Очевидно, утверждение – чтобы эффективно управлять, нужно знать, чем управляешь. В теории систем представление об управляемом объекте должно дать его системное описание, которое является первым шагом в процессе формирования управленческих решений.
Практическая направленность системных исследований определяет всю специфику концепций, подходов и методов и может быть представлена в виде фундаментального принципа системного анализа – принципа цели. Этот принцип утверждает, что любой сложный объект должен рассматриваться только с точки зрения решения определенной задачи, стоящей перед исследователем или лицом, принимающим решение. Это означает, что описание системы должно быть целенаправленным. Цель определяет способ и форму описания объекта. Целью анализа диктуется выбор уровня обобщения, на котором строится описание системы. Этот уровень фиксируется выбором элементов системы, целостные свойства которых составляют границу подробности описания системы. Как уже подчеркивалось, декомпозиция системы хотя и носит целевой характер, но определяется не произволом исследователя, а отражает реальное строение объекта в удобной для него форме.
Свойства целостности, иерархичности и бесконечности системы позволили сформулировать один из основных принципов теории систем — принцип многоуровневого описания. Он гласит, что любой объект должен быть описан:
как элемент системы более высокого порядка или уровня;
как целостное структура, допускающая представление в виде связанного набора параметров;
как некоторая сложная структура, внутреннее строение которой необходимо представить с подробностью, достаточной для достижения целей исследования.
Таким образом, минимально необходимое число уровней описания системы — три. В действительности при исследовании социально-экономических и экономических систем обычно вводят значительно большее число уровней описания.
С понятием уровней описания связано понятие языков описания системы. По определению, каждому уровню представления системы соответствует язык описания. При содержательном описании сложной системы под языком описания понимается терминологическая и понятийная структура, которая определена для представления системы на данном уровне обобщения. Например, описание целостных свойств систем с помощью макроэкономических показателей можно рассматривать как язык описания на высшем уровне обобщения.
В теории принятия решений языки описания обычно связываются с иерархией управления, поскольку каждое звено управления отражает функционирование системы, подсистем и элементов с определенной степенью подробности, необходимой для принятия решения на данном уровне иерархии.
При системном анализе число уровней описания определяется целями и необходимой для их достижения глубиной анализа.
Языки описания должны определенным образом соотноситься друг с другом, образуя иерархию описаний. Иерархическая система языков, описывающая систему или объект, должна быть построена по принципу информационного единства, суть которого состоит в том, что каждое понятие, каждый процесс в иерархии описания есть результат обобщения понятий нижестоящего уровня описания.
В свете изложенных принципов содержательное описание системы должно быть соответствующим образом структурировано и, в общем случае, отражать:
цели и задачи исследования;
численные критерии оценки полноты и качества выполнения целевой функции;
место исследуемой системы в более высокого порядка, меру или степень зависимости от внешней среды, форму и механизм реализации этой зависимости;
функции системы;
основные показатели функционирования системы;
структуру системы и функциональное назначение элементов;
содержание информационных связей;
структуру управления и организацию целенаправленного поведения системы;
цели системы, декомпозицию целей в задачи;
гипотезу об организационно-экономическом механизме функционирования системы;
анализ функционирования и прогнозирование развития системы на основе выявленных целей и задач системы и механизма ее функционирования.
Перечисленные аспекты должны содержаться в каждом уровне описания системы. Однако, как показывает опыт содержательного исследования различных проблем функционирования и развития системы, в большинстве работ, посвященных этой проблематике, подобная структуризация и строгая ориентировка на цели исследования не соблюдаются. Обычно изложение ведется в свободной форме, уровни обобщения не фиксируются, механизм функционирования исследуемого объекта в явном виде не описывается. Это обстоятельство чрезвычайно затрудняет переход к формальным методам системного исследования и построения математических моделей системы. В большинстве случаев приходится заново разрабатывать структурированное, многоуровневое системное описание объектов под углом зрения исследуемых вопросов, поскольку формализация основывается на содержательном описании и полностью зависит от его качества. Это чрезвычайно важный и ответственный этап системного исследования, призванный обобщить и систематизировать эмпирические и теоретические знания об объекте с позиций целей анализа, выработать основополагающую гипотезу о механизме его функционирования и построить содержательную, модель системы, которая и ложится в основу ее формально-теоретического представления.
