В данной ситуации воспитатель допустил ошибку. Каждый ребенок хотел быть главным в игре. Воспитателю нужно было дать возможность всем желающим поучаствовать в роли Лисы или выбор делать с помощью считалки. Каждый ребенок хочет поиграть с новой игрушкой ( в данном случае маска Лисы), но при этом не говорить, что проигравший будет лисой
2. Раскройте сущность понятия «технология обучения» и охарактеризуйте современные образовательные технологии, направленные на обеспечение качества воспитательно-образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования.
Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).
Технология обучения - это составная процессуальная часть дидактической системы (М. Чошанов).
В структуру технологии обучения входят следующие компоненты:
а) концептуальная основа;
б) содержательная часть обучения:
• дидактические цели (общие и конкретные) и планируемые результаты обучения;
• содержание учебного материала;
в) процессуальная часть – технологический процесс:
• организация учебного процесса;
• методы и формы учебной деятельности школьников;
• методы и формы работы учителя;
• деятельность учителя по управлению процессом усвоения материала;
• диагностика учебного процесса.
Храктерные признаки технологии обучения:
– концептуальность: технология разрабатывается по конкретному педагогическому замыслу, в основе ее лежит определенная научная концепция;
– диагностическое целеобразование: наличие диагностических процедур, содержащих критерии, показатели и инструментарий измерения результатов деятельности и обеспечивающих гарантированное достижение образовательных целей и эффективность процесса обучения;
– системность: технологическая цепочка педагогических действий, операций, коммуникаций выстраивается в соответствии с целевыми установками, имеющими форму конкретного ожидаемого результата: (признаки системы) логика процесса, взаимосвязь всех его частей, целостность;
– экономичность: обеспечивает резерв учебного времени, оптимизацию труда учителя, достижение запланированных результатов в сжатые промежутки времени;
– корректируемость: возможность оперативной обратной связи, последовательно ориентированной на четко определенные цели;
– воспроизводимость: возможность воспроизведения технологии обучения в других образовательных учреждениях, другими учителями.
В основе педагогической технологии лежит идея полной управляемости учебным процессом, проектирования и воспроизводимости обучающего цикла.
Специфические черты технологии обучения:
– разработка диагностично поставленных целей обучения;
– ориентация всех учебных процедур на гарантированные достижения учебных целей;
– оперативная обратная связь, оценка текущих и итоговых результатов воспроизводимости обучающих процедур.
Классификация технологий обучения, предложенная Г.К. Селевко является наиболее полной, поскольку она опирается на целостный процесс обучения. Ученый-исследователь выделяет несколько обобщенных групп педагогических технологий по следующим психолого-педагогическим основаниям:
1. По уровню применения – общепедагогические, частнометодические (предметные) и локальные (модульные) технологии;
2.По философской основе – материалистические и идеалистические, диалектические и метафизические, научные и религиозные, гуманистические и антигуманные, прагматические и экзистенциалистические, свободного воспитания и принуждения;
3.По ведущему фактору психологического развития – биогенные (развитие психики определяет наследственность), социогенные (развитие личности зависит от её социального опыта и обучения), психогенные (развитие зависит от собственной активности личности), идеалистические (предполагает нематериальное происхождение личности и её качеств);
4.По научной концепции усвоения опыта – ассоциативно-рефлекторные, развивающие, гештальт-технологии, суггестивные, бихевиористские, интериоризаторские, нейролингвистического программирования и др.
5.По ориентации на личностные структуры – информационные (формирование знаний, умений и навыков по предметам - ЗУН), операционные (формирование способов умственных действий - СУД), эмоционально-художественные и эмоционально- нравственные (формирование сферы эстетических и нравственных отношений СЭН), технологии саморазвития (формирование самоуправляющих механизмов личности - СУМ), эвристические (развитие творческих способностей) и прикладные (формирование действенно-практической сферы - ДПС);
6.По характеру содержания и структуры называют технологии – обучающие и воспитывающие, светские и религиозные, общеобразовательные профессионально-ориентированные, гуманитарные и технократические, различные отраслевые, частнопредметные, а также монотехнологии (строятся на одной ведущей идее), комплексные (политехнологии) и проникающие (элементы одних технологий включаются в другие технологии и активируют их).
Беспалко В.П. предлагает классифицировать педагогические технологии по типу организации и управления познавательной деятельностью:
1. классическое лекционное обучение (неконтролируемая и некорректируемая деятельность учащихся, фронтальное обучение, вербальное общение);
2. обучение с помощью аудиовизуальных технических средств (неконтролируемая и некорректируемая деятельность учащихся, фронтальное обучение с помощью учебных средств);
3. система «консультанта» (неконтролируемая и некорректируемая деятельность учащихся, вербальное индивидуальное взаимодействие учителя и учащегося);
4. обучение с помощью учебной книги – самостоятельная работа;
5. система малых групп – групповые дифференцированные способы обучения;
6. компьютерное обучение (с контролем, самоконтролем и взаимоконтролем, фронтальная форма обучения с помощью компьютеров);
7. система «репетиторов» - индивидуальное обучение;
8. «программное обучение» - обучение по заранее составленной программе с контролем, самоконтролем и взаимоконтролем, в индивидуальной форме с применением учебных средств.
