Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Духовно-нравственное воспитание, развитие детей

 

Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России представляет собой ключевую задачу современной государственной политики нашей страны. Правопорядок, законопослушность, доверие, развитие социальной сферы и экономики – все это имеет непосредственную зависимость от принятия гражданином России общечеловеческих и общенациональных ценностей, следования им как в личной, так и в общественной жизни.

Важнейшей целью современного российского образования является воспитание и социально-педагогическая поддержка становления и развития ответственного, высоконравственного, инициативного, творческого и компетентного гражданина.

В соответствии с концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, воспитание обучающихся должно обеспечить:

- готовность и способность к осуществлению творческого потенциала в предметно-продуктивной и духовной деятельности, профессиональной и социальной мобильности на основе моральных норм и непрерывного образования;

- готовность и способность духовно развиваться, нравственно самосовершенствоваться, понимать смысл своей жизни, нести ответственность за свое поведение;

- формирование морали как необходимости определенного поведения, которое основано на представлениях о зле и добре, принятых в обществе;

- укрепление нравственности, основанной на воле, свободе, духовных отечественных традициях;

- принятие личностью основных национальных ценностей, национальных духовных традиций;

- развитие совести, способности формулировать свои нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль;

- способность выражать и отстаивать свою общественную позицию, критически оценивать свои мысли, намерения и поступки;

- трудолюбие, жизненный оптимизм, бережливость и способность к преодолению трудностей;

- способность к самостоятельным действиям, принятию ответственности за их результаты, настойчивость и целеустремленность в достижении результата;

- свободолюбие;

- осознание ценности других людей и человеческой жизни, умение противодействовать действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, нравственному и физическому здоровью личности;

- укрепление веры в Россию, формирование чувства личной ответственности за Отечество перед настоящими, прошлыми и будущими поколениями.

В целом духовно-нравственное развитие и воспитание личности является сложным и многоплановым процессом, неотделимым от жизни человека, семьи, культуры, общества, человечества, страны, культурно-исторической эпохи.

Духовно-нравственное развитие в рамках общего образования осуществляется в педагогическом процессе восприятия и принятия обучающимися следующих ценностей: семейной жизни, культуры своего народа, культурно-регионального сообщества, мирового сообщества, российской гражданской нации.

Духовно-нравственное развитие и воспитание личности начинается в семье. Следующая ступень развития гражданина России – это осознанное принятие человеком ценностей, традиций, особых форм социальной, культурно-исторической и духовной жизни его родного города, области, республики. Более высокая ступень духовно-нравственного развития – это принятие духовных традиций и культуры многонационального народа Российской Федерации.

Высшей ступенью процесса духовно-нравственного развития личности, его патриотического и гражданского воспитания является ступень российской гражданской идентичности. Россиянином становится тот человек, который осваивает культурные богатства своей страны и народа Российской Федерации, осознает их особенности, значимость, единство и солидарность в судьбе нашей страны. Важнейшим свойством духовно-нравственного развития является открытость миру и диалогичность с другими национальными культурами.

Программы духовно-нравственного развития и воспитания детей должны обеспечивать полноценную идентификацию обучающегося с семьей, культурно-региональным сообществом, а также с многонациональным народом нашей страны.

В соответствии с концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, традиционными источниками нравственности являются Россия, народ Российской Федерации, труд, гражданское общество, семья, наука, искусство, религия, человечество, природа.

Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются такие базовые национальные ценности, как патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество, наука, традиционные российские религии, искусство и литература, природа, человечество.

Дата: 2018-12-28, просмотров: 34.