Переход от содержательного описания системы к формальному описанию представляет сложную проблему, как в теоретическом, так и в прикладном плане. Истоки этой проблемы лежат в различии естественного и формальных языков.
Естественный язык чрезвычайно богат смысловыми оттенками и обладает большой гибкостью в отражении действительности. Причинно-следственные отношения самой различной природы легко интерпретируются средствами естественного языка. Его понятия зафиксированы неявно и неоднозначно. Закономерности и связи, например, при описании системы даются в общем, неконкретном виде, допускающем различные трактовки. Механизм выводов основан на интуитивно понимаемой логике общений и умозаключений. Как средство выражения мыслей естественный язык обладает бесчисленным разнообразием форм и широко использует нарочитую неоднозначность смысла и почти всегда содержит подтекст, который явно не фиксируется. Именно поэтому естественный язык может передавать тончайшие оттенки человеческих мыслей, чувств и настроений и является идеальным средством общения.
Вместе с тем количественный анализ явлений и процессов действительности имеет свои законы, которые противоречат свойствам естественного языка. Формализация требует, прежде всего, однозначности понятии, строгой логики выводов и заключении, фиксации смысла преобразований, отражающих рассматриваемые закономерности. Формальный язык беден по сравнению с естественным языком. Он всегда упрощенно отражает действительность. Богатство смысловых оттенков, понятий, интуитивно-логических приемов в принципе не поддается формализации. Поэтому в контексте системного исследования социально-экономических процессов формализация должна быть связана с содержательной интерпретацией количественных результатов, их осмыслением и дополнением не формализуемыми аспектами.
Формализация — этап системного исследования проблемы, на котором сформулированная в содержательном описании основная гипотеза об организационно-экономическом механизме изучаемого процесса и его закономерностях приобретает строгую логическую форму причинно-следственных отношений.
Первым этапом формализации является построение формальной схемы, содержащей знаковое описание системы и процесса ее функционирования. Второй этап — построение моделей системы.
В формальной схеме явно фиксируются связи между элементами, параметры описания и функционирования элементов системы и системы в целом и пространственно-временные зависимости. Основные преобразования в этой схеме обычно представляются некоторыми операторами отображения, внутренний механизм которых на первом этане формализации может и не рассматриваться. Формальная схема в силу своей общности позволяет содержательно интерпретировать в своих терминах все возможные явления, имеющие место в изучаемой системе.
Формальная схема имеет двойное назначение:
на ее основе можно развивать как содержательную, так и формальную теорию исследуемого процесса;
она служит основой для построения системы моделей.
Логика отношений формальной схемы позволяет проводить содержательный анализ строго и целенаправленно и делает его выводы и рекомендации более доказательными.
Синтез формальной схемы — это не что иное, как процесс познания системы, представляющий определенный этап в общем системном исследовании. Он может начинаться, например, с того, что в графической форме представляется декомпозиция системы, данная в содержательном описании, вычерчиваются связи между элементами и фиксируется их содержание. Это графическое отображение иллюстрирует содержательную схему функционирования системы, закрепляя последовательность действий ее элементов и связи с более широкой системой.
Подобная графическая схема строится для каждой подсистемы и далее для всех элементов, то есть детализируется с точностью до элемента, внутреннее строение которого на выбранном уровне анализа нам безразлично. Другими словами, уже на этом этапе вводится иерархия описаний системы, в соответствии с которой будут выбраны языки описания системы. Кроме того, здесь мы выбираем и фиксируем структуру системы как основу формального описания.
Следующим этапом построения формальной схемы является перевод содержательного описания связей элементов внутри системы и внешних связей системы в конкретные параметры системы и ее элементов. Эти параметры должны иметь ясный смысл, однозначно отображать ту или иную характеристику состояния системы и ее элементов, связи, факторы и условия, имеющие место в системе. Выбор параметров описания системы и ее элементов — сложный творческий процесс, во многом определяемый искусством и знаниями исследователя.
