Классификация нефтепродуктов. Компоненты нефти и нефтепродуктов.
В РФ систему классификации нефтепродуктов и смазочных материалов определяет ГОСТ 28576-90 (ИСО 8681-86)
Класс | Продукты |
F | Топлива |
S | Растворители и сырье для химической промышленности |
L | Смазочные материалы, индустриальные масла и родственные продукты |
W | Парафины |
B | Битумы |
Компоненты нефти и нефтепродуктов. Нефть и нефтепродукты представляют собой сложную жидкую смесь близкокипящих углеводородов и высокомолекулярных углеводородных соединений. Основными структурными элементами нефти являются углерод и водород, а элементарный состав колеблется в небольших пределах: углерод 83÷87%, водород 11÷14%. В зависимости от преобладания в нефти одного из трех представителей углеводородов (более 50%) нефти именуются метановые, нафтеновые или ароматические. В случае, когда к доминирующему присоединяется другой углеводород в количестве не менее 25%, то им дают комбинированное название, например, метанонафтеновые. Условно товарные нефтепродукты делятся на светлые, темные, пластичные смазки и нефтехимические продукты. К светлым нефтепродуктам относят и бензины, керосины, топлива для реактивных двигателей, дизельные топлива. Темные нефтепродукты – это различные масла и мазуты.
2. Фракционный состав, способы определения. Зависимость выхода фракции от температуры кипения нефтепродукта. Фракцией называется доля нефти, выкипающая в определенном интервале температур. Нефти выкипают в очень широком интервале температур, в основном, от 28 до 520-540°С. Фракционный состав - это смесь компонентов, имеющих разные температуры кипения. Фракционный состав определяют методом простой перегонки (дистилляции), дистилляции с дефлегмацией (более легкую удаляют, более тяжелую возвращают) и ректификации (многократная дефлегмация). При определении фракционного состава по ГОСТ 2177-82 перегонку ведут при 100, 120, 150, 160°С, а далее через каждые 20°С до 300°С.
Обычно бензиновые фракции выкипают в пределах 35-205°С (31%), керосиновые – 150-315°С (10%), дизельные – 180-420°С (51%), тяжелые масляные дистилляты (мазут) – 420-490°С (20%), остаточные масла – выше 490°С (15%). Невозможно добиться четкого разделения нефтепродуктов на узкие фракции,так как часть высококипящих компонентов переходит в дистиллят, а часть низкокипящих остается в жидкой фазе. Поэтому применяют перегонку с дефлегмацией или ректификацией.
Разгонку легких фракций проводят при низких температурах и повышенных давлениях, средних фракций – при атмосферном давлении, тяжелых фракций – в вакууме или с применением водяного пара (для предупреждения их разложения). Нефти классифицируются по содержанию в них бензиновых, керосиновых и масляных фракций.
По СНиП 2.11.03-93
Категория склада | Максим объем одного резервуара,куб.м | Общая вместимость склада, куб.м |
I II IIIа IIIб IIIв | - - До 5000 включ. '' 2000 '' '' 700 '' | Св. 100 000 Св. 20 000 до 100 000 включ. Св. 10 000 до 20 000 включ. Св. 2 000 до 10 000 включ. До 2 000 включ. |
По ВНТП 5-95
по функциональному назначению - на перевалочные, перевалочно-распределительные и распределительные;
по транспортным связям поступления и отгрузки нефтепродуктов - на железнодорожные, водные (морские, речные), трубопроводные, автомобильные, а также смешанные водно-железнодорожные, трубопроводно-железнодорожные и т.п.;
по номенклатуре хранимых нефтепродуктов - на нефтебазы для легковоспламеняющихся и горючих нефтепродуктов, а также нефтебазы общего хранения;
по годовому грузообороту - на пять классов:
Класс нефтебаз | Грузооборот, тыс.т/год |
1 | от 500 и более |
2 | св. 100 до 500 вкл. |
3 | " 50 " 100 " |
4 | " 20 " 50 " |
5 | от 20 и менее |
По СНиП II-П.3-70 на 2 группы :1. Самостоятельные базы. 2. Входящие в состав промпредприятий.
Ø Нефтебазы первой группы подразделяются на три категории:
· нефтебазы с общим объемом резервуаровболее 100тыс.м3 (РВС-100),
· общим объемом резервуаров от 20 до 100тыс.м3(РВС-20 — РВС-100),
· общим объемом резервуаров до 20 тыс.м3 включительно (РВС-20);
Ø На складах второй группы допускается хранение
§ в наземных хранилищах
¨ 2000 м3 легко воспламеняющихся продуктов и
¨ 10000 м3 горючих продуктов,
§ в подземных – 4000 м3 и 20000 м3 соответственно. виду хранимого продукта: для темных и светлых нефтепродуктов.
Требования, предъявляемые к маслам.
Масла должны обладать:
1. Оптимальными вязкостно-температурными свойствами для облегчения запуска механизма при низких температурах, для снижения износа деталей и уменьшения потерь на трение.
