Современные технологии обучения в реализации ФГОС второго поколения

 

ФГОС второго поколения - это новые формы организации обучения, современных образовательных технологиях, далеко выходящей за границы школы. Модернизация процесса обучения неуклонно приводит каждого педагога к пониманию того, что необходимо искать такие педагогические технологии, которые бы смогли заинтересовать обучающихся и мотивировать их на изучение предмета.

Как пишет В. А. Сластенин, технология – это совокупность и последовательность методов и процессов преобразования исходных материалов, позволяющих получить продукцию с заданными параметрами.

Г. М. Коджаспирова дает понятие образовательной технологии – это система способов, приемов, шагов, последовательность выполнения которых обеспечивает решение задач воспитания, обучения и развития личности воспитанника, а сама деятельность представлена процедурно, т. е. как определенная система действий; разработка и процедурное воплощение компонентов педагогического процесса в виде системы действий, обеспечивающих гарантированный результат.

Отвечают особенностям новых стандартов следующие образовательные технологии:

- технологии личностно-ориентированного развивающего образования на основе системно-деятельностного подхода

- технологии, основанные на уровневой дифференциации обучения

- технологии, основанные на создании учебных ситуаций

- технологии, основанные на реализации проектной деятельности

- технологии, основанные на «встроенности» системы текущего, промежуточного и итогового оценивания в учебный процесс ИКТ.

Остановимся подробнее на каждой технологии.

Проектная деятельность

Данная технология подразумевает триаду действий учащихся при поддержке и направляющей функции учителя: замысел-реализация-продукт;

Принятие решения о выполнении какой-либо деятельности (подготовка к каким-либо мероприятиям, исследования, изготовление макетов и др.).

Формулирование цели и задач деятельности.

Составление плана и программы.

Выполнение плана.

Презентация готового продукта.

Подготовка различных плакатов, памяток, моделей, организация и проведение выставок, викторин, конкурсов, спектаклей, проведение мини-исследований и т.д.

Информационные и коммуникационные технологии

Информатизация образования – это приведение системы образования в соответствие с потребностями и возможностями информационного общества.

Образовательная деятельность на основе ИКТ:

открытое (но контролируемое) пространство информационных источников,

инструменты «взрослой» информационной деятельности,

среда информационной поддержки учебного процесса,

гибкое расписание занятий, гибкий состав учебных групп,

современные системы управления учебным процессом.

В качестве ведущих направлений использования ИКТ выступают следующие:

формирование первичных навыков работы с информацией.

освоение информационных и коммуникационных средств как одного из основных инструментов деятельности, приобретения навыков работы с общепользовательскими инструментами (прежде всего, с текстовым редактором и редактором презентаций, динамическими таблицами); различными мультимедийными источниками; некоторыми инструментами коммуникации (прежде всего, с Интернетом).

Технология проблемно-диалогического обучения

Данная технология представляет собой один из самых эффективных способов введения нового знания и предполагает следующие этапы урока:

создание проблемной ситуации,

формулирование учебной проблемы,

актуализация имеющихся знаний для решения учебной проблемы,

поиск решения проблемы, открытие нового знания,

применение нового знания,

выражение решения в виде словесного тезиса, схемы, таблицы, художественного образа и т. д.

Технология работы с текстом

Цель технологии – полное понимание текстов.

Средство – три этапа работы с любым текстом:

до чтения текста – просмотровое чтение;

во время чтения текста – изучающее чтение;

после чтения текста – рефлексивное чтение, концептуальные вопросы.

Технология оценивания образовательных достижений учащихся

Технология оценивания образовательных достижений предлагает проводить оценку на уроке так, как это происходит в жизни. Свою деятельность оценивает сам ученик (в диалоге с учителем), причем оценка дается в качественной форме.

Учеба становится комфортной, когда ученик четко понимает, что надо делать и сам ставит себе отметку.

Технология развития критического мышления

Позволяет развивать критическое мышление учащихся при организации их работы с различными источниками информации (специально написанные тексты, параграфы учебника, видеофильмы, рассказы учителя и т.д.).

Цель технологии: научить ученика самостоятельно мыслить, осмысливать, определять главное, структурировать и передавать информацию, чтобы другие узнали о том, что нового он открыл для себя.

Основу технологии составляют трехфазовый процесс: вызов – реализация смысла (осмысление содержания) – рефлексия (размышление).

Стадия вызова: настроить учащихся на достижение целей, актуализация знаний.

Стадия реализации смысла: активно конструируют новую информацию, устанавливают связи между приращенным или ранее усвоенным материалом.

Стадия рефлексии: анализ только что пройденного процесса усвоения нового содержания и само это содержание.

Игровые технологии

Позволяют развивать все виды универсальной деятельности школьников:

осваиваются правила поведения и роли в группе;

рассматриваются возможности самих групп;

приобретаются навыки совместной коллективной деятельности, отрабатываются индивидуальные характеристики учащихся, необходимые для достижения поставленных игровых целей;

накапливаются культурные традиции, внесенные в игру участниками, учителями, привлеченными дополнительными средствами – наглядными пособиями, учебниками, компьютерными технологиями и др.

