Методика «Эмоционально-психологический климат класса» (бланк ЭПК) – см. выше
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Основание для занесения классов, обучающихся в «группу риска» см. в презентации «Методики для экспресс-анализа».

Результаты экспресс-анализа в 5-8 классах необходимо использовать для организации дальнейшей работы с обучающимися, родителями, педагогами.  

Тренинговые занятия с обучающимися проводят классные руководители после обучения проведенного педагогом-психологом, социальным педагогом (при отсутствии педагога-психолога, социального педагога - заместителем директора по воспитательной работе).


9-11 классы, студенты ГПОУ

Для проведения экспресс-анализа в 9-11 классах, ГПОУ следует использовать методики: 

· Методика оценки психологической атмосферы в коллективе (по А.Ф. Фидлеру),

· Экспресс-диагностика поведенческого стиля в конфликтной ситуации,

· Методика «Самочувствие, активность, настроение» (В. Доскин).

 

Методика оценки психологической атмосферы в коллективе (бланк ОПА)
(по А.Ф. Фидлеру) – см. выше

Экспресс-диагностика поведенческого стиля в конфликтной ситуации – см. выше

 



Методика «Самочувствие, активность, настроение» (бланк САН)

(В. Доскин)

 

Цель – экспресс-оценка текущего психологического состояния обучающегося.

Методика используется в работе со школьниками и студентами. При этом важно помнить, что этот способ оценки рассчитан на обучающихся от 14 лет.

Время проведения: 10-15 минут.

Теоретическая основа .

Состояние

Варианты ответов

Состояние 1 самочувствие хорошее 3 2 1 0 1 2 3 самочувствие плохое 2 чувствую себя сильным 3 2 1 0 1 2 3 чувствую себя слабым 3 пассивный 3 2 1 0 1 2 3 активный 4 малоподвижный 3 2 1 0 1 2 3 подвижный 5 веселый 3 2 1 0 1 2 3 грустный 6 хорошее настроение 3 2 1 0 1 2 3 плохое настроение 7 работоспособный 3 2 1 0 1 2 3 разбитый 8 полный сил 3 2 1 0 1 2 3 обессиленный 9 медлительный 3 2 1 0 1 2 3 быстрый 10 бездеятельный 3 2 1 0 1 2 3 деятельный 11 счастливый 3 2 1 0 1 2 3 несчастный 12 жизнерадостный 3 2 1 0 1 2 3 мрачный 13 напряженный 3 2 1 0 1 2 3 расслабленный 14 здоровый 3 2 1 0 1 2 3 больной 15 безучастный 3 2 1 0 1 2 3 увлеченный 16 равнодушный 3 2 1 0 1 2 3 взволнованный 17 восторженный 3 2 1 0 1 2 3 унылый 18 радостный 3 2 1 0 1 2 3 печальный 19 отдохнувший 3 2 1 0 1 2 3 усталый 20 свежий 3 2 1 0 1 2 3 изнуренный 21 сонливый 3 2 1 0 1 2 3 возбужденный 22 желание отдохнуть 3 2 1 0 1 2 3 желание работать 23 спокойный 3 2 1 0 1 2 3 озабоченный 24 оптимистичный 3 2 1 0 1 2 3 пессимистичный 25 выносливый 3 2 1 0 1 2 3 утомляемый 26 бодрый 3 2 1 0 1 2 3 вялый 27 соображать трудно 3 2 1 0 1 2 3 соображать легко 28 рассеянный 3 2 1 0 1 2 3 внимательный 29 полный надежд 3 2 1 0 1 2 3 разочарованный 30 довольный 3 2 1 0 1 2 3 недовольный

 

Самочувствие (С) = сила+здоровье +утомление.

Активность (А) = подвижность+скорость+темп протекания функций.

Настроение (Н) = характеристики эмоционального состояния.

Инструкция. Очень важно! Подросток должен чётко понимать, что ответ отражает текущее состояние, а не то, как он в целом оценивает удовлетворённость жизнью.

Критически важно, чтобы ученик давал искренние ответы. Об этом нужно предупредить до начала процедуры диагностики.

Задание: соотнесите своё состояние с рядом признаков по шкале, состоящей из индексов (3 2 1 0 1 2 3) и расположенной между 30 парами слов противоположного значения. Выберите и обведите кружком на каждой шкале только одну цифру, наиболее точно отражающую ваше состояние в момент обследования.

Обработка данных. Обведенные цифры перекодируются следующим образом:

индекс «3», соответствующий неудовлетворительному самочувствию, низкой активности и плохому настроению, принимается за 1 балл. Следующий за ним индекс «2» – за 2 балла. Индекс «1» – за 3 балла и так до индекса «3» с противоположной стороны шкалы, который соответственно принимается за 7 баллов (полюса шкалы постоянно меняются).

Положительные состояния всегда получают высокие баллы, а отрицательные – низкие.

По полученным баллам и рассчитывается среднее арифметическое – как в целом, так и отдельно по активности, самочувствию и настроению.

Ключ:

Самочувствие (С): № 1, 2, 7, 8, 13, 14, 19, 20, 25, 26.

Активность (А): № 3, 4, 9,10, 15, 16, 21, 22, 27, 28.

Настроение (Н): № 5, 6, 11, 12, 17, 18, 23, 24, 29, 30.

Уровни показателей:

1,0-2,2 балла – низкий,

2,3-3,4 балла – ниже среднего,

3,5-4,5 балла – средний,

4,6-5,7 балла – выше среднего,

5,8-7,0 балла – высокий.

Таким образом, максимальный показатель в каждой категории составляет 7, минимальный – 1.

Показатель выше четырёх баллов свидетельствует о благоприятном самочувствии испытуемого.

Если показатель ниже четырёх баллов, то на это следует обратить внимание.

Если показатель ниже 2,5 баллов, имеет смысл провести с учеником отдельную беседу. Возможно, ребёнок нуждается в срочной психологической помощи.

Однако важно помнить, что категории нельзя оценивать в отрыве друг от друга. Пусть низкие показатели в категории «самочувствие» не вызывают у вас особой тревоги, если в категории «настроение» подросток набрал более четырёх баллов. Такая ситуация означает лишь то, что испытуемый чувствует физическую усталость, но его психологическое состояние находится на вполне приемлемом уровне.

В частности, у отдохнувшего человека оценки самочувствия, активности, настроения обычно примерно равны, а по мере нарастания усталости соотношение между ними изменяется за счет относительного снижения самочувствия и активности по сравнению с настроением.

Дата: 2018-12-28, просмотров: 671.