При неурегулированности международных споров во внесудебном порядке стороны вправе обратиться в международные судебные органы, в том числе Международный суд ООН, действующий на основе Статута.
Международный суд ООН состоит из 15 членов, избираемых Генеральной Ассамблеей и Советом Безопасности. В качестве судей избираются лица, обладающие высокими моральными качествами, удовлетворяющие требованиям, предъявляемым в их странах для назначения на высшие судебные должности, или являющиеся юристами с признанным авторитетом в области международного права. Члены суда избираются на 9 лет и могут быть переизбраны. Члены суда, выполняя свои судебные обязанности, пользуются дипломатическими привилегиями и иммунитетами.
С целью урегулирования спора в международный суд ООН могут обращаться только государства. Но с просьбой о даче консультативного заключения в суд могут обращаться и международные организации.
Судопроизводство в Международном суде ООН включает письменную и устную части. Письменная состоит из сообщения суду и сторонам меморандумов, контрмеморандумов, других бумаг и документов. Устная часть представляет собой заслушивание судом свидетелей, адвокатов, экспертов, представителей сторон и др. Слушание дела происходит публично, по просьбе сторон может быть закрытым.
К ведению Суда относятся дела, переданные ему сторонами, и все вопросы, специально предусмотренные Уставом ООН или действующими договорами и конвенциями. При подписании международных договоров государства могут сделать оговорку о непризнании юрисдикции Международного суда ООН по спорам, связанным с обязательствами по данному конкретному договору. В этом случае Суд не может принять спор к рассмотрению. Так, например, Советским Союзом при подписании Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 1979 г. была сделана оговорка о непризнании обязательной юрисдикции Международного суда ООН. Позднее эта оговорка была снята.
Решение Суда является обязательным для участвующих в деле сторон и лишь по данному делу. Решение окончательно и обжалованию не подлежит. Просьба о пересмотре может быть заявлена лишь на основании вновь открывшихся обстоятельств, которые по своему характеру могут оказать решающее влияние на исход дела и которые при вынесении решения не были известны ни Суду, ни стороне, просящей о пересмотре, но если лишь такая неосведомленность не была следствием небрежности.
18. Разрешение споров в рамках международных региональных организаций (по выбору студентов).
Международные организации, даже при наличии в их структуре судебных органов, могут наделить компетенцией по рассмотрению международных споров свои главные органы. Подобной компетенцией могут обладать и органы тех международных организаций, где нет судебных органов.
В соответствии с Уставом ООН государства – члены ООН, когда они сочтут уместным, могут довести до сведения Генеральной Ассамблеи ООН информацию о любом споре или ситуации, которая может привести к международным трениям или вызвать спор. В связи с этим во время работы Генеральной Ассамблеи могут быть проведены консультации с целью содействия разрешению спора или Генеральная Ассамблея может учредить вспомогательные органы (комиссии) для разрешения спора. Большее значение из главных органов ООН (кроме Суда) имеет Совет Безопасности, который вправе расследовать любой спор или любую ситуацию. Он может рекомендовать процедуру и методы урегулирования спора. Важная роль при разрешении споров принадлежит и Генеральному секретарю ООН. По поручению Совета Безопасности или Генеральной Ассамблеи он может осуществлять посреднические полномочия или оказывать добрые услуги государствам – участникам спора.
Выше были рассмотрены вопросы урегулирования споров с применением примирительной процедуры и арбитража в рамках ОБСЕ.
Говоря об этой организации, следует подчеркнуть, что урегулирование споров мирными средствами является одним из основополагающих моментов в деятельности этой организации. Важность принципа мирного разрешения международных споров подчеркивается во многих актах, принятых в рамках ОБСЕ: Заключительном акте СБСЕ 1975 г., Итоговом документе Венской встречи 1989 г., Парижской Хартии для новой Европы 1990 г., Принципах урегулирования споров и положениях процедуры СБСЕ по мирному урегулированию споров 1991 г., и других документах. В этих документах предусматривается, чтобы государства стремились рассматривать споры на раннем этапе; воздерживались в течение спора от любых действий, могущих ухудшить положение и затруднить мирное разрешение спора или воспрепятствовать ему.
При образовании СНГ было предусмотрено и учреждение органа для разрешения споров между государствами – участниками СНГ. Таким органом стал Экономический суд СНГ. Цель создания Экономического суда СНГ заключается в обеспечении единообразного применения соглашение государств – участников СНГ и основанных на них экономических обязательств путем разрешения споров, вытекающих из экономических отношений. Споры рассматриваются Судом по заявлению заинтересованных государств в лице их уполномоченных органов, институтов Содружества. По результатам рассмотрения спора Суд принимает решение, в котором устанавливается факт нарушения государством соответствующего акта Содружества и его институтов и определяются меры, рекомендуемые для устранения нарушения и его последствий. Государство, в отношении которого принято решение, обеспечивает его исполнение.