Выбор обычно производится сверху, сначала для общей графической схемы, затем для схем подсистем и элементов. При выборе параметров системы необходимо ориентироваться на имеющуюся информацию, четко представлять методы получения каждого из них и их связи с параметрами более низкого уровня описания системы.
Выбор параметров на каждом уровне описания системы — это и есть составление формальных языков описания системы, в терминах которых в дальнейшем и будет описываться се динамика.
Правильному выбору параметров системы помогает последовательное применение принципа классификации, который утверждает, что для построения формальной схемы и формальной модели исследуемого процесса необходимо в соответствии с целями исследования классифицировать состояние системы и ее элементов, обязательно с учетом выбранных уровней обобщения. Далее для каждого класса состояний системы провести классификацию значений выбираемых параметров.
Другими словами, для дальнейшего рассмотрения нужно выбрать только те состояния исследуемой системы, которые соответствуют целям нашего исследования, и каждому из них сопоставить те или иные значения параметров описания этого состояния.
Параметры состояния системы и ее элементов могут быть как количественными, выражаться числами, но и допускать содержательное описание, позволяющее его перевод в количественные шкалы и показатели.
Окончательный этап построения формальной схемы — это отображение схемы функционирования системы в терминах выбранных языков, то есть параметров разного уровня описания системы.
Формальная схема может иметь таблично-графическую или математическую форму. В последнем случае таблично-графическая форма может иллюстрировать положения ее математического аналога. Таблично-графическое представление формальной схемы удобно при анализе плохо формализуемых объектов, например, таких, как социальные процессы в системах.
Для исследования материальных процессов в системе можно строить математическую формальную схему, и, при необходимости снабжать ее графическими иллюстрациями. Естественно, что любую формальную схему должно сопровождать специальное описание, объясняющее смысл всех выполненных преобразований.
Разработкой формальной схемы завершается системное представление объекта исследования.
Важнейшей методологической проблемой системного анализа является разработка теории и методов сравнения и измерения систем. Эта проблема чрезвычайно актуальна для практики прикладных системных исследований, но остается слабо разработанной. Такие свойства систем, как целостность, иерархичность, неаддитивность, бесконечность и другие, порождают многочисленные трудности количественного измерения эффективности их функционирования. В практике системных исследований часто возникает необходимость сравнения систем с различной структурой, оценки эволюции систем в структурном и функциональном отношении, сравнения разнородных элементов и подсистем.
Одной из таких проблем является сравнение разнородных объектов. Практическая потребность в таком сравнении возникает довольно часто. Хотя сравниваемые объекты имеют различную природу, чаще всего множества их характеристик пересекаются. И если цели сравнения описываются характеристиками из области этого пересечения, то становится возможным непосредственное сопоставление разнородных объектов. Например, при перевозке грузов в качестве их характеристики может выступить масса, и в данном случае все перевозимые объекты измеряются и сравниваются по массе. Другим примером такого сравнения может быть экономический показатель – стоимость разнородных товаров и услуг, которые измерены и соотнесены друг с другом в какой-либо валюте.
В практике системных исследований чаще всего возникают задачи сравнения разнородных элементов и подсистем по результатам их функционирования. В этом случае их характеристики обычно не пересекаются. Необходимость такого сравнения (или измерения в единой мере, шкале) часто возникает при попытках определения характеристик функционирования систем через характеристики функционирования элементов. Эта проблема связана с коренной и до сих пор не нашедшей удовлетворительного решения проблемой исследования операций и системного анализа — сведения векторного критерия к скалярному виду.
Для удобства изложения рассмотрим две стороны количественного представления систем:
измерения параметров строения объекта (характеристик его структурного описания);
измерения параметров его функционирования.
