Детский клуб - часть микросреды, в которой формируется и развивается личность ребенка.
Клуб как досуговое учреждение возникло в Англии. Под словом клуб понимали «складчина», «доля», «собрание». Определение понятия «клуб» было следующим: клуб-это любое собрание. Даты возникновение клуба нет. Он появился вместе с людьми. Обычно клуб являлся самодеятельной инициативной организацией управляемы советом клуба.
Разнообразные клубы появлялись и в дореволюционной России, но появление первых детских клубов относится к началу 20 века.
Созданию целой сети детских клубов послужило стремление прогрессивной интеллигенции противостоять самодержавной классово-сословной политике в области просвещения. Идея площадок, «детских собраний» увлекала передовую интеллигенцию, потому, что в ней она видела возможность украсить, облегчить жизнь детей бедноты, развить их духовные и физические силы, их активность.
Немалое влияние на клубную работу оказала «теория свободного воспитания» видного теоретика и пропагандиста К.Н. Вентцелья, который основал «дом свободного ребенка»
Развитие детских клубов связано с именем С. Т. Шацкого. В 1906 г. он открыл детское общество «Сетлемент». Сначала он намеривался объединить всех желающих детей разных возрастов, затем разделил их по интересам. Основным видом деятельности С. Т. Шацкий избрал труд в мастерских. Составной частью клуба был кружок. Был определен основной принцип воспитания в клубе: индивидуальный подход с целью развития интересов и способностей. Детское общество «Сетлемент» просуществовало всего 1 год, и было закрыто «За распространение социалистических идей среди детей». Именно С. Т. Шацкому принадлежит идея летнего отдыха детей за пределами города.
В 1910 году было создано новое образовательное и воспитательное учреждение для детей беднейших слоев населения - «Народный дом имени Толстого».
Результатом широкой клубной деятельности явилось обсуждение вопросов о клубной работе с детьми на Первом Всероссийском съезде по вопросам образования, где детские клубы были признаны «необходимой общественно-педагогической организацией».
После Октябрьской революции 1917 года Н. К. Крупская - работник Наркомпроса, неоднократно обращалась к вопросу о системе народного образования и социального воспитания, в которой определенное место отводилось системе внешкольного воспитания. Значение клубов того времени заключалось, прежде всего, в том, что клуб смог стать массовым детским учреждением.
Известны такие типы существовавших тогда клубов как школы - клубы, которые должны были привлекать юношество к учебе. Постепенно работающие детские площадки стали перерастать в уголки и детские клубы при жилконторах - так называемые «клубы - примитивы». С развитием пионерского движения внешкольной работой с детьми стали заниматься и взрослые рабочие клубы.
К 30-м годам к созданию системы внешкольного воспитания были привлечены все государственные органы и общественные организации, был учрежден необходимый перечень внешкольных учреждений: детские технические и сельскохозяйственные станции, детские клубы, детские туристско-экскурсионные станции и базы, Дома детской коммунистической организации, детские кинотеатры, детские театры, библиотеки.
В 30 годы завершается становление детского клуба, он становится одним из звеньев системы политико-просветительной работы. Клуб превращается в комплексное учреждение, способное реализовать различные направления коммунистического воспитания.
В 50 года клуб стал учреждением с постоянно меняющимся составом посещающих его детей, он превратился в учреждение по обслуживанию детей.
Большое значение для развития детских клубов имел XIII съезд комсомола, который уделил большое значение развитию детских клубов. Съезд поддержал инициативу ленинградцев и москвичей по открытию и созданию детских. Съезд не только поддержал инициативу открытия детских клубов, но и выделил целую группу внештатных инструкторов ЦК ВЛКСМ, которые в последующем ездили по стране, открывая детские клубы, привлекая к ним партийные, государственные и общественные организации. Особое внимание уделялось клубам трудных подростков и подростков, которые стояли на учёте в милиции.
Литература:
Рябков, В. М. Антология форм праздничной и развлекательной культуры России (первая половина XX вв.): учеб. пособие / В. М. Рябков; Челяб. гос. акад. культуры и искусств. - Т. 4. - Челябинск, 2007. - С. 485 – 532; 646 - 665..
Дата: 2018-12-28, просмотров: 344.