Классификация нефтепродуктов. Компоненты нефти и нефтепродуктов
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Классификация нефтепродуктов. Компоненты нефти и нефтепродуктов.

  • сырая нефть;
  • темные нефтепродукты (мазут и моторное топливо);
  • светлые нефтепродукты (дизельное топливо, керосин и топливо для реактивных двигателей);
  • бензин (автомобильный и авиационный);
  • масла (от консистентных смазок до трансформаторных масел).

 

В РФ систему классификации нефтепродуктов и смазочных материалов определяет ГОСТ 28576-90 (ИСО 8681-86)

Класс Продукты
F Топлива
S Растворители и сырье для химической промышленности
L Смазочные материалы, индустриальные масла и родственные продукты
W Парафины
B Битумы

 

Компоненты нефти и нефтепродуктов. Нефть и нефтепродукты представляют собой сложную жидкую смесь близкокипящих углеводородов и высокомолекулярных углеводородных соединений. Основными структурными элементами нефти являются углерод и водород, а элементарный состав колеблется в небольших пределах: углерод 83÷87%, водород 11÷14%. В зависимости от преобладания в нефти одного из трех представителей углеводородов (более 50%) нефти именуются метановые, нафтеновые или ароматические. В случае, когда к доминирующему присоединяется другой углеводород в количестве не менее 25%, то им дают комбинированное название, например, метанонафтеновые. Условно товарные нефтепродукты делятся на светлые, темные, пластичные смазки и нефтехимические продукты. К светлым нефтепродуктам относят и бензины, керосины, топлива для реактивных двигателей, дизельные топлива. Темные нефтепродукты – это различные масла и мазуты.

 

2. Фракционный состав, способы определения. Зависимость выхода фракции от температуры кипения нефтепродукта. Фракцией называется доля нефти, выкипающая в определенном интервале температур. Нефти выкипают в очень широком интервале температур, в основном, от 28 до 520-540°С. Фракционный состав - это смесь  компонентов, имеющих разные температуры кипения. Фракционный состав определяют методом простой перегонки (дистилляции), дистилляции с дефлегмацией (более легкую удаляют, более тяжелую возвращают)  и ректификации (многократная дефлегмация). При определении фракционного состава по ГОСТ 2177-82 перегонку ведут при 100, 120, 150, 160°С, а далее через каждые 20°С до 300°С.

Обычно бензиновые фракции выкипают в пределах 35-205°С (31%), керосиновые – 150-315°С (10%), дизельные – 180-420°С (51%), тяжелые масляные дистилляты (мазут) – 420-490°С (20%), остаточные масла  – выше 490°С (15%). Невозможно добиться четкого разделения нефтепродуктов на узкие фракции,так как часть высококипящих компонентов переходит в дистиллят, а часть низкокипящих остается в жидкой фазе. Поэтому применяют перегонку с дефлегмацией или ректификацией.

Разгонку легких фракций проводят при низких температурах и повышенных давлениях, средних фракций – при атмосферном давлении, тяжелых фракций – в вакууме или с применением водяного пара (для предупреждения их разложения). Нефти классифицируются по содержанию в них бензиновых, керосиновых и масляных фракций.

 

 

По  СНиП 2.11.03-93

Категория склада Максим объем одного резервуара,куб.м Общая вместимость склада, куб.м
I II IIIа IIIб IIIв - - До 5000 включ. '' 2000 '' '' 700 '' Св. 100 000 Св. 20 000 до 100 000 включ. Св. 10 000 до 20 000 включ. Св. 2 000 до 10 000 включ. До 2 000 включ.

