К бремени традиционных (военно-политических) внешних и внутренних угроз безопасности России прибавляются новые вызовы и угрозы, имеющие глобальный характер, — международный терроризм, наркотрафик, организованная преступность, демографические проблемы, а также нелегальная миграция и др.
Основные внешние угрозы безопасности государства:
а) поддержка международными террористическими организациями и некоторыми исламскими государствами сепаратизма на Северном Кавказе;
б) наркотрафик из Центральной Азии и давление исламского экстремизма на этот регион;
в) приближение НАТО к границам России;
г) демографическое давление Китая на Дальнем Востоке и территориальные претензии Японии на часть Курильской гряды.
Современный этап во внешней политики России?
В последнее время внешняя политика России претерпела существенные изменения и характеризуется рядом особенностей.
1. Изменение внешней политики России обусловлено изменением как внутренних, так и внешних условий, в которых находится наша страна. Что касается внутренних условий, то они связаны прежде всего с тем, что распался СССР, и на его развалинах образовалось 15 независимых государств. В связи с этим и позиции России на международной арене значительно ослабели в сравнении с бывшим СССР. Вместе с тем в России открылся новый объект внешнеполитической деятельности и политики (страны, входящие в СНГ, а также Прибалтики).
2. Второе обстоятельство обусловлено тем, что в связи с проводимым процессом реформации экономической и политической жизни страна переживает значительные трудности экономического порядка, что не позволяет ей уделять столь большое внимание внешней политике, как это было прежде.
3. Третье обстоятельство обусловлено тем, что в стране возникли межнациональные трения, конфликты и даже военные столкновения, о чем свидетельствуют недавние события в Чечне, что также требует переключения внимания в политике и политической деятельности.
4. Наконец, четвертое обстоятельство, в какой-то мере уравновешивающее прежнее — это наличие в стране ядерного оружия, которое продолжает служить мощным фактором политики и воздействия на мировую обстановку.
Резко изменились за последнее время и внешние условия развития нашей страны. Это нашло свое проявление в распаде мировой системы социализма, прекращении холодной войны, возникновении на месте двухполюсного мира — однополюсного и многополюсного, продвижении 1НАТО к границам России и т. д.
Изменение традиционной роли, которую играла наша страна в системе международных отношений, смена ряда парадигм прошлого в системе внутреннего и внешнего положения требуют переосмысления многих подходов прежней политической мысли при рассмотрении современных процессов мирового развития.
В чем конкретно состоят особенности социального, экономического и политического положения России на рубеже столетий, которые могут определить ее внешнеполитическую деятельность на ближайший период?
Прежде всего Россия продолжает занимать громадные пространства, которые в связи с уменьшением населения слабо заселены, что делает особенно уязвимыми ее границы, особенно на Востоке. К тому же Россия обладает огромными природными запасами, которые в 6 раз превосходят запасы США и в 16-17 раз Западной Европы, что создает возможность для активной внешней экономической деятельности и в то же время таит в себе определенную опасность поползновения на эти запасы со стороны враждебных сил.
Российско-американские отношения: периодизация, характеристика основных этапов.
Российско-американские отношения в начале XXI в. находятся на стадии формирования новой модели взаимодействия двух государств, которое на протяжении большей части прошлого столетия во многом сводилось к острому глобальному противоборству.
Прекращение холодной войны, распад Советского Союза и биполярной системы международных отношений, переход России к строительству политической демократии и рыночной экономики создали принципиально новые условия для развития российско-американских связей.
Прекратился непримиримый идеологический конфликт -источник длительного противостояния СССР и США.
Завершилось разностороннее советско-американское соперничество в региональных конфликтах по всей планете.
Возникла колоссальная асимметрия между РФ и США - огромный отрыв Америки от России по основным параметрам мощи (за исключением ядерной сферы).
Резко отличается положение двух государств в новой системе международных отношений, которая стала формироваться после дезинтеграции биполярного мира.
Если США стремятся закрепить за собой роль единственной сверхдержавы, упрочить свои ведущие позиции в мировой экономике и политике, обеспечить абсолютное военное превосходство, то Россия, не являясь сверхдержавой, должна заново найти свое место в международных делах, определить круг партнеров и союзников, выбрать себе нишу в глобальной экономике. Окончание холодной войны создало условия для нормализации российско-американских отношений, перехода от конфронтации к сотрудничеству.
США сделали ставку на расширение НАТО за счет бывших союзников СССР, игнорировали российские интересы в подходе к региональным конфликтам, взяли курс на пересмотр военно-стратегического баланса в свою пользу. Такой высокомерный подход обернулся очень негативными результатами для российско-американских отношений. Смена руководства в России и США в 2000 г. позволила снять его остроту, но противоречия между двумя странами не были разрешены.
После терактов в США 11 сент 01 у РО и США возник новый единый интерес – борьба против терроризма.
Для России выгоды экономического сотрудничества с США состоят в развитии торговли, привлечении капитала и расширении научно-технического сотрудничества. РФ заинтересована в американских инвестициях, технологиях, которые бы способствовали модернизации нашей экономики.
Военно-стратегические проблемы в российско-американских отношениях?
1. Проблема ядерного разоружения (СНВ-I, СНВ-II, СНВ-III, ОСВ-1, ОСВ-2)
Договор между СССР и США о ликвидации их ракет средней дальности и меньшей дальности (РСМД). Подписан 8 декабря 1987 года, вступил в силу 1 июня 1988 года. К 31 мая 1991 года в соответствии с предусмотренными в Договоре сроками и процедурами был полностью завершен процесс ликвидации более 2,5 тысяч ракетных средств наземного базирования СССР и США двух классов – средней дальности (от 1000 до 5500 км) и меньшей дальности (от 500 до 1000 км), а также их пусковых установок, вспомогательных сооружений и вспомогательного оборудования, районов развертывания, ракетных операционных баз и ракетных вспомогательных объектов.
2. Проблема распространения ОМУ
3. Противоракетная оборона, космические вооружения (договоры ПРО - 1972)
запрещал СССР и США развертывать системы противоракетной обороны страны или создавать основу для такой обороны, допуская создание лишь двух районов ПРО: вокруг столицы и одной из баз межконтинентальных баллистических ракет (МБР), радиусом не более 150 километров. В их пределах разрешалось иметь не более ста пусковых установок противоракет и не более ста противоракет на стартовых позициях. Другим важным договорным условием стало запрещение создания, испытаний, развёртывания систем или компонентов ПРО морского, воздушного, космического или наземно-мобильного базирования. В 1974 году в этот документ была внесена существенная поправка: число разрешённых районов ограниченной ПРО для каждой из сторон было уменьшено с двух до одного. СССР выбрал район Москвы, а США – район базы МБР Гранд Форкс (штат Южная Дакота). Последующий перенос разрешенного района противоракетной обороны не разрешался.
4. Проблема «Россия-НАТО» (здесь можно сказать о военных базах, ДОВСЕ – см. вопрос 20)
5. Локальные конфликты (Украина, Грузия)
Дата: 2018-12-28, просмотров: 304.