ВОПРОС 3. Развитие просветительных форм организации досуга в истории социально-культурной деятельности России XIX – XXI вв
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Форма СКД - это запланированная информационно-просветительная, социально-педагогическая и культурно-воспитательная акция, направленная на какую-либо аудиторию и ставящая цель - донесение определенной информации до заранее предусмотренного объекта.

В 1861 году после отмены крепостного права появился огромный интерес к деятельности в области просвещения и в системе внешкольного образования. В эти годы интеллигенция занимает активные позиции в культурно-просветительной работе; образовываются комитеты грамотности, общества содействия народному образованию, создаются воскресные школы, народные библиотеки, народные чтения. С возникновением 1882 году народных домов просветительная деятельность усиливается. Значительную роль начинают играть народные университеты, как одна из важных форм просветительной деятельности.

Подъем революционного движения оказал непосредственное влияние на культурное развитие и просветительную работу в России. Наибольшую активность проявляли общества народных университетов, в работе которых принимали участие крупные ученые и общественные деятели.

Открываются первые рабочие клубы (1905), которые принимали участие в проведении массовых политических и хозяйственных компаний. Много лет просуществовали избы-читальни, своеобразный плацдарм для просвещения населения в деревне.

После победы Октябрьской революции в 1917 году важнейшей являлась ликвидация неграмотности населения. В этом большую роль сыграл декрет советской власти «О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР», принятый в декабре 1919 года. Широко открываются по всей стране школы взрослых, пункты по ликвидации безграмотности. Особенно усилилась просветительная работа в системе внешкольного образования, когда внешкольное образование заменили на политико-просветительную деятельность в 1920 году. С созданием Главполитпросвета как главного органа политико-просветительной деятельности просветительная деятельности стала одним из главных направлений. При помощи политпросветов к разъяснению основ Новой экономической политики среди населения были широко привлечены культурно-просветительные учреждения. Они проводили месячники и двухнедельники по разъяснению НЭПа. Значительная роль в этом принадлежит избам-читальням, библиотекам, клубам и народным домам.

     В 1923 году в борьбу с неграмотностью вступило добровольное общество «Долой неграмотность». Стали проводиться съезды по ликвидации неграмотности.

     Особую роль в процессе просветительной деятельности среди населения сыграл Культпоход, начавшийся по инициативе комсомола в 1928 году. Широко известны его формы: культштурм, культэстафета, декадники и месячники ликвидации неграмотности. В 1929 году начал свою деятельность Библиотечный поход, инициатором которого была Н. К. Крупская.

Одной из форм политического просвещения были коллективные читки газет и журналов, политические игры и др. формы.

 В 1934 году начали активную деятельность университеты культуры, открытые в Химико-технологическом институте г. Ленинграда. В предвоенные годы они стали одной и популярных форм просветительной работы политико-просветительных учреждений. Новая волна деятельности университетов культуры началась с 1959 года.

На современном этапе ведущую роль в просвещении играют устные журналы, лектории, различные виды чтений (педагогические, лермонтовские, пушкинские, шукшинские и др.). 

В отличие от других социальных институтов учреждения культуры создают для развития просветительской деятельности свою специфику. Ей присуща: доступность, свобода выбора, нерегламентированный характер познавательных программ, альтернативные методики, гибкое реагирование на конъюнктуру досуговых интересов и потребностей.

Сегодня формы досуговой просветительской работы разделяются на три вида:

- монологические формы, в которых преобладает речь ведущего или лектора (лекция, брифинг, и т.д.);

- диалогические формы, в которых происходит взаимодействие ведущего и аудитории (диспуты, дискуссии, лекции, беседы, громкие читки);

- комплексные формы (месячники культуры, искусства, памяти; благотворительные, экологические и патриотические акции, тематические вечера, массовые праздники, карнавалы, маскарады, смотры самодеятельного творчества и т.д.)

          Литература:

1.Рябков, В. М. Антология форм просветительной культурно-досуговой деятельности в России (первая половина XX вв.): учеб. пособие / В. М. Рябков; Челяб. гос. акад. культуры и искусств. - Т. 3. - Челябинск, 2007. - . 662 с..

2. Рябков, В. М. Антология информационно-просветительных форм культурно-досуговой деятельности в России (вторая половина ХХ века): учеб. Пособие / В. М. Рябков; Челяб. Гос. Акад. Культуры и искусств. – Челябинск: ООО «Полиграф-Мастер», 2007. – Т. 5. – 594 с.

 3. Рябков, В. М. Антология информационно-просветительных форм культурно-досуговой деятельности в России (вторая половина ХХ века): учеб. Пособие / В. М. Рябков; Челяб. Гос. Акад. Культуры и искусств. – Челябинск: ООО «Полиграф-Мастер», 2007. – Т. 6. – 568 с.

ВОПРОС 4. Особенности художественной деятельности культурно-досуговых учреждений первой половины XX века в России.