Использование современных образовательных технологий на уроках позволяет сформировать умения и навыки работы с информацией:

· находить, осмысливать, использовать нужную информацию;

· анализировать, систематизировать, представлять информацию в виде схем, таблиц, графиков.

· сравнивать исторические явления и объекты, при этом самостоятельно выявлять признаки или линии сравнения;

· выявлять проблемы, содержащиеся в тексте, определять возможные пути решения, вести поиск необходимых сведений, используя различные источники информации.

Педагогические технологии обеспечивают внедрение основных направлений педагогической стратегии: гуманизации, гуманитаризации образования и личностно-ориентированного подхода. Использование данных технологий позволяют равномерно во время урока распределять различные виды заданий, чередовать мыслительную деятельность с физкультминутками, определять время подачи сложного учебного материала, выделять время на проведение самостоятельных работ, нормативно применять ТСО, что дает положительные результаты в обучении. Таким образом, современные технологии обучения в сочетании с современными информационными технологиями могут существенно повысить эффективность образовательного процесса, решить стоящие перед образовательным учреждением задачи воспитания всесторонне развитой, творчески свободной личности.

 

Дидактические единицы:

Психология:

2. Проблема обучения и воспитания в психологии.

Психология обучения изучает закономерности усвоения знаний, овладения умениями и навыками в школе, исследует индивидуальные различия в этих процессах, закономерности формирования у школьников активного, самостоятельного, творческого мышления.

Психология обучения исследует доступность учебного материала, психологическую эффективность различных методов обучения, психологические требования к учебникам и учебному оборудованию, к режиму школьной работы.

Педагогическая психология изучает и те изменения в психике учащихся, которые происходят под влиянием обучения воспитания.

Психология воспитания является важнейшей частью педагогической психологии. Появление ее вызвано многими причинами. Основная из них состоит в том, что педагоги часто сталкиваются с необходимостью глубже понять ребенка, помочь ему в разрешении всевозможных проблем, найти наиболее адекватный подход к нему.

Под воспитанием в педагогике принято понимать: целенаправленный и сознательно осуществляемый педагогический процесс организации и стимулирования разнообразной деятельности формируемой личности по овладению общественным опытом: знаниями, практическими умениями и навыками, способами творческой деятельности, социальными и духовными отношениями

Воспитание предполагает изменение сознания и поведения ребенка, формирование новых отношений, установок, способов поведения, позволяющих ему лучше адаптироваться к социальной среде, стать субъектом познания, труда и общения.

Благодаря обучению и воспитанию человек в течение короткого времени усваивает культуру предыдущих поколений, огромный опыт, состоящий из системы представлений о нормах и способах поведения, о ценностях и требованиях общества. Он становится способным умножать этот опыт и развивать культуру.

Предметом психологии воспитания является формирование личности на различных возрастных этапах в процессе обучения и воспитания, взаимодействия и взаимоотношения воспитателя и ребенка.

Она изучает также пути и условия формирования у детей единства сознания и поведения, процесс взаимодействия коллектива, предметом психологии воспитания является и изучение тех требований, которые предъявляет воспитание к личности воспитателя, его способностям, знаниям, умениям и навыкам.

впервые выдвинул и четко сформулировал положение о ведущей роли обучения и воспитания в психическом развитии ребенка: обучение идет впереди развития и ведет его за собой.

Советские психологи стоят на точке зрения диалектической связи обучения и развития, отводя ведущую роль обучению.

Оба процесса тесно связаны друг с другом: развитие и обучение – не два параллельно протекающих процесса, они находятся в единстве.

Основой различия обучения и воспитания является то, что в первом случае акцент делается на усвоении знаний и способов деятельности, а во втором - на интериоризации социальных ценностей, формировании личностного отношения к ним.

В детском и школьном возрасте личность формируется под решающим влиянии воспитания. Воспитание как специальная деятельность отличается от случайных и стихийных явлений наличием определенной программы, цели, применением специально разработанных средств, форм и методов воздействия.

Разрабатывая психологические основы методов воспитательной работы, психологи исходят из положения о том, что любой метод воспитания нельзя рассматривать и оценивать абстрактно.

Применяя эти методы необходимо учитывать, во – первых, возрастные и индивидуальные особенности воспитуемого, во – вторых, особенности детского коллектива, членом которого он является и, наконец, данные конкретные условия, в которых происходит воспитательное воздействие.

В процессе обучения и под влиянием обучения складывается личность ребенка.

Это касается не только личностных проявлений, но и нравственного облика, эмоционально – волевых качеств, характера.

Правильное обучение всегда означает духовный рост и становление личности.

В этом смысле обучение воспитывает человека, что дает право говорить о воспитывающем обучении.

Для педагогической психологии воспитание органично включено в процесс обучения посредством его содержания, форм и методов.

Вопросы-задания:

Дата: 2018-12-28, просмотров: 45.