Определение численных значений параметров структурного описания объекта в большинстве случаев не является проблематичным. Такие характеристики структуры системы, как число уровней иерархии, количество подсистем и элементов и некоторые другие, чаще всего поддаются прямому подсчету. Например, при структурном описании какой-либо отрасли народного хозяйства приводится число уровней его организации, число звеньев управления на каждом уровне и соответствующее им число производственных объединений по типам. В свою очередь каждое объединение может быть представлено числом и типами предприятий, а предприятия — характеризоваться номенклатурой продукции, производственными мощностями, числом занятых, характеристиками оборудования и так далее. Перечисленные параметры — составная часть количественной характеристики любой экономической системы, кроме того, эти параметры являются основой представления динамики изучаемой системы. Они фиксируют те элементы и подсистемы, которые действуют и взаимодействуют в описании ее функционирования. Поэтому выбор параметров структурного описания системы непосредственно определяется целью исследования, рассматриваемым структурным срезом системы и гипотезой о механизме ее функционирования.
Структурное описание системы косвенно характеризует ее функциональные возможности, однако ни в коей мере не отражает существо происходящих в ней процессов. Для изучения функциональных возможностей системы существует ее параметрическое описание. Именно поэтому оценить эволюцию структуры системы во времени или сравнить разные структуры между собой, как правило, не удается без учета качества функционирования сравниваемых систем, так как отсутствует объективный критерий сравнения. При таком сравнении нарушаются все принципы системного исследования системы, потому что не учитывается различие целей и задач систем, различие структуры, производственной и сырьевой базы и организационно-экономического механизма сравниваемых систем.
Несостоятельность подобного подхода очевидна, поскольку корректное сравнение предполагает учет перечисленных системных факторов. Кроме того, корректное сравнение предполагает единство меры, единство функциональной задачи (или цели, если сравниваются системы в целом) и единство условий. На основании свойств сложных систем, в теории систем сформулирован основополагающий принцип измерения – следствие теоремы Геделя, который гласит, что о качестве функционирования какой-либо системы молено судить только с точки зрения системы более высокого порядка. Другими словами, находясь внутри системы, невозможно определить эффективность ее деятельности. Для этого надо стать над ней, обязательно представить изучаемую систему как часть более общей системы и проводить оценку с точки зрения целей и задач последней.
Очевидно, реализация принципов измерения и сравнения возможна только при системном представлении объекта исследования, при соблюдении принципов его описания. При этом механизм обобщения и детализации информации при переходе с одного уровня описания системы на другой должен быть зафиксирован в явной форме.
Обычно предполагается, что деятельность системы направлена па достижение цели, которая может быть выражена каким-то единственным критерием. Практически все методы исследования операций основаны на предположении о существовании единого критерия. В этом случае деятельность системы управления становится адекватной процедуре решения некоторой оптимизационной задачи, в которой отыскивается экстремум определенного функционала-критерия, на переменные которого наложены ограничения. Наиболее корректным критерием, в данном случае, является глобальный критерий – максимизация времени жизненного цикла исследуемой системы. Достижение соответствующего экстремума критерия отождествляется с достижением цели системы. Оптимизация осуществляется выбором значений специальных переменных, которые в теории систем называются управлениями.
В некоторых случаях подобный подход может быть применен и в контексте системного анализа при моделировании отдельных сторон функционирования системы. Однако в общем случае этот подход неприменим, что является тормозом в дальнейшем развитии методов исследования операций.
Дело в том, что для сложных систем обычно невозможно указать какой-то один скалярный критерий, оптимизация которого соответствовала бы достижению целей системы. Каждое звено иерархической системы управления, как правило, вынуждено решать целый комплекс задач, пытается найти решение, оптимизирующее векторный критерий. Кроме того, критерии различных звеньев управления различны и в принципе строго не согласуются между собой. Часть критериев не поддается однозначной формализации.
Как при формализации, так и при эвристическом, интуитивно-логическом анализе систем, проблема многокритериальности обычно является наиболее сложной. Такие вопросы, как сопоставлять системы в процессе их эволюции, как сравнивать элементы систем, — являются отнюдь не тривиальными.
Непосредственная формальная (и не только формальная) оценка по многим критериям (по векторному критерию) возможна только в случае явного доминирования одного критерия. Во всех остальных случаях приходится искать способ сведения многих критериев к одному. Эта проблема получила название скаляризации критериев. Методы ее преодоления — самая уязвимая часть методологии количественного исследования сложных социально-экономических систем.