 

Культурно-досуговые учреждения - это государственные, общественные, обладающие организационной структурой, реализующие комплекс художественно-ценностных направлений культурно-досуговой деятельности, способствующие вовлечению человека в мир культурно-эстетических, художественных ценностей и отношений, обеспечивающих культурно-формирующие условия для развития и удовлетворения коллективных, групповых, индивидуальных интересов, потребностей. (ПКиО, ДК, Дворцы культуры и отдыха, студии и клубы, музеи, библиотеки, профилактории, санатории, аквапарки, лагеря отдыха, спортклубы, кинотеатры, игровые и развлекательные комплексы; центры народного творчества и ремесел, театрально-зрелищные учреждения, киноконцертные учреждения...)

 Художественная деятельность - особая область культурно-досуговой деятельности человека, представляющая собой совокупность процессов и явлений духовно-практической работы, благодаря которой создаются, распространяются и осваиваются произведения искусства и материальные предметы, народное творчество и промыслы, обладающие эстетической ценностью.

Художественная деятельность культурно-досуговых учреждений первой половины XX века представляла собой сложное и многогранное явление, отражающее все своеобразие исторического развития страны, Социально-политические и экономические перемены, происходившие в обществе, привели к развитию сословных границ, что незамедлительно сказалось на данной сфере деятельности.

Исторические события этого периода - Октябрьская революция 1917 года, гражданская война 20-е годы, новая экономическая политика, индустриализация страны, первые пятилетки, коллективизация, урбанизация городов, Великая отечественная война, послевоенное восстановление страны.

Усиление связей деревенских жителей с городом, развитие самодеятельного искусства способствовало расширению форм художественной деятельности. Активизируется деятельность театров. В городах, творческая интеллигенция, студенты собираются в творческие товарищеские клубы, союзы по интересам, проводя импровизированные вечера музицирования, литературных гостиных. В деревнях проводились посиделки с песнями и танцами. 

Государство контролировало содержание деятельности культурно-досуговых учреждений – это пропаганда новой коммунистической идеологии, которая нашла отражение и пропитывала все направления и формы художественно-творческой деятельности. 

Формы художественной деятельности: диаграммы, плакаты, театральные инсценировки, агитпьесы, художественные кружки. Все эти формы бытовали в воинских частях, клубных учреждениях, народных домах.

Массовое распространение получили театрализованные праздники на улицах и площадях городов, особенно в Петрограде.

Во времена НЭПа (новая экономическая политика) зародился вид эстрадного сатирического театра «Синие блузы» (острые сатиры, против «нэпманов»). Популярные жанры: интермедии, сатирические сценки, городские песни и романсы, частушки, танцы. Художественно-творческая работа велась в самодеятельных коллективах - в театральном, хоровом, хореографическом направлениях. Прилив в коллективы «Синей блузы» профессиональных артистов и режиссеров. Взаимодействие с профессиональными композиторами, поэтами и писателями.

   Широкое распространение получили агитсуды как одна из массовых форм клубной художественной деятельности, а также «живые» газеты и «живые» журналы.

    В 30-е г. деятельность учреждений культуры по всем направлениям проводилась под идеей пропаганды индустриализации, коллективизации, пятилеток, предвыборных кампаний, социалистических соревнований. В ДК проводились вечера обмена опытом, вечера «рабочей смекалки», в деревнях - праздники «Первой борозды», «Урожая».

Расширились жанры художественной деятельности культурно-досуговых учреждений; появились Изостудии, музыкальные коллективы, симфонические оркестры (самодеятельные), любительские оперные и балетные коллективы. Этому способствовала творческая связь с профессиональными театрами и коллективами

  С 1932 г. проводятся олимпиады, декады и смотры народного творчества: хоровые, музыкальные, вокальные, театральные. Широкое распространение получили оркестры духовых и народных инструментов.

  В годы Великой Отечественной войны художественная деятельность культурно-досуговых учреждений получила новое направление. Содержанием работы учреждений культуры стало разъяснение характера и целей войны, разоблачение сущности фашизма, освещение событий и хода войны, ознакомление с международным и внутренним положением СССР. В произведениях искусства развиваются темы патриотизма. (Д.Шостакович, Симфония № 7 «Ленинградская», посвященная блокаде города, С Прокофьев опера «Война и мир», А.Александров песня «Священная война», Твардовский «Василий Теркин»). Работа перенеслась в цеха, красные уголки, полевые станы, бомбоубежища, метро, агитпункты вокзалов, платформы железнодорожных вокзалов, воинские части, госпитали, призывные пункты.

Формы работы: небольшие концерты, встречи с фронтовиками, походные клубы, агитзскадрильи, библиотеки-передвижки, агитпоезда, развитие художественной самодеятельности. Использовались плакаты, карты, фотовитрины, листовки-молнии, боевые листы, фронтовые бригады выступлений в тылу и на фронте. Репертуар: песни, стихи, одноактные пьесы, народные песни. Создавались фронтовые военные ансамбли песни и пляски. Проводилась активная художественная деятельность в госпиталях – концерты, выступления вокалистов и чтецов, выступления художественных бригад.

 

Литература:

Рябков, В. М. Антология форм праздничной и развлекательной культуры России (первая половина XX вв.): учеб. пособие / В. М. Рябков; Челяб. гос. акад. культуры и искусств. - Т.4. - Челябинск, 2007. - С. 47 – 485.

Дата: 2018-12-28, просмотров: 445.