Раздел 3. Стилистика русского языка. Функциональные стили
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Методические указания к практическим занятиям
и самостоятельной работе курсантов и студентов

2-го курса очной формы обучения

 

Направление подготовки 40.05.01 «Правовое обеспечение национальной безопасности»                                       40.05.02 «Правоохранительная деятельность» 40.05.03 «Судебная                                            экспертиза» 40.03.01. «Юриспруденция»

 

Профиль                           «Оперативно-розыскная деятельность органов внутренних дел»,                                               «Административная деятельность органов внутренних дел»,                                           «Криминалистические экспертизы», «Служебно-боевое                                                   применение соединений, воинских частей и подразделений                                                         внутренних войск», «Уголовно-правовой», «Гражданско-                                                            правовой»                                                                                                                                             

 

Факультет                                                   криминальная полиция

                                                                    полиция общественной безопасности

                                                                    следственно-криминалистический

                                                                    внутренние войска

                                                                    права

 


Донецк

2016

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 1 (2 часа)

Речь как текст, продукт речевой деятельности.

Содержание программы:

Дать понятие о структуре речевой деятельности. Сформировать умения подготовки устного и письменного высказывания.

1. Теоретические вопросы:

1. Речь как речевая деятельность.

2. Активные процессы в современном русском языке в области произношения, ударения, словообразования, морфологии, лексики, синтаксиса.

3. Изменения в русском языке и дискуссии в обществе.

Источники информации

1. Буторина Е.П., Евграфова С.М. Русский язык и культура речи: учебное пособие. – 2-е изд., перераб. И доп. – М.:Форум, 2015. – 288 с.

2. Русский язык и культура речи: учебник. – 2-е изд., перераб. и доп./под ред.

Проф.О.Я.Гойхмана. – М.: ИНФРА-М, 2016. – 240 с. (Высшее образование:бакалавриат).

3. Культура профессиональной речи. Учебное пособие для студентов юридических вузов.     Под ред. проф. Н.Ю. Тяпугиной. – М.: Флинта - Наука, 2009.

Рекомендуемые информационные ресурсы:

1. http://imp.rudn.ru/ffec/rlang/rl3.html

2. http://obrazovanie.biniko.com/info_138.php

3. http://rulinguistic.com/cat/kommunikativnye-kachestva-rechi/

4. http://talkbusedst.ru/kurs-lektsij-po-delovomu-obshcheniyu.html

5. http://www.langrus.ru/content/view/31

6. http://www.prometod.ru

7. www.gramota.ru

       Для проверки полученных знаний предлагается ответить на вопросы согласно целям и содержанию обучения.

Дайте ответы на вопросы:

1. Назовите основные значения понятия «коммуникация».

2. Дайте определение понятия «речевая коммуникация». Каковы основные задачи речевой коммуникации?

3. Какие формы и типы речевой коммуникации вам известны?

4. Какую роль играют русский язык и культура речи в профессиональной деятельности юриста?

5. На основании каких законодательных актов осуществляется защита

государственного/литературного языка в России?

6. Назовите причины востребованности юристов, глубоко знающих

иностранные языки и русский язык.

Краткие методические указания

К практическому занятию по теме № 1

«Речь как текст, продукт речевой деятельности».

       В начале занятия будет проверено выполнение домашних заданий. После будут предложены упражнения для отработки полученных теоретических знаний по теме и подведены итоги занятия.

Входящий контроль

Задание 1. Выберите один вариант ответа:

Правильностью речи называется…

1) построение речи по законам соответствующего жанра

2) истинность излагаемой информации

3) соответствие языковой норме

4) отсутствие дефектов речи

Задание 2. Выберите несколько вариантов ответа

Язык, в отличие от речи, характеризуется…

1) линейностью 2) иерархичностью 3) индивидуальностью 4) инвариантностью 5) императивностью

Задание 3 . Выберите несколько вариантов ответа:

К аспектам культуры речи относятся…

1) нормативный 2) коммуникативный 3) нормотворческий 4) этический 5) мимический

Задание 4. Коммуникативный аспект речи предполагает

1) знание и соблюдение правил (норм) употребления единиц литературного языка; 2) умение использовать язык и его средства для эффективного общения в различных коммуникативных сферах и ситуациях, порождать и понимать речевые произведения разных жанров; 3) знание и применение норм речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения.

Задание 5. Использование диалектизмов, грубо-просторечных выражений, жаргонизмов допустимо в

1) разговорной речи 2) книжных стилях 3) устной речи 4) языке художественной литературы

Задание 6. К числу основных единиц речевого общения не относится...

1) речевое событие 2) дискурс 3) речевая ситуация 4) речевое взаимодействие

ЦЕЛЕВЫЕ ОБУЧАЮЩИЕ ЗАДАНИЯ по теме № 1

       Задание  1. Составьте сочетания со словами язык, речь. Объясните их смысл.