Необходимость скаляризации возникает тогда, когда улучшение одного критерия приводит к ухудшению других, то есть критерии противоречивы: как, например, в известной двухкритериальной задаче «эффективность — стоимость». В этом случае рациональное решение — всегда некоторый компромисс между улучшением одних критериев и ухудшением других.
Рассмотрим наиболее распространенные принципы, на которых могут быть основаны схемы компромисса.
Принцип равномерности. В соответствии с этим принципом лучшим считается тот вариант решения, при котором наименьшее значение из возможных значений критериев больше, чем в других вариантах решения. Здесь при оптимизации значении критериев выравниваются. Этот принцип применяется, когда критерии равноважны.
Принцип абсолютной уступки предполагает лучшим тот вариант решения, при котором суммарный уровень снижения одних критериев не выше суммарного уровня повышения других по сравнению с другими вариантами решении. Это эквивалентно максимизации суммы критериев. Этот принцип требует нормализации критериев и одинакового их приоритета. Недостатком такого подхода является возможность получения редкой разницы в уровнях отдельных критериев.
Принцип относительной уступки является родственным предыдущему. Лучшим считается решение, при котором суммарный относительный уровень снижения одних критериев не превосходит относительного уровня повышения остальные критериев. Формально это эквивалентно поиску варианта с наибольшим произведением значений учитываемых критериев. Здесь происходит выравнивание критериев. Предполагается, что критерии равноважны.
Наиболее распространенным является принцип выделения главного критерия. Выделяется главный критерий, оптимизация которого отождествляется с достижением основной цели решения проблемы при условии, что уровень остальных критериев не меньше допустимого. Тем самым решается вопрос с приоритете критериев (один главный, важность остальных определяется задаваемым уровнем допустимых значений). Нормализации критериев не требуется.
Не менее распространен принцип максимизации взвешенной суммы критериев. Здесь каждому критерию ставится в соответствие специальный множитель — вес. Веса играют роль и масштабных коэффициентов, и нормирующих множителей, и коэффициентов, определяющих важность критериев. Скалярный критерий образуется суммированием умноженных на с ответствующие веса учитываемых критериев.
Самая сложная в методологическом плане часть задачи скаляризации векторного критерия — учет приоритета критериев. В настоящее время распространены две схемы учета — жесткая и гибкая.
В жесткой схеме учета приоритета используется так называемый лексикографический способ. Критерии располагаются в ряд приоритета, например, по убыванию важности, так что критерию с большим номером в ряду соответствует меньшая важность. Проводится последовательная оптимизация критериев, при которой не допускается повышение уровня менее важных критериев, если это снижает уровень более важного критерия. Метод применяется при поиске решений, «близких» к оптимальному.
В гибкой схеме учета приоритета упорядочение критериев осуществляется заданием либо вектора приоритета, либо весового вектора. Компоненты вектора приоритета определяют степень превосходства по важности одного критерия но сравнению с соседним в ряду приоритета. Такие оценки должны быть даны для каждой пары критериев. Оценка характеризует величину наибольшего допустимого снижения значения более важного критерия но сравнению с повышением значения менее важного критерия. Веса критериев характеризуют долю вклада каждого критерия в общее качество. Они не отрицательны и в сумме составляют единицу. Задачи обоснования весов критериев, по своей сути сложнее, чем обоснование компонентов вектора приоритета. Это определяется тем, что для последнего достаточно проводить, например, парное сравнение критериев, а для задания весов анализировать всю совокупность критериев.
Во всех упомянутых схемах существенная роль отводится самому исследователю или лицу, принимающему решение. Именно он обосновывает весовые коэффициенты или определяет приоритет критериев.
С математических позиций применение перечисленных методов скаляризации векторных критериев при измерении эффективности и сравнении качества функционирования социально-экономических объектов некорректно с точки зрения основных принципов системных исследований.
