Литература:
1. Андреева, М. С. История культурно-просветительной работы в СССР. - Ч. 2. / М. С. Андреева, А.П. Виноградов, С. А. Пиналов, Г. И. Чернявский. - Харьков, 1970. - 299 с.
2. Виноградов, А. П. История культурно-просветительной работы в СССР. - Ч.1 / А. П. Виноградов, С. А. Пиналов, Г. И. Чернявский. - Харьков, 1970. - 246 с.
3. Киселева, Т. Г. Социально-культурная деятельность: Учебник / Т. Г. Киселева, Ю. Д. Красильников. - М.: МГУКИ. 2004. - 539 с.
4. Культурно-просветительная работа в СССР: Учеб. пособие / Под ред. Т. А. Ремизовой. - М.: Просвещение, 1974. - 272 с.
5. Культурно-досуговая деятельность: Учебник / Под науч. ред. академика РАЕН А. Д. Жаркова и профессора В. М. Чижикова. - М.: МГУК, 1998. - 462 с.
6. Туев, В. В. О современных подходах к изучению истории социально-культурной деятельности в России / В.В. Туев // Социально-культурная деятельность в образовательном пространстве: Межвуз. сб. науч. тр. / Кемеровск. гос ун-т культуры и искусств. - Кемерово: КемГУКИ, 2007. - С. 14 - 28.
7. Литовкин, Е. В. Теоретико-методологические проблемы современной истории социально-культурной деятельности / Е. В. Литовкин // Социально-культурная деятельность: история, теория, образование, практика: Межвуз. сб. науч. тр. / Кемеровск. гос. акад. культуры и искусств. - Кемерово, 2002. - С. 41 - 51.
8. Литовкин, Е.В. Генезис и этапы культурно-просветительной работы / Е. В. Литовкин // Вестник МГУКИ. - 2003. - № 4. - С. 65 - 72.
9. Литовкин, Е. В. Критерии периодизации и основные этапы истории социально-культурной деятельности в России / Е. В. Литовкин // Социально-культурная деятельность в образовательном пространстве: Межвуз. сб. науч.тр. / Кемеровск. гос ун-т культуры и искусств. - Кемерово: КемГУКИ, 2007. - С. 9 - 11.
10. Пиналов, С. А. История культурно-просветительной работы в СССР: Учеб. пособие / С. А. Пиналов, Г. И. Чернявский, А. П. Виноградов. - Киев: Вища школа, 1983. - 264 с.
11. Савченко, А. М. История культурно-просветительной работы / А. М. Савченко. - М.: МГИК, 1970. - 170 с.
12. Ярошенко, Н.Н. Историко-педагогические исследования социально-культурной деятельности: поиск новых подходов / Н. Н. Ярошенко // Социально-культурная деятельность: опыт исторического исследования: Сб. статей / науч. ред. Е. М. Клюско, Н. Н. Ярошенко. - М.: МГУКИ, 2007. - 8 - 22.
13. Ярошенко Н. Н. История и методология социально-культурной деятельности: Учебник / Н. Н. Ярошенко. - М.: МГУКИ, 2007. - 300 с.
14. Рябков В. М. Теоретические методы историографии социально-культурной деятельности / В. М. Рябков // Рябков В. М. Социально-культурная деятельность: теория, история, историогафия / В. М. Рябков . – Челябинск: Челяб. гос. акад. культуры и искусств, 2011. - С. 369 – 382.
ВОПРОС 2. Характеристика типов культурно-досуговых учреждений в истории социально-культурной деятельности России.
Первые клубы в России как центры культурно-досуговой деятельности возникают в 1770 году в Санкт-Петербурге и 1780 году в Москове по образу и подобию "английских клубов". Это были клубы дворянства и аристократов. Каждый клуб имел устав, в котором было определено членство клуба.
Вместе с дворянскими клубами возникают офицерские, купеческие, шахматные, артистические клубы в Петербурге и в Москве и других городах России.
В 1882 году в городе Томске возникает первый народный дом - досуговое учреждение для рабочих и крестьян. В конце XIX века появляются народные дома на фабриках и заводах. В 1895 году в России в связи с введением винной монополии, по линии Попечительств о народной трезвости, возникают многочисленные народные нома в городах и уездах. В Санкт-Петербурге открывается самый крупный народный дом имени Николая II, финансируемый государством, Министерством финансов. Появляются правительственных и частичные народные дома Введениский народный дом в Москве, частный Лиговский народный дом графини С. В. Паниной в Санкт-Петербурге.
Значительную роль в открытии народных домов играет благотворительность и меценатство. Это деятельность Мамонтова, Морозова, братьев Варгуниных, Строгановых и др.
Значительную роль играют культурно-просветительные общества, комитеты грамотности, силами которых открываются также народные дома.
В 1905 году возникают рабочие клубы, клубов политических партий, которые использовались политическими партиями в своей агитационно-пропагандистской и культурно-досуговой деятельности в идеологическом воспитании масс. В эти же годы возникают женские клубы в России.
В начале ХХ века возникают детские клубы по инициативе С.Т. Шацкого. Возникают также клубы бойскаутов.
После победы Октябрьской революции 1917 года и созданием Внешкольного отдела Наркомпроса, реализуется государственная система развития культурно-просветительных и досуговых учреждений. Государство берёт на себя финансирование, строительство и открытие многочисленных типов культурно0досуговых учреждений.
Сеть и типы культурно-досуговых учреждений как сферы реализации целей и задач идеологической, просветительной и досуговой деятельности, быстро развивается. Появляется система клубных учреждений: государственных, партийных, профсоюзных, пролеткультовских, ведомственных, кооперативных, комсомольских клубов и народных домов..