По ВНТП 5-95

по функциональному назначению - на перевалочные, перевалочно-распределительные и распределительные;
по транспортным связям поступления и отгрузки нефтепродуктов - на железнодорожные, водные (морские, речные), трубопроводные, автомобильные, а также смешанные водно-железнодорожные, трубопроводно-железнодорожные и т.п.;
по номенклатуре хранимых нефтепродуктов - на нефтебазы для легковоспламеняющихся и горючих нефтепродуктов, а также нефтебазы общего хранения;
по годовому грузообороту - на пять классов:

   
Класс нефтебаз Грузооборот, тыс.т/год
1 от 500 и более
2 св. 100 до 500 вкл.
3 " 50 " 100 "
4 " 20 " 50 "
5 от 20 и менее

По СНиП II-П.3-70 на 2 группы :1. Самостоятельные базы. 2. Входящие в состав промпредприятий.

Ø Нефтебазы первой группы подразделяются на три категории:

· нефтебазы с общим объемом резервуаровболее 100тыс.м3 (РВС-100),

· общим объемом резервуаров от 20 до 100тыс.м3(РВС-20РВС-100),

· общим объемом резервуаров до 20 тыс.м3 включительно (РВС-20);

Ø На складах второй группы допускается хранение

§ в наземных хранилищах

¨ 2000 м3 легко воспламеняющихся продуктов и

¨ 10000 м3 горючих продуктов,

§ в подземных – 4000 м3 и 20000 м3 соответственно. виду хранимого продукта: для темных и светлых нефтепродуктов.

 

 

 

 




Требования, предъявляемые к маслам.

 Масла должны обладать:

1. Оптимальными вязкостно-температурными свойствами для облегчения запуска механизма при низких температурах, для снижения износа деталей и уменьшения потерь на трение.

2. Хорошими смазывающими свойствами для обеспечения надёжной смазки на всех режимах работы.

3. Достаточной антиокислительной стойкостью, препятствующей изменению химического состава масла в процессе работы.

4. Хорошими моющими свойствами с целью снижения склонности к образованию отложений.

5. Высокими противокоррозионными свойствами по отношению к конструкционным материалам.

6. Удовлетворительными защитными свойствами для предохранения металлов от атмосферной коррозии.

7. Низкой испаряемостью, малой пенообразующей способностью; не оказывать отрицательное воздействие на уплотнительные материалы; быть нетоксичным; не подвергаться биоповреждениям; не изменять своих свойств при хранении и транспортировке; легко транспортироваться и перекачиваться.

Из перечисленных свойств общими для всех групп масел являются смазочные, вязкостно-температурные, антиокислительные. В то же время другие, например, моющие, противопенные, характерны для масел определённого назначения. Ряд свойств являются основными только в определённых условиях применения, например, биостойкость важна при использовании масел во влажной атмосфере тропического климата.

v Маслянистость – способность покрывать поверхность пленкой , не разрушающейся при больших нагрузках и скоростях перемещения трущихся поверхностей.

v Вязкость (текучесть) – способность вытекать не слишком быстро и не создавать чрезмерное сопротивление в каналах и зазорах. Вязкость должна обеспечивать надёжную смазку двигателя при всех рабочих температурах с наименьшими потерями на трение. Не должна сильно меняться от температуры окружающей среды до 110-1200С. Чем меньше изменяется вязкость масла при изменении температуры, тем лучше масло, тем лучше его пусковые качества.

v Кислотность – определяется кислотным числом, которое должно быть минимальным, т.к. кислоты находящиеся в масле вызывают коррозию деталей.

v Моющая способность ( и диспергируемость)- способность предотвращать отложение загрязнений на деталях.

v Зольность - это количество золы, образующееся при сгорании масла. Чистое свежее масло без присадок должно сгорать без остатка. Присадки в товарном масле увеличивают зольность.

v Коксуемость –образование твердых углеродов при разложении масла (при высоких температурах)

v Стабильность – способность сохранять основные эксплуатационные свойства в течение длительного времени.

v Наличие присадок – вещества, улучшающие эксплуатационные свойства масел ( антиокислительные, антикоррозионные, моющие, снижающие температуру загущения и др. , а так же комплексные.

