Лекция 6. Трудности обучения письму и чтению медлительных детей
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Школьные трудности медлительных детей долгое время остаются без особого внимания учителя и родителей. Между тем, именно у таких детей в подавляющем большинстве случаев уже к концу первого класса отмечается резкое ухудшение психического здоровья, возникают выраженные трудности письма и чтения. Особую сложность создает для медлительных детей несоответствие программ и методик. Проблемы начинаются буквально в первый день обучения.

– А теперь вот такое задание: в каждую клеточку ставь точку и громко считай: одна, две, три и так далее.
Лена старательно выводит точки и, растягивая слова, делая длинные паузы, считает.
– Хорошо, умница, а теперь сделай то же самое, только быстрее.Девочка испуганно поднимает глаза и чуть слышно виновато говорит: «Я быстрее не могу...». На глазах слезы, дрожат губы...
– Вот так всегда, – раздраженно замечает мама. – Я ей: побыстрее, а она чуть что – в слезы. Раньше не была такой плаксой, а теперь до истерики дело доходит.
Успокаиваем маму и Лену, а дальше ведем беседу с ними отдельно.
Рассказ мамы: «Росла нормально, только ела плохо, часами могла над тарелкой просидеть. Я уж из себя выходила, даже к врачам обращалась, может, болезнь какая, – ничего. До трех с половиной лет дома была, я с ней сидела, а потом пошла в сад. Дома-то не обращала внимания, как она одевается, сама одевала. Знаете, как дома, – тысяча дел, а Лена у меня одна, тогда уже и младшенький родился. А как пошла в детский сад, так одни жалобы: все уже гуляют давно, а она только одевается; все уже обедают, а она ботинки расшнуровывает. И дома все то же самое... Но самые главные мои мучения начались в прошлом году, когда пошла в школу. Сначала буквы не могли выучить, уроки делали по 3–4 часа. Сколько мы тетрадей исписали, а толку никакого... Вот посмотрите. (Мама протягивает тетради, в которых на каждой странице красными чернилами: «Опять половина задания. Где вторая половина задания?», «И это все?!», «Грязно», «Небрежно», «Не стараешься!») А сейчас все хуже и хуже и с письмом, и с чтением. У нее двойка по скорости чтения, и с математикой не очень...».
Мама еще долго жаловалась на Ленины упрямство и капризы. В своей правоте она не сомневалась и хотела получить один совет: «Как заставить?»
Разговорить Лену нам удалось с большим трудом. И мы узнали: она «самая медленная, и весь класс назад тянет», «измучила маму». И мама часто наказывает ее и за плохие отметки, и за грязь в тетради, и за то, что все не успевает... Теперь у нее часто плохое настроение, «плакать хочется» и «болит голова, особенно когда уроки сажусь делать; маме говорю, а она не верит». А еще Лена боится оставаться одна в комнате и вечером долго не может заснуть. Горестно поджав губы и не по-детски тяжело вздохнув, Лена заканчивает неожиданно: «Надоело все, устала я».

Что и говорить – есть от чего устать этой несчастной девочке, доведенной непониманием взрослых до невроза! Результаты тестирования показали: интеллектуальное развитие, запас сведений и знаний Лены соответствуют возрасту, она удовлетворительно освоила школьную программу. Но темп деятельности (ее индивидуальный темп) более чем в 2 раза ниже, чем у сверстников.
Да, она очень медленно пишет, но когда работает в своем темпе, почти нет ошибок, нет дрожащих линий и дополнительных штрихов, нет «грязи». Получается «почти красиво»!
Читает вслух она действительно с трудом – переставляет буквы, делает длительные паузы между слогами, иногда словно спотыкается и останавливается. Вообще делает все неуверенно, вернее, в полной уверенности, что делает неправильно.
Похвале, подбадриванию в первый момент не верит, долго собирается, прежде чем начать выполнять задание, суетится, нервничает. На «Не спеши», «Не торопись», «Все хорошо» реагирует как на подгонку – настолько привыкла к тому, что «всегда отстает» и ее подгоняют...
Результаты обследования показали, что Лена – так называемый медлительный ребенок.
К сожалению, такого рода ситуации не относятся к числу единичных, но ни учителя, ни родители, как правило, не понимают состояния ребенка. И продолжают ставить двойки, ругать за них, упрекать в лени, не обращая внимания на страдания ребенка, тревожность, беспокойство, страхи.
Постепенно растет утомляемость, появляются головные боли, нарушается сон, возникают новые и новые школьные проблемы. Заканчивается все, как правило, таким резким ухудшением здоровья, когда нужна не только педагогическая коррекция, но и лечение.
Медлительные дети – особая группа риска, так как их школьные проблемы могут быть связаны только с медленным темпом деятельности.















Дата: 2018-12-28, просмотров: 256.