Кафедра экономики, управления и права
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Кафедра экономики, управления и права

 

ВВЕДЕНИЕ В СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ

Г. Челябинск, 2018


 

Содержание

                                                                                                              стр.

Введение..............................................................................................................

Лекция 1. Концепции системы в системном анализе.....................................

Лекция 2. Цели системы или целевая функция системы................................

Лекция 3. Внешняя среда системы..................................................................

Лекция 4. Теория систем и предмет системного анализа............................

Лекция 5. Функциональное описание систем..................................................

Лекция 6.Системное понимание проблемы......................................................

Лекция 7. Информационное описание систем................................................

Лекция 8. Системный анализ экономических процессов...............................

Лекция 9. Построение и взаимодействие моделей в системном анализе....

Лекция 10. Основные положения теории подобия в экономике....................

Лекция 11. Моделирование в системных исследованиях................................

Лекция 12. Классификация видов моделирования в системном анализе.....

Лекция 13. Информационные аспекты системного анализа........................

Лекция 14. Основные задачи системной и информационной поддержки

              управленческих решений.................................................................

Лекция 15. Системный анализ и теория организации ..................................

Лекция 16. Управление организационными системами..................................

Лекция 17. Анализ рисков управленческих решений.....................................

Лекция 18. Прогнозирование в системном анализе........................................

Лекция 19. Системные концепции экономической безопасности................

Лекция 20.Системные аспекты антикризисного управления.......................

Лекция 21. Системные аспекты конкуренции.................................................

Библиографический список ...............................................................................

 


Введение

Известно, что системный анализ — методология исследования любых объектов посредством представления их в качестве систем и анализа этих систем. Можно отметить следующие типичные ситуации, требующие применения методов системного анализа применительно к экономическим задачам:

для выявления и четкого формулирования проблемы в условиях большой информационной неопределенности;

для выбора стратегии экономических исследований и разработок;

для точного математического описания и определения экономических и организационно-экономических систем (границ, входов, выходов и других компонентов систем) с целью их моделирования;

для выявления целей развития и функционирования системы, критериев оценки полноты выполнения целей и стратегии ее достижения;

для решения исследовательских задач, связанных с решением экономических и социально-экономических проблем;

для решения задач управления, для принятия решений в условиях информационной неопределенности;

для проектирования, анализа и выявления функции и состава вновь создаваемой системы.

Известно, что методы системного анализа впервые начали разрабатываться в середине сороковых годов прошлого века, в основном, для отбора и планирования систем вооружения и в связи с анализом военно-политических ситуаций. Позже методы системного анализа и соответствующие им системы управления использовались в государственных учреждениях, в военно-промышленных комплексах, а также в крупных фирмах США и ряда других развитых капиталистических стран. B России, начиная с 80-х годов прошлого века, методы системного анализа получают все большее распространение применительно:

для постановки целей и планирования научных исследований и опытно-конструкторских разработок;

для разработки программ развития базовых отраслей народного хозяйства (нефтегазового комплекса, металлургических, угольных, нефтехимических и других предприятий);

для разработки мероприятий по развитию и совершенствованию системы управления экономикой.

В последнее время, основные методы и идеи системного анализа составляют основу разработки системы комплексного экономического анализа и планирования развития страны.

C развитием общей теории систем и с накоплением практического опыта методы системного анализа получают теоретическую базу и быстро развиваются на основе соответствующего комплекса понятий и научной методологии. Теоретический и познавательный подходы в исследовании экономических систем содействует четкому определению основных классов объектов, к которым целесообразно применять методологию системного анализа, и дает основание для выработки единых принципов формализации самых разнородных объектов и явлений. Экономической системой принято считать реально существующий объект, систему, предприятие, фирму, организацию любой формы собственности, параметры которой рассматриваются и исследуются с экономических позиций, для оценки качества функционирования которой, используются экономические критерии.

Анализ функций и структуры системы способствует четкой спецификации целей, функций, задач систем, с одной стороны, и средств их реализации (моделей, алгоритмов и программ) — с другой.

Понятие большой системы и установление правил синтеза и декомпозиции их в общей теории систем, обосновывает способы подхода к ненаблюдаемым или не полностью наблюдаемым системам, способствует формированию правил научного их исследования и проектирования.

Понятие сложной системы раскрывает способы и подходы к экономическому анализу многоцелевых, многоаспектных и противоречивым по целям активным системам.

Понятие кибернетической системы и выявление закономерностей кибернетических систем служат для обоснования методологии и анализа систем управления и переработки информации, в том числе современных информационных технологий.

Многообразие и принципиальное различие объектов, процессов, проблем, подлежащих системному анализу, обусловило многообразие его специфических инструментов и породило требование гибкого и умелого их применения при исследовании, в том числе и разнородных экономических и социально-экономических процессов и явлений. B числе наиболее употребительных и отработанных методов и форм системного анализа и отображения его результатов можно отметить следующие:

Дерево анализа проблемы используется для выявления и структуризации труднопонимаемых и слабо сформулированных проблем, характеризующихся большим количеством или сложным характером взаимосвязей. Дерево проблемы, как правило, включает три основных ветви:

что нужно исследовать и разработать;

из чего состоит система управления, решающая данную проблему;

как она работает и каким способом взаимодействует с другими системами.

Методы построения деревьев целей представляют собой один из наиболее широко распространенных и эффективных способов анализа объективных целей и задач, стоящих перед экономическим объектом, и выявления наилучшего набора средств их достижения.

Моделирование технического, организационного, технологического и управленческого процессов методами структурного синтеза и декомпозиции используется для представления и лучшего понимания сложного производственного процесса, реализуемого во взаимодействии многих экономических объектов.

Для микроэкономических объектов, таких, как предприятие, организация,  фирма, производственное объединение, отрасль, методы системного анализа во многом переплетаются с методами диагностики экономических систем для решения широкого круга вопросов, связанных с исследованием причинно-следственных связей. Последние представляют собой методику систематического анализа организационно-экономических ситуаций, математического моделирования различных экономических и организационно-технологических процессов, выявление наиболее неэффективных процессов, например, методом экспертного опроса работников и взаимодействующих с ним объектов с целью выявления актуальных и первоочередных проблем и планирования последовательности мероприятий по достижению ближайших целей.

Системный подход к изучению экономических явлений представляет собой изучение экономики как единого целого с позиций системного анализа.  

Экономическая система, являясь открытой системой, выступает как составная часть, с одной стороны, более общей общественной системы, включающей в себя все элементы, характеризующие данную социально-экономическую формацию, а с другой — как часть системы ресурсов для потребления общества. Социально-экономическая система всегда целенаправленна и определяется заданием системных объектов, их свойств и связей между ними. Системные объекты — это вход, процесс, выход, цель, обратная связь и ограничения.

Вход экономической системы характеризуется совокупностью природных, трудовых ресурсов, других материальных ресурсов (прежде всего, производственного аппарата), технологических способов, научных знаний.

Выход экономической системы — это совокупность материальных благ и услуг, служащих для удовлетворения потребностей общества и его членов.

Cтруктурообразующей основой экономической системы, определяющей связи и общественный характер взаимодействия ее элементов, являются производственные отношения. Они выступают также в качестве базиса всей системы общественных отношений. Экономика, предъявляя определенные требования к участникам производства (к их квалификации, профессиональным навыкам, расселению по территории страны), изменяя уровень удовлетворения потребностей различных групп трудящихся, активно формируя сами эти потребности, оказывает мощное воздействие на все стороны общественной жизни.

Воздействия внешней среды (природной и общественной системы) на экономику чрезвычайно многообразны. Внешняя природная среда воздействует на экономику через обеспеченность ее ресурсами и природными условиями жизни людей, внешняя общественная среда — через мотивы поведения людей, участвующих в производстве. Это воздействие проявляется и через морально-этические и идеологические условия, господствующие в обществе, через национальные и бытовые особенности различных групп населения и так далее. 

