При формировании представления о педагогической технологии исследователи очень часто сталкиваются с противоречием, касающимся употребления понятий «технологии» и «методики».
Можно выделить несколько взглядов относительно права существования в педагогике терминов «методика» и «технология»: 1) «технология» – это новый, модный термин, которым сегодня заменили термин «методика»; 2) термин «методика» должен быть замещен более точным термином «технология»; 3) оба термина, хотя и обозначают близкие по содержанию понятия, имеют право на существование; 4) данные термины обозначают совершенно разные по сути явления, следовательно, должны применяться только для называния этих явлений.
По мнению учёных «методика», и «технология» должны получить свой понятийно-терминологический статус: обозначаемые данными терминами явления должны быть разграничены. В последнее время появились работы, в которых предлагаются разные решения данной проблемы.
Анализируя их, можно вычленить подходы, на основе которых производится различение понятий «методика» и «технология». По мнению Н. Семчука, понятия «методика» и «технология» неравнозначимы. Методика – это наука о закономерностях и методах преподавания учебного предмета. Понятие «технология» более узкое: технология – это нормативный проект обучения и воспитания (программа по реализации конкретных целей и задач).
Для разработки технологии обучения необходимо знание основных положений методики, умение применять их на практике. Технология не существует в педагогическом процессе в отрыве от его общей методологии, целей и содержания. Она является организационно-методическим инструментарием педагогического процесса. А методика – теоретической основой составления и разработки технологий обучения.
Примерно такой же точки зрения придерживается Г. И. Саранцев, который исследует соотношение теории, методики и технологии. Автор подходит к различению данных понятий через их функции. Методика обучения – это приложение теории обучения. Цель методик заключается в «переводе» теоретических положений в плоскость конкретных явлений. Технология обучения призвана организационно упорядочить процесс обучения, выстроить его этапы, выделить условия их реализации, соотнести с возможностями и т. п. Главная цель технологизации процесса (явления) – получение продукта заданного (спроектированного) образца. При таком подходе технология также не отменяет методику, она основывается на ней, и ее эффективность зависит от уровня развития методики и обслуживающей ее теории обучения.
Г. И. Саранцев делает вывод, что теория, методика и технология обучения отражают различные уровни анализа процесса обучения. Каждый последующий уровень не отвергает предыдущий, он обусловлен им, и степень его развитости зависит от уровня развитости предыдущего уровня. Технология обучения позволяет эффективно выстраивать процесс обучения, управлять им, получать результаты в соответствии с запланированными целями. Однако пренебрежение выводами методических и дидактических исследований лишит серьезной теоретической основы технологизацию обучения.
В. В. Гузеев, по сути являясь сторонником данного подхода, объясняет различие понятий «методика» и «технология» несколько иначе. По его мнению, методика как наука шире понятия «технология», так как по сложившейся традиции она отвечает на вопросы «чему, зачем и как учить?», а технология только на последний из них: «как учить?». Методика включает вопросы образовательной политики, в том числе и выбор технологии для достижения политических (в образовательном смысле) целей.
Рассмотренный подход продолжает и развивает ту же линию, что и различение дидактики и методики, сложившееся в педагогике, и наиболее полно рассмотрен в работе И. М. Кантора. Каждая методика представляет собой теоретическую систему со своим предметом, понятийным аппаратом, языком и исследовательской техникой. Методика, или частная дидактика, является своего рода наукой о специфических целях, содержании, методах и формах обучения учебному предмету. Решая свои задачи, она исходит из общедидактических закономерностей, общих принципов и методов обучения. Она, дидактически перерабатывая содержание научных знаний, выделяет в нем содержание учебного предмета и находит педагогически целесообразные пути и способы обучения этому предмету. Дидактика и методика соотносятся как общее и частное, как теоретическая и прикладная научные системы.
Различение понятий «методика» и «технология» с позиций представления методики как науки осуществляется многими исследователями. В данном подходе, на наш взгляд, просматривается стремление исследователей показать, во-первых, что методика, наряду с дидактикой и педагогикой, является основой разработки технологии; и, во-вторых, что понятие «технология» уже, чем понятие «методика».
Технологию необходимо рассматривать как один из предметов исследования методики как науки. При сравнении методики и технологии важно уловить ту линию, когда они сопоставляются как педагогические явления, а точнее, как педагогические инструментарии. Методику и технологию нужно рассматривать в том виде, в каком они функционируют в педагогическом процессе. Если иметь в виду методику как науку, то следовало бы и технологию анализировать как науку, выделить их объекты и предметы, научные цели и функции и т. д.
