МЕТОДИКИ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСПРЕСС-АНАЛИЗА
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

МЕТОДИКИ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСПРЕСС-АНАЛИЗА

Социально-психологического климата в детских, ученических, студенческих коллективах

 

Дошкольники

 

Актуальность проведения экспресс-анализа. Эмоциональность является основной психофизиологической особенностью детского возраста. В этом возрасте эмоции имеют бурный, но нестойкий характер, что проявляется в ярких, хотя и кратковременных аффектах, в быстром переходе от одного эмоционального состояния к другому. Ребенка легко испугать, рассердить, но с той же легкостью можно и заинтересовать, вызвать у него удовольствие, радость. Детям свойственна исключительная «эмоциональная заражаемость», они особенно подвержены влиянию эмоций, переживаемых другими детьми и взрослыми. Успешное развитие малыша немыслимо без бодрого, жизнерадостного настроения. Эмоции могут оказать как гармонизирующее, так и дезорганизующее влияние на развитие мышления, памяти, внимания, воображения, а также на конструктивность эмоционального поведения.

Проведение экспресс-анализа эмоционально-психологического климата целесообразно проводить с 4-летнего возраста (второй младшей группы).

Предлагаемые методики: 

· Графическая методика «Кактус»,

· Тест тревожности «Выбери лицо» (Р. Тэммл, В. Амен, М. Дорки).

                                                                

Описание.

Экспериментальный материал состоит из 14 рисунков размером 8,5 на 11 см. Каждый рисунок представляет собой некоторую типичную для жизни ребенка  ситуацию.

Каждый рисунок выполнен в двух вариантах: для девочки (на рисунке изображена девочка) и для мальчика (на рисунке изображен мальчик). Лицо ребенка на рисунке не прорисовано, дан лишь контур головы. Каждый рисунок снабжен двумя дополнительными рисунками детской головы, по размерам точно соответствующими контуру лица на рисунке. На одном из дополнительных рисунков изображено улыбающееся лицо ребенка, на другом — печальное. Рисунки показывают ребенку в строго перечисленном порядке один за другим. Беседа проходит в отдельной комнате. Предъявив ребенку рисунок, психолог дает инструкцию.

 Инструкция. Во избежание персеверативных выборов у ребенка в инструкции чередуются определения лица. Дополнительные вопросы ребенку не задаются.

 Выбор ребенком соответствующего лица и словесные высказывания ребенка можно зафиксировать в специальном протоколе.

Игра с младшими детьми. «Как ты думаешь, какое лицо будет у ребенка: веселое или печальное? Он (она) играет с малышами».

 Ребенок и мать с младенцем. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое? Он (она) гуляет со своей мамой и малышом».

 Объект агрессии. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное?»

 Одевание. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка? Он (она) одевается».

 Игра со старшими детьми. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) играет со старшими детьми».

 Укладывание спать в одиночестве. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое? Он (она) идет спать».

 Умывание. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) в ванной».

 Выговор. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное?»

 Игнорирование. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое?».

 Агрессивное нападение. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное?»

 Собирание игрушек. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) убирает игрушки».

 Изоляция. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое?»

 Ребенок с родителями. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) со своими мамой и папой».

 Еда в одиночестве. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое? Он (она) ест».

Обработка полученных данных, интерпретация:

Количественный анализ

На основании данных протокола вычисляется индекс тревожности ребенка (ИТ), который равен процентному отношению числа эмоционально негативных выборов (печальное лицо) к общему числу рисунков (14):

ИТ = (число эмоциональных негативных выборов / 14) х 100%.

 В зависимости от уровня индекса тревожности дети подразделяются на 3 группы:

· высокий уровень тревожности (ИТ выше 50%);

· средний уровень тревожности (ИТ от 20 до 50%);

· низкий уровень тревожности (ИТ от 0 до 20%).

 Качественный анализ

 Каждый ответ ребенка анализируется отдельно. Делаются выводы относительно возможного характера эмоционального опыта ребенка в данной (и подобной ей) ситуации. Особенно высоким проективным значением обладают Рисунки № 4 («Одевание»), № 6 («Укладывание спать в одиночестве»), № 14 («Еда в одиночестве»). Дети, делающие в этих ситуациях отрицательный эмоциональный выбор, вероятнее всего будут обладать наивысшим индексом тревожности ИТ; дети, делающие отрицательные эмоциональные выборы в ситуациях, изображенных на рисунках № 2 («Ребенок и мать с младенцем»), № 7 («Умывание»), № 9 («Игнорирование») и № 11 («Собирание игрушек»), с большей вероятностью будут обладать высоким или средним индексом тревожности ИТ.