2. Хорошими смазывающими свойствами для обеспечения надёжной смазки на всех режимах работы.
3. Достаточной антиокислительной стойкостью, препятствующей изменению химического состава масла в процессе работы.
4. Хорошими моющими свойствами с целью снижения склонности к образованию отложений.
5. Высокими противокоррозионными свойствами по отношению к конструкционным материалам.
6. Удовлетворительными защитными свойствами для предохранения металлов от атмосферной коррозии.
7. Низкой испаряемостью, малой пенообразующей способностью; не оказывать отрицательное воздействие на уплотнительные материалы; быть нетоксичным; не подвергаться биоповреждениям; не изменять своих свойств при хранении и транспортировке; легко транспортироваться и перекачиваться.
Из перечисленных свойств общими для всех групп масел являются смазочные, вязкостно-температурные, антиокислительные. В то же время другие, например, моющие, противопенные, характерны для масел определённого назначения. Ряд свойств являются основными только в определённых условиях применения, например, биостойкость важна при использовании масел во влажной атмосфере тропического климата.
v Маслянистость – способность покрывать поверхность пленкой , не разрушающейся при больших нагрузках и скоростях перемещения трущихся поверхностей.
v Вязкость (текучесть) – способность вытекать не слишком быстро и не создавать чрезмерное сопротивление в каналах и зазорах. Вязкость должна обеспечивать надёжную смазку двигателя при всех рабочих температурах с наименьшими потерями на трение. Не должна сильно меняться от температуры окружающей среды до 110-1200С. Чем меньше изменяется вязкость масла при изменении температуры, тем лучше масло, тем лучше его пусковые качества.
v Кислотность – определяется кислотным числом, которое должно быть минимальным, т.к. кислоты находящиеся в масле вызывают коррозию деталей.
v Моющая способность ( и диспергируемость)- способность предотвращать отложение загрязнений на деталях.
v Зольность - это количество золы, образующееся при сгорании масла. Чистое свежее масло без присадок должно сгорать без остатка. Присадки в товарном масле увеличивают зольность.
v Коксуемость –образование твердых углеродов при разложении масла (при высоких температурах)
v Стабильность – способность сохранять основные эксплуатационные свойства в течение длительного времени.
v Наличие присадок – вещества, улучшающие эксплуатационные свойства масел ( антиокислительные, антикоррозионные, моющие, снижающие температуру загущения и др. , а так же комплексные.
Сорт масла зависит от типа двигателя, условий его работы и материалов, применяемых для подшипников кривошипно-шатунного механизма.
Для дизелей, работающих с большими нагрузками на кривошипно-шатунный механизм и имеющих подшипники из свинцовистой бронзы, применяют масла с большей маслянистостью и вязкостью и высокими антикоррозионными свойствами.
Для смазки двухтактных автомобильных карбюраторных двигателей применяются масла с повышенной маслянистостью и вязкостью и малой склонностью к нагарообразованию.
Топливо для мартеновских печей поставляется марок: МП — малосернистое и МПС — сернистое. Газотурбинное топливо вырабатывается двух марок: ТГ — обычное и ТГВК — высшей категории качества, а топливо печное бытовое выпускается марки ТПБ.
Основные характеристики
- вязкость (определяет маркировку); условная вязкость (ºВУ) - отношение времени истечения 200 мл мазута при заданной температуре ко времени истечения 200 мл дистиллированной воды при 20 ºС.
При повышении Т0 вязкость уменьшается, нагревают при транспортировке и повышения качества распыления, но на 200 ниже Т вспышки. Повышение давления Р вязкость повышается. Меняется при термообработке.
- плотность (по плотности определяют объем, энергию на перекачку, от плотности зависит скорость отстаивания от воды и примесей);
- температура вспышки : парафинистые +500 ÷+700С, для М40, М90, М100, М110 +1400 ÷ +2300С ;
- температура воспламенения на 50÷70 ºС выше температуры вспышки.
- температура самовоспламенения(воспламенение без внешнего источника) 500÷600 ºС. ; ;
- температура застывания (при которой уровень мазута в пробирке, наклонённой к горизонту под углом 45º, остаётся неподвижным в течение 1 мин.). М40 (+100), М100 (+250)
18. Смазочные масла. Общие эксплуатационные требования. Виды масел. Масла моторные, требования, предъявляемые к ним.
Смазочные масла — жидкости, используемые в качестве смазочных материалов.
Общие эксплуатационные требования. Масла должны обладать:
1. Оптимальными вязкостно-температурными свойствами для облегчения запуска механизма при низких температурах, для снижения износа деталей и уменьшения потерь на трение.
2. Хорошими смазывающими свойствами для обеспечения надёжной смазки на всех режимах работы.
3. Достаточной антиокислительной стойкостью, препятствующей изменению химического состава масла в процессе работы.