Процесс функционирования экономической системы характеризуется чрезвычайной сложностью. Сложность экономической системы определяется многообразием потребностей общества и вариантов их возможного удовлетворения, а также исключительно высоким динамизмом как потребностей, так и экономических и технических решений, возрастающих по мере углубления научно-технического прогресса.

Экономика расчленяется на ряд подсистем, связанных между собой как горизонтальными, так и вертикальными взаимодействиями. Всякий вход (выход) подсистемы является выходом (входом) другой подсистемы. B процессе функционирования экономики выявляется определенная иерархия подсистем, например, предприятие (объединение, фирма, организация любой формы собственности) — отрасль — народное хозяйство. B соответствии с иерархической структурой экономики система управления народным хозяйством также носит иерархический характер. Всякое управление предполагает наличие цели, желаемого результата, ради достижения которого осуществляется процесс управления. 

Известно, что в центре методологии системного анализа находится операция сравнения альтернатив, проводимого для выявления альтернативы, подлежащей реализации. Отсюда следует, что системный подход к изучению экономики предполагает сопоставимость различных благ и ресурсов в соответствии с их способностью удовлетворять потребности общества (способствовать достижению цели). Все большую роль в этих потребностях играют социальные факторы.

Важным этапом в практическом осуществлении системного подхода является система планирования, предусматривающая задание целей их сопоставление, ранжирование и согласование, реализацию важнейших целей с помощью экономических программ.

Развитие экономического планирования связано с теоретическими и прикладными исследованиями по созданию системы оптимального функционирования экономики.

Поэтому, системный подход к изучению экономики предполагает рассмотрение всех категорий и законов экономики в их единстве и взаимообусловленности, а его адекватность действительности проверяется эффективностью принимаемых решений.

 

Лекция 1. Концепции системы в системном анализе

 

В научной и учебной литературе существует большое количество определений и понятий «системы». Кроме того, это понятие вошло достаточно широко для объяснения ряда обобщений – социальная система, система распределения доходов, система среднего образования и так далее. Это обусловлено как многообразием приложений и обобщений системного анализа и системного подхода, так большим количеством научных школ, которые занимаются теоретическими и прикладными задачами системного анализа. Поэтому, как определяет Б.И. Кудрин «…применение этого термина – удачное или неудачное, в большей мере объясняет квалификацию исследователей, а полученное решение, тем более». Обобщая современные научные и учебные публикации можно выделить из них следующее значения, составляющие термин «система»:

1.Система представляет собой целостный комплекс взаимосвязанных элементов и является некоторым объединением и обобщением изучаемых свойств, выполняемых функций, общих признаков, общих назначений использования.

2.Система образует особое единство со средой, которое определяется ее внешними дополнениями, объясняющими и показывающими место системы в реальном мире и ее информационные, материальные и энергетические связи с реальным миром.

3.Как правило, любая исследуемая система представляет собой элемент системы более высокого порядка, разделение и иерархия систем производится при помощи границ системы.

4.Элементы любой исследуемой системы в свою очередь вы­ступают как системы более низкого порядка, назначение которых определяется функциями системы более высокого порядка и иерархии.

5.Система может иметь множество описаний, которые могут представлять ее «информационный образ», зависящий от задачи исследований.

6. Система не может быть полностью и однозначно описана «в терминах и определениях самой себя (законов, правил и описаний внутреннего функционирования), для описания системы необходимы внешние дополнения».

7.Любая система имеет информационный, энергетический и материальный вход, соответственно такой же выход и описания преобразований «вход – выход», а также реакции системы на воздействия внешнего мира, на все преобразования и воздействия внешнего мира.

8. Исследователь или аналитик, изучающий систему, всегда находится вне системы, а не внутри ее, поэтому он видит роль и место системы с ее свойствами и законами функционирования, целями, критериями и стратегией по отношению к внешнему миру и обязательно рассматривает систему как составную часть внешнего мира.

Приведенные выше описания, утверждения, определения и положения объектно-ориентированы для следующих целей, поставленных перед данным курсом лекций:

привести аксиоматику и наиболее полный и непротиворечивый понятийный аппарат системного анализа для усвоения методологии системного анализа;

для усвоения системных основ анализа и решения проблем управления экономикой, отдельными экономическими и социально-экономическими объектами;

для принятия управленческих решений;

для системного анализа функционирования организаций, а также рассмотрения других вопросов из области управления.

Уточним, что приведенные ранее утверждения определения и положения (пп. 1-8) обладают следующими недостат­ками:

они неоднозначны и носят описательный характер;

в определениях отсутствует четкие понятия цели системы;

они не допускают формализации.

Причем, как видно, приведенные определения по своему характеру относятся более к материальным системам, чем к организационно-экономическим, в то время как в сфере управления приходится иметь дело, в значительной мере, с системными информационными процессами.

Термин «элемент» плохо раскрывает взаимосвязь, о которой говорится в п. 4 определения. Принятым и более содержательным термином является «подсистема». Другими определениями, встречающимися в научной литературе, являются:

1.Система — это множество взаимосвязанных элементов, ограниченных в пространстве и времени некоторой границей. (Л. Берталанфи)

2.Система — это нечто, состоящее из множества (конечного или бесконечного) элементов, внутри которого можно определить множество связей таким образом, что одни связи можно вывести из других или из связей между элементами можно вывести ха­рактер поведения системы или ее историю. (А. Раппопорт)

3.Система — набор взаимодействующих подсистем как инстру­мент исследования. (Дж. Беккет)

4.Система – математическое и, одновременно, информационное описание произвольно выделенной части исследуемого реального мира. Эта выделенная часть, прежде всего, соотносится с целью исследований и возможностью ее математического описания. (Р. Калман).

5.Система – формальное представление всего многообразия реального мира через комбинацию составляющих его функций, свойств и компонент (Д.Чейз)

Эти определения ничего не дают кроме констатации факта наличия в системе элементов взаимных связей между ними, целей исследований и способов описания. Лучшее из них по нашему мнению — определение Р. Калмана. Однако, следуя ему, едва ли можно вывести цель того или иного исследуемого технического или экономического процессов, структурного подразделения или организации, что мы, в последствии, должны назвать системой.

Но если человек выполняет сознательную цель исследований, то в определение системы, связанной с деятельностью людей, необходимо ввести понятие смысла этой деятельности или цели. Исходя из задач управления и исследования законов функционирования технических, орга­низационно-экономических и социальных систем и проблем, возникающих в них, примем для дальнейшего следующее уточнение термина «система»; сис­тема — это комплекс взаимосвязанных частей, элементов или подсистем, объединенных исследователем для достижения некоторой цели или набора целей. Дополнительным признаком системы является принадлежность каждого элемента и каждой связи между элементами к выполнению целевой функции.

Следуя определению Р. Калмана, система в целом и, каждая подсистема в отдельности имеют формальные описатели и измерители своей деятельности, включающие измеритель дости­жения целей всей системы. В системном анализе и ряде других наук, связанных с управлением, измеритель или меру выполнения целей называют критерием. Система связана с реальным миром (внешней средой), оказыва­ющим воздействие на все аспекты ее деятельности и система, в свою очередь, воздействует на реальный мир.

Система, включая в себя подсистемы более низкого порядка, сама является подсистемой системы более высокого порядка. В.М. Глушков считает, что «…всякая технико-технологическая, социальная или организационно-экономическая система является развивающейся во времени системой», она имеет свое начало в прошлом и продолжение в будущем. Функционирование системы имеет цель, критерии оценки ее выполнения и стратегию ее достижения. Все системы имеют ограниченный во времени цикл своего существования – жизненный цикл.