Широкое распространение получили клубы: рабочие, крестьянские, красноармейские (полковые, батальонные, окружные, партийные, комсомольские
Н.К. Крупская, принимавшая непосредственное участие в формировании государственной системы культурно-досуговых учреждений, работая в системе Наркомпроса, определила их задачи в таких работах как «О клубе», «Что такое клуб», «Клуб – очаг строительства социализма».
Среди типов культурно-досуговых учреждений особое место занимали народные дома: Н.К. Крупская считала народные дома ведущим учреждением в системе внешкольного образования и политико-просветительной работы. Открываются народные дома кооперативами, в армии.
Самым массовым культурно-досуговым учреждением в деревне являлись избы-читальни. Вопрос об открытии и их деятельности был обсужден на Первом Всероссийском совещании по партийной работе в дерене, проходившем в ноябре 1919 года. Основным на этом совещании булл доклад Н. К. Крупской «О работе в деревне». В этом докладе Н. К. Крупская раскрыла основные задачи избы-читальни. Она считала, что изба-читальня – это сумма всех просветительных учреждений в деревне. Это и клуб и читальня и справочный стол, ячейка вокруг которой организуется и школа взрослых и спектакли и разные практические мероприятия культурно-просветительного характера. В конце 1919 года было опубликовано «Положение об избах-читальнях», в котором были определены цели и задачи изб-читален, названы формы ее работы.
Агитационно-просветительные пункты. /Агитпункты/ Их возникновение, руководство, деятельность.
Парк культуры и отдыха как тип культурно-просветительного досугового учреждения. Возникновение парков культуры и отдыха и их деятельность.
Передвижные клубные учреждения - агитпоезда, агитпароходы, агитвагоны, вагоны-клубы, агитсамолеты, автоклубы.. Возникновение передвижных и клубных учреждений и их деятельность. Агитпоезда — «Октябрьская революция», «Советский Кавказ», «Красный Восток», «Красный казак», «Им. В.И. Ленина», агитпароходы «Фронт», «Труд», «Красный Петроград», «Красная звезда», «В. И. Ленин». Н.К. Крупская, М. И. Калинин о деятельности агитпоездов и пароходов, их рейсах по стране, эффективности работы.
Появление новых типов досуговых учреждений в конце ХХ века - казино, ночные клубы, игровые залы, видеосалоны и видеоклубы, видеоцентры, компьютерные игровые залы и комнаты, компьютерные клубы, досуговые компьютерные центры.
Центры досуга как государственные и ведомственные культурно-досуговые учреждения, осуществляющие спортивно-показательные, развлекательные, художественно-публицистические, игровые программы. Молодежные культурные центры.
Литература:
Киселева, Т. Г. Характеристика социально-культурных процессов советского и постсоветского периодов / Т. Г. Киселева //Киселева Т. Г. Социально-культурная деятельность: Учебник / Т. Г. Киселева, Ю. Д. Красильников. - М.: МГУКИ, 2004. - С. 27 - 42.
Комиссаренко , С. С. Клубы в русской культуре конца XVII - начала ХХ веков / С. С. Комиссаренко // Комиссаренко С. С. Клуб как социально-культурное явление: Исторические аспекты развития: учеб. пособие / С, С. Комиссаренко. - СПб., 1997. - С. 68 - 146.
Культурно-просветительная работа в СССР: учеб. пособие /Под ред. Т.А. Ремизовой/ - М: Просвещение, 1974. - 272 с.
Культурно-досуговая деятельность: учебник / Под науч. ред. академика РАЕН А. Д. Жаркова и профессора В. М. Чижикова. - М.: МГУК, 1998. - С. 57 - 71.
Рябков, В. М. Антология форм праздничной и развлекательной культуры России(XVIII – XX вв.): учеб. пособие / В. М. Рябков; Челяб. гос. акад. культуры и искусств. - Т. 2. - Челябинск, 2006. - С. 332 – 345.
Рябков В. М. Передвижные клубные учреждения в системе
культурно-просветительной работы в первые годы Советской власти. -
Челябинск: ЧГИК, 1983. - 58 с.
Рябков В. М. У истоков советского клуба / В. М. Рябков //Клуб и проблемы развития социалистической культуры. - Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд-во, 1974. - С. 83 - 98.
Фролова Г. И. Организация и методика клубной работы с детьми и
подростками / Г. И. Фролова. - М.: Просвещение, 1986. - 160 с.
ВОПРОС 27. Планирование маркетинга социально-культурной сферы
В современных социально-экономических условиях выживают и процветают только те учреждения и организации СКС, которые постоянно и сознательно занимаются поисками нового. Существующие в современной динамичной и пластичной среде, они должны вести себя столь же гибко и подвижно — анализировать свои возможности, перспективы, проблемы, давая ответ на каждый (даже потенциальный) вызов рынка и социальной среды в целом, иметь веер возможных решений и программ.
Теоретико-методические основы планирования маркетинга разработаны Ф. Котлером, О. С. Виханским, Г. Л. Тульчинским, В. Е.Новаторовым, М. М. Лебедевой.
План маркетинга – совокупность целей и стратегий маркетинговой деятельности, а также мероприятия по их реализации на определённый этап времени.
Программа маркетинга - совокупность мероприятий в составе плана маркетинга направленных на решение особо важных задач, представляет намеченный к осуществлению, объединённый единой целью и приуроченный к определённым срокам комплекс взаимосвязанных задачи адресных мероприятий с указанием ресурсов и источников их получения. (Голубков Е. П., Новаторов В. Е.) Планы, программы, прогнозы — не что иное, как познание все того же настоящего, наших возможностей «здесь и сейчас», рефлексия над существующим положением дел. Поэтому менеджеры должны быть постоянно открыты новым возможностям. Учреждения и организации СКС в любой момент должна иметь веер программ различной степени проработанности — как основу своего реагирования на вызовы рынка, общества, времени.