 Как правило, наибольший уровень тревожности проявляется в ситуациях, моделирующих отношения ребенок-ребенок («Игра с младшими детьми», «Объект агрессии», «Игра со старшими детьми», «Агрессивное нападение», «Изоляция»). Значительно ниже уровень тревожности в рисунках, моделирующих отношения ребенок-взрослый («Ребенок и мать с младенцем», «Выговор», «Игнорирование», «Ребенок с родителями»), и в ситуациях, моделирующих повседневные действия («Одевание», «Укладывание спать в одиночестве», «Умывание», «Собирание игрушек», «Еда в одиночестве»).

Рисунка

Рисунок

Высказывание

Выбор

Веселое лицо Печальное лицо 1. Игра с младшими детьми       2. Ребенок и мать с младенцем       3. Объект агрессии       4. Одевание       5. Игра со старшими детьми       6. Укладывание спать в одиночестве       7. Умывание       8. Выговор       9. Игнорирование       10. Агрессивное нападение       11. Собирание игрушек       12. Изоляция       13. Ребенок с родителями       14. Еда в одиночестве      

Тестовый материал (см. файл «Выбери лицо». Картинки).

 

 

Результаты экспресс-анализа в дошкольных образовательных организациях необходимо использовать для организации дальнейшей работы с родителями, воспитателями.  


Младшие школьники

 

Для проведения экспресс-анализа в младших классах следует использовать методики: 

· Методика «Эмоционально-психологический климат класса»,

· Микропрактикум «Мой класс».

Оценочная шкала

Уровень ЭПК Величина индекса Э в %
Очень высокий Более 80
Высокий 71-80
Выше среднего 66-70
Средний 45-65
Ниже среднего 40-44
Низкий Менее 40

 


Инструкция. Подумайте над тем, какие отношения сложились у нас в классе. Попробуйте оценить их. Для этого обведите ту цифру, которая расположена ближе к тому качеству, которое есть у нашего коллектива.

 

1. В нашем классе всегда весело 4 3 2 1 В нашем классе всегда скучно
2. Все ребята в общем-то добрые 4 3 2 1 В классе много злых, равнодушных
3. Мы никогда не ссоримся 4 3 2 1 Мы часто ссоримся конфликтуем
4. Ребята в классе вежливые, воспитанные 4 3 2 1 Ребята часто грубят, ругаются
5. Мне в нашем классе хорошо, спокойно 4 3 2 1 Мне в нашем классе неспокойно, тревожно
6. У нас все равны 4 3 2 1 Сильные ребята подавляют слабых, помыкают ими
7. Мы все сплоченные, все дела делаем вместе 4 3 2 1 Несколько ребят дружат между собой, остальные сами по себе

 



Результаты экспресс-анализа в младших классах необходимо использовать для организации дальнейшей работы с родителями, воспитателями.  Организация тренинговых занятий для обучающихся – на усмотрение педагога-психолога.


 


Классы

Для проведения экспресс-анализа в 5-8 классах следует использовать методики: 

· Методика оценки психологической атмосферы в коллективе (по А.Ф. Фидлеру),

· Экспресс-диагностика поведенческого стиля в конфликтной ситуации,

· Интегральная самооценка личности «Кто я есть в этом мире» (методика Дембо-Рубенштейн, модификация А.М.Прихожан),

· Тест школьной тревожности Б.Филлипса,

· Методика «Эмоционально-психологический климат класса».

Методика оценки психологической атмосферы в коллективе (бланк ОПА)
(по А.Ф. Фидлеру)

Возраст обучающихся: 5-11 класс

Назначение. Оценка психологической атмосферы в коллективе. В основе лежит метод семантического дифференциала. Методика допускает анонимное обследование, что повышает ее надежность.

Условия проведения: групповая форма или индивидуальная (в форме беседы); продолжительность – 5 минут.