Судьи Экономического суда СНГ избираются либо назначаются по внутренним правилам государств – участников СНГ.
Если спор не может быть разрешен при помощи Суда, он может быть передан в Совет глав государств, который может рекомендовать сторонам надлежащую процедуру или методы мирного урегулирования.
В связи с тем, что первоначально компетенция Экономического суда была определена довольно узко, ставится вопрос о реорганизации Суда и наделении его более широкими полномочиями.
Подобно Экономическому суду СНГ во многих других региональных организациях созданы и функционируют различные судебные учреждения. Это, например, Суд Южноафриканского сообщества развития, Суд Сообщества государств Западной Африки, Комиссия по урегулированию споров Арабских государств Персидского залива, Суд «Бенилюкс».
Понятие и виды международных договоров. Заключение международного договора: конвенционный и доктринальный подходы.
Право международных договоров – отрасль международного права, определяющая порядок заключения, действия и прекращения международных договоров. Кроме того, в теории и практике используется и такое понятие как «международное договорное право», под которым понимаются нормы, созданные договорами, в отличие от норм международного обычая.
Право международных договоры является одной из основ материального и процессуального международного права. С данной отраслью связано функционирование всех других отраслей и институтов международного права.
Основными источниками права международных договоров являются две конвенции, заключенные в рамках ООН: Венская конвенция о праве международных договоров 1969 г. и Венская конвенция о праве договоров между государствами и международными организациями или между международными организациями 1986 г. Помимо этого, государства, заключая международные договоры, руководствуются общепризнанными принципами и нормами международного права. Необходимо помнить и о том, что если государства заключают международные договоры в рамках межгосударственной организации, то они не должны противоречить учредительным актам этой организации.
Международный договор – это соглашение субъектов международного права, регулируемое международным правом. Участниками такого соглашения могут быть государства, нации и народы, борющиеся за свою независимость, государственно-подобные образования и межгосударственные организации и оно должно соответствовать нормам Венских конвенций 1969 г. и 1986 г. На основании положений этих конвенций международный договор должен быть заключен в письменной форме.
Международные договоры могут состоять из одного документа и более. Например, международный договор может быть заключен посредством обмена нотами.
В международном праве существует множество видов международных договоров. Их классификацию можно провести по следующим основаниям:
По объекту регулирования:
- экономические (например, Договор о Таможенном союзе и едином экономическом пространстве 1999 г.);
- военно-политические (например, Договор между Российской Федерацией и Соединенными штатами Америки о дальнейшем сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ-2) 1993 г.);
- культурные (например, Конвенция о признании квалификаций, относящихся к высшему образованию в Европейском регионе 1997 г.);
- социальные (например, Договора между Российской Федерацией и Королевством Испания о социальном обеспечении 1994 г.);
2. По сфере регулирования:
- общие (например, Венская конвенция о праве международных договоров 1969 г.);
- специальные (например, Рамочная конвенция Организации объединенных наций об изменении климата);
3. по сфере действия:
- универсальные (например, Устав ООН);
- региональные (например, Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семенным и уголовным делам 1993 г.);
- двусторонние (например, Консульская конвенция между Российской Федерацией и Португальской Республикой 2001 г.);
4. По сроку действия:
- срочные договоры (например, Договор об учреждении Европейского объединения угля и стали 1951 г.);
- бессрочные (например, Конвенция по морскому праву 1982 г.);
5. По возможности присоединения:
- открытые (например, Венская конвенция о договорах международной купли-продажи товаров 1980 г.);
- закрытые (например, Договор об учреждении Европейского союза 1992 г.).
Кроме того, в практике встречаются многосторонние договоры, в которых наряду с государствами и другими субъектами участвуют несубъекты международного права. Такие многосторонние договоры можно условно назвать «смешанными», или сложными, по своей юридической природе. Примером может служить Эксплуатационное соглашение о Международной организации морской спутниковой связи (ИНМАРСАТ) 1976 г. Участниками этого многостороннего соглашения кроме государств являются национальные организации публичного или частного характера, назначаемые правительствами государств для подписания соглашения. Такая организация называется участником (signatory) соглашения и находится под юрисдикцией государства, ее назначившего.
В «смешанных» договорах могут содержаться два вида обязательств:
1) между государствами (и другими субъектами международного права) – международно-правовые обязательства;
2) между государствами и несубъектами международного права – гражданско-правовые и другие не международно-правовые обязательства.
Достаточно широко в международной практике встречаются двусторонние и многосторонние политические соглашения. Такие соглашения именуются «договоренностями». Они могут иметь письменную и устную форму («джентльменские соглашения»).
Наиболее распространенными письменными формами являются совместные коммюнике, декларации, заявления. Такие соглашения могут выступать в качестве программ, либо посылкой к дальнейшему заключению международного договора.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 305.