В условиях рыночной экономики планирование (программирование) складывается из двух основных взаимосвязанных частей. Во-первых, это стратегическое (перспективное) планирование, включающее планы и программы на период более 2 лет. Важно подчеркнуть, что стратегические программы не разрабатываются одноразово, а ежегодно, иногда 2 раза в год, подлежат пересмотру, уточнению, доработке, переработке, а иногда отмене в связи с изменением ситуации и перспектив. Во-вторых, оперативное (текущее или тактическое) планирование на период до 2 лет включительно (годовые, квартальные, декадные, недельные и т. д. планы) текущей деятельности.
Принципы планирования: учёт реальных возможностей организации; умение правильно выбрать центральное звено в совокупности проблем и дел; возможность корректировки планов, многовариантность подходов к решению вопросов, учёт всех направлений практического маркетинга (комплексный подход,; соотнесение достигнутых показателей с предыдущими).
Очевидно, что маркетинг, определяющий способы поведения учреждений и организаций СКС в соответствии с рыночными перспективами, связан, прежде всего, со стратегическим планированием, разработкой соответствующих маркетинговых стратегий и программ. Поэтому с точки зрения планирования маркетинг близок комплексному целевому планированию, программно-целевому подходу, опыт применения, которых в российской сфере культуры начал складываться с конца 80-х гг. (см.: Зеленина Л. Э., Тулъчинский Г. Л. Программно-целевое планирование деятельности учреждения культуры. М., 1986). Развитие методологии планирования, шедшее исподволь, прежде всего, усилиями теоретиков, появление функционального, структурного, системного подходов, их интеграция в технологию программно-целевого подхода создали предпосылки для следующего шага — применения концепции и технологии маркетинга, технологий и методик разработки маркетинговых стратегий и программ.
Причем сами эти стратегии и программы проявляют тенденцию перехода от аналогов конкурентов и от изучения спроса к проектированию и конструированию нового спроса, товаров и услуг, их производства, его обеспечения и организации роста влияния учреждений и организаций СКС в обществе. Иначе говоря, само содержание маркетингового планирования все больше напоминает разработку комплексных целевых программ, ведет к повышению роли программ в маркетинге.
Концепция маркетинга, таким образом, не заменяет, а интегрирует и обобщает систему и опыт планирования.
Стратегическое маркетинговое планирование включает в себя:
а) Формулировку миссии (сверхзадачи) учреждений и организаций СКС. Ее формулировка может быть заявлена не только с позиций потребителей и общества, поскольку на реализации их интересов строится деятельность учреждений и организаций СКС. Более того, миссия не может быть привязана к конкретным товарам и услугам, которые являются способами, средствами решения сверхзадачи, но не являются самоцелями. Так, Миссией досугового центра не может быть проведение дискотек, праздников и т. п., а миссией художественной галереи — проведение выставок. Миссия — социальная, культурная и экологическая функция учреждений и организаций СКС, в данном случае, соответственно — организация полноценного досуга конкретных групп населения и способствование продвижению в обществе изобразительного искусства. Миссия, таким образом, есть способ понимания учреждений и организаций СКС своего назначения. Обычно миссия соответствует формулировке предназначения учреждений и организаций СКС в организационно-правовых документах: уставе учреждений и организаций СКС, положении о ней. Новая миссия, стратегически осознанная фирмой, может породить необходимость новых уставных и других организационных документов.
б) Формулировку стратегических целей и задач учреждений и организаций СКС на планируемый период: коммерческих, социальных, культурных, организационных и т. д. Такими целями могут быть интенсивное развитие учреждений и организаций СКС (ее более глубокое внедрение в рынок, закрепление позиций на нем, расширение границ своей зоны деловой активности, совершенствование товара), рост объема продаж (дохода), рост прибылей, большую интеграцию деятельности учреждений и организаций СКС (установление контроля над поставщиками, субподрядчиками, системой распределения и реализации своих товаров, кооперация с конкурентами или их подчинение), или диверсификацию ее деятельности (как расширения ассортимента похожих, близких товаров и услуг или расширения ассортимента новым товаром для традиционных клиентов, так и расширение круга как товаров, так и потребителей).
в) Маркетинговые программы, устанавливающие на основе стратегических решений, что, для кого производить и как реализовывать, включая для каждого из товаров следующие факторы и показатели: сводку общих конкретных показателей (объемы услуг и продукции, прибыль, сумму бюджета); характеристику текущей маркетинговой ситуации (объем и сегменты рынка, потребители, среда, конкуренция, факторы сбыта); риски (опасности и проблемы) — как коммерческие, так и для реализации учреждений и организаций СКС; стратегию маркетинга (товарная, ценовая, бытовая, стимулирования и мотивация среды и персонала); программу действий (кто, когда и что должен делать); баланс бюджета затрат и меры по оптимизации прибылей (доля рынка, прогноз объема продажи и прибылей); в порядок контроля сбыта, доли рынка, отношения клиентов, рентабельности в разбивке по товарам, сегментам рынка, территориям, режим маркетинга. Схема планирования маркетинга:
- анализ состояния – комплексное исследование и ситуационный анализ;
- оценка возможностей - анализ возможностей и опасностей, анализ сильных и слабых сторон;
- стратегическое планирование – стратегия развития и выбор целевого рынка;
- тактическое планирование – товар (услуга) и распределение товара;
- прогнозирование продаж – цена и продвижение товара (услуг);
- определение затрат – маркетинговое исследование рынка и информация и реклама;
- контроль (маркетинговая ревизия) - расходы на маркетинг и полученная прибыль.