Государственный, официальный, региональный, деловой, индивидуальный, культурный, образованный, общепринятый, общий, особый, письменный, политический, поэтический, разговорный, вульгарный, сигнальный, смешанный, тайный, точный.

     Задание  2. Прочтите и прокомментируйте фрагмент из интервью с министром культуры Михаилом Швыдким (2004 г.).

«— Вам как официальному лицу приходится держать себя в рамках. Трудно?

— Иногда очень хочется обматерить, дать в зубы, но это непозволительно. Фрейд писал, что, когда человек вместо камня бросил в другого ругательство, он сделал важный шаг к цивилизации. Нам нужно сделать следующий шаг. Например, какие-то вещи просто не замечать...

— Что, по-вашему, категорически вне культуры?

— Лотман сказал, что культура начинается с запрета. Сейчас возможности дозволенного расширились настолько, что каждый сам выстраивает для себя запреты. Но есть вещи абсолютно вне культуры. Прежде всего — равнодушие к страданиям другого человека» (Телесемь. 2004. № 5, 27 янв.—2 февр.).

       Задание 3 . С 1 июля 2014 года в России вступил в силу закон, не позволяющий использование матерных слов в кино, на телевидении, в театре и на радио. Более того, для физических, юридических и должностных лиц, нарушивших "Закон о Государственном языке Российской Федерации", предусмотрены достаточно крупные денежные штрафы. Воспользуйтесь конспектом ФЗ «О государственном языке Российской Федерации» для изобретения краткой речи, в которой Вы как юрист будете убеждать, например, подростков в том, чтобы они не использовали нецензурную брань.

       Задание 4 . Познакомьтесь с высказыванием П. Сергеича, взятом из его книги «Искусство речи на суде» (1910 г.). Может ли русскому языку в целом или отдельно взятой судебной речи нанести урон злоупотребление иноязычными словами?

…В речах наших обвинителей и защитников больше сору, чем мыслей… Первый недостаток их – это постоянное злоупотребление иностранными словами… Огромное большинство этих незваных гостей совсем не нужны нам, потому что есть русские слова того же значения, простые и точные: фиктивный – вымышленный, мнимый, инициатор – зачинщик, инспирировать – внушать, доминирующий – преобладающий, господствующий, симуляция – притворство и т. д. Мы слышим: травма, прекарность (спец. устар. положение, при котором что-либо находится во временном пользовании, может быть отозвано), базировать, варьировать, интеллигенция, интеллигентность, интеллигентный, интеллигент. Одно или два из этих четырех последних слов вошли в общее употребление с определенным смыслом, и нам, к сожалению, уже не отделаться от них; но зачем поощрять вторжение других»?

       Задание 5 . Познакомьтесь с фрагментом подлинного Определения суда, взятого с сайта одного из районных судов областного города. Каков, на ваш взгляд, уровень письменной культуры речи современного судьи? Исправьте возможные ошибки.

       Прокурор*** района г. NN обратился в суд с иском в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц к товариществу собственников жилья «***» г. NN, в котором просит возложить обязанности на ответчика удалить с кровельного покрытия дома №*** по ул. *** г. NN наледь и сосульки. В обосновании исковых требований прокурор указывает, что входе проведенной проверки соблюдения жилищного законодательства было установлено, что на крыше жилого дома №*** по ул. *** г. NN имеются наледь и сосульки, при этом отсутствует ограждение территории, препятствующее свободному доступу не определенного круга лиц к зоне опасного падения сосулек (наледи) с кровельного покрытия дома. Указанный жилой дом находится в эксплуатации у товарищества собственников жилья «***» г. NN, которое в нарушении п. 2.6.2, 4.6.1.23 «Правил и норм технической эксплуатации жилого фонда», утвержденных Постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 г. № 170 не обеспечило своевременную организацию удаления наледи и сосулек с кровли жилого дома.

В судебном заседании от прокурора поступило заявление об отказе от исковых требований в полном объеме, указывая, что ответчик добровольно произвел работы по удалению наледи и сосулек с кровельного покрытия дома №*** по ул. *** г. NN наледь и сосульки Представитель ответчика ***, действующая на основании доверенности от 20.07.2009 г., против прекращения производства по делу не возражала <…>

       Руководствуясь ст. ст. 39, 173, 220, 221, 224, 225 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд ОПРЕДЕЛИЛ:

       Принять отказ от иска прокурора *** района г. NN в защиту прав и интересов не определенного круга лиц к товариществу собственников жилья «***» г. NN о понуждении к устранению нарушений жилищного законодательства и возложению обязанности удалить с кровельного покрытия дома №*** по ул. *** г. NN наледь и сосульки.