Во-первых, эти методы предполагают аддитивность оценок, так как основаны на отображении оценок элементов в оценку системы через некоторую, чаще всего линейную, форму, коэффициенты которой определяются типом выбранного компромисса.
Во-вторых, предполагается транзитивность оценок как для элементов, так и для системы в целом.
Оба эти допущения грубо искажают истинную картину отношений в сложной системе, так как неаддитивность и нетранзитивность показателей функционирования элементов, подсистем и системы в целом являются определяющими системными свойствами, составляющими важную сторону их сущности.
Несостоятельность подобных подходов в качестве научного инструментария исследования систем очевидна. Однако использование их как аппарата оперативной оценки состояния управляемого системного объекта для выработки решений в ограниченное время может быть вполне оправданным при условии, что основные нормативные показатели, применяемые в подобных методиках, определены в ходе специальных исследований на моделях системы и найден корректный и обоснованный диапазон их применения, в котором искажения не превосходят допустимые.
Лекция 3. Внешняя среда системы
Внешняя среда определяет все условия и законы функционирования системы, все аспекты ее деятельности. Внешняя среда накладывает большинство ограничений на систему. Правила и законы функционирования системы определяются внешними дополнениями, которые формирует внешняя среда каждой системе, контролирует их исполнение. К понятиям внешней среды относятся:
правовое и экономическое положение (или место системы в исследуемой и анализируемой иерархии) в общественном производстве,
положение в общей системе управления,
экономическое окружение и условия деятельности,
использование ресурса, окружающая природная среда и соотношение с экологией.
Например, внешняя среда Кузбасса (географическое положение, наличие природных ресурсов) обусловила такое положение его экономики, при котором более 85% процентов промышленной продукции связано с использованием и переработкой природных ресурсов. И, в то же время, положение Кузбасса, как и любого региона в экономике страны характеризуется тем, что он входит в единую организационно-экономическую систему России.
Если рассматривается процесс возникновения проблемы, то под средой понимают вызвавшие ее внешние условия. С точки зрения формального определения, под средой для системы понимается все то, что создает условия ее работы. Причем сама система в ряде случаев непосредственно на среду воздействовать не может.
Никакую систему невозможно рассматривать без ее связи с внешней средой. Вопрос стоит только в направленности этой связи. Некоторые авторы считают одним из принципов системного подхода принцип, когда в качестве объекта изучения рассматриваются только такие явления и процессы, ход которых не влияет на характер воздействия на них окружающей среды.
Для некоторых процессов такое ограничение неприемлемо. Так, если в ходе промышленного процесса будет выделяться чрезмерно много вредных выбросов в окружающую среду, соответствующие органы надзора будут предъявлять финансовые санкции предприятию или заставят его осуществить строительство достаточно дорогостоящих очистных сооружений, что в свою очередь найдет отражение в повышении себестоимости продукции и определит существенный рост себестоимости продукции. Черная и цветная металлургия Кузбасса тому пример.
Или другой пример. Разработка угольных месторождений открытым способом определятся, в первую очередь, выводом из полезного обращения огромных площадей земли. До недавнего времени, этому не уделялось должного внимания, не учитывалась стоимость земли при формировании оплаты за использование природных ресурсов. Действующая законодательная база заставляет пересмотреть прежние проекты и предусматривать строгое регулирование и рекультивацию использованных земель.
И, наконец, третий пример касается интенсивных процессов вылова рыбы в ряде морей и прибрежных зон океанов, в результате чего запасы рыбы резко уменьшились и вылов некоторых пород рыб прекратился по причине ее отсутствия (например, сельди в Северном море).
В описанных процессах воздействие процесса на среду происходит со значительным отставанием по времени, однако большие масштабы современной экономической деятельности заставляют очень внимательно относиться к характеру обратного влияния некоторых процессов на среду, особенно в области использования природных богатств. Это относится не только к флоре и фауне, но и к запасам минеральных ресурсов – угля, железных и полиметаллических руд, водных и других ресурсов.