Стратегии и маркетинговые программы конкретизируются в текущих плановых документах, бизнес-планах, дополнены системами анализа, оценки, контроля, корректировки деятельности.
Разрабатываемые планы и программы определяют цели, задачи деятельности, пути и способы их решения и реализации, а значит необходимость определенных затрат ресурсов, организационные изменения, новые требования к кадрам, системе контроля и т. д. Именно поэтому планирование — центральное звено современного маркетинга. Меняются цели и задачи — меняется структура, содержание, способы управления, а нередко и менеджеры и персонал.
Воплощение замысла.
3 этапа.
1) Застольный период связан с первоначальной встречей режиссера с исполнителями закладка фундамента постановки
- распределение ролей
- характеристика персонажей
- режиссер посвящает в свои задумки людей, которые будут их воплощать. Цель его - знакомство с задумкой режиссера Основная задача режиссера – заразить своими идеями коллектив. Не надо выкладывать всё сразу для исполнителя, чтобы не навязать свои идеи по персонажам, пластике, характеру. Необходимо активизировать творческие предложения со стороны актеров. Только при диалоге актёры воспримут замысел как свой, смогут его принять.
Данный этап строится в форме диалога Актёр – режиссер.
2часть застольного периода – выстраивается логика и последовательность какой-то сцены, разбор по эпизодам, читка по ролям уточнение интонаций.
Корректируется замысел, проводится «разведка действием» и «разведка умом». Данный этап не имеет резкой границы с последующим.
2) «Разводка» («репетиция в выгородке»). Характерной чертой этого периода являются поиски мизансцен. Он самый продолжительный по времени.
Режиссер на этом этапе пользуется рядом заданий.
Формы заданий:
- Словесное объяснение (рассказ)
- Показ Опасность – обезличивание актёра, механическое слепое копирование. Преимущество – может быстро синтетически выразить мысль (идею) режиссера Режиссер эмоционально может заразить своим показом. Плюс в том, что это экономит время.
Более безопасен этот метод, когда актёр уже состоялся как творческая личность, это значит, что механического копирования можно не опасаться.
Должен быть намёк на будущего исполнителя Показ – исходя из индивидуальности исполнител.
- Подсказ. Направление актёра по методу действия, а не чувства.
3) Этап прогонных репетиций - окончательная шлифовка, отделка, уточнение, закрепление. Все элементы сценической выразительности соединяются воедино. Прогоны бывают:
· Монтировочный - свет, музыка шумы, реквизит, костюм, перестановки.
· Сводная репетиция – соединение разных коллективов, подготовка сводных номеров, репетиция пролога и финала
· Черновой прогон- воплощение всех технических средств.
· Генеральный прогон;
· Этап сдачи, проверка на зрителя.
· Премьера
Литература:
1. Жарков, А. Д. Организация культурно-просветительной работы / А. Д. Жарков. – М., 1989.
2. Захава, Б. Е. Мастерство актера и режиссера / Б. Е. Захава. – М., 1978.
3. Поламишев, А. М. Мастерство режиссера. Действенный анализ пьесы / А. М. Поламишев. – М.: Просвещение,1982.
4. Товстоногов, Г. А.Зеркало сцены. В 2-х т. / Г.А. Товстоногов. – Л.: Искусство, 1984.
5. Туманов, И. М. Режиссура массового праздника и театрализованного концерта. – М.: Просвещение, 1976.
Драматургическая кривая
Драматургическая кривая представляет собой графическое изображение развития конфликта через сценическое действие от его возникновения до его разрешения.
Драматургическая кривая характеризуется следующими элементами:
Экспозиция - расстановка и представление сторон, создающих своеобразную "критическую массу", в результате чего начинается реакция, то бишь активное взаимодействие между этими сторонами с выделением психофизической энергии, воздействующей на аудиторию. (Борисов)
Компонент сюжета; изображение жизни персонажа непосредственно предшествующий завязке и развитию конфликта. Это своеобразный ввод зрителя в условия вымышленной реальности. Экспозиция как правило коротка, потому как многое объясняется самим событием. (Шилов)
Завязка - возникновение и начало взаимодействия сторон, создавших начальную ситуацию, т.е. возникновение и начало развития конфликта. (Борисов)
Как только на страницах сценария появляются персонажи, которые представляют конфликтующие стороны, драматургическая история вступает в новую фазу. Именно здесь декларируются основные цели действующих лиц, определяется расстановка сил в конфликте.
Развитие конфликта - постепенное обострение и повышение степени конфликта.
Кульминация - момент наивысшего напряжения в развитии нные позиции героев, а следовательно и самого автора. Подводятся итоги борьбы. Проясняются загадки. Получают окончательное оформление приемы, используемые для построения сюжета. Именно здесь с наибольшей силой обнажаются идейные и нравственные позиции героев. Подводятся итоги борьбы, проясняются загадки. Получают окончательное оформление приемы, используемые для построения сюжета.
Развязка - событие, знаменующее собой исчезновение, разрешение конфликта, когда одна из конфликтующих сторон перестает существовать, либо становится адекватной другой стороне.
Финал - итог, позволяющий осмыслить все происшедшее и обобщающий авторскую идею.
Следует помнить, что горизонтальная ось графика есть время, в течение которого происходит театрализованное действо, а вертикальная определяет степень развития конфликта. По закону драматургической кривой строится драматургия всего сценария в целом. По этому же закону создается и театральная драматургия.
В случае использования в качестве инструмента драматургизации развернутой метафоры, развитие конфликта осуществляется через последовательность событий, каждое из которых есть следствие предыдущей ситуации и причина последующей, от начальной ситуации до ситуации, определяющей конечное событие и разрешение конфликта.