4. Хорошими моющими свойствами с целью снижения склонности к образованию отложений.
5. Высокими противокоррозионными свойствами по отношению к конструкционным материалам.
6. Удовлетворительными защитными свойствами для предохранения металлов от атмосферной коррозии.
7. Низкой испаряемостью, малой пенообразующей способностью; не оказывать отрицательное воздействие на уплотнительные материалы; быть нетоксичным; не подвергаться биоповреждениям; не изменять своих свойств при хранении и транспортировке; легко транспортироваться и перекачиваться.
Из перечисленных свойств общими для всех групп масел являются смазочные, вязкостно-температурные, антиокислительные. В то же время другие, например, моющие, противопенные, характерны для масел определённого назначения. Ряд свойств являются основными только в определённых условиях применения, например, биостойкость важна при использовании масел во влажной атмосфере тропического климата.
Виды масел: по составу (нефтяные, синтетические, полусинтетические); по назначению (моторные; для двухтактных бензиновых двигателей; трансмиссионные; индустриальные; реактивные
рабочие жидкости для автоматических коробок передач; рабочие жидкости для гидравлических усилителей рулевого управления ; смазочно-охлаждающие эмульсии для металлорежущих станков)
Требования к моторным маслам
1. иметь вязкость, обеспечивающую надёжную смазку двигателя при всех рабочих температурах с наименьшими потерями на трение;
2. обладать низкотемпературными свойствами для облегчения пуска двигателя в зимнее время;
3. иметь хорошие моющие и диспергирующие свойства для необходимой чистоты цилиндро-поршневой группы и других деталей;
4. обладать высокими противоокислительными свойствами для торможения процессов окисления масла в двигателе и уменьшения накопления продуктов окисления в масле, составляющих основу для нагара и отложений;
5. защищать от коррозии подшипники из цветных металлов и от ржавления остальные детали;
6. уменьшать износ деталей;
7. препятствовать прорыву газов из камеры сгорания в картер путём заполнения зазоров между поршневыми кольцами и зеркалом цилиндра. При пуске это улучшает компрессию, при работе уменьшает попадание продуктов сгорания;
8. не содержать токсичных компонентов.
Классификация нефтепродуктов. Компоненты нефти и нефтепродуктов.
В РФ систему классификации нефтепродуктов и смазочных материалов определяет ГОСТ 28576-90 (ИСО 8681-86)
Класс | Продукты |
F | Топлива |
S | Растворители и сырье для химической промышленности |
L | Смазочные материалы, индустриальные масла и родственные продукты |
W | Парафины |
B | Битумы |
Компоненты нефти и нефтепродуктов. Нефть и нефтепродукты представляют собой сложную жидкую смесь близкокипящих углеводородов и высокомолекулярных углеводородных соединений. Основными структурными элементами нефти являются углерод и водород, а элементарный состав колеблется в небольших пределах: углерод 83÷87%, водород 11÷14%. В зависимости от преобладания в нефти одного из трех представителей углеводородов (более 50%) нефти именуются метановые, нафтеновые или ароматические. В случае, когда к доминирующему присоединяется другой углеводород в количестве не менее 25%, то им дают комбинированное название, например, метанонафтеновые. Условно товарные нефтепродукты делятся на светлые, темные, пластичные смазки и нефтехимические продукты. К светлым нефтепродуктам относят и бензины, керосины, топлива для реактивных двигателей, дизельные топлива. Темные нефтепродукты – это различные масла и мазуты.
2. Фракционный состав, способы определения. Зависимость выхода фракции от температуры кипения нефтепродукта. Фракцией называется доля нефти, выкипающая в определенном интервале температур. Нефти выкипают в очень широком интервале температур, в основном, от 28 до 520-540°С. Фракционный состав - это смесь компонентов, имеющих разные температуры кипения. Фракционный состав определяют методом простой перегонки (дистилляции), дистилляции с дефлегмацией (более легкую удаляют, более тяжелую возвращают) и ректификации (многократная дефлегмация). При определении фракционного состава по ГОСТ 2177-82 перегонку ведут при 100, 120, 150, 160°С, а далее через каждые 20°С до 300°С.
Обычно бензиновые фракции выкипают в пределах 35-205°С (31%), керосиновые – 150-315°С (10%), дизельные – 180-420°С (51%), тяжелые масляные дистилляты (мазут) – 420-490°С (20%), остаточные масла – выше 490°С (15%). Невозможно добиться четкого разделения нефтепродуктов на узкие фракции,так как часть высококипящих компонентов переходит в дистиллят, а часть низкокипящих остается в жидкой фазе. Поэтому применяют перегонку с дефлегмацией или ректификацией.
Разгонку легких фракций проводят при низких температурах и повышенных давлениях, средних фракций – при атмосферном давлении, тяжелых фракций – в вакууме или с применением водяного пара (для предупреждения их разложения). Нефти классифицируются по содержанию в них бензиновых, керосиновых и масляных фракций.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 328.