Инструкция. В таблице приведены противоположные по смыслу пары слов, с помощью которых можно описать атмосферу в вашем коллективе. Чем ближе к правому или левому слову в каждой паре вы поставите знак Ú, тем более выражен этот признак в вашем коллективе.

Обработка и анализ данных. Ответ по каждому из 10 пунктов оценивается слева направо от 1 до 8 баллов. Чем левее расположен знак Ú, тем ниже балл, тем благоприятнее психологическая атмосфера в коллективе, по мнению отвечающего.

На основании индивидуальных профилей создается средний профиль, который и характеризует психологическую атмосферу в коллективе. средний коэффициент субъективных оценок психологической атмосферы в коллективе (Кср) вычисляется сложением коэффициентов субъективных оценок всех членов группы, полученная сумма делится на количество опрошенных.

Итоговый показатель колеблется от 10 (наиболее положительная оценка) до 80 (наиболее отрицательная оценка). Чем ниже коэффициент, тем благоприятнее оценка психологической атмосферы в коллективе.

Для получения вывода о наиболее выраженных признаках в коллективе, вызывающих трудности в его становлении, вычисляются средние коэффициенты субъективных оценок для каждого из 10 пунктов таблицы: К пр.1, К пр.2, К пр.3 и т.д.

 


Бланк ответов

Дата проведения _____________________________

Признаки 1 2 3 4 5 6 7 8 Признаки
1. Дружелюбие Враждебность
2. Согласие                 Несогласие
3. Удовлетворенность                 Неудовлетворенность
4. Продуктивность                 Непродуктивность
5. Теплота                 Холодность
6. Сотрудничество                 Несогласованность
7. Взаимная поддержка                 Недоброжелательность
8. Увлеченность                 Равнодушие
9. Занимательность                 Скука
10. Успешность                 Безуспешность

Обработка результатов

Ключ : А (1, 6, 11); Б (2, 7, 12,); В (3, 8, 13); Г (4, 9, 14); Д (5, 10, 15).

А – жесткий стиль решения конфликтов. Такие люди до последнего стоят на своем, защищая свою позицию, и во что бы то ни стало стараются выиграть. Уверены, что всегда правы.

Б – примиренческий стиль. Ориентирован на «сглаживание углов» с учетом того, что всегда можно договориться, на поиск альтернативы и решения, которое способно удовлетворить обе стороны.

В – компромиссный стиль. С самого начала разногласия прослеживается установка на компромисс.

Г – мягкий стиль. Проявляется в готовности встать на точку зрения противника и отказаться от своей позиции.

Д – уходящий стиль. Этот стиль ориентирован на уход от конфликта. Люди данного типа стараются не обострять ситуацию, не доводить конфликт до открытого столкновения.

Бланк ответов

 

 

Здоровье

– 1 2 3 4 5 6 7 +

Самые больные                                                                                                                                                                                                                                Самые здоровые

 

Ум

– 1 2 3 4 5 6 7 +

Самые глупые                                                                                                                                                                                                                  Самые умные

 

Доброта

– 1 2 3 4 5 6 7 +

Самые злые                                                                                                                                                                                                                                          Самые добрые

 

Честность

– 1 2 3 4 5 6 7 +

Самые лживые                                                                                                                                                                                                              Самые честные

 

Общительность

– 1 2 3 4 5 6 7 +

Самые необщительные                                                                                                                                                                                        Самые общительные

 

Принципиальность

– 1 2 3 4 5 6 7 +

Самые беспринципные                                                                                                                                                                                                      Самые принципиальные

 

Искренность

– 1 2 3 4 5 6 7 +

Самые неискренние                                                                                                                                                                                                                      Самые искренние

 

Смелость

– 1 2 3 4 5 6 7 +

Самые робкие                                                                                                                                                                                                                                     Самые смелые

 

Привлекательность

– 1 2 3 4 5 6 7 +

Самые непривлекательные                                                                                                                                                                                               Самые привлекательные

                 

Счастье

– 1 2 3 4 5 6 7 +

Самые несчастливые                                                                                                                                                                                                                  Самые счастливые

Обработка результатов. Вычисление общей суммы баллов по всем 10 индексам. В зависимости от полученной суммы уровень самооценки может быть таким:

 