       Задание 6. Прочитайте фрагмент судебной речи. Как вы считаете, нарушил или не нарушил оратор речевые и этические нормы? Если да, то какие? Предложите вариант правки.

       Я хочу сказать / что конечно уважаемый суд / меня очень удивило выступление прокурора а более того / я считаю что оно ни в коей мере не служит целью воспитания несовершеннолетних лиц в том числе думаю и суд должен обратить на это внимание // Ну прежде всего уважаемый суд мой подзащитный обвиняется / то что / 27 декабря 2011 года / совершил / кражу сумки / и / значит / имущества наличностью в ней на сумму 2900 рублей / Органы предварительного следствия и представители государственного обвинения / просят вас / квалифицировать эти действия по статье / … / Ну вот / прокурор призвал вас / уважаемый суд / исходить из жизненных позиций / а не по закону / И это призвал вас представитель государственного обвинения / Не по закону поступайте / а слушайтесь голоса разума / Уважаемый суд / Если бы это говорил даже представитель защиты / и то это было бы неправильно потому что он юрист / а когда это говорит представитель прокуратуры / представляющий государственные интересы / это вдвойне неправильно //

       Задание 7. Прочитайте фрагмент интервью с писательницей Л.Петрушевской. Согласны ли вы с мыслями автора? Считаете ли вы оправданным употребление просторечных слов в ее высказывании?

Вот у меня, скажем, значит, выступление … на заседании «Русского общества»… Встает одна женщина, говорит: «Вы извините… современная разговорная речь убивает русский язык… потому что в русский язык начали входить такие вещи как ваучер, авизо и так далее». Я, помню, дико обозлилась. Но я единственно что сказала: Вы знаете, дело в том, что русский язык живуч. Мы и не то проглатывали. Мы проглотили французский и немецкий проглотили, и английский сейчас проглотим – ничего страшного в этом нет… Мы проглотим и ваучер, все проглотим, выплюнем и забудем. И это станет символом эпохи, это станет принадлежностью исторических романов, это станет темами экономическими, бухгалтерскими. Вот. Всего-навсего.

       Русский останется русским языком, будет вечен всегда и богатым всегда, потому что каждый творит свой фольклор, каждый регион рождает свои собственные легенды, свои собственные шутки, фразы, поговорки.

Задания для проверки достижения конкретных целей обучения по тем Е № 1.

1. Вспомните пословицы и поговорки со словами язык и речь (не менее пяти с каждым словом). Раскройте их содержание, используйте в импровизированной речи на любую тему.

2. Нужно ли защищать русский язык от «порчи»? Используя лекционный материал, проведите дискуссию «Великий и могучий… жив ли он?»

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 2 (2 часа)

Требование к тексту. Правила построения текста.

Содержание программы:

       Сформировать умение анализировать текст, выделять тему, идею, структуру текста. Сформировать умение определять композицию текста. Научить находить и исправлять ошибки в построении различных типов текста.

1. Теоретические вопросы:

1. Текст, его основные признаки.

2. Тема, общее содержание и идея текста.

3. Виды связи, структурные компоненты текста.

4. Факторы, определяющие композицию текста.

Источники информации

1. Буторина Е.П., Евграфова С.М. Русский язык и культура речи: учебное пособие. – 2-е изд., перераб. И доп. – М.:Форум, 2015. – 288 с.

2. Русский язык и культура речи: учебник. – 2-е изд., перераб. и доп./под ред.

Проф.О.Я.Гойхмана. – М.: ИНФРА-М, 2016. – 240 с. (Высшее образование:бакалавриат).

       3. Культура профессиональной речи. Учебное пособие для студентов юридических вузов.        Под ред. проф. Н.Ю. Тяпугиной. – М.: Флинта - Наука, 2009.

Рекомендуемые информационные ресурсы:

1. http://imp.rudn.ru/ffec/rlang/rl3.html

2. http://obrazovanie.biniko.com/info_138.php

3. http://rulinguistic.com/cat/kommunikativnye-kachestva-rechi/

4. http://talkbusedst.ru/kurs-lektsij-po-delovomu-obshcheniyu.html

5. http://www.langrus.ru/content/view/31

6. http://www.prometod.ru

7. www.gramota.ru

       Для проверки полученных знаний предлагается ответить на вопросы согласно целям и содержанию обучения.

Дайте ответы на вопросы:

1. Что такое текст? Каковы его основные признаки?

2. Что такое тема, общее содержание и идея текста?

3. Что такое цепная и параллельная связь предложений?

4. На какие структурные компоненты членится текст?

5. Какие факторы определяют композицию текста?

6. Какие конструктивные приемы могут лежать в основе композиции текста? В чем их особенности?

7. Какие типы текстов вы знаете, и чем они отличаются друг от друга?

Дата: 2018-12-28, просмотров: 448.