Сорт масла зависит от типа двигателя, условий его работы и материалов, применяемых для подшипников кривошипно-шатунного механизма.

Для дизелей, работающих с большими нагрузками на кривошипно-шатунный механизм и имеющих подшипники из свинцови­стой бронзы, применяют масла с большей маслянистостью и вяз­костью и высокими антикоррозионными свойствами.

Для смазки двухтактных автомобильных карбюраторных двига­телей применяются масла с повышенной маслянистостью и вязко­стью и малой склонностью к нагарообразованию.

 

Топливо для мартеновских печей поставляется марок: МП — малосернистое и МПС — сернистое. Газотурбинное топливо вырабатывается двух марок: ТГ — обычное и ТГВК — высшей категории качества, а топливо печное бытовое выпускается марки ТПБ.

Основные характеристики

- вязкость (определяет маркировку); условная вязкость (ºВУ) - отношение времени истечения 200 мл мазута при заданной температуре ко времени истечения 200 мл дистиллированной воды при 20 ºС.

При повышении Т0 вязкость уменьшается, нагревают при транспортировке и повышения качества распыления, но на 200 ниже Т вспышки. Повышение давления Р вязкость повышается. Меняется при термообработке.

- плотность (по плотности определяют объем, энергию на перекачку, от плотности зависит скорость отстаивания от воды и примесей);

- температура вспышки : парафинистые +500 ÷+700С,  для М40, М90, М100, М110 +1400 ÷  +2300С ;

- температура воспламенения на 50÷70 ºС выше температуры вспышки.

- температура самовоспламенения(воспламенение без внешнего источника) 500÷600 ºС. ; ;

- температура застывания (при которой уровень мазута в пробирке, наклонённой к горизонту под углом 45º, остаётся неподвижным в течение 1 мин.). М40 (+100), М100 (+250)

18. Смазочные масла. Общие эксплуатационные требования. Виды масел. Масла моторные, требования, предъявляемые к ним.

  Смазочные масла — жидкости, используемые в качестве смазочных материалов.

Общие эксплуатационные требования. Масла должны обладать:

1. Оптимальными вязкостно-температурными свойствами для облегчения запуска механизма при низких температурах, для снижения износа деталей и уменьшения потерь на трение.

2. Хорошими смазывающими свойствами для обеспечения надёжной смазки на всех режимах работы.

3. Достаточной антиокислительной стойкостью, препятствующей изменению химического состава масла в процессе работы.

4. Хорошими моющими свойствами с целью снижения склонности к образованию отложений.

5. Высокими противокоррозионными свойствами по отношению к конструкционным материалам.

6. Удовлетворительными защитными свойствами для предохранения металлов от атмосферной коррозии.

7. Низкой испаряемостью, малой пенообразующей способностью; не оказывать отрицательное воздействие на уплотнительные материалы; быть нетоксичным; не подвергаться биоповреждениям; не изменять своих свойств при хранении и транспортировке; легко транспортироваться и перекачиваться.

Из перечисленных свойств общими для всех групп масел являются смазочные, вязкостно-температурные, антиокислительные. В то же время другие, например, моющие, противопенные, характерны для масел определённого назначения. Ряд свойств являются основными только в определённых условиях применения, например, биостойкость важна при использовании масел во влажной атмосфере тропического климата.