Самооценка

Особенности поведения

Отношение к ошибкам

своим чужим
Заниженная Явно заниженная самооценка (10-20 баллов) Пассивность, замкнутость. Постоянная недооценка своих возможностей, переоценка чужих Считают закономерными, воспринимают как должное Оправдывают, считают случайными
Низкая тенденция к занижению (21-34 баллов) Неуверенность в себе, застенчивость, повышенная тревожность Переживают, но не стремятся исправить Сравнительно безразлично
Адекватная (35-48 баллов) Активность, общительность, оптимизм

В целом – адекватное: могут огорчиться; свои стараются исправить, чужим сочувствуют

Высокая тенденция к завышению (49-59 баллов) Стремление к успехам в различных видах деятельности, уверенность в своих силах Чаще предпочтут не исправить, а забыть, не думать о них Сравнительно безразлично
Явно завышенная (60-70 баллов) Высокомерие, бестактность. Переоценка своих возможностей, недооценка чужих Считают случайными, вызванными посторонними факторами («плохо себя чувствовал», «учитель придирался») Считают закономерным, само собой разумеющимся

 

Содержательное толкование результатов тестирования проводится на основе анализа графика (профиля) самооценки.

Тест школьной тревожности Б. Филлипса (бланк ФИЛ)

Процедура диагностики. Диагностика может проводиться как в индивидуальной, так и групповой форме. Вопросы предъявляются либо письменно, либо на слух. Присутствие учителя или классного руководителя в помещении, где проводится опрос, крайне нежелательно.

Необходимые материалы. Для проведения исследования необходим текст опросника, а также листы бумаги по числу учащихся.

Инструкция. «Ребята, сейчас вам будет предложен опросник, который состоит из вопросов о том, как вы чувствуете себя в школе. Старайтесь отвечать искренне и правдиво, Здесь нет правильных или неправильных, хороших или плохих ответов. На листе для ответов сверху напишите свое имя, фамилию и класс. Отвечая на вопрос, записывайте его номер и ответ «+», если вы согласны и ним, и «-», если не согласны».

Опросник:

