Международное право как особая правовая система, функции международного права. Предмет международно-правового регулирования.
Международное право как совокупность юридических норм, создаваемых совместно государствами с целью регулирования их взаимных отношений.
Международное право как особая правовая система имеет:
Особый предмет регулирования.
Предметом правового регулирования являются преимущественно межгосударственные отношения и иные отношения, выходящие за рамки юрисдикции отдельного государства, требующие совместного регулирования со стороны нескольких или многих государств либо международного сообщества государств в целом.
Самостоятельный круг субъектов.
Субъект международного права - это самостоятельное образование, который благодаря своим возможностям и юридическим свойствам способно обладать правами и обязанностями по международному праву, участвовать в создании и реализации этих норм. Общепринятыми субъектами являются государства, народы, нации, борющиеся за создание независимого государства, международные организации, государствоподобные образования.
Особый порядок образования норм международного права.
Способом создания международных норм является согласование воль субъектов. Нормы международного права создаются государствами путем свободного волеизъявления и компромисса. Формирование соглашения и его закрепление в правовой норме происходят в определенном процессуальном порядке: 1) достижение согласия относительно содержания нормы; 2) достижение согласия относительно признания правила поведения общеобязательным.
Особый круг источников.
Источниками международного права являются обычай, международный договор, правотворческие решения международных организаций, решения международных судебных органов.Национальные НПА.
Основной предмет: Междунар. отношения и внутригосуд. отношения.
Основной субъект: Гос-во, Междунар. организац., Госуд. образования;
Физ.лица, юр. лица, госуд, органы.
3. Понятие и виды субъектов международного права. Международная правосубъектность: виды и содержание.
Субъектами международного права признаются участники международных отношений, которые могут быть носителями субъективных прав и обязанностей.
Объективным критерием этой правосубъектности служит юридическая способность к самостоятельным международным действиям, правовому волеизъявлению, независимому осуществлению правовых норм, определяющих права и обязанности участников международных правоотношений. Причем сторонники этого функционального подхода особо выделяют правотворческую функцию, наряду с иными.
В литературе принято деление традиционных субъектов международного права на две основные категории — основные (первичные) и производные (вторичные).
Категорию основных (первичных) субъектов составляют главным образом государства, нации и народы, борющиеся за свою независимость.
К производным (вторичным) субъектам относятся международные межправительственные организации, государствоподобные образования.
Появилась иная классификация (Г.В. Игнатенко). Выделяют: 1) субъектов правосоздающих и вместе с тем правоприменяющих, и 2) субъектов только правоприменяющих, но не обладающие нормотворческой способностью. В первой группе - государства, международные организации, государствоподобные образования и борющиеся нации; во второй — индивиды, хозяйствующие субъекты и другие юридические лица, международные хозяйственные объединения и неправительственные организации.
В числе основных прав и обязанностей: право участвовать в отношениях, регулируемых международно-правовыми нормами; право защиты своих прав предусмотренными юридическими средствами; обязанность уважать статус других субъектов; обязанность добросовестно соблюдать международные нормы.
Применительно к государствам можно выделить следующие права:
право участвовать в создании международно-правовых норм; право устанавливать дипломатические и консульские отношения с другими государствами, обмениваться дипломатическими и консульскими представительствами; право быть членом универсальных и региональных международных организаций и иметь при них свои представительства; право защищать свою правосубъектность, включая право на индивидуальную и коллективную самооборонную. К обязанностям можно отнести сотрудничество с другими государствами, невмешательство в их внутренние дела, воздержание от угрозы силой или ее применения.
Согласно положениям Венской конвенции о правопреемстве государств в отношении договоров 1978 г. новое независимое государство не обязано сохранять в силе какой-либо договор или становиться его участником в силу исключительно того факта, что в момент правопреемства этот договор был в силе в отношении территории, являющейся объектом правопреемства (ст. 16).
Новое независимое государство может путем уведомления о правопреемстве установить свой статус в качестве участника любого многостороннего договора, который в момент правопреемства государств находился в силе в отношении территории, являющейся объектом правопреемства (ст. Более того, новое независимое государство посредством уведомления о правопреемстве может принять участие в многостороннем договоре, не вступившем в силу к моменту правопреемства, если в момент его правопреемства государство-предшественник являлось договаривающимся государством в отношении территории, ставшей объектом правопреемства.
Принципы являются основополагающими нормами международного права. С их помощью закрепляются основы современных систем международных отношений и международного права. С их помощью осуществляется нормальное функционирование международно-правовой системы.
Следует также иметь в виду, что помимо основных международное право содержит и другие нормы-принципы, являющиеся исходными для данной совокупности и системы (подсистемы, субсистемы) взаимосвязанных между собой норм. Но существует и особая категория принципов, отличающихся от всех иных, - основные принципы международного права. Поскольку принципы обладают высшей юридической силой и являются основополагающими нормами международного права, то иные нормы международного права не могут им противоречить и все международные отношения должны соответствовать их установкам.