Типы экспериментов
Классификация эксперимента в СКС возможна по следующим признакам: по длительности во времени, по структуре, по целям, по организации проведения, по степени гласности и др.
По времени выделяют длительные и кратковременные эксперименты. Определение необходимой длительности эксперимента проводится в соответствии с поставленной целью. Например, при изучении процесса развития мышления, воли, эмоциональной сферы, эксперимент должен быть не менее года, а возможно и больше. Эксперимент с учебными целями может занимать гораздо меньше времени, но и здесь большое значение имеет цель исследования.
По структуре выделяют простые и сложные эксперименты.
По целям различают формирующие и констатирующие эксперименты. Формирующий эксперимент – метод запланированного осуществления и регистрации изменений, происходящих в педагогическом процессе. Формирующий эксперимент позволяет раскрывать сущность, закономерности, механизмы, динамику, тенденции учебно-воспитательного процесса.
Формирующий эксперимент более точно называют опытно-экспериментальной работой. В научной психолого-педагогической литературе также используются следующие синонимы: обучающий, воспитывающий, созидательный, преобразующий, генетико-моделирующий эксперимент.
По организации проведения выделяют лабораторные, естественные и комплексные эксперименты. По степени гласности различают открытые и закрытые эксперименты. По функции выделяют разведочный, основной и контрольный эксперименты. Разведочный эксперимент может организовываться лишь в случае необходимости. Он предшествует основному, уточняет задачи. За основным опять в случае необходимости может быть проведен контрольный, дополнительный эксперимент. Контрольный эксперимент осуществляется с целью дополнительной проверки каких-либо зависимостей.
Пилотажный эксперимент (пилотажное исследование) выделяется в том случае, когда изучаемая область относительно неизвестна и система гипотез отсутствует. Результаты пилотажного эксперимента могут помочь уточнить направление дальнейшего анализа.
Традиционный (классический) и многофакторный эксперименты. В традиционном эксперименте меняется лишь одна часть – независимая переменная, а при многофакторном – несколько переменных.
По логической структуре доказательства гипотезы различают линейный и параллельный эксперимент. Линейный эксперимент отличается тем, что анализу подвергается одна и та же группа, являющаяся и контрольной, и экспериментальной. В параллельном эксперименте участвуют две и более групп: контрольная и экспериментальная (ые). Их состав должен быть идентичен по всем контрольным, а также нейтральным характеристикам, которые могут повлиять на исход эксперимента. Характеристики нейтральной группы остаются постоянными на протяжении всего эксперимента, а экспериментальной – изменяются. Потом контрольные характеристики сравниваются и делаются выводы о причинах произошедших изменений.
В ходе параллельного эксперимента иногда применяется прием перекрестного исследования, когда экспериментальный и контрольный классы меняются попеременно местами, что способствует обнаружению изменений под влиянием экспериментальной системы мер, осуществляемой как самим исследователем, так и подготовленными им учителями и воспитателями.
Основные этапы проведения эксперимента: подготовительный, организационный, итоговый.
В заключение необходимо переходить от эмпирического изучения к теоретической обработке материала, ибо факты всегда есть следствие причин, и эти причины устанавливаются на основе фактов. Обработка материала делается путем вычисления статистик для проверки гипотез, после этого необходимо произвести интерпретацию результатов.
Педагогический эксперимент является основным методом изучения педагогических процессов и явлений в социально-культурной деятельности. Соблюдение требований к организации и проведению эксперимента позволяет получить объективные данные результатов исследования и оптимизировать процессы СКД.
ВОПРОС 1. Периодизация развития социально-культурной деятельности в России.
Проблемы периодизации историографии истории социально-культурной деятельности стали активно разрабатываться учеными в конце 60 - х годов второй половине ХХ века. Так, А. М. Савченко, рассматривая вопросы периодизации истории культурно-просветительной работы, выделяет три этапа ее развития, исходя из общей периодизации истории России - дворянский (1825 - 1861 гг.), разночинский (1861 - 1895 гг.) и пролетарский с 1895 года.
А. П. Виноградов, С. А. Пиналов, Г. И. Чернявский в учебном пособии "История культурно-просветительной работы в СССР" часть первая, исследующие культурно-просветительную работу в России в дооктябрьский период, также рассматривают три этапа - дворянский (до 1800 года, 1800 - 1861), разночинский (1861 - 1894), пролетарский - 1895 - 1917, выделяя в пролетарском этапе три периода - 1895 - 1904, 1905 - 1907, 1907 - 1917 годы.
Во второй части учебного пособия, раскрывающего советский период истории культурно-просветительной работы в СССР М. С. Андреева, А. П. Виноградов, С. А. Пиналов, Г. И. Чернявский, рассматривая советский этап, выделяют его девять периодов,
Как следует из приведенной периодизации, они пошли по пути общеисторической периодизации, соотнеся проблемы и задачи развития государства, с проблемами и задачами деятельности культурно-просветительных учреждений на каждом из определенных периодов.
В учебном пособии по "Истории культурно-просветительной работы в СССР", изданном в 1983 году С. А. Пиналов, Г. И. Чернявский, А. П. Виноградов фактически повторили этапы и периоды, изложенные в учебном пособии 1970 года.
В коллективном учебном пособии по истории культурно-просветительной работы под редакцией Т. А. Ремизовой, изданного в 1970 году, авторы фактически повторили периодизацию определенную и изложенную в приведенных выше учебных пособиях, с той лишь разницей, что они расширили рамки периода, начинавшегося с 1959. Они определили его рамки 1959 - 1970 и далее 1971 - 1975 годы.