1. Трудно ли тебе держаться на одном уровне со всем классом?
2. Волнуешься ли ты, когда учитель говорит, что собирается проверить, насколько хорошо ты знаешь материал?
3. Трудно ли тебе работать в классе так, как этого хочет учитель?
4. Снилось ли тебе, что учитель в ярости от того, что ты не знаешь урок?
5. Случалось ли, что кто-нибудь из твоего класса бил или ударял тебя?
6. Часто ли тебе хочется, чтобы учитель не торопился при объяснении нового материала, пока ты не поймешь, что он говорит?
7. Сильно ли ты волнуешься при ответе или выполнении задания?
8. Случается ли с тобой, что ты боишься высказываться на уроке, потому что боишься сделать глупую ошибку?
9. Дрожат ли у тебя колени, когда тебя вызывают отвечать?
10. Часто ли твои одноклассники смеются над тобой, когда вы играете в разные игры?
11. Случается ли, что тебе ставят более низкую оценку, чем ты ожидал?
12. Волнует ли тебя вопрос, не останешься ли ты на второй год?
13. Стараешься ли ты избегать игр, в которых делается выбор, потому что тебя, как правило, не выбирают?
14. Бывает ли временами, что ты весь дрожишь, когда тебя вызывают отвечать?
15. Часто ли у тебя возникает ощущение, что никто из твоих одноклассников не хочет делать то, чего хочешь ты?
16. Сильно ли ты волнуешься перед тем, как начать выполнять задание?
17. Трудно ли тебе получать такие отметки, которых ждут от тебя родители?
18. Боишься ли ты временами, что тебе станет плохо в классе?
19. Будут ли твои одноклассники смеяться над тобой, если ты совершишь ошибку?
20. Похож ли ты на своих одноклассников?
21. Выполнив задание, беспокоишься ли ты о том, хорошо ли ты с ним справился?
22. Когда ты работаешь в классе, уверен ли ты в том, что все хорошо запомнил?
23. Снится ли тебе иногда, что ты в школе и не можешь ответить на вопрос учителя?
24. Верно ли, что большинство ребят относятся к тебе по-дружески?
25. Работаешь ли ты более усердно, если знаешь, что результаты твоей работы будут сравниваться в классе с результатами твоих одноклассников?
26. Часто ли ты мечтаешь о том, чтобы поменьше волноваться, когда тебя опрашивают?
27. Боишься ли ты временами вступать в спор?
28. Чувствуешь ли ты, что твое сердце начинает сильно биться, когда учитель говорит, что собирается проверить твою готовность к уроку?
29. Когда ты получаешь хорошие отметки, думает ли кто-нибудь из твоих друзей, что ты хочешь выслужиться?
30. Хорошо ли ты чувствуешь себя с теми из твоих одноклассников, к которым ребята относятся с особым вниманием?
31. Бывает ли, что твои одноклассники говорят обидные для тебя вещи?
32. Как ты думаешь, теряют ли расположение те из учеников, кто не справляется с учебой?
33. Похоже ли на то, что большинство твоих одноклассников не обращают на тебя внимания?
34. Часто ли ты боишься выглядеть смешно?
35. Доволен ли ты тем, как к тебе относятся учителя?
36. Помогает ли твоя мама в организации вечеров, как другие мамы твоих одноклассников?
37. Волновало ли тебя когда-нибудь, что думают о тебе окружающие?
38. Надеешься ли ты в будущем учиться лучше, чем сейчас?
39. Считаешь ли ты, что одеваешься в школу так же хорошо, как и твои одноклассники?
40. Часто ли ты, отвечая на уроке, задумываешься о том, как выглядишь со стороны?
41. Обладают ли способные ученики какими-то особыми правами, которых нет у других ребят в классе?
42. Злятся ли некоторые из твоих одноклассников, когда тебе удается быть лучше их?
43. Доволен ли ты тем, как к тебе относятся твои одноклассники?
44. Хорошо ли ты себя чувствуешь, когда остаешься один на один с учителем?
45. Высмеивают ли временами одноклассники твою внешность и твое поведение?
46. Думаешь ли ты, что беспокоишься о своих школьных делах больше, чем другие ребята?
47. Если ты не можешь ответить на вопрос учителя, чувствуешь ли ты, что вот-вот расплачешься?
48. Бывает ли так, что ты долго не можешь заснуть, думая о том, что будет завтра в школе?
49. Работая над трудным заданием, чувствуешь ли ты порой, что забыл вещи, которые раньше хорошо знал?
50. Дрожит ли слегка твоя рука, когда ты пишешь самостоятельную работу?
51. Чувствуешь ли ты, что начинаешь нервничать, когда учитель говорит, что собирается дать классу задание?
52. Пугает ли тебя проверка твоих знаний в школе?
53. Когда учитель дает самостоятельную работу, чувствуешь ли ты страх, что не справишься с ней?
54. Снилось ли тебе временами, что у тебя не получается такое задание, которое могут сделать все твои одноклассники?
55. Когда учитель объясняет материал, кажется ли тебе, что твои одноклассники понимают его лучше, чем ты?
56. Беспокоишься ли ты по дороге в школу, что учитель может спросить тебя или дать проверочную работу?
57. Когда ты выполняешь задание, бывает ли так, что ты чувствуешь, что получишь за него «2»?
58. Дрожит ли слегка твоя рука, когда ты выполняешь задание на доске перед всем классом?


























































Обработка результатов.

По окончании заполнения опросника подсчитывается количество несовпадений с каждой шкалой опросника и с опросником в целом. Ключ: ответы «да» – 11, 20, 22, 24, 25,30,35, 36,38,39,41,43,44; ответы «нет» – 1-10, 12-19, 21, 23, 26-29, 31-34, 37, 40, 42, 45-58.
1. Общая школьная тревожность: 2, 3, 7, 12, 16, 21, 23, 26, 28, 46-58 (n = 22).
2. Переживание социального стресса: 5, 10, 15, 20, 24, 30, 33, 36, 39, 42, 44 (n =11).
3. Фрустрация потребности в достижении успеха: 1, 3, 6, 11, 17, 19,25, 29, 32, 35, 38, 41, 43 (n = 13).
4. Страх самовыражения: 27, 31, 34, 37, 40, 45 (n = 6).
5. Страх ситуации проверки знаний: 2, 7, 12, 16, 21, 26 (n = 6).
6. Страх несоответствия ожиданиям окружающих: 3, 8, 13, 17, 22(n = 5).
7. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу: 9, 14, 18, 23, 28 (n = 5).
8. Проблемы и страхи в отношениях с учителями: 2, 6, 11, 32, 35, 41, 44, 47 (n = 8).









