Особенности применения норм международного права в деятельности судебных и правоохранительных органов: материальный и процессуальный аспект
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Судебные органы, разрешая гражданские, уголовные, трудовые, административные дела, в необходимых случаях применяют нормы международного права. Обязательный характер международно-правовых актов о правах человека подтверждается ее действующим законодательством.

В постановлении от 31.10.95 г. «О некоторых вопросах применения судами Конституции РФ при осуществлении правосудия» Пленум Верховного Суда РФ разъяснил, что судам при осуществлении правосудия надлежит исходить из того, что общепризнанные принципы и нормы международного права, закрепленные в международных пактах, конвенциях и иных документах (в частности, во Всеобщей декларации прав человека, Международном пакте о гражданских и политических правах, Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах), и международные договоры РФ являются в соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ составной частью ее правовой системы (п. 5).

Учитывая это, суд при рассмотрении дела не вправе применять нормы закона, регулирующего возникшие правоотношения, если вступившим в силу для Российской Федерации международным договором, решение о согласии на обязательность которого для Российской Федерации было принято в форме федерального закона, установлены иные правила, чем предусмотренные законом. В этих случаях применяются правила международного договора Российской Федерации.

Пленум Верховного Суда РФ в данном постановлении обратил внимание судов, что в силу п. 3 ст. 5 Федерального закона РФ "О международных договорах Российской Федерации" положения официально опубликованных международных договоров Российской Федерации, не требующие издания внутригосударственных актов для применения, действуют в Российской Федерации непосредственно. В иных случаях наряду с международным договором Российской Федерации следует применять и соответствующий внутригосударственный правовой акт, принятый для осуществления положений указанного международного договора.

Согласно ст. 24 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г. при отсутствии такого положения или договоренности договор вступает в силу, как только будет выражено согласие всех участвовавших в переговорах государств на обязательность для них договора.

Кроме того, государства, в момент подписания или ратификации международного договора вправе сделать оговорки к его тексту.

Любая оговорка, сделанная в соответствии с положениями настоящей статьи, должна отвечать следующим требованиям:

- оговорка не должна носить общего характера,

- оговорка должна содержать краткое изложение соответствующего закона»

- закон, на который ссылается государство в оговорке, должен действовать на территории государства-участника во время ратификации Конвенции.

Надлежащим образом, сделанная оговорка предоставляет государству избежать ответственности в случае, если внутренним законодательством предусмотрены правила, не соответствующие положениям Конвенции. Однако, несоблюдение государством одного из требований, дает основание Европейскому Суду признать оговорку недействительной.

Часть 3 статьи 5 Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации» говорит, что положения официально опубликованных международных договоров, не требующих для применения издания внутригосударственных актов, действуют в РФ непосредственно. Будет ли опубликование важным условием для применения судами международного договора?

Статья 30 Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации» устанавливает, что подлежат официальному опубликованию международные договоры, вступившие в силу. В мировой и российской договорной практике получило достаточно широкое распространение временное применение международного договора. Ст. 23 Закона и ст. 25 Венской Конвенции о праве международных договоров 1969 г., предусматривает, что временно может применяться международный договор (или его часть), вступление которого в силу требует выполнения определенных внутригосударственных процедур (ратификация, утверждение и т.д.).

Дата: 2018-12-28, просмотров: 238.