Психология обучения изучает закономерности усвоения знаний, овладения умениями и навыками в школе, исследует индивидуальные различия в этих процессах, закономерности формирования у школьников активного, самостоятельного, творческого мышления.
Психология обучения исследует доступность учебного материала, психологическую эффективность различных методов обучения, психологические требования к учебникам и учебному оборудованию, к режиму школьной работы.
Педагогическая психология изучает и те изменения в психике учащихся, которые происходят под влиянием обучения воспитания.
Психология воспитания является важнейшей частью педагогической психологии. Появление ее вызвано многими причинами. Основная из них состоит в том, что педагоги часто сталкиваются с необходимостью глубже понять ребенка, помочь ему в разрешении всевозможных проблем, найти наиболее адекватный подход к нему.
Под воспитанием в педагогике принято понимать: целенаправленный и сознательно осуществляемый педагогический процесс организации и стимулирования разнообразной деятельности формируемой личности по овладению общественным опытом: знаниями, практическими умениями и навыками, способами творческой деятельности, социальными и духовными отношениями
Воспитание предполагает изменение сознания и поведения ребенка, формирование новых отношений, установок, способов поведения, позволяющих ему лучше адаптироваться к социальной среде, стать субъектом познания, труда и общения.
Благодаря обучению и воспитанию человек в течение короткого времени усваивает культуру предыдущих поколений, огромный опыт, состоящий из системы представлений о нормах и способах поведения, о ценностях и требованиях общества. Он становится способным умножать этот опыт и развивать культуру.
Предметом психологии воспитания является формирование личности на различных возрастных этапах в процессе обучения и воспитания, взаимодействия и взаимоотношения воспитателя и ребенка.
Она изучает также пути и условия формирования у детей единства сознания и поведения, процесс взаимодействия коллектива, предметом психологии воспитания является и изучение тех требований, которые предъявляет воспитание к личности воспитателя, его способностям, знаниям, умениям и навыкам.
впервые выдвинул и четко сформулировал положение о ведущей роли обучения и воспитания в психическом развитии ребенка: обучение идет впереди развития и ведет его за собой.
Советские психологи стоят на точке зрения диалектической связи обучения и развития, отводя ведущую роль обучению.
Оба процесса тесно связаны друг с другом: развитие и обучение – не два параллельно протекающих процесса, они находятся в единстве.
Основой различия обучения и воспитания является то, что в первом случае акцент делается на усвоении знаний и способов деятельности, а во втором - на интериоризации социальных ценностей, формировании личностного отношения к ним.
В детском и школьном возрасте личность формируется под решающим влиянии воспитания. Воспитание как специальная деятельность отличается от случайных и стихийных явлений наличием определенной программы, цели, применением специально разработанных средств, форм и методов воздействия.
Разрабатывая психологические основы методов воспитательной работы, психологи исходят из положения о том, что любой метод воспитания нельзя рассматривать и оценивать абстрактно.
Применяя эти методы необходимо учитывать, во – первых, возрастные и индивидуальные особенности воспитуемого, во – вторых, особенности детского коллектива, членом которого он является и, наконец, данные конкретные условия, в которых происходит воспитательное воздействие.
В процессе обучения и под влиянием обучения складывается личность ребенка.
Это касается не только личностных проявлений, но и нравственного облика, эмоционально – волевых качеств, характера.
Правильное обучение всегда означает духовный рост и становление личности.
В этом смысле обучение воспитывает человека, что дает право говорить о воспитывающем обучении.
Для педагогической психологии воспитание органично включено в процесс обучения посредством его содержания, форм и методов.
Педагогическая задача 13.
После проведения музыкального занятия, на котором дети готовились к празднику, воспитатель старшей группы предлагает ребятам слепить из пластилина сказочных героев, роли которых только что разучивали дети, отразив при этом характер и чувства персонажей.
Во время лепки дети увлеклись и расшумелись: «Мой Буратино лучше, чем твой Папа Карло! Посмотри, какой у него настоящий длинный но-о-с получился! А у твоего Папы Карло не поймешь, где нос, а где уши!» Возник конфликт.
Вопросы-задания:
1. Какие ошибки допустил педагог в ходе организации музыкального занятия?
Дата: 2018-12-28, просмотров: 405.