Интерпретация результатов.

Значения показателей тревожности, превышающие 50-ти процентный рубеж, позволяют говорить о повышенной тревожности, а превышающие 75% – о высокой тревожности ребенка.

Расшифровка значений шкал данного опросника позволяет сделать выводы о качественном своеобразии переживания школьной тревожности каждым учащимся.

1. Общая тревожность в школе – общее эмоциональное состояние ребенка, связанное с различными формами его включения в жизнь школы.

2. Переживание социального стресса – эмоциональное состояние ребенка, на фоне которого развиваются его социальные контакты (прежде всего – со сверстниками).

3. Фрустрация потребности в достижении успеха – неблагоприятный психологический фон, не позволяющий ребенку удовлетворять свои потребности в успехе, достижении высокого результата и т. д.

4. Страх самовыражения – негативное эмоциональное переживание ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим, демонстрации своих возможностей.

5. Страх ситуации проверки знаний – негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки (особенно – публичной) знаний, достижений, возможностей.

6. Страх не соответствовать ожиданиям окружающих – ориентация на значимость других в оценке своих результатов, поступков и мыслей, тревога по поводу оценок, даваемых окружающими, ожидание негативных оценок.

7. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу – особенности психофизиологической организации, снижающие приспособляемость ребенка к ситуациям стрессогенного характера, повышающие вероятность неадекватного, деструктивного реагирования на тревожный фактор среды.

8. Проблемы и страхи в отношениях с учителями – общий негативный эмоциональный фон отношений со взрослыми в школе, снижающий успешность обучения ребенка.

                                

Тренинговые занятия с обучающимися проводят классные руководители после обучения проведенного педагогом-психологом, социальным педагогом (при отсутствии педагога-психолога, социального педагога - заместителем директора по воспитательной работе).


9-11 классы, студенты ГПОУ

Для проведения экспресс-анализа в 9-11 классах, ГПОУ следует использовать методики: 

· Методика оценки психологической атмосферы в коллективе (по А.Ф. Фидлеру),

· Экспресс-диагностика поведенческого стиля в конфликтной ситуации,

· Методика «Самочувствие, активность, настроение» (В. Доскин).

 

Методика оценки психологической атмосферы в коллективе (бланк ОПА)
(по А.Ф. Фидлеру) – см. выше

Экспресс-диагностика поведенческого стиля в конфликтной ситуации – см. выше

 



Теоретическая основа .

Состояние

Варианты ответов

Состояние 1 самочувствие хорошее 3 2 1 0 1 2 3 самочувствие плохое 2 чувствую себя сильным 3 2 1 0 1 2 3 чувствую себя слабым 3 пассивный 3 2 1 0 1 2 3 активный 4 малоподвижный 3 2 1 0 1 2 3 подвижный 5 веселый 3 2 1 0 1 2 3 грустный 6 хорошее настроение 3 2 1 0 1 2 3 плохое настроение 7 работоспособный 3 2 1 0 1 2 3 разбитый 8 полный сил 3 2 1 0 1 2 3 обессиленный 9 медлительный 3 2 1 0 1 2 3 быстрый 10 бездеятельный 3 2 1 0 1 2 3 деятельный 11 счастливый 3 2 1 0 1 2 3 несчастный 12 жизнерадостный 3 2 1 0 1 2 3 мрачный 13 напряженный 3 2 1 0 1 2 3 расслабленный 14 здоровый 3 2 1 0 1 2 3 больной 15 безучастный 3 2 1 0 1 2 3 увлеченный 16 равнодушный 3 2 1 0 1 2 3 взволнованный 17 восторженный 3 2 1 0 1 2 3 унылый 18 радостный 3 2 1 0 1 2 3 печальный 19 отдохнувший 3 2 1 0 1 2 3 усталый 20 свежий 3 2 1 0 1 2 3 изнуренный 21 сонливый 3 2 1 0 1 2 3 возбужденный 22 желание отдохнуть 3 2 1 0 1 2 3 желание работать 23 спокойный 3 2 1 0 1 2 3 озабоченный 24 оптимистичный 3 2 1 0 1 2 3 пессимистичный 25 выносливый 3 2 1 0 1 2 3 утомляемый 26 бодрый 3 2 1 0 1 2 3 вялый 27 соображать трудно 3 2 1 0 1 2 3 соображать легко 28 рассеянный 3 2 1 0 1 2 3 внимательный 29 полный надежд 3 2 1 0 1 2 3 разочарованный 30 довольный 3 2 1 0 1 2 3 недовольный

 

Самочувствие (С) = сила+здоровье +утомление.