Одной из основных функций принципов является обеспечение приоритета общечеловеческих интересов и ценностей, прежде мира и безопасности, жизни и здоровья, международного сотрудничества и других ценностей международного порядка.
Основные принципы международного права — это общепризнанные нормы, определяющие главное содержание и характерные черты международного права и обладающие высшим политическим, моральным и юридическим авторитетом, направленные на нормальное функционирование международной системы и поддержание международного правопрядка.
В 1970 году на сессии Генеральной Ассамблеи ООН была принята Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций. В перечень принципов, закрепленных в Декларации, вошли основополагающие положения из статей 1 и 2 Устава ООН.
В Декларации было раскрыто содержание и дано толкование следующих семи принципов:
- принципа суверенного равенства государств;
- принципа невмешательства в дела, входящие во внутреннюю компетенцию государства;
- принципа воздержания государств в их международных отношениях от угрозы силой или ее применения;
- принципа разрешения государствами своих международных споров мирными средствами;
- принципа равноправия и самоопределения народов;
- принципа обязательности международного сотрудничества в целях обеспечения международного мира и содействия прогрессу и благосостоянию народов;
- принципа добросовестного выполнения государствами обязательств, принятых в соответствии с Уставом.
Дальнейшее нормативное закрепление принципы получили в Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 года. Основу этого Акта составляет «Декларация принципов, которыми государства-участники будут руководствоваться во взаимных отношениях». В Заключительном акте СБСЕ отражены такие принципы как:
- принцип суверенного равенства и уважения прав, присущих суверенитету;
Принцип суверенного равенства государств. В основе данного принципа лежит формула, заимствованная из римского права par in parem non habet imperium (равный над равным власти не имеет).
- принцип неприменения силы и угрозы силой
Данный принцип закрепляется в Уставе ООН, в Декларации о принципах международного права 1970 г., в Заключительном акту СБСЕ 1975 г., Определении агрессии, принятого Генеральной Ассамблеей ООН в 1974 г., а также в Декларации ООН 1987 г. об усилении эффективности принципа отказа от угрозы силой и ее применения в международных отношениях. В соответствии с этими нормативно-правовыми актами агрессивная война объявлена международным преступлением.
- принцип нерушимости государственных границ;
территориальная неприкосновенность, затрагивает не только случаи отторжения, но и иные виды посягательств, например, вооруженное нападение, которое не ставит целей захвата территории, транзит любых транспортных средств без разрешения территориального суверена, разработка иностранными лицами или государствами природных ресурсов без разрешения суверенного государства и т.д. Приобретение территории в следствие нарушение этого принципа признается незаконным.
- принцип территориальной целостности государств;
. В качестве самостоятельного данный принцип был выделен в Заключительном акте СБСЕ 1975 г. Раскрывая его содержание можно выделить две составляющих:
- территориальная целостность, означающая недопустимость действий, ведущих к незаконному расчленению государства, отделению от него частей, оккупации и т.п.;
- принцип мирного урегулирования международных споров;
Принцип мирного разрешения споров. Предпосылкой закрепления данного принципа в Уставе ООН и Декларации о принципах международного права 1970 г. явилась Гаагская конвенция о мирном решении международных столкновений 1907 г. Целью данной конвенции являлось предупреждение, по возможности, обращение к силе в отношениях между государствами, чтобы обеспечить мирное решение международных несогласий. В Декларации 1970 г. провозглашено, что государство разрешает свои международные споры с другими государствами мирными средствами таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир и безопасность и справедливость. То есть при возникновении какого-либо конфликта (спора) государства должны прибегать только к мирным средствам разрешения споров.
- принцип невмешательства во внутренние дела;
. Содержание данного принципа достаточно полно раскрывается в Декларации о принципах международного права 1970 г. В соответствии с нормами этого договора ни одно государство или группа государств не имеет права вмешиваться прямо или косвенно во внутренние или внешние дела любого другого государства. Закрепляется невозможность применения или поощрения мер воздействия одного государства на другое экономического либо политического характера с целью подчинения. Ни одно государство не должно организовывать, разжигать, финансировать, подстрекать или допускать подрывную, террористическую или вооруженную деятельность, направленную на насильственное свержение строя другого государства, равно как и способствовать ей, а также вмешиваться во внутреннюю борьбу в другом государстве. Декларация также закрепляет право каждого государства выбирать себе политическую, экономическую, социальную и культурную систему без вмешательства в какой-либо форме со стороны какого бы то ни было другого государства.
- принцип уважения прав человека и основных свобод;
. Правовое содержание данного принципа получило закрепление не только в Уставе ООН, но и в других международных договорах. В частности, во Всеобщей декларация прав человека 1948 г.; Международных пактах о правах человека 1966 г.; в Женевских конвенциях о защите жертв войны 1949 г, Европейской конвенции о защите прав и основных свобод человека 1950 г. Реализация данного принципа осуществляется как на универсальном (в рамках ООН, ВОЗ, МОТ и др. организаций), так и на региональном (Европейский Суд по правам человека).
