ВОПРОС 16. Классификация технологий социально-культурной деятельности

Существуют разные трактовки определения «технология» (Т. Г. Киселёвой, Ю. Д. Красильниковым, В. А. Монастырским, А. Д. Жарковым, А. Ю. Стрельцовым, С. А. Шмаковым, Е. И. Григорьевой, Г. Н. Новиковой и др.)  и, несмотря на большие разночтения в понимании и употреблении этого термина, есть ряд объединяющих позиций, характерных для этого понятия. Так, в толковом словаре В. Даля мы читаем: «технология» - это совокупность приемов, применяющихся в каком-либо деле, мастерстве, искусстве.

В материалах ЮНЕСКО указывается, что педагогическая технология - это системный метод создания, применения и оп­ределения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов, и их взаимодейст­вия, ставящих своей задачей оптимизацию форм образования.

В учебном пособии «Основы социально-культурной дея­тельности» Т. Г. Киселева и                                   Ю. Д.Красильников отмечают, что технология - это механизм реализации теории в практику соци­ально-педагогической деятельности.

А. Д. Жарков даёт такое определение технология - это средства, формы и методы социально-культурной деятельности, которые исполь­зуются в учебном процессе, и с помощью которых достигаются планируемые результаты обучения и воспитания.

Г. Н. Новикова - социально-культурные технологии представляют собой педагогические системы последовательных алгоритмических организационно-управленческих действий, функционирования лично­стных, инструментальных и методологических средств, направлен­ных на достижение планируемых результатов.

Технологии предусматривают разработку концепции, выбор диагностируемых критериев, процесс целеобразования, организацию педагогических ситуаций, осуществление контроля за достижением результатов, обеспечение динамики процесса.

Следует отметить, что существуют технологии, применяе­мые в сфере образования, культуры, промышленного производ­ства и т. д.

В зависимости от того, на каком уровне разрабатываются и внедряются технологии, можно говорить о:

• крупномасштабных технологиях (на уровне страны, рес­публики, региона);

• макротехнологиях в отдельных городах, трудовых объе­динениях, социальных и общественных институтах и т. д.;

• микротехнологиях, которые направлены на определен­ные общественные процессы и рассчитаны на небольшие группы людей. В настоящее время появилось большое разнообразие исследо­ваний, в которых рассматриваются педагогические технологии. Среди них можно назвать работы В. П. Беспалько, П. Р. Атутова, M. B. Кларина, В. М. Монахова, В. Ю. Питюкова , Г.К. Селевко, В. В. Юдина и ряд других.

Технологии могут существовать в трех уровнях:

1) научном, когда разрабатываются цели, задачи, содержа­ние и методы обучения, проектируются педагогические процессы;

2)   процессуально-описательном, где происходит описание целей, задач, методов, средств, форм и содержания процесса для получения заранее планируемых результатов обучения;

3) процессуально-действенном - в основу которого поло­жено осуществление технологического процесса с применением различных методов и средств обучения.

Рассматривая современные образовательные технологии, Г. К. Селевко дает им следующую классификацию:

1) по уровню применения;

2) по философской основе; 

3) по ведущему фактору психического развития;

4) по ориентации на личностные структуры;

5) по характеру содержания и структуры;

6) по типу организации и управления познавательной дея­тельностью.

Безусловно, может быть и другой подход к выделению ос­новных технологий. Возможна классификация технологий по основным видам деятельности людей, сферам общественной жизни и многие другие, но, как справедливо от­мечает А. Д. Жарков, главное, чтобы « технология была направлена на повышение прикладного, организационно-методического потенциала педагогики, а ее четкая прикладная направленность привлекала к ней внимание педагогов во всем мире».

Существуют определенные различия в технологиях, приме­няемых в учебном процессе и технологийх разрабатываемых в сфере культуры и досуга. 

В целом технологии, применяемые в СКС, можно разделить на основные группы: общие, функциональ­ные и дифференцированные (Т. Г. Киселева и Ю. Д. Красильников):

1) общие технологии ориентируют на наиболее характер­ные процессы, происходящие в СКД (например: процесс внедрения хозрасчетных механизмов в практику учреждений культуры и досуга);

2) функциональные (отраслевые) технологии в своей осно­ве содержат различные направления СКД, т .е. совокупность методов и средств для реализации определенного содержания сферы культуры и досуга (примером служит технология информационно-познавательной и просвети­тельной деятельности, технология самодеятельного творчества и ряд других);

3) дифференцированные технологии представляют собой методики, направленные на работу с отдельными категориями населения и различными возрастными группами.

Говоря о структуре технологии, следует отметить, что со­ставными ее элементами должны служить:

концептуальность. т. е. опора на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое и со­циально-педагогическое обоснование достижения поставленных целей;

системность, которая заключается в логике и целостно­сти процесса, взаимосвязи всех ее частей;

управляемость, предполагающая компетентный анализ конкретной ситуации; разработку и реализацию проектов и про­грамм; диагностику на определенных этапах развития процесса и способность варьировать средствами и методами для достиже­ния результатов;

• эффективность современных технологий должна заклю­чаться в конечных результатах и оптимальных затратах на их разработку и внедрение;

• и еще важный элемент технологии - это воспроизводи­мость разработанной технологии в других однотипных учрежде­ниях и другими субъектами.

