Россия получила в наследие от СССР развитые отношения в регионе.
Договоры о дружбе и сотрудничестве были заключены с Йеменской Арабской Республикой (21 марта 1964 г.), с Ираком (9 апреля 1972 г.), НДРЙ (25 октября 1979 г.) и Сирией (8 октября 1980 г.). В конце 80-х - начале 90-х годов и со стороны Египта стала активно проявляться линия на нормализацию отношений и сближение с Советским Союзом, несмотря на то, что садатовское руководство односторонней акцией (март 1976 г.) разорвало Договор о дружбе и сотрудничестве СССР и Египта от 27 мая 1971 г.
Между СССР и странами Персидского залива постепенно налаживались взаимовыгодные торгово-экономические отношения. Саудовская Аравия, Кувейт и ОАЕ предоставили СССР заем в 4 млрд. долл., свободный от каких-либо условий.
Ирано-иракская война (1980-1988 гг.) не помешала устойчивому развитию сотрудничества СССР как с Ираном, так и с Ираком. Советская дипломатия сыграла значительную роль в разработке и принятии многочисленных резолюций Совета Безопасности ООН, послуживших прекращению этой войны, в том числе резолюции 598 (1987 г.), явившейся основой для мирного урегулирования в регионе. Ирак оставался крупным партнером по сотрудничеству с СССР вплоть до августа 1990 г., т.е. до начала войны в Персидском заливе и принятия против него санкций Совета Безопасности ООН. Отношения с Исламской республикой Иран строились на основе подписанной 23 июня 1989 г. в Москве на высшем уровне Декларации о принципах отношений и дружественного сотрудничества между двумя странами. Тогда же были заключены соглашения об экономическом, торговом и научно-техническом сотрудничестве.
Активное участие в урегулировании арабо-израильского конфликта. В январе 1991 г. представительства в Москве и Тель-Авиве были подняты до уровня генеральных консульств, а в октябре 1991 г. восстанавливаются дипломатические отношения между СССР и Израилем.
30 октября - 1 ноября 1991 г. в Мадриде мирной конференции по Ближнему Востоку между арабскими государствами и Израилем на основе резолюций Совета Безопасности 242 от 22 ноября 1967 г. и 338 от 22 октября 1973 г., предусматривающих освобождение Израилем всех оккупированных им с 1967 г. арабских территорий и право всех государств региона на независимое существование в пределах признанных границ ("мир в обмен на землю"). Сопредседателями Мадридской конференции стали СССР и США.
Россия как преемник СССР с самого начала заявила о намерении продолжать вместе с США коспонсорство в мадридском процессе. Однако в начале 90-х годов позиция России была обтекаемой, во всем совпадала с позицией США, формулировки лишены конкретики, что способствовало разрыву с арабским миром.
Пагубную роль сыграло и то, что, следуя в фарватере США и руководствуясь своеобразными идеологическими предпочтениями, российское руководство надолго заблокировало развитие отношений России с Сирией, которая, как и ООП, проходила по американскому списку "террористических" государств и организаций.
К тому же Россия выступила в поддержку массированных бомбардировок Ирака американской авиацией и других мер, явно неадекватных резолюциям Совета Безопасности ООН о санкциях в отношении этой страны, а также поддержала по указке США и в ущерб собственным интересам несправедливые и необъективные санкции Совета Безопасности против Ливии.
Наконец, резко сократился объем торгово-экономического и иного сотрудничества России с Египтом, Иорданией и другими арабскими странами, традиционно игравшими, наряду с Сирией и ООП, ведущую роль в вопросах ближневосточного урегулирования.
Основные проблемы двухсторонних отношений России с Ираком, Ираном, Израилем, Египтом, Сирией.
Сирия
Отношения России с Сирией, поначалу замороженные из-за идеологических соображений, постепенно начали нормализоваться. Важной вехой на этом пути был визит в Дамаск в апреле 1994 г. первого вице-премьера РФ, в ходе которого наметились пути погашения сирийского долга России (11 млрд. долл.) и возобновления военно-технического сотрудничества с этой страной.