В основе данного принципа лежит обеспечения прав и свобод человека, содействие всеобщему уважению прав человека и основных свобод, уважение и обеспечение всем лицам, находящимся в пределах юрисдикции государств, прав и свобод без какого-либо различия по какому-либо признаку; принятие законодательных и иных мер, необходимых для обеспечения международно-признанных прав человека; обеспечение прав человека знать свои права и поступать в соответствии с ними; гарантия эффективности правовой защиты.
- принцип равноправия и права народов распоряжаться своей судьбой;
Целью данного принципа является обязанность государств воздерживаться от любых насильственных действий, лишающих народы их права на самоопределение. Правовое закрепление принцип получил в Уставе ООН, Декларации о предоставлении независимости колониальным странам и народам 1960 г., в которой закрепила право каждого народа самостоятельно выбирать и устанавливать политическую, экономическую, социальную и культурную системы.
- принцип сотрудничества между государствами;
Устав ООН закрепляет данный принцип как важнейшее направление и цель деятельности самой Организации. В соответствии с нормами Декларации 1970 г. государства должны сотрудничать друг с другом независимо от различий их политических, экономических и социальных систем в следующих направлениях: поддержание мира и безопасности; всеобщее уважение прав человека; осуществление международных отношений в экономической, социальной, культурной, технической и торговой областях в соответствии с принципами суверенного равенства и невмешательства; сотрудничество с ООН и принятие мер, предусмотренных ее Уставом; содействие экономическому развитию во всем мире, особенно в развивающихся странах.
- принцип добросовестного выполнения обязательств по международному праву
Принцип добросовестного выполнения международных обязательств - «pacta sunt servanda» - договоры должны соблюдаться. В соответствии с данным принципом государства должны добросовестно выполнять взятые на себя обязательства, в частности, по международными договорами, имеющими силу согласно общепризнанным принципам и нормам международного права.
Понятие и виды международных договоров. Заключение международного договора: конвенционный и доктринальный подходы.
Право международных договоров – отрасль международного права, определяющая порядок заключения, действия и прекращения международных договоров. Кроме того, в теории и практике используется и такое понятие как «международное договорное право», под которым понимаются нормы, созданные договорами, в отличие от норм международного обычая.
Право международных договоры является одной из основ материального и процессуального международного права. С данной отраслью связано функционирование всех других отраслей и институтов международного права.
Основными источниками права международных договоров являются две конвенции, заключенные в рамках ООН: Венская конвенция о праве международных договоров 1969 г. и Венская конвенция о праве договоров между государствами и международными организациями или между международными организациями 1986 г. Помимо этого, государства, заключая международные договоры, руководствуются общепризнанными принципами и нормами международного права. Необходимо помнить и о том, что если государства заключают международные договоры в рамках межгосударственной организации, то они не должны противоречить учредительным актам этой организации.
Международный договор – это соглашение субъектов международного права, регулируемое международным правом. Участниками такого соглашения могут быть государства, нации и народы, борющиеся за свою независимость, государственно-подобные образования и межгосударственные организации и оно должно соответствовать нормам Венских конвенций 1969 г. и 1986 г. На основании положений этих конвенций международный договор должен быть заключен в письменной форме.
Международные договоры могут состоять из одного документа и более. Например, международный договор может быть заключен посредством обмена нотами.
В международном праве существует множество видов международных договоров. Их классификацию можно провести по следующим основаниям:
По объекту регулирования:
- экономические (например, Договор о Таможенном союзе и едином экономическом пространстве 1999 г.);
- военно-политические (например, Договор между Российской Федерацией и Соединенными штатами Америки о дальнейшем сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ-2) 1993 г.);
- культурные (например, Конвенция о признании квалификаций, относящихся к высшему образованию в Европейском регионе 1997 г.);
- социальные (например, Договора между Российской Федерацией и Королевством Испания о социальном обеспечении 1994 г.);
2. По сфере регулирования:
- общие (например, Венская конвенция о праве международных договоров 1969 г.);
- специальные (например, Рамочная конвенция Организации объединенных наций об изменении климата);
3. по сфере действия:
- универсальные (например, Устав ООН);
- региональные (например, Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семенным и уголовным делам 1993 г.);
- двусторонние (например, Консульская конвенция между Российской Федерацией и Португальской Республикой 2001 г.);
4. По сроку действия:
- срочные договоры (например, Договор об учреждении Европейского объединения угля и стали 1951 г.);
- бессрочные (например, Конвенция по морскому праву 1982 г.);
5. По возможности присоединения:
- открытые (например, Венская конвенция о договорах международной купли-продажи товаров 1980 г.);
- закрытые (например, Договор об учреждении Европейского союза 1992 г.).