Таким образом, технологии могут существовать в сфе­рах общественной жизни людей, но в их основе лежит со­держательная техника реализации теории в практику.

Можно говорить об обучающих и воспитательных техноло­гиях, которые существуют как в сфере образования, так и в сфе­ре СКД.

Как отмечают Т. Г. Киселева и Ю. Д. Красильников, «форми­руются или проектируются технологии, как правило, ситуативно, в зависимости от ряда факторов, в частности наличия и состава существующих центров просвещения, культуры, искусства, спор­та на данной территории, характера общественных, досуговых инициатив населения и условий для их практической реализации, социально-демографических «этнических и других ситуаций в регионе» и далее «...известен, например, сложный процесс разработки и внедрения социальной технологии использования хозрасчетных механизмов в культурно-досуговых центрах. Кон­кретным результатом реализации этой технологии стало создание разнообразных предпринимательских, коммерческих структур, территориальных фондов культуры и искусства на уровне респуб­лик, области, края, района, города».

Примером внедрения педагогических технологий в процесс образования, может служить гуманно-личностная технология академика Ш. А. Амонашвили, который разработал и воплотил в своей экспериментальной школе педагогику сотрудничества, личностный подход, оригинальные методики обучения языку и математике. Своеобразным итогом его педагогической деятель­ности является технология «Школа жизни». Целевые ориентации его технологии заключаются в том, чтобы способствовать становлению, развитию и воспитанию в ребенке человека путем раскрытия его личностных качеств и по­знавательных способностей. Принцип активности ребенка в про­цессе обучения и организации свободного времени был и остает­ся одним из самых основных. Поэтому существует довольно большое количество педагогических технологий на основе акти­визации и интенсификации деятельности детей, подростков и молодежи.

К таким технологиям можно отнести игровые технологии, проблемное обучение, коммуникативные технологии, систему В.Ф. Шаталова, Е. Н. Ильина, Н. А. Зайцева, А. А. Окунева, Р. Г. Хазанкина, К. В. Маховой, Б. П. Никитина и другие.

Функциональные технологии  подразделяются на:

• технологию информационно-познавательной и просвети­тельной деятельности;

• технологию организации самодеятельного творчества и любительских объединений;

• технологию организации отдыха и развлечения.

Рассматривая вопрос о развитии самодеятельного творчества, нельзя не говорить о возрождении общей культуры народа, сохра­нении и восстановлении утерянных традиций, которые обеспечи­вают каждому краю свою самобытность и неповторимость.

Технология рекреативно-оздоровительной деятельности ориентирована на оздоровление образа жизни людей и орга­низацию игровой, развлекательной и физкультурно-оздорови­тельной деятельности.

В настоящее время основное внимание работники учрежде­ний социально-культурной сферы уделяют активному использо­ванию новейших достижений педагогики, биологии, физиоло­гии, психологии и медицины, создают разнообразные культурно-досуговые программы и внедряют такие формы работы, которые способствуют:

• восстановлению эмоционального равновесия людей;

• возможности участия населения в возрождении народ­ных праздников и гуляний;

• акцентируют внимание на свободном творческом поиске в кружках и студиях, любительских объединениях и клубах по интересам, мастерских и творческих лабораториях.

К числу дифференцированных технологий  можно отнести:

1) методику организации досуга детей и подростков;

2) методику молодежного досуга;

3) методику семейного досуга;

4) методику организации досуга лиц среднего и пожилого возраста.

Сегодня основное внимание в учреждениях культуры и досуга уделяется оптимизации социально-педагогической и психологической помощи различным группам населения и созданию условий для их общения по интересам, а это требует внедрения новых технологий социально-культурной деятельности.

Изучение технологий социально-культурной деятельности позволяет охватить основные закономерности разработки и ис­пользования средств, форм и методов в целом, наиболее типич­ные условия и универсальные способы социально-культурной деятельности.

Технология - предметное единство природного и социально­го в сфере практики. Они вбирают в себя все достоинства педагогических техноло­гий, корректируют отдельные недостатки педагогических методик и про­цессов, поскольку условия, средства, формы, методы, характерные для свободного времени, предполагают свободу выбора разнообразных видов деятельности, строятся с учетом интересов и потребностей личности в той или иной сфере значимой для нее деятельности.

Представляя собой сложную систему педагогического влияния на лич­ность, социально-культурные технологии соединяют в себе целостность и логику педагогического процесса, взаимосвязывают все его части, объе­диняя их в конкретном проекте или программе.

Таким образом, процессы, основанные на использовании социально-культурных технологий, лишь тогда достигнут своей цели, когда они управляемы, т.е. основаны на целеполагании, планировании, проектиро­вании, включают поэтапную диагностику, широко используют возможно­сти варьирования методами, средствами с целью корреляции поиска оп­тимальных вариантов достижения поставленной цели.

Дата: 2018-12-28, просмотров: 150.