По общему правилу ни гражданские объекты, ни культурные ценности не должны быть объектом нападения во время вооруженного конфликта.
Воюющие стороны должны воздерживаться от ряда действий:
- использования вооруженных сил против гражданских объектов;
- подвергать разграблению или отдавать на разграбление своим военнослужащим;
- приспосабливать эти объекты под военные нужды;
- изымать значимые для поддержания жизнедеятельности мирного населения объекты;
- уничтожать гражданские объекты в случае отхода с территории;
- размещать рядом с гражд-ми объектами воен-е, ставя первые в уязвимое положение.
Культурные ценности не могут быть реквизированы, захвачены или уничтожены. На оккупирующей державе лежит ответственность за сохранность культурных ценностей. В связи с этим у нее возникает право переместить эти объекты в более безопасное место, после окончания войны они должны быть возвращены в прежнее место. Воюющие стороны должны пресекать и наказывать случаи грабежа культурных ценностей.
Все эти нормы, тем не менее, не могут обеспечить сохранность и неприкосновенность культурных ценностей. Они становятся трофеями, предметом обогащения армий воюющих сторон.
В 1954 году была заключена специальная конвенция о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта. Государства-участники обязались запрещать, предупреждать и, если необходимо, пресекать любые акты кражи, грабежа или незаконного присвоения культурных ценностей в какой бы то ни было форме, а также любые акты вандализма в отношении указанных ценностей. Эта Конвенция также запрещает их реквизицию.
Идентификация культурных ценностей осуществляется путем размещения на них защитного знака и внесения их в специальный реестр «Международный реестр культурных ценностей, находящихся под специальной защитой».
Конвенция предусматривает и другие способы ее соблюдения вплоть до просветительской и образовательной работы среди личного состава вооруженных сил, чтобы воспитать в них уважение культуры и культурных ценностей всех народов.
В соответствии с Конвенцией охране подлежат не только сами ценности, но центры их сосредоточения, хранилища (библиотеки, музеи). Движимые культурные ценности, если это возможно, могут быть размещены в специально охраняемых укрытиях. Такие укрытия не должны подвергаться нападению.
Персонал, работающий с культурными ценностями, даже в случае оккупации должен продолжать исполнять свои обязанности.
Главная проблема, с которой сталкиваются государства по окончании вооруженных конфликтов – это реституции вывезенных культурных ценностей. Для РФ эта проблема актуальна в связи с последствиями Второй мировой войны. Учитывая публиковавшиеся данные, можно говорить об уничтожении на территории СССР до 1 000 музеев и других учреждений, где находились культурные ценности, и свыше 1 млн. экспонатов. Среди них такие бесценные произведения, как Янтарная комната, вывезенная в Германию.
Как правило, государства стремятся договориться относительно реституции культурных ценностей после окончания войны. Однако иногда эти вопросы решаются и в одностороннем порядке. Например, в компенсацию собственных похищенных неприятелем ценностей воюющая сторона изымает его культурные ценности.
В 1997 году в РФ был принят закон «О культурных ценностях, перемещенных в Союз ССР в результате Второй мировой войны и находящихся на территории Российской Федерации», который вызвал весьма неоднозначную оценку в обществе и среди юристов вплоть до обвинения РФ в нарушении обязательств по многосторонним договорам в области защиты культурных ценностей.
В настоящее время вопрос о возврате культурных ценностей из РФ в Германию и из Германии в РФ решается на основе двусторонних договоренностей. Специалисты обеих стран участвуют в реставрации и восстановлении культурных ценностей.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 313.