В 1998 году выходит учебник "Культурно-досуговая деятельность" под научной редакцией академика РАЕН А. Д. Жаркова и профессора В. М. Чижикова. В основу исторического раздела (авторы раздела Е.М: Клюско и Г. Я. Никитина) был положен новый вариант периодизации, отражающий становление досуговых форм в широком социальном контексте, что позволило раздвинуть хронологические рамки истории социально-культурной деятельности:
1. Зарождение досуговых форм деятельности у восточных славян и их дальнейшее развитие в X - XVII веках.
2. Культурно-досуговая деятельность различных сословий российского общества в XVIII - начале XX века.
3. Культурно-досуговая деятельность в 1917 - 1941 годах.
4. Деятельность культурно-досуговых учреждений в годы Великой Отечественной Войны 1941 -1945 годов.
5. Культурно-досуговая деятельность в 1946 - 1998 годах.
В начале XXI века начинается новый этап в исследовании проблем историографии истории социально-культурной деятельности. Здесь в первую очередь надо выделить работы Е. В. Литовкина, который по-новому подошел к изучению периодизации истории социально-культурной деятельности.
Он считает, что современная социально-культурная деятельность является одним из этапов эволюции досуговой сферы и тесно связана с её прошлыми периодами, в том числе и с культурно-просветительной работой. Несомненно, социально-культурная деятельность — это новое явление, которое имеет свои существенные отличия. Но вместе с тем она генетически связана с предшествующим периодом, а поэтому преемственность неизбежна. Связь с прошлым опытом наиболее ярко проявляется на начальном этапе каждого нового периода, когда наряду с элементами новой системы в измененном виде продолжают функционировать элементы, свойства предыдущей системы. В первую очередь надо отметить, что. Е. В. Литовкин не стал связывать периодизацию развития культурно-просветительной работы с тремя этапами освободительного движения в России, как это делали все предыдущие исследователи. Он считает, что генезис культурно-просветительной работы предполагает раскрытие, прежде всего, времени и причин её возникновения, этапов развития. В генезисе культурно-просветительной работы, по нашему мнению, прослеживается пять этапов.
Первый этап (90-е годы XIX века) - зарождение культурно-просветительной работы. Возникновение практики, а затем и понятия «культурно-просветительная работа» было связано с развитием внешкольного образования как образовательно-просветительного явления.
Второй этап (1905-1920 гг.) развития культурно-просветительной работы — деятельность досуговых учреждений профсоюзов, кооперативов, общественных организаций и учреждений внешкольного образования (9., С. 67). Хронологические рамки второго этапа автор обосновывает тем, что в 1905 году появились первые клубы профсоюзов, кооперативов, которые рассматривали свою деятельность как культурно-просветительную, а внешкольную (образовательную) работу - в качестве её элемента.
Третий этап (1920-1945 гг.) - культурно-просветительная работа как направление политико-просветительной работы. Определение хронологических дат этого этапа он связывает с тем, что в первые годы советской власти это направление продолжало называться внешкольным образованием. Но наряду с этим термином использовался и термин «культурно-просветительная работа» для обозначения одного из направлений внешкольного образования. Профсоюзные, кооперативные и другие объединения продолжали называть свою досуговую деятельность культурно-просветительной работой. На первом Всероссийском съезде по внешкольному образованию 6-19 мая 1919 года любительские театральные, музыкальные, хоровые, литературные и другие кружки имели название культурно-просветительных.
Четвертый этап (1945-1985 гг.) - культурно-просветительная работа как самостоятельная сфера. В 1945 году произошло реформирование политико-просветительной работы, которая была выделена из системы образования в самостоятельную сферу и стала называться «культурно-просветительная работа». Пятый этап (с 1985 г. по настоящее время) - культурно-просветительная работа как одно из направлений культурно-досуговой (до 1994 г.), затем социально-культурной деятельности.
Однако в 2007 году Е. В. Литовкин предлагает новый подход к определению периодизации истории социально-культурной деятельности. Он предлагает один из вариантов периодизации общей истории социально-культурной деятельности на основе таких критериев, как: смена досуговых ориентации государства, общества, индивидов под воздействием культурных, социально-экономических и политических факторов; изменение содержания и форм досуговой деятельности сословий, классов, общества, досуговых учреждений, индивидов.
На основании этих критериев в истории социально-культурной деятельности России он выделяет следующие периоды:
Период I. Фольклорный досуг (до X в.).
Период II. Религиозно-фольклорный досуг (X-XVII вв.).
Период III. Светско-религиозный досуг (XVII в. - вторая половина XIX в.).
Период IV. Внешкольное образование и культурно-просветительная работа (вторая половина XIX - начало XX в.).
Период V. Политико-просветительная работа (1920-1945 гг.).
Период VI. Культурно-просветительная работа (1945-1985 гг.).
Период VII. Культурно-досуговая деятельность (1985-1990 годы)
Период VIII. Социально-культурная деятельность (с 1990-х годов XX века).
На основании предложенной структуры периодов социально-культурной деятельности и ее обоснования, Е. В. Литовкин делает вывод, что рассмотрение генезиса организованных форм досуга в России показало, что в его развитии были определенные периоды, которые вполне можно обозначить терминами, адекватно отражающими основные направления в содержании и способах организации досуга россиян.
Рассмотрение вопросов периодизации истории социально-культурной деятельности продолжил В. В. Туев. Он считает, что периодизация истории досуга, внешкольного образования, культурно-просветительной работы и социально-культурной деятельности в российском обществе разных времен - острейшая и актуальнейшая проблема.