Кроме того, в практике встречаются многосторонние договоры, в которых наряду с государствами и другими субъектами участвуют несубъекты международного права. Такие многосторонние договоры можно условно назвать «смешанными», или сложными, по своей юридической природе. Примером может служить Эксплуатационное соглашение о Международной организации морской спутниковой связи (ИНМАРСАТ) 1976 г. Участниками этого многостороннего соглашения кроме государств являются национальные организации публичного или частного характера, назначаемые правительствами государств для подписания соглашения. Такая организация называется участником (signatory) соглашения и находится под юрисдикцией государства, ее назначившего.
В «смешанных» договорах могут содержаться два вида обязательств:
1) между государствами (и другими субъектами международного права) – международно-правовые обязательства;
2) между государствами и несубъектами международного права – гражданско-правовые и другие не международно-правовые обязательства.
Достаточно широко в международной практике встречаются двусторонние и многосторонние политические соглашения. Такие соглашения именуются «договоренностями». Они могут иметь письменную и устную форму («джентльменские соглашения»).
Наиболее распространенными письменными формами являются совместные коммюнике, декларации, заявления. Такие соглашения могут выступать в качестве программ, либо посылкой к дальнейшему заключению международного договора.
Правильно истолковать международный договор – значит установить то, с чем согласились стороны в момент заключения, выяснить их согласованную волю, выраженную в постановлениях договора. Толкование международных договоров должно осуществляться в первую очередь в соответствии с основными принципами международного права.
Главным объектом толкования является текст договора, включая все его части. Иногда при толковании прибегают к дополнительным средствам – подготовительным материалам и обстоятельствам заключения международного договора.
Толкование международных договоров осуществляется следующими способами:
- грамматическим;
- логическим;
- систематическим;
- историческим.
Субъектами толкования могут выступать участники международного договора, международные организации и международные судебные органы. Например, Международный Суд ООН должен толковать договор, исходя только из собственного понимания текста и не принимая во внимание намерения сторон. Одним из основных принципов толкования является принцип эффективности. В соответствии с этим принципом текст договора должен толковаться и применяться не формально, следуя лишь букве, т.е. чтобы обеспечить достижение его целей.
Как правило, международный договор является действительным. Однако на практике возникают случаи, при которых международный договор будет считаться недействительным. Это вытекает из норм международного права.
Действительность договора имеет два аспекта – процессуальный и материальный. Первый состоит в правомерности процесса заключения.
Материальная действительность состоит в том, что содержание договора правомерно с точки зрения международного права.
Недействительность может быть относительной и абсолютной. Относительная недействительность делает договор оспоримым. Ее основаниями являются:
- ошибка. Статья 48 Веской конвенции 1969 г. предусматривает, что государство вправе ссылаться на ошибку в договоре если она касается факта или ситуации при заключении договора и представляли собой существенную основу для его согласия на обязательность для него данного договора. Ошибка, относящаяся только к формулировке текста договора и не влияет на его действительность.
- обман. Статья 49 Венской конвенции устанавливает, что если договор заключен под влиянием обманных действий одного из участвовавших государств в переговорах государства, то возникает возможность ссылаться на обман как на основание недействительности своего согласия на обязательность для него договора.
- подкуп представителя. В соответствии со ст. 50 Венской конвенции если согласие государства на обязательность для него договора было выражено в результате прямого или косвенного подкупа его представителя другим участвовавшим в переговорах государством, то первое государство вправе ссылаться на такой подкуп как на основание недействительности его согласия на обязательность для него такого договора.
Абсолютная недействительность означает ничтожность договора с самого начала. Ее основаниями являются:
- принуждение представителя или угроза при заключении договора;
- принуждение государства;
- противоречие императивной норме международного права.
Если договор будет признан недействительным в силу противоречия императивной норме, то участники обязаны устранить последствия того, что было совершено на основании договорного постановления, противоречащего императивной норме. Если же недействительность наступает в результате появления новой императивной нормы, то прекращение договора не влияет на права и обязательства участников, возникшие в результате его выполнения, если эти права и обязанности сами по себе не противоречат норме.
Специальные миссии
К формам дипломатической деятельности можно отнести специальные миссии. Специальная миссия определяется как миссия, имеющая представительный и временный характер, которая направляется одним государством в другое для выполнения конкретных задач, определяемых по соглашению между данными государствами. Функции специальной мисси определяются ее задачами. Функциями миссии inter alia является ведения переговоров в целях развития дружественных отношений между государствами, развитие их взаимоотношений в области экономик, культуры и науки. В практике международных отношений широкое применение получила практика передачи посланий через личных представителей глав государств. В Российской Федерации существуют специальные послы по особым поручениям.
Государство имеет право посылать и принимать специальные миссии, но субъект международного права не обязан принимать специальные миссии. Необходимо предварительно информировать принимающее государство о составе и численности миссии. Полномочия главе специальной миссии предоставляются за подписью глав государства, главы правительства или министра иностранных дел. Члены специальных миссий должны быть гражданами аккредитующего государства. Члены специальных миссий пользуются дипломатическими привилегиями и иммунитетами.