Это определение дает возможность начинать рассмотрение системы с точки зрения смысла ее существования — се функций и целей, оно содержит идею взаимосвязи и внутреннего развития системы. Мы, прежде всего, задаемся не вопросом о том, как организо­вана и как функционирует система, а вопросом — для чего она существует, какова ее цель, посвящая дальнейшее исследование, в основном, изучению того, как эта цель достигается. Под системой можно понимать не только материальную сис­тему как таковую, предприятие, организацию, систему во­оружения, но и процессы — решение экономических задач, обработку информа­ции, решение проблем хозяйственной деятельности, взаимодейст­вия звеньев управления, построения планов развития и так далее. Системный подход подчеркивает необходимость целостного комплексного рассмотрения проблем, процессов и деятельности различных «частей реального мира».

Поэтому, уточним, что исследова­ние и анализ вопросов и проблем, с точки зрения системного подхода, предусматривает рассмотрение всех связей в пределах ограничений, накладываемых определенными экономическими, политическими, научными или какими-либо иными соображе­ниями, например, с целью выбора лучшего решения.  

Системный подход подчеркивает необходимость целостного комплексного рассмотрения проблем и исследования деятельности системы. Исследова­ние и анализ вопросов и проблем, с точки зрения системного подхода, предусматривает рассмотрение всех связей в пределах ограничений, накладываемых определенными экономическими, политическими, научными или какими-либо иными соображе­ниями, с целью выбора лучшего решения. Системный подход прямо противоположен практике локального, временного исследования и решения проблем, без учета последствий этих решений в будущем.

Приведенное выше определение системы Р. Калмана является достаточно полным, однако оно требует некоторого дополнительного пояснения. Исходя из того, что определяющим в системе является цель ее дельности, мы этим самым допускаем, что та же самая цель в принципе может быть достигнута различными альтернативными путями. Достижение цели и показатели эффективности деятельности системы могут быть улучшены за счет изменений, осуществляемых внутри самой системы. Эти изменения могут быть достигнуты за счет внутренней структуры системы.

Первым концептуальным вопросом системного анализа является внутренняя изменчивость системы, которая обуславливается как изменчивостью целей исследований, так и развитием системы во времени. Одна и та же система в зависимости от целей исследований может иметь различную внутреннюю структуру, причем структура может изменяться во времени. Таким образом, система не является чем-то один раз навсегда данным. В соответствии со своими внутренними возможностями, требованиями, условиями вышестоящей системы и среды в нее могут вноситься изменения. Важно, чтобы эти изменения улучшали эффективность деятельности по достижению целей, установленных для рассматри­ваемой системы.

Вторым концептуальным вопросом является вопрос о том, кто определяет цели исследований, способы описания ее функционирования и критерии оценки деятельности системы. В принципе, как это и следует из нашего определения, они устанавливаются вышестоящей системой через цели и стратегию исследуемой системы. Однако в ряде случаев цели системы определяются средой, в частности потребителем продукции.

Третьим концептуальным вопросом является вопрос о том, кто дол­жен предусматривать внесение соответствующих изменений в характер деятельности и структуру системы, кто и каким образом корректирует цели системы, определяет критерии, разрабатывает и реализует стратегию на выделенный (или заданный) временной интервал.

Все эти три вопроса будут рассмотрены в ходе дальнейшего изложения, поэтому, рассматривая организацию (или предприятие, фирму, отдельную производственную структуру или процесс) как систему и исходя из приведенного ранее определения, системный анализ обращает внимание на следующие семь основных моментов:

1.Цели системы (целевую функцию) и численные критерии оценки достижения этих целей.

2.Внешняя среда, ограничения и требования, накладываемые на все параметры сис­темы внешней средой, влияние внешних воздействий на динамику параметров системы.

3.Материальные, энергетические и информационные ресурсы системы.

4.Компоненты системы или ее подсистемы (элементы), их деятельность, законы функционирования системы, цели и критерии оценки качества функционирования подсистем, включая информационные, материальные и энергетические связи между подсистемами.

5.Границы системы, определяющие место системы в реальном мире, определяемые связями элементов системы, если разрыв связей между элементами не изменяет состояние и параметры системы, то данный элемент не принадлежит рассматриваемой системе.

6.Устойчивость системы как свойство сохранять или изменять в заданных пределах структуру, параметры и топологию системы при взаимодействиях с внешней средой для выполнения заданной цели.

7.Управление системой как возможность приведения путем воздействий на нее из известного фактического состояния в требуемое заданное состояние за требуемый временной интервал.

 

Лекция 2. Цели системы или целевая функция системы

 

Логической основой рассмотрения любых систем является точное определение целей системы или уяснение смысла ее существова­ния. Из множества целей системы должна быть выделена глав­ная цель. Цель должна быть численной и иметь размерность. Это может быть прибыль. Для этой главной цели должен быть определен крите­рий полноты и эффективности достижения этой цели. Для целей более низкого порядка также должны быть определены соответствующие численные критерии оценки достижения или меры достижения этих целей. Цель системы не может быть изменяемым параметром, действием или преобразованием. Для описания таких классов системных исследований применяется понятие «задача».

Вместе с иерархией подсистем разного уровня возникает ие­рархия соответствующих целей и критериев этих подсистем. Цели и критерии подсистем должны быть не только направлены на вы­полнение главной цели в качестве ее составной части, но и быть увязанными между собой во времени. Хорошим «механизмом реализации» для такой увязки может служить построение дерева целей или иерархического графа, устанавливающего значимости и подчиненности целей.

Цель экономической системы или иной организации (системы) определяет, направ­ляет и регулирует ее действия. Она пронизывает всю практиче­скую деятельность организации как внутренний закон, подчиняя этому усилия всех ее подразделений, подсистем и работников. Выражая активную сторону человеческого сознания и активное действие по реализации цели, цель системы вместе с тем должна находиться в обязательном соответствии:

с объективными законами и требованиями (задачами) сис­темы более высокого порядка;

с реальными возможностями окружающего систему мира или среды;

с возможностью численного описания и контроля исполнения цели, с возможностью формального описания системы;

с реальными возможностями и ресурсами самой системы.

Соответствие цели объективным законам означает, прежде всего, соответствие ее целям вышестоящей системы и через них целям общества, а также объективным экономическим законам. 

Проблемы управления экономикой могут решаться только в соответствии с объективными закономерностями, наличными ма­териальными ресурсами и возможностями по их осуществлению силами соответствующих коллективов. Эти компоненты и аспекты цели системы близко примыкают к философской категории свободы и необходимости. Цель может стать побудительным мотивом, изменяющим действительность, только во взаимодействии с определенными средствами и ресурсами, необходимыми для ее практического осуществления.

В установлении и определении целей системы (организации) нередко допускают различные ошибки, которые являются резуль­татом:

1.Несоответствия главной цели системы по удовлетворению соответствующих, наиболее важных в данной сфере деятельности потребностей общества и его экономики, например, для Кузбасса, как региона, развитие угольной и металлургических отраслей, не ставится в соответствие как фактическим потребностям в угле и металлопрокате, так и прогнозе потребности в этих продуктах.

2.Несоответствие объявляемых целей организации ее истин­ным целям, например, «финансовые пирамиды» декларировали цели, направленные на повышение благосостояния народа, развитие экономики, сфер обслуживания и других высокорентабельных и прибыльных сфер вложения капитала, а на самом деле денежные средства разворовывались и организаторы выполняли экономическое разорение малоимущих слоев населения.

3.Расхождение между юридически установленными целями организации (в виде положения) и фактическими или действи­тельными целями организации, это особенно характерно для экономики переходного периода, например, в «Уставе организации» объявлено о выполнении научно-исследовательских и проектно-конструкторских работ, а организация фактически занимается мелкооптовой продажей компьютерной техники.