Обещав Израилю не продавать Сирии наступательного оружия, Россия согласилась поставлять ей запчасти для военной техники, а также сугубо оборонительные системы вооружений 22. Характерной особенностью российско-сирийских связей является высокий удельный вес в них технического содействия, которое теперь осуществляется на коммерческой условиях, прежде всего в сирийской энергетике, водном хозяйстве, нефтедобыче и транспорте. В мае 1997 г. вопросы двустороннего сотрудничества с Сирией и их перспективы подробно обсуждались в ходе визита в Москву министра иностранных дел Сирии Ф. Шараа. В ходе многочисленных встреч высокопоставленных российских представителей с сирийским руководством в Дамаске, в том числе с президентом Сирии Х. Асадом, сирийская сторона неизменно высказывается за активизацию роли России как коспонсора мирного процесса. Успешно прошел визит Х. Асада в Москву в июне 1998 г.
Ирак
Развитие сотрудничества России с Ираком сдерживается режимом санкций, установленных Советом Безопасности ООН в отношении этой страны. Задолженность Ирака России оценивается в 7-10 млрд. долл. (по некоторым западным оценкам - до 16 млрд. долл.) 26. Располагая 11% мировых запасов нефти (без учета СНГ) и уступая по этому показателю лишь Саудовской Аравии, Ирак не только в состоянии расплатиться с Россией, но и готов сделать это сразу же после отмены санкций. С учетом этого Россия в последние годы подписала с Ираком ряд важных соглашений в экономической области. Регулярные встречи проводит российско-иракская межправительственная комиссия, созданная в 1994 г. в целях возобновления двустороннего сотрудничества. В декабре 1996 г. после частичной отмены санкций на основе резолюции СБ 986 от 21 мая 1996 г. три российские компании - "Зарубежнефть", "Лукойл" и "Нафта-Москва" подписали ряд контрактов на поставку иракской нефти. Достигнута также договоренность о сотрудничестве с Ираком в разработке богатейшего месторождения нефти Западная Курна, которое еще в 70-х годах начали осваивать советские специалисты и которое способно давать 25 млн. т нефти в год. Однако без отмены режима санкций говорить о возможности широкомасштабного сотрудничества России с Ираком не приходится. Между тем кардинальное решение этого вопроса упирается в позицию США, которые, похоже, продолжают рассчитывать на то, что с помощью санкций им удастся устранить от власти в Ираке С.Хусейна и тем самым обезопасить господство американских нефтяных компаний на Ближнем Востоке. Что же касается России, то, признавая публично необходимость отмены санкций против Ирака, она продолжает голосовать в Совете Безопасности ООН, вместе с США, за продолжение этих санкций на очередные установленные Советом двухмесячные сроки.
Египет
К 1995 г. в основном нормализовались отношения России с Египтом. Урегулирование проблем задолженности уже привело к значительному росту товарооборота между обеими странами. Если в советский период символами связей с Египтом были Асуан и Хелуан, то в настоящее время Россия оказывает Египту содействие в сооружении ряда крупных проектов в промышленности, энергетике и сельском хозяйстве: стекольный завод в Шабре, завод по производству огнеупоров в Таббине, ЛЭП протяженностью в 140 км, предприятие по добыче и переработке фосфоритов в Абу-Тартуре и др. России выгодно развивать партнерское взаимодействие с Египтом, учитывая его важное место в арабском и исламском мире.
Хотя Ирак остается предметом самого пристального интереса российских компаний, в частности в нефтяной области, наиболее реальные экономические контакты у России остаются в регионе с Кувейтом, ОАЭ и другими странами Персидского залива. Учитывая, что эти страны стремятся реализовать колоссальные программы модернизации и укрепления своих вооруженных сил, сотрудничество с ними в военной области приобрело особенно выгодный для России характер. Только с Кувейтом, например, заключен контракт на поставку российского оружия на 750 млн. долл., а с ОАЭ - на поставку "специмущества" - на 430 млн. долл. Развивается торговля с этими странами и по другим направлениям. Так, торговый оборот России с ОАЭ в 1996 г., включая поставки специмущества составил 250 млн. долл., а с учетом "челночной торговли" - 1 млрд. долл. 27. При всем этом, однако, доминирующие позиции американского и другого западного капитала в странах Персидского залива, острейшая конкурентная борьба, в том числе на рынке вооружений, делает проблематичным дальнейшее существенное укрепление экономических позиций России в этом регионе.
