ВОПРОС 8. Проблемы развития социально-культурной деятельности в период социально-экономического кризиса Российского общества середины 80- х конца 90 годов ХХ века
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

      Рассматривая проблемы развития социально-культурной деятельности в период социально-экономического кризиса Российского общества, надо в первую очередь отметить, начавшаяся перестройка экономической и политической жизни в СССР привела к революционным изменениям в жизни государства. Произошел распад СССР, как единого государства. Союзные республики СССР получили право на отделение и стали самостоятельными государствами. Резко сократилась сеть культурно-досуговых учреждений. Произошли коренные изменения во всей культурно-просветительной деятельности, получив новое название социально-культурная деятельность.

Четко обозначились новые основные черты современной социально-культурной деятельности:
         – деидеологизация культурно-досуговой деятельности;
         – ориентация на самореализацию личности;

  – всесторонний учет реальных интересов личности;

  – многоуровневая система досуга;

  – «одомашнивание» досуга;

   – развитие неинституциональных форм досуга;

   – совершенствование системы платных услуг;

   – появление новых типов культурно-досуговых учреждений. Обострились сложившиеся противоречия в развитии социально-культурной деятельностью и между:

– демократической природой социально-культурной деятельности и
авторитарный бюрократический системой управления культурой;

  – реальными потребностями и интересами населения и степенью их
удовлетворения; 

    – возрастающим плюрализмом в нарождающемся гражданском обществе и старой парадигмой культурного развития;

     – необходимостью развития материальной базы культуры и
утвердившемся остаточным принципом в материально-хозяйственном
обеспечении отрасли, и их преодоление в складывающейся системе социально-культурной деятельности.                                                    

Досуговые учреждения оказались в бедственном положении. Сократилось бюджетное и ведомственное финансирование, начавшееся в 80 –е годы культурно-досуговой и продолжилось в 90 - ые годы.

Была принята новая система хозяйствования в системе социально-культурной деятельности. Это дало возможность использовать рычаги экономического хозяйствования и предпринимательской деятельности.

В социально-культурной деятельности на ряду с государственной, стала широко использоваться частная и ведомственная предпринимательская деятельность.

В практике социально-культурной деятельности стали создаваться центры досуга как государственные, так и ведомственные культурно-досуговые учреждения. Использовались такие направления работы центров досуга, как спортивно-показательные, развлекательные, художественно-публицистические, игровые программы. Появились торгово-развлекательные и социально-педагогические комплексы как новое организационное образование в среде досуга. Были сняты необоснованных ограничений, мешавших развитию инициативы и самодеятельности работников досуговых учреждений.   

Нехватка финансовых средств культурно-досуговых учреждений стала компенсироваться за счёт платных форм культурно-досуговой деятельности. В эти годы была создана широкая система платных досуговых услуг населению, как путь переориентации на потребителя со всем разнообразием его вкусов, потребностей и интересов. Надо выделить два направления этой деятельности:

- обеспечение демократизированного доступа к культуре, к любому
необходимому продукту культуры и к любой форме культурно активности;

- создание условий и механизмов демократизированного участия в культуре, проявление индивидуального творчества.

Виды платных досуговых услуг - кружковая, рекреационно-развлекательная, лекционно-просветительная, театрально-концертная, спортивно-оздоровительная, прокатная, услуги аренды.

Открыты в клубах, Дворцах культуры и техники, досуговых центрах платного бюро культурного обслуживания «Досуг», платных любительских объединений и клубов: «Голубеводов и певчих птиц», «Грация», «Премьера», «Искатель», «Шейте сами», «Встреча с молодежью», дискотек типа «Музыкальный глобус», клубов молодой семьи «Радуга», служб Нового года, детских кафе, видеосалонов, студий звукозаписи, проведение лотерей.

В культурно-досуговых учреждениях использовались и не традиционные платные услуги - оформительские работы, художественная фотография, съемка торжественных событий граждан видеоаппаратурой, переплет книг и журналов, выставки-продажи; ремонт и прокат музыкальных инструментов, культинвентаря, театральных костюмов. Вошли в практику формы интенсивного досуга, направленные на восстановление и укрепление здоровья - комнаты и залы юного атлета, атлетической гимнастики, аэробики, ритмической гимнастики и т.д.

Появились новые типы досуговых учреждений - казино, ночные клубы, игровые залы, видеосалоны и видеоклубы, видеоцентры, компьютерные игровые залы и комнаты, компьютерные клубы, досуговые компьютерные центры.

Также стали широко использоваться конкурсно-игровые и развлекательные формы в деятельности культурно-досуговых учреждений - «Звездный час», «Счастливый случай», «На балу у Золушки», «Поле чудес», «Папа, мама и я - спортивная семья», «КВН», аукционы, «Брейн-ринг». Конкурсно-игровые программы по различным направлениям знаний -театру, литературе, музыке, изобразительному искусству и т.д. Развитие индустрии досуга и ее формы и направления.

Литература:

 1. Рябков, В. М. Антология форм праздничной и развлекательной культуры России (вторая половина ХХ в.): учеб. пособие / В. М. Рябков; Челяб. гос. акад. культуры и искусств. – Челябинск, 2008. – Т. 7. – 564 с.

2. Рябков, В. М. Антология форм праздничной и развлекательной культуры России (вторая половина – ХХ века): Учеб. Пособие / В. М. Рябков; Челяб. гос. акад. культуры и искусств. – Челябинск, 2008. – Т. 8. – 560 с.

3. Рябков, В. М. Антология форм праздничной и развлекательной культуры России (вторая половина – ХХ века): Учеб. пособие / В. М. Рябков; Челяб. гос. акад. культуры и искусств. – Челябинск, 2008. – Т. 9. – 560 с.

4. Рябков, В. М. История социально-культурной деятельности: Рабочая учебная программа дисциплины для студентов очного и заочного отделений обучающихся по специальности 071401 «Социально-культурная деятельность» ФГБОУ ВПО «ЧГАКИ». – Челябинск, 2007. – С.31 – 33.








Дата: 2018-12-28, просмотров: 292.