4.Отсутствие должным образом установленной экономической цели в каком-либо промежуточном звене организации (подраз­деление, филиал, цех), например, отсутствие финансовой связи (прямой зависимости) между результатами работы всего предприятия и заработной платой руководителей.

5.Подмены цели системы средствами ее достижения, где главным определяется не то, что необходимо достигнуть в результате функционирования, а как достигнуть.

Неправильно сформулированная цель производства может привести к неудовлетворительным результатам с точки зрения всех аспектов функционирования. Опыт строительства развитого социалистического общества и последующий крах показал, что «…на первом месте всегда ставились количественные оценки — дать столько-то тонн стали, столько-то нефти, столько-то хлеба, столько-то тракторов, но она ни в какой мере не относилась к качеству продукции и к экономической стороне деятельности предприятий, не говоря уже о экономическом положении населения, и, тем более не говоря какой ценой это достигалось». 

Наиболее типичной ошибкой является банальность ответов при определении главной цели, например таких, как «…получение максимальной прибыли (наиболее прибыльной является торговля наркотиками и оружием)», «…выполнение работы наилучшим образом (какие затраты и кто купит за эту цену производимую продукцию)», «выполнение работы в наиболее короткий срок (а зачем)» и так далее. Например, работники библиотек нередко видят свою цель в сборе и хра­нении максимального количества единиц печатной информации. В зависимость от объема фондов библиотеки поставлена за­работная плата библиотечных работников. Для достижения высокого показателя хранимых фондов при новом строительстве библиотек расходуются излишние средства. В действительности же требуется совсем иное, а именно: обеспе­чение самой свежей и ценной информацией максимального ко­личества людей в приемлемые для них сроки. Такая постановка главной задачи коренным образом меняет характер работы и со­держание фондов библиотеки. Первоочередной задачей является не создание максимальных фондов литературы, а ее актуальность, свежесть, доступность, оперативная связь с источниками информации, организация на новых технических принципах обменного фонда, изучение по­требностей посетителей библиотеки. Такая формулировка вносит существенные изменения непо­средственно в работу библиотек.

Поэтому, при установлении целей внутри системы — в ее подсистемах, важно, чтобы цели всей системы и ход их достижения были бы известны подсистеме любого верхнего уровня. Итак, цель определяет смысл существования системы, она должна соответствовать целям общества, вышестоящей системы, объективным возможностям внешней среды, внутренним возможностям самой системы. Наконец, цель должна пройти проверку на соот­ветствие ограничениям, накладываемым потребителямирезультатов исследований (объем потребности, рыночная цена, прогноз потребности, возможности устойчивого сбыта продукции при рыночной конкуренции), органами контроля качественных показателей (отраслевые стандарты, международные стандарты ISO, ГОСТы).

Отметим, что важную роль играет критерий оценки полноты и качества достижения цели. Он в основном диктует экономическое поведе­ние организации. Например, если критерием выполнения цели является объем выручки от реализации произведенной продукции, то организация приложит все усилия (включая незаконные) для того, чтобы его выполнить. Н.Н. Моисеев отмечает, что «…мало правильно и корректно сформулировать цель, нужно найти и эффективный критерий, позволяющий точно измерить цель".

 

При первом виде моделирование имеет мысленный или абстрактный характер, при втором – материальный, поскольку его реализация требует создания специальных установок, воспроизводящих исследуемую систему.

Понятие моделирования в системном анализе тесно связано с понятием информации, характеризующей воздействия (которые получают система и ее отдельные элементы), а также происходящие в результате этих воздействий изменения состояния системы, определяемые, всегда во времени и пространстве, но иногда рассматриваемые или только во времени, или только в пространстве. Особенность информационных процессов состоит в следующем. Информация- это содержание воздействия, его величина, изменение в пространстве и во времени, взятые в отрыве от первичного носителя воздействия и от его энергетических свойств. Овладение информацией невозможно без применения моделирования в том или ином виде. Это объясняется следующим образом. Чтобы выявить любое воздействие, его нужно в течение некоторого промежутка времени запомнить, то есть отразить в структуре воспринимающей системы. Модели в этом смысле можно дать приведенное выше общее определение как структуры, в которой:

отражено изменение экономического состояния или  воздействия и во времени, и в пространстве (полная модель);

только во времени либо только в пространстве (неполные или частные модели).

Обширная информация о происходящих системных явлениях при изучении методами моделирования должна быть упорядочена. Это осуществляется с помощью теории подобия, которая, позволяя по конкретным данным характеристикам одного явления судить о больших группах явлений, в том или ином смысле подобных первому, применяется:

при аналитическом отыскании зависимостей, соотношений и решений конкретных задач моделирования;

при обработке результатов экспериментальных исследований и анализе методов, при испытании различных методик;

при создании экономико-математических моделей, воспроизводящих экономические явления в других моделях (оригиналах), обычно более сложных и более дорогих, чем модели.

Особая роль принадлежит моделям, предназначенным для изучения сложных больших систем, эксперименты в которых затруднительны или даже невозможны, если они могут нанести какой-либо вред изучаемой системе. При моделировании сложных систем исключительно важно учитывать положение о том, что подобие отдельных подсистем обеспечивает (при соблюдении определенных условий) подобие всей сложной системы. Это означает, что опытное изучение сложной системы можно начинать раньше, чем установлено ее математическое описание как сложной системы, т.е. при описании только элементов.

Особая роль методов подобия и моделирования, как инструмента системного анализа, в изучении сложных систем обусловлена еще и тем, что эти методы по своей природе, свойствам направлены именно на выделение из сложной системы того, что является самым важным при изучении (в данной конкретной постановке задачи) ее свойств. Любая система и даже, более того, любое явление связано с многообразием различных процессов, любая естественная система всегда нелинейна. Попытка ее познания для активного вмешательства в происходящие процессы (в чем и состоит основная задача экономических наук) невозможны без создания модели, всегда упрощенной по сравнению с бесконечной глубиной оригинала, но упрощенной так, чтобы сохранять те стороны явления, которые существенны в данной теоретической или практической проблеме.

Теория подобия и основанное на ней экономико-математическое моделирование имеют глубокие связи с теорией познания и всеми естественными науками, так как при установлении подобия в явлениях одной физической природы вскрываются глубокие зависимости качественных сторон явлений от количественных.

 

Информационные потоки точно соответствуют уровням управления или контурам управления, подразделяющимся: организационно- экономический уровень; организационно-технологический уровень; уровень управления технологическими процессами и агрегатами.

Взаимодействие информационных потоков – процедура получения результирующего (или результирующих) на основе слияния или разделения исходных информационных потоков. Информационные основы управления (или информационная поддержка выработки управленческих решений) получение оптимальных U ( s ) состоит в решении системы операторных уравнений

U(s) : {In(s): <W(s); P; V(v,s)>}

где W ( s ) – множество управленческих задач, порождающих состояние системы s; P – правила, принципы и критерии получения оптимальных решений; V(v,s)– множество допустимых вариантов управлений. Полученное соотношение w ( s ) = opt { v , s } называется оптимальным решением, а процесс нахождения оператора w выбором и принятием решений .

Задачи выбора и принятия решений различают по имеющейся информации о множестве V , по используемым принципам оптимальности, по классе управленческих задач и допустимых решений. В зависимости от In ( s ) различают три вида информационного обеспечения (состава, структуры информационных потоков) процесса выработки и принятия управленческих решений:

в условиях полной информации, когда в системе имеется In ( s ) в объеме, необходимом для принятия U ( s );

в условиях неполной или недостоверной информации, когда для принятия U ( s ) необходимы дополнительные процедуры получения, повышения достоверности или восстановления информации на основе имеющихся вероятностных, статистических или других методов обработки информации;    

в условиях полной или частичной информационной неопределенности, когда или полностью или частично неизвестна информация о состоянии управляемой системы и неизвестны законы ее получения и обработки.

