Графическая методика «Кактус»
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

(Панфилова М.А.)

Методика легка в проведении и позволяет наладить контакт с ребенком, ее можно использовать в качестве вводной беседы в ходе диагностического обследования.

Назначение. Графическая методика «Кактус» предназначена для рабо­ты с детьми старше трех лет. Благодаря этой методике можно увидеть состояние эмоциональной сферы малыша (и взрослого), отметить наличие агрессивности, ее направление, интенсив­ность и т.п.

Необходимый инструментарий: при проведении диагностики испытуемому выдаются лист белой бумаги стандартного размера А4 и простой карандаш. Возможен вариант с использованием карандашей восьми «люшеровских» цветов, в этом случае при интерпретации учитыва­ются соответствующие показатели теста Люшера.      

Инструкция: «На листе белой бумаги нарисуй кактус — та­кой, какой ты себе представляешь».         Вопросы и дополнительные объяснения не допускаются.

Обработка полученных данных, интерпретация:

При обработке результатов принимаются во внимание дан­ные, свойственные всем графическим методам: пространствен­ное расположение и размер рисунка, характеристики линий, нажим карандаша. Кроме того, учитываются показатели, специфические, именно, для данной методики: характеристика «образа кактуса» (дикий, домашний, примитивный, детально прорисованный и пр.), характеристика иголок (размер, расположение, количество). В рисунке могут проявиться следующие качества испытуе­мых:

Агрессия — наличие иголок. Сильно торчащие, длинные, близко расположенные друг от друга иголки показывают высокую степень агрессивности.

Импульсивность — отрывистость линий, сильный нажим.

Эгоцентризм, стремление к лидерству — крупный рисунок, центр листа.

Неуверенность в себе, зависимость — маленький рисунок, расположение внизу листа.

Демонстративность, открытость наличие выступающих отростков в кактусе, вычурность форм.

Скрытность, осторожностьрасположение зигзагов по контуру или внутри кактуса.

Оптимизм — использование ярких цветов, «радостные» кактусы.

Тревога — использование темных цветов (вариант с цвет­ными карандашами), преобладание внутренней штриховки пре­рывистыми линиями.

Женственность — наличие украшений, цветов, мягких ли­ний и форм.

Экстравертированность — наличие на рисунке других как­тусов или цветов.

Интровертированностьна рисунке изображен один кактус.

Стремление к домашней защите, наличие чувства семей­ной общности — наличие цветочного горшка на рисунке, изоб­ражение комнатного растения.

Отсутствие стремления к домашней защите, наличие чув­ства одиночествадикорастущие, пустынные кактусы.

После завершения рисунка ребенку в качестве дополнения можно задать вопро­сы, ответы на которые помогут уточнить интерпретацию:

1. Этот кактус домашний или дикий?

2. Этот кактус сильно колется? Его можно потрогать?

3. Кактусу нравится, когда за ним ухаживают, поливают, удобряют?

 4. Кактус растет один или с каким-то растением по соседству? Если растет с соседом, то что это за растение?

5. Когда кактус подрастет, то как он изменится (иголки, объем, отростки)?

Тест тревожности «Выбери лицо»
(Р. Тэммл, В. Амен, М. Дорки)

Цель: определить уровень тревожности ребенка.

Тест дает возможность выяснить, какие ситуации являются наиболее травмирующими для ребенка, что является ценным при консультировании родителей относительно причин тревожности их детей дошкольного возраста.

Возраст: методика рассчитана для детей 3,5-7 лет (со второй младшей группы).


Описание.

Экспериментальный материал состоит из 14 рисунков размером 8,5 на 11 см. Каждый рисунок представляет собой некоторую типичную для жизни ребенка  ситуацию.

Каждый рисунок выполнен в двух вариантах: для девочки (на рисунке изображена девочка) и для мальчика (на рисунке изображен мальчик). Лицо ребенка на рисунке не прорисовано, дан лишь контур головы. Каждый рисунок снабжен двумя дополнительными рисунками детской головы, по размерам точно соответствующими контуру лица на рисунке. На одном из дополнительных рисунков изображено улыбающееся лицо ребенка, на другом — печальное. Рисунки показывают ребенку в строго перечисленном порядке один за другим. Беседа проходит в отдельной комнате. Предъявив ребенку рисунок, психолог дает инструкцию.

 Инструкция. Во избежание персеверативных выборов у ребенка в инструкции чередуются определения лица. Дополнительные вопросы ребенку не задаются.

 Выбор ребенком соответствующего лица и словесные высказывания ребенка можно зафиксировать в специальном протоколе.

Игра с младшими детьми. «Как ты думаешь, какое лицо будет у ребенка: веселое или печальное? Он (она) играет с малышами».

 Ребенок и мать с младенцем. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое? Он (она) гуляет со своей мамой и малышом».

 Объект агрессии. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное?»

 Одевание. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка? Он (она) одевается».

 Игра со старшими детьми. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) играет со старшими детьми».

 Укладывание спать в одиночестве. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое? Он (она) идет спать».

 Умывание. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) в ванной».

 Выговор. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное?»

 Игнорирование. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое?».

 Агрессивное нападение. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное?»

 Собирание игрушек. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) убирает игрушки».

 Изоляция. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое?»

 Ребенок с родителями. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) со своими мамой и папой».

 Еда в одиночестве. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое? Он (она) ест».

Обработка полученных данных, интерпретация:

Количественный анализ

На основании данных протокола вычисляется индекс тревожности ребенка (ИТ), который равен процентному отношению числа эмоционально негативных выборов (печальное лицо) к общему числу рисунков (14):

ИТ = (число эмоциональных негативных выборов / 14) х 100%.

 В зависимости от уровня индекса тревожности дети подразделяются на 3 группы:

· высокий уровень тревожности (ИТ выше 50%);

· средний уровень тревожности (ИТ от 20 до 50%);

· низкий уровень тревожности (ИТ от 0 до 20%).

 Качественный анализ

 Каждый ответ ребенка анализируется отдельно. Делаются выводы относительно возможного характера эмоционального опыта ребенка в данной (и подобной ей) ситуации. Особенно высоким проективным значением обладают Рисунки № 4 («Одевание»), № 6 («Укладывание спать в одиночестве»), № 14 («Еда в одиночестве»). Дети, делающие в этих ситуациях отрицательный эмоциональный выбор, вероятнее всего будут обладать наивысшим индексом тревожности ИТ; дети, делающие отрицательные эмоциональные выборы в ситуациях, изображенных на рисунках № 2 («Ребенок и мать с младенцем»), № 7 («Умывание»), № 9 («Игнорирование») и № 11 («Собирание игрушек»), с большей вероятностью будут обладать высоким или средним индексом тревожности ИТ.

 Как правило, наибольший уровень тревожности проявляется в ситуациях, моделирующих отношения ребенок-ребенок («Игра с младшими детьми», «Объект агрессии», «Игра со старшими детьми», «Агрессивное нападение», «Изоляция»). Значительно ниже уровень тревожности в рисунках, моделирующих отношения ребенок-взрослый («Ребенок и мать с младенцем», «Выговор», «Игнорирование», «Ребенок с родителями»), и в ситуациях, моделирующих повседневные действия («Одевание», «Укладывание спать в одиночестве», «Умывание», «Собирание игрушек», «Еда в одиночестве»).

Дата: 2018-12-28, просмотров: 868.