Под ресурсами системы в системном анализе принято понимать все то, что находится в распоряжении системы и используется системой в процессе ее функционирования. В самом широком смысле к ресурсам относят потребляемые материальные, энергетические и информационные компоненты производства. Несомненно, к ресурсам следует относить и людские ресурсы. Для производственного предприятия это будут основные и оборотные фонды, людские ресурсы, технологические агрегаты и все оборудование, занятое в производстве. Ресурсы — это все то, что находится в распоряжении системы и то, на что управление системы может активно воздействовать в направлении его наиболее эффективного использования.
Очевидно, что та система экономически эффективна, которая экономически эффективно использует ресурсы и реализует свою продукцию. Но как мы установили ранее, достижение любой цели системы должно иметь соответствующий критерий. Критерии экономической эффективности производства не всегда просты и однозначные. Их использование для практической работы может быть успешным тогда, когда необходимая информация оперативно поступают в распоряжение соответствующего уровня руководства для принятия решения. Кроме того, необходимо, в соответствии с изложенными принципами системного анализа пойти дальше и ответить на вопрос, а что же нужно сделать, чтобы повысить экономическую эффективность производства. Общий ответ на этот вопрос всегда проще, чем конкретный ответ для конкретного предприятия или организации. Например, ОАО «Кузнецкий металлургический комбинат» работал продолжительное время на «нулевой» или даже отрицательной прибыли, но его закрытие комбината практически невозможно по социально-экономическим причинам и возможным последствиям. Зачастую предприятие получают от предприятий-поставщиков недостаточно производительное оборудование, сырье низкого качества и вынуждены нести в связи с этим дополнительные расходы на выпуск продукции, рыночная реализация полученной продукции представляет собой серьезную проблему.
Вместе с тем, использование местных особенностей, внутренних резервов может многократно увеличить ресурсы системы. Все эти дополнительные ресурсы и повышение эффективности производства создает экономически эффективное использование людского ресурса, создание наукоемких производств и продуктов, формирование монопольных условий для выпуска уникальных продуктов с уникальными свойствами и потребительскими качествами.
Граница между средой и ресурсами не всегда определяется достаточно четко и точно. Руководитель, недостаточно связанный со своим коллективом, может определить экономическую, социальную и творческую атмосферу на предприятии, как обычную среду производства. С другой стороны, при хорошей работе с коллективом и ее общественными организациями, при слаженном коллективе, коллектив превращается в ресурс первостепенной важности для выполнения задач производства — выпуска продукции, улучшения ее качества, технических нововведений.
Наличие других, соседних предприятий в данном районе может рассматриваться как конкурентная среда, но, однако же, при наличии кооперации с этими предприятиями, да и просто хорошей взаимопомощи они из элемента конкурирующей среды превращаются частично в элементы ресурсов данной системы (предприятия). Наконец, к ресурсам следует отнести научно-технический или инженерно-технический потенциал предприятия. Наличие квалифицированных инженеров и руководителей во многом решает успех дела. Например, квалифицированное конструкторское бюро завода, инициативные сотрудники отдела главного механика обеспечивают своевременную замену устаревшей продукции на более совершенную, модернизацию оборудования и технологии. Здесь важна не только количественная, но и качественная сторона руководителей и инженерно-технических работников. К ресурсам следует отнести также культурный и общеобразовательный уровень рабочего коллектива.
Наконец, один показатель использования ресурсов пока что зачастую выпадает не только из формального, но и из неформального рассмотрения деятельности. Его можно назвать показателем «неиспользованных возможностей». В промышленности он только частично отражается в показателе использования производственных фондов, достижения проектных мощностей, в сверхнормативных остатках материалов и готовых изделий. При оценке итогов экономической деятельности основной упор должен делаться не на достижения, которые по существу относятся к прошлому, где мы все равно ничего изменить не можем, а на упущенные возможности и резервы, анализ которых поможет соответственно улучшить использование ресурсов системы в будущем.
По всей вероятности, самые большие неиспользуемые резервы таятся в самих людях, в их далеко не полностью использованных возможностях и в системном подходе к использованию этих возможностей.