Управление, как процесс целенаправленного воздействия, производится людьми и поэтому обязательно присутствует:

проблема субъективизма при получении и использовании информации;

проблема изменчивости и противоречивости целей управления, (часть локальных целей системы и составляющих ее подсистем оказывается противоречивыми и изменяются во времени);

проблема активности информации, состоящая в том, что в процессе управления, активные элементы – люди, участвующие в формировании управленческих решений, могут целенаправленно искажать информацию в соответствии со своими целями и задачами, необязательно совпадающими с целями управления;

проблема неопределенности, включающая неопределенность состояний и воздействий внешней среды, динамическая изменчивость внутренних свойств самой системы управления.

По направлению и смысловому содержанию информационные потоки, используемые для задач управления, характеризуются как:

осведомляющая, движущаяся от объектов управления к узлам (уровням) управления;

управляющая, движущаяся в обратном направлении;

контрольно-преобразующая и диагностическая, охватывающая все уровни системы и определяющая правила функционирования и взаимно увязывающая алгоритмы функционирования отдельных элементов системы, направленная на контроль состояния системы и выявления причин, действующих отрицательно на выполнение целей управления.

Информационные проблемы управления, связанные с применением тех или иных информационных технологий включают:

оптимизацию иерархии целей и информационной структуры путем уточнения целей и устранения противоречий между ними, исключения ненужных узлов управления, исключения пустой информации, при необходимости создание новых узлов и новых информационных потоков;

оптимизацию алгоритмов управления и согласование процессов обработки информации с применением ЭВМ;

оптимизацию внутренней структуры узлов управления за счет сокращения длины и уровней согласования при принятии управленческих решений;

оптимизация структуры объекта управления за счет повышения управляемости, наблюдаемости, координации и достижимости как свойств объекта управления;

организованность информации (включая организованность первичной информации, информационных потоков, на основе корректных правил, методик, способов получения, обработки и хранения информации и других аспектов), понятие, рассматриваемое относительно какого-либо базиса, взятого за эталон, причем, абсолютной меры информационной организованности не существует.

Содержательно, организованность информации определяется при сравнении результатов деятельности системы на заданном временном интервале и определением потерь производства от некорректных управлений. Причем, выделяют только те решения, которые, в свою очередь, были обусловлены отсутствием достоверной информации. Заметим, что задания считаются полностью выполнимыми, цели достижимыми, критерии оценки корректными. Мера - D G организованности определяется

- D G = G (ф) – G (*),

где G (ф) – фактическая мера, G (*) – заданная мера. Иначе эту меру называют мерой неорганизованности управления.

Для количественных размерных оценок меры неорганизованности информации задачи структурируют по информационным признакам и выполняют расчет потерь.

 

Информация, необходимая для принятия управленческих решений в организационных системах должна отражать эти характеристики, что приводит к необходимости использования по крайней, мере трех языков описания: производственного, социолого-психологического и финансового.

Понятиями производственного языка являются характеристики полезного эффекта социального объекта: произведено столько-то (в натуральном выражении) такой-то продукции, такого-то качества в соответствии с поставленной целью. Производственный язык не сводится к языку техники и технологии. Цель, под которую требуется получить определенный полезный эффект, может быть поставлена в самых различных сферах человеческой деятельности: технологии производства, совершенствовании экономических отношений, охране окружающей среды, формировании личности и так далее.

Социально-психологический язык отражает тот факт, что любая деятельность оценивается не только с позицией получения полезного эффекта и стоимости, но и с точки зрения других социальных ценностей: добра, красоты, законченности, совместимости и так далее.

В условиях экономических отношений существенной характеристикой социальных объектов является не только натуральное (чего и сколько произведено), но и денежное выражение эффекта их деятельности: продукт имеет такую-то стоимость, в процессе его производства освоены такие-то суммы. Это выражение осуществляется введением третьего языка описания – финансового. Финансовый язык представляет собой отражение специфической формы экономических отношений.

Необходимость одновременного описания объекта на нескольких языках диктуется конкретными соображениями, например, существует разрыв между финансовым и производственным языком, что приводит к тому, что выполнение плана, фиксируемое только финансовыми показателями, может не означать получе­ния нужного производственного эффекта, достижения цели.

 

Кафедра экономики, управления и права

 

ВВЕДЕНИЕ В СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ

Г. Челябинск, 2018


 

Содержание

                                                                                                              стр.

Введение..............................................................................................................

Лекция 1. Концепции системы в системном анализе.....................................

Лекция 2. Цели системы или целевая функция системы................................

Лекция 3. Внешняя среда системы..................................................................

Лекция 4. Теория систем и предмет системного анализа............................

Лекция 5. Функциональное описание систем..................................................

Лекция 6.Системное понимание проблемы......................................................

Лекция 7. Информационное описание систем................................................

Лекция 8. Системный анализ экономических процессов...............................

Лекция 9. Построение и взаимодействие моделей в системном анализе....

Лекция 10. Основные положения теории подобия в экономике....................

Лекция 11. Моделирование в системных исследованиях................................

Лекция 12. Классификация видов моделирования в системном анализе.....

Лекция 13. Информационные аспекты системного анализа........................

Лекция 14. Основные задачи системной и информационной поддержки

              управленческих решений.................................................................

Лекция 15. Системный анализ и теория организации ..................................

Лекция 16. Управление организационными системами..................................

Лекция 17. Анализ рисков управленческих решений.....................................

Лекция 18. Прогнозирование в системном анализе........................................

Лекция 19. Системные концепции экономической безопасности................

Лекция 20.Системные аспекты антикризисного управления.......................

Лекция 21. Системные аспекты конкуренции.................................................

Библиографический список ...............................................................................

 


Введение

Известно, что системный анализ — методология исследования любых объектов посредством представления их в качестве систем и анализа этих систем. Можно отметить следующие типичные ситуации, требующие применения методов системного анализа применительно к экономическим задачам:

для выявления и четкого формулирования проблемы в условиях большой информационной неопределенности;

для выбора стратегии экономических исследований и разработок;

для точного математического описания и определения экономических и организационно-экономических систем (границ, входов, выходов и других компонентов систем) с целью их моделирования;

для выявления целей развития и функционирования системы, критериев оценки полноты выполнения целей и стратегии ее достижения;

для решения исследовательских задач, связанных с решением экономических и социально-экономических проблем;

для решения задач управления, для принятия решений в условиях информационной неопределенности;

для проектирования, анализа и выявления функции и состава вновь создаваемой системы.

Известно, что методы системного анализа впервые начали разрабатываться в середине сороковых годов прошлого века, в основном, для отбора и планирования систем вооружения и в связи с анализом военно-политических ситуаций. Позже методы системного анализа и соответствующие им системы управления использовались в государственных учреждениях, в военно-промышленных комплексах, а также в крупных фирмах США и ряда других развитых капиталистических стран. B России, начиная с 80-х годов прошлого века, методы системного анализа получают все большее распространение применительно:

для постановки целей и планирования научных исследований и опытно-конструкторских разработок;

для разработки программ развития базовых отраслей народного хозяйства (нефтегазового комплекса, металлургических, угольных, нефтехимических и других предприятий);

для разработки мероприятий по развитию и совершенствованию системы управления экономикой.

В последнее время, основные методы и идеи системного анализа составляют основу разработки системы комплексного экономического анализа и планирования развития страны.