Активность (А) = подвижность+скорость+темп протекания функций.

Настроение (Н) = характеристики эмоционального состояния.

Инструкция. Очень важно! Подросток должен чётко понимать, что ответ отражает текущее состояние, а не то, как он в целом оценивает удовлетворённость жизнью.

Критически важно, чтобы ученик давал искренние ответы. Об этом нужно предупредить до начала процедуры диагностики.

Задание: соотнесите своё состояние с рядом признаков по шкале, состоящей из индексов (3 2 1 0 1 2 3) и расположенной между 30 парами слов противоположного значения. Выберите и обведите кружком на каждой шкале только одну цифру, наиболее точно отражающую ваше состояние в момент обследования.

Обработка данных. Обведенные цифры перекодируются следующим образом:

индекс «3», соответствующий неудовлетворительному самочувствию, низкой активности и плохому настроению, принимается за 1 балл. Следующий за ним индекс «2» – за 2 балла. Индекс «1» – за 3 балла и так до индекса «3» с противоположной стороны шкалы, который соответственно принимается за 7 баллов (полюса шкалы постоянно меняются).

Положительные состояния всегда получают высокие баллы, а отрицательные – низкие.

По полученным баллам и рассчитывается среднее арифметическое – как в целом, так и отдельно по активности, самочувствию и настроению.

Ключ:

Самочувствие (С): № 1, 2, 7, 8, 13, 14, 19, 20, 25, 26.

Активность (А): № 3, 4, 9,10, 15, 16, 21, 22, 27, 28.

Настроение (Н): № 5, 6, 11, 12, 17, 18, 23, 24, 29, 30.

Уровни показателей:

1,0-2,2 балла – низкий,

2,3-3,4 балла – ниже среднего,

3,5-4,5 балла – средний,

4,6-5,7 балла – выше среднего,

5,8-7,0 балла – высокий.

Таким образом, максимальный показатель в каждой категории составляет 7, минимальный – 1.

Показатель выше четырёх баллов свидетельствует о благоприятном самочувствии испытуемого.

Если показатель ниже четырёх баллов, то на это следует обратить внимание.

Если показатель ниже 2,5 баллов, имеет смысл провести с учеником отдельную беседу. Возможно, ребёнок нуждается в срочной психологической помощи.

Однако важно помнить, что категории нельзя оценивать в отрыве друг от друга. Пусть низкие показатели в категории «самочувствие» не вызывают у вас особой тревоги, если в категории «настроение» подросток набрал более четырёх баллов. Такая ситуация означает лишь то, что испытуемый чувствует физическую усталость, но его психологическое состояние находится на вполне приемлемом уровне.

В частности, у отдохнувшего человека оценки самочувствия, активности, настроения обычно примерно равны, а по мере нарастания усталости соотношение между ними изменяется за счет относительного снижения самочувствия и активности по сравнению с настроением.

Тренинговые занятия с обучающимися проводят классные руководители после обучения проведенного педагогом-психологом, социальным педагогом (при отсутствии педагога-психолога, социального педагога - заместителем директора по воспитательной работе).



Обучающиеся С(к)ОУ

Для проведения экспресс-анализа в специальных (коррекционных) образовательных организациях следует использовать методики: 

· Микропрактикум «Мой класс», 1-4 класс (с),

· Методика «Эмоционально-психологический климат класса», 4 класс.

· Интегральная самооценка личности «Кто я есть в этом мире» (методика Дембо-Рубенштейн, модификация А.М.Прихожан), с 5 класса,

· Тест школьной тревожности Б.Филлипса, с 5 класса.

Тренинговые занятия с обучающимися проводят классные руководители после обучения проведенного педагогом-психологом, социальным педагогом (при отсутствии педагога-психолога, социального педагога - заместителем директора по воспитательной работе).



