Основание для занесения классов, обучающихся в «группу риска» см. в презентации «Методики для экспресс-анализа».
Результаты экспресс-анализа в 5-8 классах необходимо использовать для организации дальнейшей работы с обучающимися, родителями, педагогами.
Тренинговые занятия с обучающимися проводят классные руководители после обучения проведенного педагогом-психологом, социальным педагогом (при отсутствии педагога-психолога, социального педагога - заместителем директора по воспитательной работе).
9-11 классы, студенты ГПОУ
Для проведения экспресс-анализа в 9-11 классах, ГПОУ следует использовать методики:
· Методика оценки психологической атмосферы в коллективе (по А.Ф. Фидлеру),
· Экспресс-диагностика поведенческого стиля в конфликтной ситуации,
· Методика «Самочувствие, активность, настроение» (В. Доскин).
Методика оценки психологической атмосферы в коллективе (бланк ОПА)
(по А.Ф. Фидлеру) – см. выше
Экспресс-диагностика поведенческого стиля в конфликтной ситуации – см. выше
Методика «Самочувствие, активность, настроение» (бланк САН)
(В. Доскин)
Цель – экспресс-оценка текущего психологического состояния обучающегося.
Методика используется в работе со школьниками и студентами. При этом важно помнить, что этот способ оценки рассчитан на обучающихся от 14 лет.
Время проведения: 10-15 минут.
Теоретическая основа .
№ | Состояние |
Варианты ответов
Самочувствие (С) = сила+здоровье +утомление.
Активность (А) = подвижность+скорость+темп протекания функций.
Настроение (Н) = характеристики эмоционального состояния.
Инструкция. Очень важно! Подросток должен чётко понимать, что ответ отражает текущее состояние, а не то, как он в целом оценивает удовлетворённость жизнью.
Критически важно, чтобы ученик давал искренние ответы. Об этом нужно предупредить до начала процедуры диагностики.
Задание: соотнесите своё состояние с рядом признаков по шкале, состоящей из индексов (3 2 1 0 1 2 3) и расположенной между 30 парами слов противоположного значения. Выберите и обведите кружком на каждой шкале только одну цифру, наиболее точно отражающую ваше состояние в момент обследования.
Обработка данных. Обведенные цифры перекодируются следующим образом:
индекс «3», соответствующий неудовлетворительному самочувствию, низкой активности и плохому настроению, принимается за 1 балл. Следующий за ним индекс «2» – за 2 балла. Индекс «1» – за 3 балла и так до индекса «3» с противоположной стороны шкалы, который соответственно принимается за 7 баллов (полюса шкалы постоянно меняются).
Положительные состояния всегда получают высокие баллы, а отрицательные – низкие.
По полученным баллам и рассчитывается среднее арифметическое – как в целом, так и отдельно по активности, самочувствию и настроению.
Ключ:
Самочувствие (С): № 1, 2, 7, 8, 13, 14, 19, 20, 25, 26.
Активность (А): № 3, 4, 9,10, 15, 16, 21, 22, 27, 28.
Настроение (Н): № 5, 6, 11, 12, 17, 18, 23, 24, 29, 30.
Уровни показателей:
1,0-2,2 балла – низкий,
2,3-3,4 балла – ниже среднего,
3,5-4,5 балла – средний,
4,6-5,7 балла – выше среднего,
5,8-7,0 балла – высокий.
Таким образом, максимальный показатель в каждой категории составляет 7, минимальный – 1.
Показатель выше четырёх баллов свидетельствует о благоприятном самочувствии испытуемого.
Если показатель ниже четырёх баллов, то на это следует обратить внимание.
Если показатель ниже 2,5 баллов, имеет смысл провести с учеником отдельную беседу. Возможно, ребёнок нуждается в срочной психологической помощи.
Однако важно помнить, что категории нельзя оценивать в отрыве друг от друга. Пусть низкие показатели в категории «самочувствие» не вызывают у вас особой тревоги, если в категории «настроение» подросток набрал более четырёх баллов. Такая ситуация означает лишь то, что испытуемый чувствует физическую усталость, но его психологическое состояние находится на вполне приемлемом уровне.
В частности, у отдохнувшего человека оценки самочувствия, активности, настроения обычно примерно равны, а по мере нарастания усталости соотношение между ними изменяется за счет относительного снижения самочувствия и активности по сравнению с настроением.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 742.