C развитием общей теории систем и с накоплением практического опыта методы системного анализа получают теоретическую базу и быстро развиваются на основе соответствующего комплекса понятий и научной методологии. Теоретический и познавательный подходы в исследовании экономических систем содействует четкому определению основных классов объектов, к которым целесообразно применять методологию системного анализа, и дает основание для выработки единых принципов формализации самых разнородных объектов и явлений. Экономической системой принято считать реально существующий объект, систему, предприятие, фирму, организацию любой формы собственности, параметры которой рассматриваются и исследуются с экономических позиций, для оценки качества функционирования которой, используются экономические критерии.

Анализ функций и структуры системы способствует четкой спецификации целей, функций, задач систем, с одной стороны, и средств их реализации (моделей, алгоритмов и программ) — с другой.

Понятие большой системы и установление правил синтеза и декомпозиции их в общей теории систем, обосновывает способы подхода к ненаблюдаемым или не полностью наблюдаемым системам, способствует формированию правил научного их исследования и проектирования.

Понятие сложной системы раскрывает способы и подходы к экономическому анализу многоцелевых, многоаспектных и противоречивым по целям активным системам.

Понятие кибернетической системы и выявление закономерностей кибернетических систем служат для обоснования методологии и анализа систем управления и переработки информации, в том числе современных информационных технологий.

Многообразие и принципиальное различие объектов, процессов, проблем, подлежащих системному анализу, обусловило многообразие его специфических инструментов и породило требование гибкого и умелого их применения при исследовании, в том числе и разнородных экономических и социально-экономических процессов и явлений. B числе наиболее употребительных и отработанных методов и форм системного анализа и отображения его результатов можно отметить следующие:

Дерево анализа проблемы используется для выявления и структуризации труднопонимаемых и слабо сформулированных проблем, характеризующихся большим количеством или сложным характером взаимосвязей. Дерево проблемы, как правило, включает три основных ветви:

что нужно исследовать и разработать;

из чего состоит система управления, решающая данную проблему;

как она работает и каким способом взаимодействует с другими системами.

Методы построения деревьев целей представляют собой один из наиболее широко распространенных и эффективных способов анализа объективных целей и задач, стоящих перед экономическим объектом, и выявления наилучшего набора средств их достижения.

Моделирование технического, организационного, технологического и управленческого процессов методами структурного синтеза и декомпозиции используется для представления и лучшего понимания сложного производственного процесса, реализуемого во взаимодействии многих экономических объектов.

Для микроэкономических объектов, таких, как предприятие, организация,  фирма, производственное объединение, отрасль, методы системного анализа во многом переплетаются с методами диагностики экономических систем для решения широкого круга вопросов, связанных с исследованием причинно-следственных связей. Последние представляют собой методику систематического анализа организационно-экономических ситуаций, математического моделирования различных экономических и организационно-технологических процессов, выявление наиболее неэффективных процессов, например, методом экспертного опроса работников и взаимодействующих с ним объектов с целью выявления актуальных и первоочередных проблем и планирования последовательности мероприятий по достижению ближайших целей.

Системный подход к изучению экономических явлений представляет собой изучение экономики как единого целого с позиций системного анализа.  

Экономическая система, являясь открытой системой, выступает как составная часть, с одной стороны, более общей общественной системы, включающей в себя все элементы, характеризующие данную социально-экономическую формацию, а с другой — как часть системы ресурсов для потребления общества. Социально-экономическая система всегда целенаправленна и определяется заданием системных объектов, их свойств и связей между ними. Системные объекты — это вход, процесс, выход, цель, обратная связь и ограничения.

Вход экономической системы характеризуется совокупностью природных, трудовых ресурсов, других материальных ресурсов (прежде всего, производственного аппарата), технологических способов, научных знаний.

Выход экономической системы — это совокупность материальных благ и услуг, служащих для удовлетворения потребностей общества и его членов.

Cтруктурообразующей основой экономической системы, определяющей связи и общественный характер взаимодействия ее элементов, являются производственные отношения. Они выступают также в качестве базиса всей системы общественных отношений. Экономика, предъявляя определенные требования к участникам производства (к их квалификации, профессиональным навыкам, расселению по территории страны), изменяя уровень удовлетворения потребностей различных групп трудящихся, активно формируя сами эти потребности, оказывает мощное воздействие на все стороны общественной жизни.

Воздействия внешней среды (природной и общественной системы) на экономику чрезвычайно многообразны. Внешняя природная среда воздействует на экономику через обеспеченность ее ресурсами и природными условиями жизни людей, внешняя общественная среда — через мотивы поведения людей, участвующих в производстве. Это воздействие проявляется и через морально-этические и идеологические условия, господствующие в обществе, через национальные и бытовые особенности различных групп населения и так далее. 

Процесс функционирования экономической системы характеризуется чрезвычайной сложностью. Сложность экономической системы определяется многообразием потребностей общества и вариантов их возможного удовлетворения, а также исключительно высоким динамизмом как потребностей, так и экономических и технических решений, возрастающих по мере углубления научно-технического прогресса.

Экономика расчленяется на ряд подсистем, связанных между собой как горизонтальными, так и вертикальными взаимодействиями. Всякий вход (выход) подсистемы является выходом (входом) другой подсистемы. B процессе функционирования экономики выявляется определенная иерархия подсистем, например, предприятие (объединение, фирма, организация любой формы собственности) — отрасль — народное хозяйство. B соответствии с иерархической структурой экономики система управления народным хозяйством также носит иерархический характер. Всякое управление предполагает наличие цели, желаемого результата, ради достижения которого осуществляется процесс управления. 

Известно, что в центре методологии системного анализа находится операция сравнения альтернатив, проводимого для выявления альтернативы, подлежащей реализации. Отсюда следует, что системный подход к изучению экономики предполагает сопоставимость различных благ и ресурсов в соответствии с их способностью удовлетворять потребности общества (способствовать достижению цели). Все большую роль в этих потребностях играют социальные факторы.

Важным этапом в практическом осуществлении системного подхода является система планирования, предусматривающая задание целей их сопоставление, ранжирование и согласование, реализацию важнейших целей с помощью экономических программ.

Развитие экономического планирования связано с теоретическими и прикладными исследованиями по созданию системы оптимального функционирования экономики.

Поэтому, системный подход к изучению экономики предполагает рассмотрение всех категорий и законов экономики в их единстве и взаимообусловленности, а его адекватность действительности проверяется эффективностью принимаемых решений.

 

Лекция 1. Концепции системы в системном анализе

 

В научной и учебной литературе существует большое количество определений и понятий «системы». Кроме того, это понятие вошло достаточно широко для объяснения ряда обобщений – социальная система, система распределения доходов, система среднего образования и так далее. Это обусловлено как многообразием приложений и обобщений системного анализа и системного подхода, так большим количеством научных школ, которые занимаются теоретическими и прикладными задачами системного анализа. Поэтому, как определяет Б.И. Кудрин «…применение этого термина – удачное или неудачное, в большей мере объясняет квалификацию исследователей, а полученное решение, тем более». Обобщая современные научные и учебные публикации можно выделить из них следующее значения, составляющие термин «система»:

1.Система представляет собой целостный комплекс взаимосвязанных элементов и является некоторым объединением и обобщением изучаемых свойств, выполняемых функций, общих признаков, общих назначений использования.

2.Система образует особое единство со средой, которое определяется ее внешними дополнениями, объясняющими и показывающими место системы в реальном мире и ее информационные, материальные и энергетические связи с реальным миром.

3.Как правило, любая исследуемая система представляет собой элемент системы более высокого порядка, разделение и иерархия систем производится при помощи границ системы.

4.Элементы любой исследуемой системы в свою очередь вы­ступают как системы более низкого порядка, назначение которых определяется функциями системы более высокого порядка и иерархии.

5.Система может иметь множество описаний, которые могут представлять ее «информационный образ», зависящий от задачи исследований.