Виды масел: по составу (нефтяные, синтетические, полусинтетические); по назначению (моторные;  для двухтактных бензиновых двигателей; трансмиссионные; индустриальные; реактивные  

рабочие жидкости для автоматических коробок передач; рабочие жидкости для гидравлических усилителей рулевого управления ; смазочно-охлаждающие эмульсии для металлорежущих станков)

Требования к моторным маслам

1. иметь вязкость, обеспечивающую надёжную смазку двигателя при всех рабочих температурах с наименьшими потерями на трение;

2. обладать низкотемпературными свойствами для облегчения пуска двигателя в зимнее время;

3. иметь хорошие моющие и диспергирующие свойства для необходимой чистоты цилиндро-поршневой группы и других деталей;

4. обладать высокими противоокислительными свойствами для торможения процессов окисления масла в двигателе и уменьшения накопления продуктов окисления в масле, составляющих основу для нагара и отложений;

5. защищать от коррозии подшипники из цветных металлов и от ржавления остальные детали;

6. уменьшать износ деталей;

7. препятствовать прорыву газов из камеры сгорания в картер путём заполнения зазоров между поршневыми кольцами и зеркалом цилиндра. При пуске это улучшает компрессию, при работе уменьшает попадание продуктов сгорания;

8. не содержать токсичных компонентов.

 

Классификация нефтепродуктов. Компоненты нефти и нефтепродуктов.

  • сырая нефть;
  • темные нефтепродукты (мазут и моторное топливо);
  • светлые нефтепродукты (дизельное топливо, керосин и топливо для реактивных двигателей);
  • бензин (автомобильный и авиационный);
  • масла (от консистентных смазок до трансформаторных масел).

 

В РФ систему классификации нефтепродуктов и смазочных материалов определяет ГОСТ 28576-90 (ИСО 8681-86)

Класс Продукты
F Топлива
S Растворители и сырье для химической промышленности
L Смазочные материалы, индустриальные масла и родственные продукты
W Парафины
B Битумы

 

Компоненты нефти и нефтепродуктов. Нефть и нефтепродукты представляют собой сложную жидкую смесь близкокипящих углеводородов и высокомолекулярных углеводородных соединений. Основными структурными элементами нефти являются углерод и водород, а элементарный состав колеблется в небольших пределах: углерод 83÷87%, водород 11÷14%. В зависимости от преобладания в нефти одного из трех представителей углеводородов (более 50%) нефти именуются метановые, нафтеновые или ароматические. В случае, когда к доминирующему присоединяется другой углеводород в количестве не менее 25%, то им дают комбинированное название, например, метанонафтеновые. Условно товарные нефтепродукты делятся на светлые, темные, пластичные смазки и нефтехимические продукты. К светлым нефтепродуктам относят и бензины, керосины, топлива для реактивных двигателей, дизельные топлива. Темные нефтепродукты – это различные масла и мазуты.

 

2. Фракционный состав, способы определения. Зависимость выхода фракции от температуры кипения нефтепродукта. Фракцией называется доля нефти, выкипающая в определенном интервале температур. Нефти выкипают в очень широком интервале температур, в основном, от 28 до 520-540°С. Фракционный состав - это смесь  компонентов, имеющих разные температуры кипения. Фракционный состав определяют методом простой перегонки (дистилляции), дистилляции с дефлегмацией (более легкую удаляют, более тяжелую возвращают)  и ректификации (многократная дефлегмация). При определении фракционного состава по ГОСТ 2177-82 перегонку ведут при 100, 120, 150, 160°С, а далее через каждые 20°С до 300°С.

Обычно бензиновые фракции выкипают в пределах 35-205°С (31%), керосиновые – 150-315°С (10%), дизельные – 180-420°С (51%), тяжелые масляные дистилляты (мазут) – 420-490°С (20%), остаточные масла  – выше 490°С (15%). Невозможно добиться четкого разделения нефтепродуктов на узкие фракции,так как часть высококипящих компонентов переходит в дистиллят, а часть низкокипящих остается в жидкой фазе. Поэтому применяют перегонку с дефлегмацией или ректификацией.

Разгонку легких фракций проводят при низких температурах и повышенных давлениях, средних фракций – при атмосферном давлении, тяжелых фракций – в вакууме или с применением водяного пара (для предупреждения их разложения). Нефти классифицируются по содержанию в них бензиновых, керосиновых и масляных фракций.

 

 

Дата: 2018-12-28, просмотров: 292.