Понятие «наука» имеет несколько основных значений. Во-первых, под наукой понимается сфера человеческой деятельности, направленной на выработку и систематизацию новых знаний о природе, обществе, мышлении и познании окружающего мира. Во втором значении наука выступает как результат этой деятельности – система полученных научных знаний. В-третьих, наука понимается как одна из форм общественного сознания, социальный институт. В последнем значении она представляет собой систему взаимосвязей между научными организациями и членами научного сообщества, а также включает системы научной информации, норм и ценностей науки.
Непосредственные цели науки – получение знаний об объективном и о субъективном мире, постижение объективной истины.
Задачи науки:
а) собирание, описание, анализ, обобщение и объяснение фактов,
б) обнаружение законов движения природы, общества, мышления и
познания,
в) систематизация полученных знаний,
г) объяснение сущности явлений и процессов,
д) прогнозирование событий, явлений и процессов,
е) установление направлений и форм практического использования
полученных знаний.
Структура (система) науки может быть представлена по-разному в зависимости от оснований деления составляющих ее элементов. Так, В.П. Кохановский [ ] по одному из оснований деления различает:
а) науку, которая наряду с истинным включает неистинные результаты (религиозные, магические представления, определенные противоречия и парадоксы, личные пристрастия, антипатии, ошибки и т.д.),
б) твердое ядро науки – достоверный, истинный пласт знаний,
в) историю науки,
г) социологию науки.
Науку можно рассматривать как систему, состоящую: из теории, методологии, методики и техники исследований, практики внедрения полученных результатов. Наука является объектом исследований таких научных дисциплин как философия и методология науки и науковедение.
Если науку рассматривать с точки зрения взаимодействия субъекта и объекта познания, то она включает в себя следующие элементы:
1. Объект (предмет) – то, что изучает конкретная наука, на что направлено научное познание. Например, объектом (предметом) науки геодезия является Земля и её недра, околоземное пространство, искусственные и естественные объекты на поверхности и под землёй, а также планеты Солнечной системы. Земля как объект исследований в контексте геодезии может исследоваться на предмет определения её фигуры, размеров, гравитационного поля, измерений на земной поверхности для отображения на картах и планах.
2. Субъект – конкретный исследователь, научный работник, специалист научной организации, организация.
3. Научная деятельность субъектов, применяющих определенные приемы, операции и методы для постижения объективной истины и обнаружения законов действительности.
Классификация наук.
В России наибольшую известность получила классификация наук, данная Ф. Энгельсом в «Диалектике природы». Исходя из развития движущейся материи от низшего к высшему, он выделил механику, физику, химию, биологию, социальные науки. На этом же принципе субординации форм движения материи основана классификация наук Б.М. Кедрова. Он различал шесть основных форм движения материи: субатомно-физическую, химическую, молекулярно-физическую, геологическую, биологическую и социальную [ ].
В настоящее время в зависимости от сферы, предмета и метода познания различают науки:
о природе – естественные,
об обществе – гуманитарные и социальные,
о мышлении и познании – логика, гносеология, эпистемология и др.
В Классификаторе направлений и специальностей высшего профессионального образования [ ] с перечнем магистерских программ (специализаций), разработанных научно-методическими советами – отделениями УМО по направлениям образования выделены:
естественные науки и математика (механика, физика, химия, биология, почвоведение, география, гидрометеорология, геология, экология и др.),
гуманитарные и социально-экономические науки (культурология, теология, филология, философия, лингвистика, журналистика, книговедение, история, политология, психология, социальная работа, социология, регионоведение, менеджмент, экономика, искусство, физическая культура, коммерция, агроэкономика, статистика, искусство, юриспруденция и др.),
технические науки (строительство, полиграфия, телекоммуникации, металлургия, горное дело, электроника и микроэлектроника, геодезия, радиотехника, архитектура и др.),
сельскохозяйственные науки (агрономия, зоотехника, ветеринария, агроинженерия, лесное дело, рыболовство и др.).
Обратим внимание на то, что в этом Классификаторе технические и сельскохозяйственные науки выделены в отдельные группы, а математика не отнесена к естественным наукам.
Некоторые ученые не считают философию наукой (только наукой) либо ставят ее в один ряд с естественными, техническими и общественными науками. Это объясняется тем, что она рассматривается ими как мировоззрение, знание о мире в целом, методология познания либо как наука всех наук.
Философия, по их мнению, не направлена на собирание, анализ и обобщение фактов, обнаружение законов движения действительности, она лишь пользуется достижениями конкретных наук. Оставив в стороне спор о соотношении философии и науки, отметим, что философия все же является наукой, обладающей своими предметом и методами исследования всеобщих законов и характеристик всего бесконечного в пространстве и времени объективного материального мира.
В Номенклатуре специальностей научных работников, утвержденным приказом Минобрнауки России от 12.01.2005 № 4, выделены следующие научные направления: естественные науки и математика, гуманитарные и социальные науки, образование и педагогика, здравоохранение, культура и искусство, экономика и управление, сфера обслуживания, сельское и рыбное хозяйство, техника и технологии, военное образование.
Каждое из названных направлений делится на группы и подгруппы всего их насчитывается около 500. Так, в научном направлении «техника и технология» выделяют группу «Геодезия и землеустройство», а в рамках этой группы выделяют подгруппы: геодезия, прикладная геодезия, астрономогеодезия, космическая геодезия, исследование природных ресурсов аэрокосмическими средствами, фотограмметрия и дистанционное зондирование, аэрофотогеодезия, землеустройство и кадастры, землеустройство, земельный кадастр, городской кадастр.
Существуют и другие классификации наук. Например, в зависимости от связи с практикой науки делят на фундаментальные (теоретические), которые выясняют основные законы объективного и субъективного мира, и прикладные, которые направлены на решение технических, производственных, социально-технических проблем.
Оригинальную классификацию наук предложил Л.Г.Джахая [ ]. Разделив науки о природе, обществе и познании на теоретические и прикладные, он внутри этой классификации выделил философию, основные науки и отпочковавшиеся от них частные науки. Например, к основным теоретическим наукам об обществе он отнес историю, политэкономию, правоведение, этику, искусствоведение, языкознание. Эти науки имеют более дробное деление, например, история делится на этнографию, археологию и всемирную историю. Кроме того, он дал классификацию так называемых «стыковых» наук: промежуточные науки, возникшие на границе двух соседствующих наук (например, математическая логика, физическая химия); скрещенные науки, которые образовались путем соединения принципов и методов двух отдаленных друг от друга наук (например, геофизика, экономическая география); комплексные науки, которые образовались путем скрещивания ряда теоретических наук (например, океанология, кибернетика, науковедение).
В статистических сборниках обычно выделяют следующие секторы науки: академический, отраслевой, вузовский и заводской.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 332.