Виды, структура и свойства научной информации
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Научно-информационная деятельность, как основа научных исследований и разработок, имеет свою теоретическую базу. Практика последних лет, большое число научно-исследовательских работ, ведущихся у нас в стране и за рубежом по проблемам научной информации, все большее число специали­стов, вовлеченных в эту сферу, вызвали широкое развитие теоре­тической мысли в этой области.

Научная информация - информация, создаваемая и получаемая в ходе научного процесса. Она отражает условия, содержание и ре­зультаты проводимых исследований. Область научной информа­ции имеет широкие границы и ее классификация по видам являет­ся довольно сложной задачей.

Виды научной информации. Необходимо отметить, что попыт­ки представить взаимоотношения между ними в виде сложной соподчиненности, составить их иерархическую классификацию обычно не приводят к приемлемым результатам. Это связано с тем, что классифицировать виды научной информации приходит­ся по самым разным признакам и зависимостям.

Как и любая информация, научная информация может быть визуальной, звуковой и тактильной (осязательной). В свою очередь визуальная информация по форме представления бывает текстовой, графической (изобразительной), картографической. Однако для практического использования особенно важны те виды научной информации, которые выделяются по назначению, типу переда­ваемой информации, способу распространения, степени аналитико-синтетической переработки, области получения или использо­вания.

Научную информацию можно подразделить:

 по назначению - на массовую и специальную (техническую, строительную, медицин­скую, экономическую и др.);

по типу передаваемой информации - документальную и фактографическую;

по способу распростране­ния информации - опубликованную и неопубликованную;

по сте­пени аналитико-синтетической переработки информации - пер­вичную и вторичную.

Структура научной информации. Имеет явно выраженный иерархический характер и включает в себя следующие классы (по Н.В. И.Сифорову)*:

класс А - информация о научных фактах,

класс В - информация о научных гипотезах, концепциях и тео­риях,

класс С - информация о данной науке или области знания,

класс Д - информация об окружающем нас мире.

Содержательная структура научной информации в достаточ­ной мере условна и не имеет явного выражения. В одних и тех же фрагментах научной информации может содержаться информация нескольких разных классов.

Свойства научной информации

Свойства научной информации, также как и ее структура, по методу классификационного деления носят иерархический харак­тер. Наиболее важными свойствами научной информации явля­ются следующие.

Неотрывность от физического носителя озна­чает, что научная информация не может существовать вне той или иной области, в отрыве от своего физического носителя.

Неаддитивность, некоммутативность и не­ассоциативность означает отсутствие у научной информа­ции таких свойств как аддитивность, коммутативность, ассоциа­тивность, т.е. содержащаяся в каком либо сообщении научная информация не есть просто арифметическая сумма ее составляю­щих (аддитивность), что эти составляющие нельзя располагать в данном сообщении в любой произвольной последовательности (коммутативность)и группировать в произвольном сочетании (ассоциативность).

Ценность научной информации которая тем выше чем больше способствует достижению цели, стоящей перед ее получа­телем.

Общественная природа научной информации обу­словлена тем, что источником научной информации является по­знавательная деятельность людей, так как явления и законы при­роды познаются всем человеческим обществом.

Семантический характер означает, что научная информация имеет познавательный характер, так как именно понятия составляют смысл слов и в них обобщаются существенные признаки явлений и процессов.

Языковая природа означает, что понятия образуются в результате обобщающей, абстрагирующей деятельности мышления, а существование абстрактного мышления возможно только благодаря языку.

Независимость от используемых языка и носителя означает, что научная информация не зависит о языка, на котором она выражается. Язык может быть естественным (речь) и искусственным (математические формулы, химические структуры, алгоритмы и др.). Никак не влияют на научную информацию и физические носители, используемые для ее передачи в пространстве и времени. Например, один и тот же текст может быть записан на магнитный диск (ленту), напечатан на машинке, написан от руки и т.д. Любая из этих записей будет содержать семантически равноценную научную информацию.

Дискретность связана с тем, что в плане языкового выражения единицами научной информации являются слова, предложения, отрывки текста, а в плане содержания понятия, высказывания, описания фактов, гипотезы, концепции, теории, законы учения. Различают еще и третий аспект дискретности - формальный, поскольку отчуждение научной информации от ее творца происходит не непрерывно, а дискретно, в виде относительно законченных творческих актов, в виде научных произведений и т.п. Изложенное в письменном виде, научное произведение становится научным документом.

Кумулятивность (способность к более краткому обобщенному изложению) означает связь научной информации с одной из основных закономерностей развития науки - ее преемственностью и интернациональным характером. Каждое поколение ученых занято не только получением новых научных данных, но и специальной работой по систематизации, оценке и обобщении научной информации, созданной их коллегами и предшественниками, с тем, чтобы сделать эту информацию наиболее доступной не только современникам, но и будущим поколениям.

Независимость от создателей проявляется в том что форма выражения научных истин не играет особой роли в дальнейшем использовании и не зависит от ее творцов. Эта форма непрерывно изменяется в процессе кумуляции научной информации. Научная информация сразу после ее распространения приобретает относительную свободу и от своего создателя, и от документа, в котором она впервые появилась, причем со временем степень этой свободы увеличивается. Старение научной информации, столь очевидное на первый взгляд, в действительности оказывается сложным для пони­мания. Тот факт, что на произведения Архимеда, Ньютона или Ломоносова сейчас уже почти не ссылаются, вовсе не означает, что содержащаяся в них научная информация устарела. В строгом понимании этого свойства полностью устаревает лишь та научная информация, которая с появлением новой научной информации становится неверной, перестает адекватно отображать явления и закономерности материального мира, человеческого общества и мышления, т.е. перестает быть научной информацией.

Рассеивани е научной информации по многочисленным научным произведениям находится в непосредственной связи с та­кими ее свойствами, как дискретность, кумулятивность, независи­мость от создателей и старение. Оно проявляется в том, что одни и те же содержательные единицы научной информации - понятия, высказывания, описания фактов, гипотезы, концепции, теории, законы, учения, меняя свое языковое выражение, по-разному и в разных контекстах используются в различных научных докумен­тах. Рассеяние научной информации обусловлено процессами дифференциации и интеграции, которые являются важными зако­номерностями науки.

Краткая характеристика рассмотренных свойств научной ин­формации не исключает необходимости их дальнейшего тщатель­ного изучения, поскольку понимание этих свойств играет исклю­чительно важную роль в информационной деятельности.

 

Дата: 2018-12-28, просмотров: 571.