Вместе с тем для стран Персидского залива весьма важным является установившееся сотрудничество России с их региональной организацией - Советом сотрудничества арабских государств Персидского залива. Со своей стороны Россия стремится содействовать проводимому этими странами, а также Ираком и Ираном, поиску путей создания системы коллективной безопасности в зоне Персидского залива. Такая система в соответствии с концептуальными установками России должна опираться прежде всего на возможности государств региона и не быть направленной конкретно против какого-либо государства. В отличие от советской программы безопасности для Персидского залива, изложенной в предложениях СССР от 10 декабря 1980 г. российская концепция не затрагивает вопросов нахождения в регионе иностранных баз и размещения ядерного оружия, а исходит из необходимости признания реально существующих там военно-политических структур.
Иран
Между тем попытки России, опираясь на многолетние традиционные связи, существенно продвинуть взаимовыгодное сотрудничество со странами Персидского залива в последнее время встречают со стороны США и других западных держав все возрастающее противодействие. Это в особенности ярко проявляется в попытках США помешать развитию дружественных отношений России с Исламской Республикой Иран, которая занесена в американский список "террористических государств". С другой стороны, естественно, что Москва извлекает и вполне определенные преимущества из противостояния США и Ирана: для России нынешние тесные партнерские отношения с Ираном являются серьезным козырем в ее трудном диалоге с Западом.
Начало российско-иранскому сотрудничеству было положено в ходе официального визита в Россию министра иностранных дел Ирана А. Велаяти и его переговоров с российскими руководителями в ноябре 1991 г. Итогом этого визита было подписание 26 ноября 1991 г. Меморандума о принципах политического, экономического, культурного и научного сотрудничества между РСФСР и ИРИ, который исходил из того, что глубокие изменения в политической и экономической системах России "открывают новые возможности для взаимодействия между обоими государствами на различных уровнях" 28.
В настоящее время крупнейшим объектом российского технического содействия Ирану является достройка прекращенного в свое время ФРГ строительства первого энергоблока атомной электростанции в Бушире, на берегу Персидского залива. Заключено соглашение о поставках для этой АЭС, мощностью в 1000 МВт, российских реакторов. В январе 1995 г. подписан соответствующий генеральный контракт стоимостью около 800 млн. долл., и российская сторона твердо его выполняет, несмотря на непрекращающееся давление США как прямое, так и через "посредников", в основном через Израиль (например, Б.Нетаньяху сделал на этот счет представление Президенту РФ во время их встречи в Москве в марте 1997 г.). В ходе состоявшегося в апреле 1997 г. визита в Москву председателя иранского меджлиса Натег-Нури России было предложено принимать более активное участие в реконструкции иранской экономики, а также в разработке нефтяного месторождения Южный Парс в Персидском заливе. В Казани был подписан протокол к меморандуму о торговом сотрудничестве между Ираном и Татарстаном. Определенное развитие получило военное сотрудничество России с Ираном. Сближению России с Ираном помогает и схожесть позиций обеих стран по вопросам урегулирования афганской, таджикской и карабахской проблем, а также по вопросам режима эксплуатации ресурсов Каспия. В Москве в особенности ценят плодотворные посреднические усилия Ирана по нормализации отношений между правительством Таджикистана и таджикской оппозицией.
Провозглашенный президентом Ирана М.Хатами курс на прорыв из изоляции, к которой страну приговорили в Вашингтоне, находит свое выражение в дальнейшем развитии Ираном сотрудничества со всеми странами, в том числе с Россией. В начале 1999 г. Иран обратился к России с просьбой построить второй блок АЭС в Бушире, и на этот счет уже подписано соответствующее соглашение. Что же касается обвинений США в том, что Россия якобы помогает Ирану создать атомную бомбу, то они являются совершенно необоснованными: Иран - участник Договора о нераспространении ядерного оружия, и его ядерная программа поставлена под строжайший контроль Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ).
Дата: 2018-12-28, просмотров: 1043.