В.В. Гузеев, технологию рассматривает узко – как конкретный объект, и широко – как наука. Автор считает, что в случае технологии можно и нужно говорить также об области педагогических наук. «Технология» в качестве одной из педагогических дисциплин может занимать свою нишу, если ее принимать как теорию использования приемов, средств и способов организации обучающей и учебной деятельности.
Ряд исследователей сравнивают методику и технологию по степени выраженности в них тех или иных признаков. В.М. Полонский считает, что разница между технологией и методикой заключается в степени самостоятельности педагога. Технология предполагает использование средств безотносительно к личности исполнителя. Методика может быть осмыслена и преобразована творчески применительно к условиям деятельности и личности того, кто ею пользуется. Получается, что технология объективно задана и не зависит от субъекта – пользователя. Технология зависит или не зависит от исполнителя. Ведь это в целом не проясняет проблему соотношения технологии и методики. Многие исследователи считают, что технология отличается от методики целенаправленностью, воспроизводимостью и гарантированностью результата.
В частности, А. Кушнир пишет: «Технология отличается от методик своей воспроизводимостью, устойчивостью результатов, отсутствием многих “если”: если талантливый учитель, талантливые дети…». М. А. Чошанов различает методику и технологию, ориентируясь на степень выраженности у них таких признаков, как диагностическое целеполагание, результативность, экономичность, алгоритмизируемость, проектируемость, визуализация. По его мнению, у технологии эти признаки более выражены, чем у методики.
Другой критерий сравнения – степень полноты представленности тех или иных компонентов педагогической системы. Так, в технологии слабо представлен содержательный компонент, который является важной составляющей методики. Другие исследователи считают, что в методике недостаточно выражены целевой и диагностический компоненты.
А. С. Прутченков рассматривает соотношение понятий «методика» и «технология» в плоскости соотношений понятий «деятельность» и «действие». Деятельность – это активность, имеющая определенную цель и мотивы. Для действия характерны частная цель и задача. Учитывая это, методику можно соотнести с деятельностью, а технологию – с ее частью – действием. Однако технология, развиваясь, может перерасти собственные рамки и стать методикой, заменить собой все остальные обычно применяемые в данном случае. Технология стабильно связывается с решением какой-либо задачи. Автор включает технологию в состав методики как ее относительно самостоятельную часть, решающую какую-то отдельную задачу.
Г. Н. Сериков считает, что термины «методика» и «технология» не тождественны. Он дает некоторые общие разъяснения относительно понятий «методика образования» и «технология образования». Методика образования характеризует лишь общие подходы к путям (методам, способам) реализации образования. Технология же отличается достаточно четкой регламентированностью (нормативностью) исходных данных.
Методики и технологии задает для каждого понятия свое содержание. Соответственно, каждое понятие, имея свое, только ему присущее содержание, может быть обозначено собственным термином.
3. Раскройте компетенции и качества личности педагога, которые необходимы для успешного решения назревающей конфликтной ситуации. Предложите свой вариант решения данной ситуации.
В словаре С.И. Ожегова «компетенция» определяется как: 1.Круг вопросов, в которых кто-нибудь хорошо осведомлен. 2.Круг чьих-нибудь полномочий, прав.
По словарю Д.Н. Ушакова … «компетенция» это: 1.Круг вопросов, явлений, в которых данное лицо обладает авторитетностью, познанием, опытом. 2.Круг полномочий, область подлежащих чьему-нибудь ведению вопросов, явлений (право).
А.И.Турчинов понимает под компетентностью степень выраженности, проявленности присущего человеку профессионального опыта в рамках компетенции конкретной должности.
А.В.Хуторской пишет: «Компетенция включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним; компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности».
В документе «Стратегия модернизации российского образования» отмечается, что понятие компетентности включает не только когнитивную и операционально-технологическую составляющие, но и мотивационную, этическую, социальную и поведенческую. Оно включает обучение (знания и умения), систему ценностных ориентаций, привычки и др.
С.Е. Шишов, В.А. Кальней отмечают, что понятие компетенции относится к области умений, а не знаний. Компетенция – это общая способность, основанная на знаниях, опыте, ценностях, склонностях, которые приобретены благодаря обучению.
Компетенция (от лат. competentio от competo добиваюсь, соответствую, подхожу) — это личная способность специалиста решать определенный класс профессиональных задач. Также под компетенцией понимают формально описанные требования к личностным, профессиональным и т. п. качествам сотрудников компании (или к какой-то группе сотрудников).
Дата: 2018-12-28, просмотров: 1329.