ИНОСТРАННЫЕ граждане.
Легальные определения понятий «иностранный гражданин» и «лицо без гражданства» даны в специальной дефинитивной норме в ст. 2 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»:
«иностранный гражданин – физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства;
лицо без гражданства – физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства».
В резолюции ГА ООН 1985 года «Декларация о правах человека в отношении лиц, не являющихся гражданами страны, в которой проживают» термин ИНОСТРАНЕЦ означает любое лицо, не явл. гражданином государства в котором находится.
Иностранец может находиться на территории Российской Федерации законно, либо незаконно. Иностранный гражданин, пребывающий на территории государства без законных на то оснований, не может рассчитывать на признание его прав в полном объеме, предусмотренном для легального иностранца. Тем не менее, будучи человеком и обладая естественными, неотчуждаемыми правами и свободами, такой иностранец может заявить свои претензии на правовую защиту как к стране пребывания, так и к государству, гражданином которого он является.
Незаконно пребывающих на территории государства иностранцев можно, исходя из способа проникновения на территорию государства, подразделить на два вида:
прибывшие на законных основаниях, но не убывшие после окончания действия этого основания (по истечении срока действия визы, по истечении срока действия разрешения на временное проживание либо аннулирования этого разрешения, после аннулирования вида на жительство и т.д.);
незаконно пересекшие границу и прибывшие на территорию Российской Федерации (подлежат выдворению – реадмиссии).
Каждое государство самостоятельно решает вопросы въезда иностранцев на территорию страны и условия пребывания.
В общем виде можно выделить режимы:
Национальный – иностранцы уравниваются с гражданами;
Специальный режим – допускает некоторые преимущества в какой-либо деятельности применительно к иностранным гражданам отдельных государств. Т.е. иностранцы одного государства имеют преимущество перед др. иностранцами. Режим такой устанавливается соглашениями государств, например об упрощенном переходе границы, безвизовый въезд. Например, существенные преимущества у граждан участников СНГ.
Режим наибольшего благоприятствования – предоставление гражданам государств, с которым еще складываются отношения, таких же прав, какие предоставлены гражданам др. государств.
Основа правового статуса иностранных граждан заложена в части 3 ст. 62 Конституции Российской Федерации: «Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации (например лица сособым статусом – дипломаты)». В области гражданско-правовых отношений иностранцы пользуются теми же гражданскими правами, что и российские граждане. Иностранцы могут приобретать и отчуждать имущество, наследовать, заключать сделки, пользоваться правами в областях образования, здравоохранения, вступать в брак с российскими гражданами, усыновлять и быть усыновленными. Однако национальный режим для иностранцев не означает полного отождествления их в правах с российскими гражданами. Иностранцы, в соответствии с законодательством, могут быть ограничены в праве выбора места жительства на территории России, передвижения. Они не пользуются избирательными правами; не привлекаются к несению воинской обязанности; в области трудовых прав ограничены в выборе некоторых профессий и решают вопросы своего трудоустройства в соответствии с требованиями иммиграционного законодательства. Иностранцы подлежат всем видам ответственности. Внутригос. Законодательство: ФЗ О правовом положении иностранных граждан в РФ», «О гражданстве», «О порядке въезда и выезда в РФ».
46. Понятие и виды вооруженных конфликтов. Начало войны и порядок окончания войны.
Предметом регулирования международного гуманитарного права являются отношения, возникающие в период вооруженных конфликтов. С одной стороны, эти отношения касаются выбора средств и методов ведения войны. Первые эти нормы были закреплены в международных договорах, принятых на Гаагских конференциях, и эта часть международного гуманитарного права получила название «Право Гааги». Оно устанавливает, какое оружие и как можно использовать во время войны. Другая сторона предмета международного гуманитарного права – это статус участников вооруженных конфликтов и мирного населения. Эти нормы закреплялись в Женевских конвенциях и потому эта часть получила название «Право Женевы».
Международное гуманитарное право основывается на ряде принципов:
Основные:
- принцип гуманизма – это приоритет общечеловеческих ценностей;
- принцип равного обращения с участниками вооруженных конфликтов и запрещения их дискриминации.
Специальные:
- принцип ограничения воюющих в выборе средств ведения войны;
- принцип защиты жертв войны и гражданских объектов
- принцип добропорядочности и законности в период ведения боевых действий.
Одним из синонимов вооруженного конфликта является война. Войну можно определить как конфликт между политическими образованиями (государства, политическими вооруженными группировками и т.д.), происходящий в форме военных действий между их вооружёнными силами. Основным средством достижения целей войны служит организованная вооруженная борьба.
Виды вооруженных конфликтов:
По целям войны делят на справедливые (освободительные, оборонительные) и несправедливые (агрессивные, захватнические, колониальные). Считаются формально «справедливыми» национально-освободительные войны, которые ведут сепаратистские организации (Чечня, Кашмир и т.п.). Однако эти справедливые войны не одобряются международным сообществом в силу действия принципа мирного разрешения споров.