Если в основу классификации положить отношение педагога к ученикам, то можно выделить такие технологии:
1. авторитарные технологии, которые отличаются жёсткой организацией школьной жизни со стороны взрослых, подавлением инициативы и самостоятельности учащихся, применением требований и принуждения;
2. личностно-ориентированные технологии, которые имеют своей целью разностороннее, свободное и творческое развитие ребёнка, обеспечивают комфортное, бесконфликтные и безопасные условия его развития, способствуют реализации его возможностей и способностей;
3. гуманно-личностные технологии относятся к личностно-ориентированным технологиям и отличаются своей гуманистической сущностью, психотерапевтической направленностью на поддержку и помощь личности, верой в её творческие силы, отвергают давление на личность ребёнка;
4. технологии сотрудничества также можно отнести к личностно-ориентированным технологиям, так как взаимоотношения педагога с детьми строятся на принципах демократизма, равенства, партнёрства, то есть между ними складывается субъект – субъективные отношения или отношения сотрудничества, сотворчества;
5. технологии свободного воспитания, предполагают предоставления ребёнку свободы выбора деятельности, самостоятельности в принятии решений. Осуществляя выбор, ребёнок наилучшим способом реализует позицию субъекта, идя к результату от внутреннего побуждения, а не от внешнего воздействия.
6. эзотерические технологии основаны на учении об эзотерическом («неосознанном», подсознательном) знании – истине и путям, ведущим к ней. Педагогический процесс – это не сообщение, не общение, а приобщение к Истине. В изотерической парадигме сам человек (ребёнок) становится центром информационного взаимодействия со Вселенной.
По преобладающему методу обучения педагогические технологии можно разделить на:
1. догматические, репродуктивные;
2. объяснительно-иллюстративные;
3. проблемно-поисковые;
4. диалогические;
5. игровые;
6. творческие;
7. информационные;
8. развивающего обучения;
9. саморазвивающего обучения.
По категории обучающихся педагогические технологии делятся на:
1. традиционные технологии, рассчитанные на усреднённого ученика
2. технологии продвинутого уровня (углублённого изучения предметов, гимназического, лицейского, специального образования);
3. технологии компенсирующего обучения (педагогической коррекции, поддержки, выравнивания и т.д.);
4. технологии обучения трудных или одарённых детей в рамках массовой школы;
5. технологии обучения и воспитания детей с отклонениями в психическом и физическом развитии.
По направлению модернизации существующей традиционной системы педагогические технологии можно квалифицировать в следующие группы:
1. педагогические технологии на основе гуманизации и демократизации педагогических отношений, к которым можно отнести авторские технологии учителей - новаторов Ш.А.Амонашвили, И.П.Волкова, И.П.Иванова, Е.Н.Ильина и др.;
2. педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся, к которым относятся игровые технологии, технологии проблемного обучения, обучения на основе опорных сигналов В.Ф.Шаталова и др.;
3. педагогические технологии на основе эффективности организации и управления процессом обучения, к которым относятся программированное обучение, технологии дифференцированного обучения (В.В.Фирсов, Н.П.Гузик). Технологии индивидуализации обучения (А.С.Границкая, И.Унт, В.Д.Шадриков), опережающее обучение с использованием опорных схем при коммпентируемом управлении (С.Н.Лысенкова), групповые и коллективные способы обучения (И.Д.Первин, В.К.Дъяченко), информационные (компьютерные) технологии и др.;
4. педагогические технологии на основе методического усовершенствования и дидактического реконструирования учебного материала, к которым относятся укрупнение дидактических единиц (УЕД) П.М. Эрдниева, технологии «Диалога культур» В.с. Библера и С.Ю. Курганова, ситема «Экология и диалектика» Л.В. Тарасова, технология реализации теории поэтапного формирования умственных действий и др.;
5. природосообразные технологии, основанные на идеях народной педагогики (этнопедагогика) и опирающиеся на естественные процессы развития ребенка. К ним можно отнести обучение по Л.Н. Толстому в Яснополянской школе, технологию обучения в школе М. Монтессори;
6. альтернативные педагогические технологии: свободного труда С. Френе, вероятностного образования А.М. Лобка, вальдорфская педагогика Р. Штейнера;
7. комплексные политехнологии, к которым можно отнести авторские школы И.Ф. Гончарова «Русская школа», А.Н. Тубельского «Школа самоопределения», Е.А. Ямбурга «Школа для всех», М.П. Щетинина «Школа будущего».
Технологии обучения всегда применяются в определенных сочетаниях. В каждой конкретной ситуации в том или ином сочетании технологий доминирует одна из них в зависимости от того, какая задача обучения на данном этапе является основной. Отсюда следует объективная необходимость процедуры выбора технологий обучения. При решении данной дидактической проблемы необходимо руководствоваться следующими критериями:
– адекватность технологий обучения целям и содержанию учебного материала;
– обоснованность выбора технологий обучения в перцептивном, гностическом, логическом, контрольно-оценочном, мотивационном и других аспектах;
– учет возрастных личностных особенностей учащихся, уровня их теоретической и практической подготовленности, а также возможностей самих учителей;
– соответствие технологий обучения реальной материально-технической базе и отведенному учебному времени.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 347.