Научно-информационная деятельность, как основа научных исследований и разработок, имеет свою теоретическую базу. Практика последних лет, большое число научно-исследовательских работ, ведущихся у нас в стране и за рубежом по проблемам научной информации, все большее число специалистов, вовлеченных в эту сферу, вызвали широкое развитие теоретической мысли в этой области.
Научная информация - информация, создаваемая и получаемая в ходе научного процесса. Она отражает условия, содержание и результаты проводимых исследований. Область научной информации имеет широкие границы и ее классификация по видам является довольно сложной задачей.
Виды научной информации. Необходимо отметить, что попытки представить взаимоотношения между ними в виде сложной соподчиненности, составить их иерархическую классификацию обычно не приводят к приемлемым результатам. Это связано с тем, что классифицировать виды научной информации приходится по самым разным признакам и зависимостям.
Как и любая информация, научная информация может быть визуальной, звуковой и тактильной (осязательной). В свою очередь визуальная информация по форме представления бывает текстовой, графической (изобразительной), картографической. Однако для практического использования особенно важны те виды научной информации, которые выделяются по назначению, типу передаваемой информации, способу распространения, степени аналитико-синтетической переработки, области получения или использования.
Научную информацию можно подразделить:
по назначению - на массовую и специальную (техническую, строительную, медицинскую, экономическую и др.);
по типу передаваемой информации - документальную и фактографическую;
по способу распространения информации - опубликованную и неопубликованную;
по степени аналитико-синтетической переработки информации - первичную и вторичную.
Структура научной информации. Имеет явно выраженный иерархический характер и включает в себя следующие классы (по Н.В. И.Сифорову)*:
класс А - информация о научных фактах,
класс В - информация о научных гипотезах, концепциях и теориях,
класс С - информация о данной науке или области знания,
класс Д - информация об окружающем нас мире.
Содержательная структура научной информации в достаточной мере условна и не имеет явного выражения. В одних и тех же фрагментах научной информации может содержаться информация нескольких разных классов.
Свойства научной информации
Свойства научной информации, также как и ее структура, по методу классификационного деления носят иерархический характер. Наиболее важными свойствами научной информации являются следующие.
Неотрывность от физического носителя означает, что научная информация не может существовать вне той или иной области, в отрыве от своего физического носителя.
Неаддитивность, некоммутативность и неассоциативность означает отсутствие у научной информации таких свойств как аддитивность, коммутативность, ассоциативность, т.е. содержащаяся в каком либо сообщении научная информация не есть просто арифметическая сумма ее составляющих (аддитивность), что эти составляющие нельзя располагать в данном сообщении в любой произвольной последовательности (коммутативность)и группировать в произвольном сочетании (ассоциативность).
Ценность научной информации которая тем выше чем больше способствует достижению цели, стоящей перед ее получателем.
Общественная природа научной информации обусловлена тем, что источником научной информации является познавательная деятельность людей, так как явления и законы природы познаются всем человеческим обществом.
Семантический характер означает, что научная информация имеет познавательный характер, так как именно понятия составляют смысл слов и в них обобщаются существенные признаки явлений и процессов.
Языковая природа означает, что понятия образуются в результате обобщающей, абстрагирующей деятельности мышления, а существование абстрактного мышления возможно только благодаря языку.
Независимость от используемых языка и носителя означает, что научная информация не зависит о языка, на котором она выражается. Язык может быть естественным (речь) и искусственным (математические формулы, химические структуры, алгоритмы и др.). Никак не влияют на научную информацию и физические носители, используемые для ее передачи в пространстве и времени. Например, один и тот же текст может быть записан на магнитный диск (ленту), напечатан на машинке, написан от руки и т.д. Любая из этих записей будет содержать семантически равноценную научную информацию.
Дискретность связана с тем, что в плане языкового выражения единицами научной информации являются слова, предложения, отрывки текста, а в плане содержания понятия, высказывания, описания фактов, гипотезы, концепции, теории, законы учения. Различают еще и третий аспект дискретности - формальный, поскольку отчуждение научной информации от ее творца происходит не непрерывно, а дискретно, в виде относительно законченных творческих актов, в виде научных произведений и т.п. Изложенное в письменном виде, научное произведение становится научным документом.
Кумулятивность (способность к более краткому обобщенному изложению) означает связь научной информации с одной из основных закономерностей развития науки - ее преемственностью и интернациональным характером. Каждое поколение ученых занято не только получением новых научных данных, но и специальной работой по систематизации, оценке и обобщении научной информации, созданной их коллегами и предшественниками, с тем, чтобы сделать эту информацию наиболее доступной не только современникам, но и будущим поколениям.
Независимость от создателей проявляется в том что форма выражения научных истин не играет особой роли в дальнейшем использовании и не зависит от ее творцов. Эта форма непрерывно изменяется в процессе кумуляции научной информации. Научная информация сразу после ее распространения приобретает относительную свободу и от своего создателя, и от документа, в котором она впервые появилась, причем со временем степень этой свободы увеличивается. Старение научной информации, столь очевидное на первый взгляд, в действительности оказывается сложным для понимания. Тот факт, что на произведения Архимеда, Ньютона или Ломоносова сейчас уже почти не ссылаются, вовсе не означает, что содержащаяся в них научная информация устарела. В строгом понимании этого свойства полностью устаревает лишь та научная информация, которая с появлением новой научной информации становится неверной, перестает адекватно отображать явления и закономерности материального мира, человеческого общества и мышления, т.е. перестает быть научной информацией.
Рассеивани е научной информации по многочисленным научным произведениям находится в непосредственной связи с такими ее свойствами, как дискретность, кумулятивность, независимость от создателей и старение. Оно проявляется в том, что одни и те же содержательные единицы научной информации - понятия, высказывания, описания фактов, гипотезы, концепции, теории, законы, учения, меняя свое языковое выражение, по-разному и в разных контекстах используются в различных научных документах. Рассеяние научной информации обусловлено процессами дифференциации и интеграции, которые являются важными закономерностями науки.
Краткая характеристика рассмотренных свойств научной информации не исключает необходимости их дальнейшего тщательного изучения, поскольку понимание этих свойств играет исключительно важную роль в информационной деятельности.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 571.