По масштабу войны делят на мировые, локальные, которые, в свою очередь, могут быть региональными и внутригосударственными. Первоначально международное гуманитарное право распространялось только на мировые и региональные войны. Однако идеи гуманности не могут быть реализованы, если во время внутренних вооруженных конфликтов их участники не поставлены под контроль международного права. Кроме того, в истории достаточно примеров, когда внутренний конфликт перерастал в региональный. Для распространения гуманитарного права на внутренние конфликты был принят специальный протокол к Женевским конвенциям.
По месту ведения войны делят на сухопутные, морские, воздушные.
По процедуре начала войны делят на объявленные и необъявленные.
Порядок начала вооруженного конфликта и его правовые последствия. (по схеме презентации объявление, ультиматум, разумный срок для ответа). Война должна быть начата с объявления об этом. Институт международного права в Генте разработал следующие положения: война не должна начинаться без объявления ее или без ультиматума, причем в любом случае до начала военных действий должен быть назначен срок, достаточный для того, чтобы предупредить вероломное нападение врасплох. Таким образом, война должна объявляться предварительно и содержать мотивировку ее начала. Война может объявляться ультиматумом (условное объявление), но при этом предоставляется разумный срок для ответа.
Обычно в дипломатической практике объявление войны осуществляется путем направления ноты (28 июля 1914 г. Австро-Венгрия адресовала формальное объявление войны Сербии; 3 августа 1914 г. германский посол в Париже вручил французскому министру иностранных дел ноту, в которой содержалась ссылка на враждебные действия французских военных сил и указывалось, что при наличии таких актов агрессии Германская империя считает себя находящейся в состоянии войны с Францией – так началась Первая мировая война).
Таким же образом – через дипломатических представителей осуществляется вручение ультиматумов. Ультиматум – это выраженное в дипломатическом документе или устной форме категорическое, не допускающее никаких споров и возражений требование властей одного государства, предъявляемое властям другого государства, с угрозой того, что в случае невыполнения этого требования к указанному сроку выдвинувшее ультиматум государство примет необходимые меры. Ультиматум бывает простым (в него не включено указание на меры, которые предполагает осуществить держава, пославшая ультиматум) и уточненным (такие меры указаны).
Объявить войну могут высшие органы государства в соответствии с их конституциями. Юридические последствия начала войны:
- прерывает дипломатические и консульские отношения между ними.
- граждане государства-противника подпадают под особый правовой режим, их права обычно ограничиваются. Они могут покинуть территорию воюющего государства, если их выезд не противоречит интересам этого государства. Кроме того, к ним может быть применен специальный режим вплоть до принудительного поселения в определенном месте либо интернирование.
- имущество, принадлежащее враждебному государству, конфискуется, за исключением имущества дипломатических и консульских учреждений. Воюющие государства вправе завладеть деньгами, фондами и долговыми требованиями, составляющими собственность враждебного государства, складами с оружием, медицинскими средствами, продуктами. Все средства транспорта и связи, даже если они принадлежат частным лицам, также могут быть захвачены, но подлежат возврату по окончании войны и заключения мира.
Ведение боевых действий вооруженными силами происходит на определенном пространстве: на сухопутной, воздушной и морской территории. Это пространство составляет театр войны. Пространство театра войны может находиться в пределах государственной территории и за ее пределами, например, в открытом море. Театр войны состоит из театров военных действий – это территории (участки местности), на которых вооруженные силы воюющих сторон фактически ведут боевые действия.
Войну нельзя вести в демилитаризованных зонах (например, Антарктика), нейтрализованных территориях (например, архипелаг Шпицберген) и на территории нейтральных государств. (например, Швейцария, Австрия, Туркменистан.).
Окончание войны. Прекращение военных действий может осуществляться в форме перемирия и капитуляции. Перемирие – это прекращение воюющими сторонами боевых действий. Ст. 37 IV Гаагской конвенции устанавливает, что перемирие может быть общим и местным. Местное перемирие приостанавливает военные действия между отдельными подразделениями вооруженных сил на определенном участке театра военных действий и на ограниченный период времени. Общее перемирие не приостанавливает, а прекращает боевые действия. Решение о заключении общего перемирия принимается высшими государственными органами, а местного – командованием на определенном участке фронта.
В отличие от перемирия капитуляция не создает полностью нормальных взаимоотношений между государствами после ее подписания, более того государство, подписавшее акт о капитуляции, утрачивает также формальное равенство с победителем и выполняет все его предписания.
Капитуляция бывает:
1) по условиям: условная – например, при сдаче воинской части капитулирующая сторона выговаривает себе право, в частности, оставить холодное оружие у офицерского состава;
безусловная (безоговорочную).