Воспитанники  детских домов

В интернатных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (детских домах) экспресс-анализ проводится с использованием:

· методики «Эмоционально-психологический климат»,

· экспресс-диагностики поведенческого стиля в конфликтной ситуации (Бланк ПСК).

 

 

Методика «Эмоционально-психологический климат» (бланк ЭПКДД)

 

Цель: изучение эмоционального благополучия в детском коллективе.

Обработка результатов. Находим индивидуальный максимальный индекс эмоционального благополучия: 7 х 4 = 28 баллов.

Находим максимальный групповой индекс эмоционально-психологического климата (ЭПК). Для этого индивидуальный индекс умножаем на число обследуемых детей. После определения максимальных значений, которые принимаются за 100%, вычисляем реальные показатели. Индивидуальный максимальный индекс определяется суммой баллов, набранных конкретным членом класса. Реальный групповой индекс – это сумма всех индивидуальных индексов. Конкретный уровень ЭПК определяется по формуле:

 

Уровень ЭПК = Реальный групповой индекс ЭПК коллектива : Максимальный групповой индекс ЭПК

Оценочная шкала

Уровень ЭПК Величина индекса Э в %
Очень высокий Более 80
Высокий 71-80
Выше среднего 66-70
Средний 45-65
Ниже среднего 40-44
Низкий Менее 40

 


Инструкция. Подумайте над тем, какие отношения сложились у нас в вашем коллективе (семье, квартире и т.п.). Попробуйте оценить их. Для этого обведите ту цифру, которая расположена ближе к тому качеству, которое есть у нашего коллектива.

 

1. В нашем коллективе всегда весело 4  3   2   1 В нашем коллективе всегда скучно
2. Все ребята в общем-то добрые 4  3   2   1 У нас много злых, равнодушных
3. Мы никогда не ссоримся 4  3   2   1 Мы часто ссоримся, конфликтуем
4. Ребята у нас вежливые, воспитанные 4  3   2   1 Ребята часто грубя- ругаются
5. Мне в нашем коллективе хорошо, спокойно 4  3   2   1 Мне в нашем коллективе неспокойно, тревожно
6. У нас все равны 4  3   2   1 Сильные ребята подавляют слабых, помыкают ими
7. Мы все сплоченные, все дела делаем вместе 4  3   2   1 Несколько ребят дружат между собой, остальные сами по себе
1. В нашем коллективе всегда весело 4 3 2 1 В нашем коллективе всегда скучно
2. Все ребята в общем-то добрые 4 3 2 1 У нас много злых, равнодушных
3. Мы никогда не ссоримся 4 3 2 1 Мы часто ссоримся конфликтуем
4. Ребята  в нашем коллективе вежливые, воспитанные 4 3 2 1 Ребята часто грубят, ругаются
5. Мне в нашем коллективе хорошо, спокойно 4 3 2 1 Мне в нашем коллективе неспокойно, тревожно
6. У нас все равны 4 3 2 1 Сильные ребята подавляют слабых, помыкают ими
7. Мы все сплоченные, все дела делаем вместе 4 3 2 1 Несколько ребят дружат между собой, остальные сами по себе

 



Обработка результатов

Ключ : А (1, 6, 11); В (2, 7 Д 2,); С (3, 8, 13); Д (4, 9, 14); Е (5, 10, 15).

А – жесткий стиль решения конфликтов. Такие люди до последнего стоят на своем, защищая свою позицию, и во что бы то ни стало стараются выиграть. Уверены, что всегда правы.

Б – примиренческий стиль. Ориентирован на «сглаживание углов» с учетом того, что всегда можно договориться, на поиск альтернативы и решения, которое способно удовлетворить обе стороны.

В – компромиссный стиль. С самого начала разногласия прослеживается установка на компромисс.

Г – мягкий стиль. Проявляется в готовности встать на точку зрения противника и отказаться от своей позиции.

Д – уходящий стиль. Этот стиль ориентирован на уход от конфликта. Люди данного типа стараются не обострять ситуацию, не доводить конфликт до открытого столкновения.

 

МЕТОДИКИ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСПРЕСС-АНАЛИЗА

Дата: 2018-12-28, просмотров: 721.