6. Система не может быть полностью и однозначно описана «в терминах и определениях самой себя (законов, правил и описаний внутреннего функционирования), для описания системы необходимы внешние дополнения».

7.Любая система имеет информационный, энергетический и материальный вход, соответственно такой же выход и описания преобразований «вход – выход», а также реакции системы на воздействия внешнего мира, на все преобразования и воздействия внешнего мира.

8. Исследователь или аналитик, изучающий систему, всегда находится вне системы, а не внутри ее, поэтому он видит роль и место системы с ее свойствами и законами функционирования, целями, критериями и стратегией по отношению к внешнему миру и обязательно рассматривает систему как составную часть внешнего мира.

Приведенные выше описания, утверждения, определения и положения объектно-ориентированы для следующих целей, поставленных перед данным курсом лекций:

привести аксиоматику и наиболее полный и непротиворечивый понятийный аппарат системного анализа для усвоения методологии системного анализа;

для усвоения системных основ анализа и решения проблем управления экономикой, отдельными экономическими и социально-экономическими объектами;

для принятия управленческих решений;

для системного анализа функционирования организаций, а также рассмотрения других вопросов из области управления.

Уточним, что приведенные ранее утверждения определения и положения (пп. 1-8) обладают следующими недостат­ками:

они неоднозначны и носят описательный характер;

в определениях отсутствует четкие понятия цели системы;

они не допускают формализации.

Причем, как видно, приведенные определения по своему характеру относятся более к материальным системам, чем к организационно-экономическим, в то время как в сфере управления приходится иметь дело, в значительной мере, с системными информационными процессами.

Термин «элемент» плохо раскрывает взаимосвязь, о которой говорится в п. 4 определения. Принятым и более содержательным термином является «подсистема». Другими определениями, встречающимися в научной литературе, являются:

1.Система — это множество взаимосвязанных элементов, ограниченных в пространстве и времени некоторой границей. (Л. Берталанфи)

2.Система — это нечто, состоящее из множества (конечного или бесконечного) элементов, внутри которого можно определить множество связей таким образом, что одни связи можно вывести из других или из связей между элементами можно вывести ха­рактер поведения системы или ее историю. (А. Раппопорт)

3.Система — набор взаимодействующих подсистем как инстру­мент исследования. (Дж. Беккет)

4.Система – математическое и, одновременно, информационное описание произвольно выделенной части исследуемого реального мира. Эта выделенная часть, прежде всего, соотносится с целью исследований и возможностью ее математического описания. (Р. Калман).

5.Система – формальное представление всего многообразия реального мира через комбинацию составляющих его функций, свойств и компонент (Д.Чейз)

Эти определения ничего не дают кроме констатации факта наличия в системе элементов взаимных связей между ними, целей исследований и способов описания. Лучшее из них по нашему мнению — определение Р. Калмана. Однако, следуя ему, едва ли можно вывести цель того или иного исследуемого технического или экономического процессов, структурного подразделения или организации, что мы, в последствии, должны назвать системой.

Но если человек выполняет сознательную цель исследований, то в определение системы, связанной с деятельностью людей, необходимо ввести понятие смысла этой деятельности или цели. Исходя из задач управления и исследования законов функционирования технических, орга­низационно-экономических и социальных систем и проблем, возникающих в них, примем для дальнейшего следующее уточнение термина «система»; сис­тема — это комплекс взаимосвязанных частей, элементов или подсистем, объединенных исследователем для достижения некоторой цели или набора целей. Дополнительным признаком системы является принадлежность каждого элемента и каждой связи между элементами к выполнению целевой функции.

Следуя определению Р. Калмана, система в целом и, каждая подсистема в отдельности имеют формальные описатели и измерители своей деятельности, включающие измеритель дости­жения целей всей системы. В системном анализе и ряде других наук, связанных с управлением, измеритель или меру выполнения целей называют критерием. Система связана с реальным миром (внешней средой), оказыва­ющим воздействие на все аспекты ее деятельности и система, в свою очередь, воздействует на реальный мир.

Система, включая в себя подсистемы более низкого порядка, сама является подсистемой системы более высокого порядка. В.М. Глушков считает, что «…всякая технико-технологическая, социальная или организационно-экономическая система является развивающейся во времени системой», она имеет свое начало в прошлом и продолжение в будущем. Функционирование системы имеет цель, критерии оценки ее выполнения и стратегию ее достижения. Все системы имеют ограниченный во времени цикл своего существования – жизненный цикл.

Это определение дает возможность начинать рассмотрение системы с точки зрения смысла ее существования — се функций и целей, оно содержит идею взаимосвязи и внутреннего развития системы. Мы, прежде всего, задаемся не вопросом о том, как организо­вана и как функционирует система, а вопросом — для чего она существует, какова ее цель, посвящая дальнейшее исследование, в основном, изучению того, как эта цель достигается. Под системой можно понимать не только материальную сис­тему как таковую, предприятие, организацию, систему во­оружения, но и процессы — решение экономических задач, обработку информа­ции, решение проблем хозяйственной деятельности, взаимодейст­вия звеньев управления, построения планов развития и так далее. Системный подход подчеркивает необходимость целостного комплексного рассмотрения проблем, процессов и деятельности различных «частей реального мира».

Поэтому, уточним, что исследова­ние и анализ вопросов и проблем, с точки зрения системного подхода, предусматривает рассмотрение всех связей в пределах ограничений, накладываемых определенными экономическими, политическими, научными или какими-либо иными соображе­ниями, например, с целью выбора лучшего решения.  

Системный подход подчеркивает необходимость целостного комплексного рассмотрения проблем и исследования деятельности системы. Исследова­ние и анализ вопросов и проблем, с точки зрения системного подхода, предусматривает рассмотрение всех связей в пределах ограничений, накладываемых определенными экономическими, политическими, научными или какими-либо иными соображе­ниями, с целью выбора лучшего решения. Системный подход прямо противоположен практике локального, временного исследования и решения проблем, без учета последствий этих решений в будущем.

Приведенное выше определение системы Р. Калмана является достаточно полным, однако оно требует некоторого дополнительного пояснения. Исходя из того, что определяющим в системе является цель ее дельности, мы этим самым допускаем, что та же самая цель в принципе может быть достигнута различными альтернативными путями. Достижение цели и показатели эффективности деятельности системы могут быть улучшены за счет изменений, осуществляемых внутри самой системы. Эти изменения могут быть достигнуты за счет внутренней структуры системы.

Первым концептуальным вопросом системного анализа является внутренняя изменчивость системы, которая обуславливается как изменчивостью целей исследований, так и развитием системы во времени. Одна и та же система в зависимости от целей исследований может иметь различную внутреннюю структуру, причем структура может изменяться во времени. Таким образом, система не является чем-то один раз навсегда данным. В соответствии со своими внутренними возможностями, требованиями, условиями вышестоящей системы и среды в нее могут вноситься изменения. Важно, чтобы эти изменения улучшали эффективность деятельности по достижению целей, установленных для рассматри­ваемой системы.

Вторым концептуальным вопросом является вопрос о том, кто определяет цели исследований, способы описания ее функционирования и критерии оценки деятельности системы. В принципе, как это и следует из нашего определения, они устанавливаются вышестоящей системой через цели и стратегию исследуемой системы. Однако в ряде случаев цели системы определяются средой, в частности потребителем продукции.

Третьим концептуальным вопросом является вопрос о том, кто дол­жен предусматривать внесение соответствующих изменений в характер деятельности и структуру системы, кто и каким образом корректирует цели системы, определяет критерии, разрабатывает и реализует стратегию на выделенный (или заданный) временной интервал.