2) по форме: почетная - Последствия могут выражаться в сохранении за офицерами холодного оружия, за воинской частью — знамен;
обыкновенная капитуляция заключается в прекращении военных действий, сдаче противнику позиций, разоружении капитулирующих и их пленении.
Капитуляция одной воинской части еще не может завершить войну. Но капитуляция армии или ее значительной части, в результате чего государство утрачивает способность к дальнейшему сопротивлению, является фактическим окончанием войны. Капитуляция имеет важное военное и политическое значение.
Одной из форм прекращения состояния войны может быть издание односторонней декларации (заявления), которая провозглашает наступление мирных отношений и позволяет в дальнейшем разрешить возникшие вопросы послевоенного урегулирования. Наилучшим способом прекращения войны является заключение мирного договора, где решаются все спорные вопросы между воюющими державам.
Структура и состав суда.
Президиум
Президиум суда образуют его Председатель, первый и второй Вице-председатели. Они избираются абсолютным большинством голосов судей на трёхлетний срок и могут быть переизбраны только один раз.
Президиум осуществляет текущее управление делами Суда, координирует деятельность с Прокурором и выполняет иные функции, связанные с работой Суда.
Отделения и палаты суда
Структура собственно судебного компонента Международного уголовного суда состоит из Апелляционного отделения, Судебного отделения и Отделения предварительного производства. В свою очередь отделения включают в себя палаты, их количество может быть различным и определяется в зависимости от степени сложности, находящихся в производстве суда дел.
Апелляционное отделение состоит из Председателя и ещё четырех судей, а Судебное отделение и Отделение предварительного производства — не менее чем из шести судей каждые. При этом в Апелляционную палату должны входить сразу все судьи Апелляционного отделения, в одну Судебную палату — не менее трёх судей Судебного отделения, а в одну Палату предварительного производства — не менее трёх судей либо одного судьи соответствующего отделения в зависимости от сложности рассматриваемого дела.
Канцелярия Прокурора
Канцелярия Прокурора является независимым органом МУС, которая уполномочена осуществлять уголовное преследование ответственных за преступления лиц и предъявлять им обвинений. Канцелярия возглавляется Главным Прокурором. Независимость прокуратуры заключается в том, Прокурор и его заместители назначаются не Судом, а избираются Ассамблеей государств-участников наравне с судьями также сроком на девять лет, повторно переизбраны быть не могут и не должны представлять одно государство.
В настоящее время Главным Прокурорм МУС является представительница Гамбии Фату Бенсуда, ранее эту должность занимал с 2003 по 2012 годы аргентинец Луис Морено Окампо.
Секретариат
Секретариат отвечает за несудебные аспекты управления делами и обслуживания Суда. Возглавляется секретарём, который избирается судьями на пятилетний срок.
Судьи
Международный уголовный суд состоит из 18 судей, избираемых на 9 лет Ассамблеей государств-участников суда, причём каждая из региональных групп должна быть представлена по крайней мере 2 судьями. В настоящее время (апрель 2013 года) 3 судей представляют Восточную Европу, 3 — Азию, 4 — Африку, 2 — Латинскую Америку, а остальные 5 — Западную Европу и другие государства.
Все судьи избираются по двум спискам. Список «А» включает в себя лиц, являющихся признанными специалистами в сфере уголовного права и процесса, а также обладающих необходимым опытом работы в качестве судьи, прокурора либо адвоката в этой сфере. Список «В» состоит из лиц, которые являются авторитетными специалистами в сферемеждународного права, а именно в области международного гуманитарного права и прав человека, и имеют большой опыт юридической практики.
Кандидаты на должность судьи должны получить наибольшее число голосов и большинство в две трети голосов государств- участников, присутствующих и принимающих участие в голосовании. В состав суда не могут одновременно входить два лица, представляющих одно и то же государство.
Предметная юрисдикция
Предметная юрисдикция суда ограничена следующими видами преступлений:
1. Геноцид — намерение целиком или частично истребить национальную, этническую, расовую, религиозную или иную социальную группу как таковую.
2. Преступления против человечности — часть масштабного или систематического преследования, направленного против мирного населения, причём о возможном преследовании преступнику заранее было известно.
3. Военные преступления — нарушение законов и обычаев ведения войны, регулирующих поведение вооружённых формирований во время войны и защищающих гражданское население, военнопленных, культурное достояние и др.
В компетенцию Международного уголовного суда предлагалось также включить агрессию. Однако во время переговоров в Риме стороны не смогли прийти к единому определению этого преступления и поэтому было решено, что пока Суд не может осуществлять правосудия по вопросам, связанным с преступной агрессией.
Временна́я юрисдикция
Компетенция Суда ограничена также и во времени, а именно преступлениями, совершёнными после 1 июля 2002 года, даты вступления Римского статута в силу. Если некоторый конфликт — например, война в Уганде — продолжается уже двадцать лет, то компетенция Суда ограничена теми действиями, которые были там совершены после 1 июля 2002 года.
