениях.

В практике экономических исследований следует рассматривать аналогию в качестве разновидности подобия, а реализацию аналогии - в качестве метода моделирования. Теоретическое научно-познавательное значение аналогии заключается в ее связи с какой-либо гипотезой, выдвигаемой для объяснения изучаемых явлений. Основой этой связи всегда служит практика, опыт, так как гипотетические суждения нельзя продуктивно получить только на основе абстрактных принципов. Современная научная гипотеза создается, как правило, именно по аналогии с проверенными на практике научными положениями. Аналогия, таким образом, связывает гипотезу с экспериментальными данными и фактами, придающими ей жизненность. Экономические, как и физические гипотезы и аналогии, отражающие реальный, объективно существующий мир, должны или иметь непосредственную наглядность, или сводиться к некоторым удобным для исследования структурам и схемам. Эти структуры и схемы, облегчающие рассуждения и логические построения или позволяющие проводить эксперименты, которые уточняют природу явлений, называются  аналоговыми моделями.

Под экспериментом в широком смысле понимается специально организованная процедура постановки и обработки наблюдений, проводимых в лаборатории, в условиях натуры или производства. Различают пассивный эксперимент, сводящийся только к наблюдению за протеканием явления, и активный, допускающий некоторое вмешательство в ход процессов и, соответственно, организующий наблюдения. Разновидностью эксперимента являются мысленно воспроизводимые опыты, называемые мысленным экспериментом.

Под моделью при мысленном эксперименте понимают некоторые логические построения, наборы формул, алгоритмы для расчетов на компьютере и просто рассуждения, оперирующие предполагаемыми, даже и необязательно осуществимыми зависимостями и соотношениями. Мысленный эксперимент, являющийся технически неосуществленной или даже вообще неосуществимой процедурой,- логическая аналогия реального опыта. Такие эксперименты, представляя собой только логические операции, не могут быть тем «критерием истины», каким является специально поставленный экономический эксперимент или обработанные результаты натурных наблюдений. Поэтому развитие мысленного эксперимента, связанное с глубоким проникновением в экономику явлений, в той или иной мере основывается на ранее осуществленных опытах.

Однако научные теории и методы становятся все менее наглядными в непосредственном, чувственном понимании наглядности. Мысленный эксперимент и мысленные модели используют абстрактные понятия математики и экономики, такие, как многомерные пространства, построенные по аналогии с материальным трехмерным пространством, затратные и производственные экономические функции и так далее. В этих условиях появились соображения о том, что время, когда познание мира и исследование происходящих в нем явлений нуждались в проведении реального эксперимента, моделировании, обработке данных на основе теории подобия с учетом математики для описания объективно существующей экономической действительности, теперь прошло. В действительности же эксперимент для инженера, физика или экономиста не только облегчает подход к изучению той или иной проблемы, но и является средством прямого решения технических задач. Его роль значительнее, так как он часто еще и помогает найти наилучший подход к аналитическому решению.

Недооценка роли экспериментальных данных в синтезе знаний приводит к частым ошибкам в оценке новых фактических данных и к задержке внедрения новых разработок, именно эксперименты подсказывают ход аналитических решений в развитии теории и путей внедрения новых разработок. Все математические понятия, даже, казалось бы, совершенно абстрактные, в конечном счете, отражают количественные и пространственно-временные соотношения реального мира. Как бы ни были интересны и «красивы» отвлеченные математические построения, для фактического решения практических вопросов всегда требуется эксперимент, хотя иногда необходимость в нем не проявляется явно. Но надо подчеркнуть, что эксперимент может иметь существенное значение в той или иной области науки только при специальной его обработке и обобщении. Единичный эксперимент в экономике никогда не может быть решающим для подтверждения гипотезы, проверки теории. Поэтому и экономист-исследователь, и экономист-практик должны быть знакомы с элементами современной методологии теории познания и, в частности, не должны забывать основного положения – именно экспериментальное исследование, опыт, практика являются критериями истины.

 

Дата: 2018-12-28, просмотров: 295.