Рассматривая этапы периодизации предложенные Е. В. Литовкиным он отмечает, что "нам же хочется поддержать уважаемого коллегу в его попытке преодолеть консерватизм традиционного подхода к периодизации и анализа содержания отечественной истории культурно-просветительной работы, значительно расширить временное пространство функционирования организованного досуга в России", однако, продолжает он, что в истории социально-культурной деятельности России XIX-XXI веков можно будет выделить шесть основных периодов, которые в соответствии с содержательной доминантой этой деятельности в указанный период, ее основным целеполаганием и формами осуществления можно именовать следующим образом с учетом временных границ периода, содержания культурно-досуговой деятельности в этот период и соответствующего этому содержанию названия периода: 1. Внешкольное просвещение (первая половина XIX века, 1800-1860-е гг.); 2. Внешкольное образование (1861-1917 гг., от крестьянской и земской реформ 1861-1864 гг. до начала февральской революции 1917 года); 3. Политико-просветительная работа (1917-1927 гг., период, берущий начало от двух революций в России: в феврале-марте и октябре 1917 г., период первого десятилетия Советской власти);
4. Культурно-просветительная работа (1928-й - 2-я половина 80-х годов, начало перестройки);
5. Культурно-досуговая деятельность (примерные сроки: с 1987 г. по 1994 г.); 6. Социально-культурная деятельность (с 1995 г. по настоящее время).
Литература:
1. Андреева, М. С. История культурно-просветительной работы в СССР. - Ч. 2. / М. С. Андреева, А.П. Виноградов, С. А. Пиналов, Г. И. Чернявский. - Харьков, 1970. - 299 с.
2. Виноградов, А. П. История культурно-просветительной работы в СССР. - Ч.1 / А. П. Виноградов, С. А. Пиналов, Г. И. Чернявский. - Харьков, 1970. - 246 с.
3. Киселева, Т. Г. Социально-культурная деятельность: Учебник / Т. Г. Киселева, Ю. Д. Красильников. - М.: МГУКИ. 2004. - 539 с.
4. Культурно-просветительная работа в СССР: Учеб. пособие / Под ред. Т. А. Ремизовой. - М.: Просвещение, 1974. - 272 с.
5. Культурно-досуговая деятельность: Учебник / Под науч. ред. академика РАЕН А. Д. Жаркова и профессора В. М. Чижикова. - М.: МГУК, 1998. - 462 с.
6. Туев, В. В. О современных подходах к изучению истории социально-культурной деятельности в России / В.В. Туев // Социально-культурная деятельность в образовательном пространстве: Межвуз. сб. науч. тр. / Кемеровск. гос ун-т культуры и искусств. - Кемерово: КемГУКИ, 2007. - С. 14 - 28.
7. Литовкин, Е. В. Теоретико-методологические проблемы современной истории социально-культурной деятельности / Е. В. Литовкин // Социально-культурная деятельность: история, теория, образование, практика: Межвуз. сб. науч. тр. / Кемеровск. гос. акад. культуры и искусств. - Кемерово, 2002. - С. 41 - 51.
8. Литовкин, Е.В. Генезис и этапы культурно-просветительной работы / Е. В. Литовкин // Вестник МГУКИ. - 2003. - № 4. - С. 65 - 72.
9. Литовкин, Е. В. Критерии периодизации и основные этапы истории социально-культурной деятельности в России / Е. В. Литовкин // Социально-культурная деятельность в образовательном пространстве: Межвуз. сб. науч.тр. / Кемеровск. гос ун-т культуры и искусств. - Кемерово: КемГУКИ, 2007. - С. 9 - 11.
10. Пиналов, С. А. История культурно-просветительной работы в СССР: Учеб. пособие / С. А. Пиналов, Г. И. Чернявский, А. П. Виноградов. - Киев: Вища школа, 1983. - 264 с.
11. Савченко, А. М. История культурно-просветительной работы / А. М. Савченко. - М.: МГИК, 1970. - 170 с.
12. Ярошенко, Н.Н. Историко-педагогические исследования социально-культурной деятельности: поиск новых подходов / Н. Н. Ярошенко // Социально-культурная деятельность: опыт исторического исследования: Сб. статей / науч. ред. Е. М. Клюско, Н. Н. Ярошенко. - М.: МГУКИ, 2007. - 8 - 22.
13. Ярошенко Н. Н. История и методология социально-культурной деятельности: Учебник / Н. Н. Ярошенко. - М.: МГУКИ, 2007. - 300 с.
14. Рябков В. М. Теоретические методы историографии социально-культурной деятельности / В. М. Рябков // Рябков В. М. Социально-культурная деятельность: теория, история, историогафия / В. М. Рябков . – Челябинск: Челяб. гос. акад. культуры и искусств, 2011. - С. 369 – 382.
ВОПРОС 2. Характеристика типов культурно-досуговых учреждений в истории социально-культурной деятельности России.
Первые клубы в России как центры культурно-досуговой деятельности возникают в 1770 году в Санкт-Петербурге и 1780 году в Москове по образу и подобию "английских клубов". Это были клубы дворянства и аристократов. Каждый клуб имел устав, в котором было определено членство клуба.
Вместе с дворянскими клубами возникают офицерские, купеческие, шахматные, артистические клубы в Петербурге и в Москве и других городах России.
В 1882 году в городе Томске возникает первый народный дом - досуговое учреждение для рабочих и крестьян. В конце XIX века появляются народные дома на фабриках и заводах. В 1895 году в России в связи с введением винной монополии, по линии Попечительств о народной трезвости, возникают многочисленные народные нома в городах и уездах. В Санкт-Петербурге открывается самый крупный народный дом имени Николая II, финансируемый государством, Министерством финансов. Появляются правительственных и частичные народные дома Введениский народный дом в Москве, частный Лиговский народный дом графини С. В. Паниной в Санкт-Петербурге.