Порядок привлечения
ажно подчеркнуть, что МУС — это «последнее прибежище». Он действует только в случае, если государство, на территории которого совершено преступление или гражданином которого является преступник, не желает или фактически не может осуществить расследование и выдвинуть против него обвинение.
Эта система, так называемая система дополнительности, оставляет государствам первичную ответственность расследования и выдвижения обвинений по международным преступлениям. В отличие от созданных ad hoc трибуналов ООН по бывшей Югославии и по Руанде, компетенция государства имеет приоритет над компетенцией международного суда.
Однако, если правоохранительная деятельность, предпринятая каким-нибудь государством, не соответствует международным процессуальным стандартам или имеет целью защиту связанного с преступлением лица от юрисдикции МУС, этот последний имеет право осуществить правосудие по данному случаю.
Суд не может автоматически осуществить правосудие по любому предполагаемому преступлению. Для этого нужен один из следующих механизмов, которые задействуют это право:
· одно из государств-участников передаёт прокурору суда некоторую ситуацию;
· Совет Безопасности ООН передаёт Суду некоторую ситуацию (в том числе и в отношении тех государств, которые не являются участниками МУС);
· прокурор МУС начинает расследование в отношении какого-либо государства-участника по своей инициативе (proprio motu).
В последнем случае действия прокурора должны быть подтверждены палатой предварительного производства, состоящей из трёх независимых и беспристрастных судей.
Кроме того, каждый ордер на арест и каждое обвинение, выданное прокурором, должны утверждаться комитетом из трёх судей, принимающим решения исключительно в соответствии со строго определёнными правовыми принципами и доказательствами, которые предоставляет прокурор.
Охрана вод
Океан - это “лёгкие” Земли, источник питания населения земного шара и сосредоточение огромных богатств полезных ископаемых. Но научно-технический прогресс отрицательно сказался на жизнеспособности океана - интенсивное судоходство, активизация добычи нефти и газа в водах континентального шельфа, сбрасывание в моря нефтяных и радиоактивных отходов привели к тяжёлым последствиям: к загрязнению морских пространств, к нарушению экологического равновесия в Мировом океане. В настоящее время перед человечеством стоит глобальная задача - срочно ликвидировать ущерб, нанесённый океану, восстановить нарушенное равновесие и создать гарантии сохранения его в будущем. Нежизнеспособный океан пагубно скажется на жизнеобеспечении всей Земли, на судьбе человечества. В связи с этим в рамках международного права принимаются международные акты, позволяющие принимать меры, направленные на защиту и сохранение морской среды. Первостепенное значение в настоящее время из многих международных актов принадлежит Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. В соответствии с ее нормами государства приняли на себя обязательства свести к минимуму выброс токсичных, вредных или ядовитых веществ из находящихся на суше источников, из атмосферы или через нее путем захоронения; уменьшить загрязнение с судов, загрязнения от установок и устройств, используемых при разведке и разработке ресурсов морского дна, и иных установок и устройств, эксплуатируемых в морской среде. Особое внимание в Конвенции уделяется принятию государствами внутреннего законодательства в отношении континентального шельфа и исключительной экономической зоны с точки зрения обеспечения в пределах этих территорий экологической безопасности.
Особое место в охране морской среды занимает международная охрана морских животных: китов, морских котиков, тюленей. На этих животных ведется активный промысел, создается угроза их исчезновения. В связи с этим международным правом выработаны правила, позволяющие контролировать действия субъектов, ведущих промысел указанных животных. Важнейшими международными актами по этому вопросу являются Конвенция по урегулированию китобойного промысла 1946 г., Конвенция о сохранении котиков северной части Тихого океана 1957 г., Конвенция о сохранении тюленей Антарктики 1972 г., Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. Путем заключения двусторонних договоров государства стремятся сохранить рыбные запасы Мирового океана и прекратить бесконтрольный рыбный промысел. Регулированию этих же вопросов посвящены и многосторонние акты: Соглашение об осуществлении положений Конвенции ООН по морскому праву 1982 г., которые касаются сохранения трансграничных рыбных запасов и запасов далеко мигрирующих рыб и управления ими 1995 г.; Конвенция об охране лосося в северной части Атлантического океана 1982 г. и другие. В соответствии с правилами международных актов ежегодно устанавливается оптимально допустимый улов, который распределяется между государствами. За судами, осуществляющими промысел, устанавливается международный и национальный контроль.
Существуют другие органы:
Авиатранспортный комитет;
Юридический комитет;
Комитет по совместной поддержке аэронавигационного обеспечения;
Финансовый комитет;
Комитет по контролю за противоправным вмешательством в международные воздушные перевозки;
Комитет по кадрам;
Комитет по техническому сотрудничеству;
Секретариат.
Международное право как особая правовая система, функции международного права. Предмет международно-правового регулирования.
Международное право как совокупность юридических норм, создаваемых совместно государствами с целью регулирования их взаимных отношений.
Международное право как особая правовая система имеет:
Дата: 2018-12-28, просмотров: 322.