Все эти три вопроса будут рассмотрены в ходе дальнейшего изложения, поэтому, рассматривая организацию (или предприятие, фирму, отдельную производственную структуру или процесс) как систему и исходя из приведенного ранее определения, системный анализ обращает внимание на следующие семь основных моментов:

1.Цели системы (целевую функцию) и численные критерии оценки достижения этих целей.

2.Внешняя среда, ограничения и требования, накладываемые на все параметры сис­темы внешней средой, влияние внешних воздействий на динамику параметров системы.

3.Материальные, энергетические и информационные ресурсы системы.

4.Компоненты системы или ее подсистемы (элементы), их деятельность, законы функционирования системы, цели и критерии оценки качества функционирования подсистем, включая информационные, материальные и энергетические связи между подсистемами.

5.Границы системы, определяющие место системы в реальном мире, определяемые связями элементов системы, если разрыв связей между элементами не изменяет состояние и параметры системы, то данный элемент не принадлежит рассматриваемой системе.

6.Устойчивость системы как свойство сохранять или изменять в заданных пределах структуру, параметры и топологию системы при взаимодействиях с внешней средой для выполнения заданной цели.

7.Управление системой как возможность приведения путем воздействий на нее из известного фактического состояния в требуемое заданное состояние за требуемый временной интервал.

 

Лекция 2. Цели системы или целевая функция системы

 

Логической основой рассмотрения любых систем является точное определение целей системы или уяснение смысла ее существова­ния. Из множества целей системы должна быть выделена глав­ная цель. Цель должна быть численной и иметь размерность. Это может быть прибыль. Для этой главной цели должен быть определен крите­рий полноты и эффективности достижения этой цели. Для целей более низкого порядка также должны быть определены соответствующие численные критерии оценки достижения или меры достижения этих целей. Цель системы не может быть изменяемым параметром, действием или преобразованием. Для описания таких классов системных исследований применяется понятие «задача».

Вместе с иерархией подсистем разного уровня возникает ие­рархия соответствующих целей и критериев этих подсистем. Цели и критерии подсистем должны быть не только направлены на вы­полнение главной цели в качестве ее составной части, но и быть увязанными между собой во времени. Хорошим «механизмом реализации» для такой увязки может служить построение дерева целей или иерархического графа, устанавливающего значимости и подчиненности целей.

Цель экономической системы или иной организации (системы) определяет, направ­ляет и регулирует ее действия. Она пронизывает всю практиче­скую деятельность организации как внутренний закон, подчиняя этому усилия всех ее подразделений, подсистем и работников. Выражая активную сторону человеческого сознания и активное действие по реализации цели, цель системы вместе с тем должна находиться в обязательном соответствии:

с объективными законами и требованиями (задачами) сис­темы более высокого порядка;

с реальными возможностями окружающего систему мира или среды;

с возможностью численного описания и контроля исполнения цели, с возможностью формального описания системы;

с реальными возможностями и ресурсами самой системы.

Соответствие цели объективным законам означает, прежде всего, соответствие ее целям вышестоящей системы и через них целям общества, а также объективным экономическим законам. 

Проблемы управления экономикой могут решаться только в соответствии с объективными закономерностями, наличными ма­териальными ресурсами и возможностями по их осуществлению силами соответствующих коллективов. Эти компоненты и аспекты цели системы близко примыкают к философской категории свободы и необходимости. Цель может стать побудительным мотивом, изменяющим действительность, только во взаимодействии с определенными средствами и ресурсами, необходимыми для ее практического осуществления.

В установлении и определении целей системы (организации) нередко допускают различные ошибки, которые являются резуль­татом:

1.Несоответствия главной цели системы по удовлетворению соответствующих, наиболее важных в данной сфере деятельности потребностей общества и его экономики, например, для Кузбасса, как региона, развитие угольной и металлургических отраслей, не ставится в соответствие как фактическим потребностям в угле и металлопрокате, так и прогнозе потребности в этих продуктах.

2.Несоответствие объявляемых целей организации ее истин­ным целям, например, «финансовые пирамиды» декларировали цели, направленные на повышение благосостояния народа, развитие экономики, сфер обслуживания и других высокорентабельных и прибыльных сфер вложения капитала, а на самом деле денежные средства разворовывались и организаторы выполняли экономическое разорение малоимущих слоев населения.

3.Расхождение между юридически установленными целями организации (в виде положения) и фактическими или действи­тельными целями организации, это особенно характерно для экономики переходного периода, например, в «Уставе организации» объявлено о выполнении научно-исследовательских и проектно-конструкторских работ, а организация фактически занимается мелкооптовой продажей компьютерной техники.

4.Отсутствие должным образом установленной экономической цели в каком-либо промежуточном звене организации (подраз­деление, филиал, цех), например, отсутствие финансовой связи (прямой зависимости) между результатами работы всего предприятия и заработной платой руководителей.

5.Подмены цели системы средствами ее достижения, где главным определяется не то, что необходимо достигнуть в результате функционирования, а как достигнуть.

Неправильно сформулированная цель производства может привести к неудовлетворительным результатам с точки зрения всех аспектов функционирования. Опыт строительства развитого социалистического общества и последующий крах показал, что «…на первом месте всегда ставились количественные оценки — дать столько-то тонн стали, столько-то нефти, столько-то хлеба, столько-то тракторов, но она ни в какой мере не относилась к качеству продукции и к экономической стороне деятельности предприятий, не говоря уже о экономическом положении населения, и, тем более не говоря какой ценой это достигалось». 

Наиболее типичной ошибкой является банальность ответов при определении главной цели, например таких, как «…получение максимальной прибыли (наиболее прибыльной является торговля наркотиками и оружием)», «…выполнение работы наилучшим образом (какие затраты и кто купит за эту цену производимую продукцию)», «выполнение работы в наиболее короткий срок (а зачем)» и так далее. Например, работники библиотек нередко видят свою цель в сборе и хра­нении максимального количества единиц печатной информации. В зависимость от объема фондов библиотеки поставлена за­работная плата библиотечных работников. Для достижения высокого показателя хранимых фондов при новом строительстве библиотек расходуются излишние средства. В действительности же требуется совсем иное, а именно: обеспе­чение самой свежей и ценной информацией максимального ко­личества людей в приемлемые для них сроки. Такая постановка главной задачи коренным образом меняет характер работы и со­держание фондов библиотеки. Первоочередной задачей является не создание максимальных фондов литературы, а ее актуальность, свежесть, доступность, оперативная связь с источниками информации, организация на новых технических принципах обменного фонда, изучение по­требностей посетителей библиотеки. Такая формулировка вносит существенные изменения непо­средственно в работу библиотек.

Поэтому, при установлении целей внутри системы — в ее подсистемах, важно, чтобы цели всей системы и ход их достижения были бы известны подсистеме любого верхнего уровня. Итак, цель определяет смысл существования системы, она должна соответствовать целям общества, вышестоящей системы, объективным возможностям внешней среды, внутренним возможностям самой системы. Наконец, цель должна пройти проверку на соот­ветствие ограничениям, накладываемым потребителямирезультатов исследований (объем потребности, рыночная цена, прогноз потребности, возможности устойчивого сбыта продукции при рыночной конкуренции), органами контроля качественных показателей (отраслевые стандарты, международные стандарты ISO, ГОСТы).

Отметим, что важную роль играет критерий оценки полноты и качества достижения цели. Он в основном диктует экономическое поведе­ние организации. Например, если критерием выполнения цели является объем выручки от реализации произведенной продукции, то организация приложит все усилия (включая незаконные) для того, чтобы его выполнить. Н.Н. Моисеев отмечает, что «…мало правильно и корректно сформулировать цель, нужно найти и эффективный критерий, позволяющий точно измерить цель".

 

Дата: 2018-12-28, просмотров: 260.