Лекция 4. Теория систем и предмет системного анализа
Теория систем представляет собой научную дисциплину, которая изучает различные явления, отвлекаясь от их конкретной природы и основывается лишь на формальных взаимосвязях между различными составляющими (факторами), на характере изменений под влиянием внешних условий. Для теории систем объектом исследований является не «физическая реальность», а некоторый ее аналог «система» - формальная взаимосвязь между наблюдаемыми признаками и свойствами.
В силу принципиальных соображений понятия и аксиоматика, используемая в системном анализе, опирается на аксиоматику теории управления, теории информации, теории выбора и принятия управляющих решений, теории массового обслуживания.
Уточним, системный анализ – раздел теории систем, методология которого заключается в исследовании любых объектов посредством представления их в качестве систем, выявления общих свойств, их анализа и закономерностей для математического описания функционирования этих систем.
Системный анализ, как научный метод, применяется при исследовании и изучении широкого круга научных, социальных, экономических и других проблем, в том числе при формулировании самой проблемы исследований в условиях информационной неопределенности. Отдельным предметом исследований является выбор стратегии исследований и разработок, для точного определения параметров систем (граничных условий, вход-выходных характеристик, состава компонент систем), для выявления целей развития и законов функционирования систем, для выявления функций и состава вновь создаваемых систем.
Теоретический и познавательный подходы в исследовании систем содействует четкому определению основных классов систем, методов анализа, моделей и алгоритмов, к которым целесообразно применить методологию системного анализа, и дает основу для выработки единых принципов формализации самых разнородных объектов и явлений
Анализ функций и схемы (структуры, топологии, связей) системы способствует четкой классификации целей, функций, задач системы, с одной стороны, стратегии и средств реализации – с другой стороны.
Понятие большой системы и установление правил композиции и декомпозиции их в общей теории систем обосновывает способы подхода к полностью наблюдаемым системам или не полностью наблюдаемым системам, способствует формированию правил их научного исследования, проектирования и эксплуатации.
Понятие сложной системы раскрывает способы подхода к многоцелевым, многоаспектным многозвенным иерархическим системам и процессам. Многообразие и принципиальные различия объектов, процессов, проблем, подлежащих системному анализу, обусловило многообразие инструментальной базы и сформулировало требования для их применения при исследовании различных экономических, организационных и технических процессов и явлений.
Морфологическое описание системы должно давать представление о строении системы, ее подсистемах и элементах. Морфологическое описание не может быть исчерпывающим и зависит от глубины описания и степени детализации. Морфологическое описание по структуре иерархично. Число уровней описания определятся сложностью системы, то есть создается описание, дающее полную и достаточно глубокую оценку свойств системы. В иерархии описания может существовать такая ступень, когда способы описания, применявшиеся на более высоких уровнях, становятся неприемлемыми и необходимо использовать принципиально новый способ описания системы. Изучение морфологии, то есть изучение внутреннего и внешнего устройства системы начинается с состава элементов, образующих систему.
Элементный состав системы позволяет понять, из каких элементов состоит система. Обычно он выполняется в виде структуры, очень похожей на иерархическую структуру, но при этом описание элементного состава производится до какого-то n-го уровня, после которого дальнейшее изображение элементного состава становится бессмысленным из-за конечности числа элементов системы.
Элементный состав представляет собой структуру, которая состоит, в свою очередь, из функционально ориентированных блоков, а каждый из блоков отличается от другого номером подсистемы, для которой он создан. Каждый блок состоит из:
1.Перечня состава элементов, то есть последовательного перечисления элементов, из которых состоит данная система или подсистема.
2.Структуры, то есть определенного порядка нахождения элементов, образующих систему.
3.Связей, то есть описания взаимодействий или связей между элементами подсистемы или связи между подсистемами.
Под элементом в этом описании системы понимается подсистема, внутрь которой описание не проникает, то есть некий простейший элемент, рассматривать который как систему не имеет смысла. Элементный состав может быть трех типов:
1. Гомогенный, то есть состоящий из однотипных или одинаковых элементов.
2. Гетерогенный, то есть содержащий различные типы элементов.
3. Смешанный, то есть содержащий как множество однотипных, так и множество разнотипных элементов.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 398.