ВОПРОС 9. Сущность и основные функции культуры

 

Культура – одно из самых многозначных понятий. Этимология слова связана с древне-латинскими понятиями: обработка, возделывание почвы, почитание, воспитание. Определений понятия «культура» несколько сотен. В отечественной науке для осмысления сущности данного феномена, прежде всего, используются следующие подходы. 1-ый – системный (Ю. Лотман, М. Каган, В. Давидович, Ю. Жданов); 2-ой аксиологический (ценностный) – (Э. Соколов, А. Радугин, Н. Злобин) и деятельностный – (Э. Маркарян, Л. Коган, Э. Баллер). Синтезируя данные подходы ведущий российский философ-культуролог М. С. Каган в монографии «Философия культуры» (2009 г.) определяет культуру как саморазвивающуюся систему материальных и духовных ценностей, искусственную среду, созданную людьми, которая способствует формированию и развитию творческой личности как социального субъекта. Овладевая ценностями культуры, человек наполняет свою жизнь значимыми для него смыслами, преобразовывает в своих интересах окружающий мир и самого себя. Данное определение раскрывает сущность культуры как полифункционального явления.

В научных работах А. Кармина, Э. Соколова, С. Токарева, А. Флиера раскрывается содержание основных функций культуры. Функция с латинского – роль, назначение, осуществление. Все функции культуры носят общественно и личностно значимый характер. Рассмотрим следующие основные функции культуры.

Познавательно-преобразующая функция. Создавая и осваивая ценности культуры человек способен адекватно отразить в собственном сознании окружающий мир, проанализировать явления и закономерности действительности, передавать необходимые знания от одного поколения к другому. Познавая действительность, человек преобразовывает мир, меняет как материальную, так и духовно-социальную стороны жизни. Процесс преобразования и познания человеком действительности и самого себя – это творческий процесс, в котором личность является субъектом.

Вторая функция – коммуникативная. Она связана с социальностью человека. Без общения с себе подобными человек не может полноценно развиваться, так как для этого необходим обмен мыслями, знаниями. Общение является истинной стихией человеческой жизни. Коммуникация – это сложнейший процесс, основанный на сотрудничестве, взаимопомощи, сочувствии. При реализации данной функции формируется единство и общность людей, их убеждений, чувств и идеалов.

Третья функция – информационная. Культура не только «кодирует» мир явлений и помогает передавать информацию через времена и пространства. Она создает условия для ее хранения, накопления, систематизации. Культура способствует развитию общества на основе доступа людей к накопленной информации. Работа с информацией является важнейшим общественным процессом. В современном обществе все сильнее происходит влияние на сознание человека и его поведение средств массовой информации, интернета. Кто владеет информацией, тот владеет миром.

Четвертая функция – нормативная. Общество нуждается в регулировании поведения людей, координации их действий. Ценности и значения, которыми располагает личность, очерчивают поле ее деятельности. Норма – есть указание на те «пределы», «рамки», в которых человек должен действовать. Особенно важны для человека нравственные нормы. Соблюдение таких норм поддерживает целостность сознания, является критерием человечности.

Пятая функция – защитно-адаптивная. Её сущность связана с обеспечением и поддержанием равновесия между человеком и окружающей средой. Человек создает такие средства, которые способны защитить его здоровье от негативного влияния окружающей среды. Так, например, учреждения культуры пропагандируя знания в области экологии, медицины, гигиены помогают адаптироваться человеку в сложных условиях окружающего мира.

Шестая функция – сигнификативная (знаковая). Она обусловлена разумностью человека. Культура вырабатывает запас значений, символов, имен, знаков из которых можно строить модели видимого и мыслимого мира, стратегии поведения, планы развития явлений. Для понимания людей мы изучаем их языки, знаки, которыми они пользуются. Так, например, при разработке рекламы, брендов учитываются особенности и стереотипы восприятия людьми тех или иных знаков.

Названные нами функции взаимосвязаны и дополняют друг друга. Их реализация способствует позитивному влиянию культуры на человека и общество.

  

Дата: 2018-12-28, просмотров: 70.