Значительную роль в открытии народных домов играет благотворительность и меценатство. Это деятельность Мамонтова, Морозова, братьев Варгуниных, Строгановых и др.
Значительную роль играют культурно-просветительные общества, комитеты грамотности, силами которых открываются также народные дома.
В 1905 году возникают рабочие клубы, клубов политических партий, которые использовались политическими партиями в своей агитационно-пропагандистской и культурно-досуговой деятельности в идеологическом воспитании масс. В эти же годы возникают женские клубы в России.
В начале ХХ века возникают детские клубы по инициативе С.Т. Шацкого. Возникают также клубы бойскаутов.
После победы Октябрьской революции 1917 года и созданием Внешкольного отдела Наркомпроса, реализуется государственная система развития культурно-просветительных и досуговых учреждений. Государство берёт на себя финансирование, строительство и открытие многочисленных типов культурно0досуговых учреждений.
Сеть и типы культурно-досуговых учреждений как сферы реализации целей и задач идеологической, просветительной и досуговой деятельности, быстро развивается. Появляется система клубных учреждений: государственных, партийных, профсоюзных, пролеткультовских, ведомственных, кооперативных, комсомольских клубов и народных домов..
Широкое распространение получили клубы: рабочие, крестьянские, красноармейские (полковые, батальонные, окружные, партийные, комсомольские
Н.К. Крупская, принимавшая непосредственное участие в формировании государственной системы культурно-досуговых учреждений, работая в системе Наркомпроса, определила их задачи в таких работах как «О клубе», «Что такое клуб», «Клуб – очаг строительства социализма».
Среди типов культурно-досуговых учреждений особое место занимали народные дома: Н.К. Крупская считала народные дома ведущим учреждением в системе внешкольного образования и политико-просветительной работы. Открываются народные дома кооперативами, в армии.
Самым массовым культурно-досуговым учреждением в деревне являлись избы-читальни. Вопрос об открытии и их деятельности был обсужден на Первом Всероссийском совещании по партийной работе в дерене, проходившем в ноябре 1919 года. Основным на этом совещании булл доклад Н. К. Крупской «О работе в деревне». В этом докладе Н. К. Крупская раскрыла основные задачи избы-читальни. Она считала, что изба-читальня – это сумма всех просветительных учреждений в деревне. Это и клуб и читальня и справочный стол, ячейка вокруг которой организуется и школа взрослых и спектакли и разные практические мероприятия культурно-просветительного характера. В конце 1919 года было опубликовано «Положение об избах-читальнях», в котором были определены цели и задачи изб-читален, названы формы ее работы.
Агитационно-просветительные пункты. /Агитпункты/ Их возникновение, руководство, деятельность.
Парк культуры и отдыха как тип культурно-просветительного досугового учреждения. Возникновение парков культуры и отдыха и их деятельность.
Передвижные клубные учреждения - агитпоезда, агитпароходы, агитвагоны, вагоны-клубы, агитсамолеты, автоклубы.. Возникновение передвижных и клубных учреждений и их деятельность. Агитпоезда — «Октябрьская революция», «Советский Кавказ», «Красный Восток», «Красный казак», «Им. В.И. Ленина», агитпароходы «Фронт», «Труд», «Красный Петроград», «Красная звезда», «В. И. Ленин». Н.К. Крупская, М. И. Калинин о деятельности агитпоездов и пароходов, их рейсах по стране, эффективности работы.
Появление новых типов досуговых учреждений в конце ХХ века - казино, ночные клубы, игровые залы, видеосалоны и видеоклубы, видеоцентры, компьютерные игровые залы и комнаты, компьютерные клубы, досуговые компьютерные центры.
Центры досуга как государственные и ведомственные культурно-досуговые учреждения, осуществляющие спортивно-показательные, развлекательные, художественно-публицистические, игровые программы. Молодежные культурные центры.
Литература:
Киселева, Т. Г. Характеристика социально-культурных процессов советского и постсоветского периодов / Т. Г. Киселева //Киселева Т. Г. Социально-культурная деятельность: Учебник / Т. Г. Киселева, Ю. Д. Красильников. - М.: МГУКИ, 2004. - С. 27 - 42.
Комиссаренко , С. С. Клубы в русской культуре конца XVII - начала ХХ веков / С. С. Комиссаренко // Комиссаренко С. С. Клуб как социально-культурное явление: Исторические аспекты развития: учеб. пособие / С, С. Комиссаренко. - СПб., 1997. - С. 68 - 146.
Культурно-просветительная работа в СССР: учеб. пособие /Под ред. Т.А. Ремизовой/ - М: Просвещение, 1974. - 272 с.
Культурно-досуговая деятельность: учебник / Под науч. ред. академика РАЕН А. Д. Жаркова и профессора В. М. Чижикова. - М.: МГУК, 1998. - С. 57 - 71.
Рябков, В. М. Антология форм праздничной и развлекательной культуры России(XVIII – XX вв.): учеб. пособие / В. М. Рябков; Челяб. гос. акад. культуры и искусств. - Т. 2. - Челябинск, 2006. - С. 332 – 345.
Рябков В. М. Передвижные клубные учреждения в системе
культурно-просветительной работы в первые годы Советской власти. -
Челябинск: ЧГИК, 1983. - 58 с.
Рябков В. М. У истоков советского клуба / В. М. Рябков //Клуб и проблемы развития социалистической культуры. - Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд-во, 1974. - С. 83 - 98.
Фролова Г. И. Организация и методика клубной работы с детьми и
подростками / Г. И. Фролова. - М.: Просвещение, 1986. - 160 с.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 601.