Слова и словосочетания, которые подсказывают способ распространения темы в тексте абзацев
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой
Речевые подсказки способов распространения темы Способы распространения темы ...вот почему... указание на следствие ...так, например, ... приведение примеров ...сравним... сопоставление и противопоставление ...приведем в подтверждение... подтверждение ...объясним это тем, что... объяснение ...укажем детали... детализация ...как и..., здесь мы обнаруживаем аналогия

       Задание 1. Прочитайте текст. Определите тему текста в целом и каждого абзаца в отдельности. Озаглавьте текст. Составьте и запишите план в форме номинативных предложений, по плану напишите свой текст на близкую тему.

       Я никогда не забуду первых недель, проведенных мною на даче. Погода стояла чудесная; мы переехали из города девятого мая, в самый Николин день. Я гулял - то в саду нашей дачи, то по Нескучному, то за заставой; брал с собой какую-нибудь книгу - курс Кайданова, например, - но редко ее развертывал, а больше вслух читал стихи, которых знал очень много на память; кровь бродила во мне, и сердце ныло - так сладко и смешно: я все ждал, робел чего-то, и всему дивился и весь был наготове; фантазия играла и носилась быстро вокруг одних и тех же представлений, как на заре стрижи вокруг колокольни; я задумывался, грустил и даже плакал; но и сквозь слезы и сквозь грусть, навеянную то певучим стихом, то красотою вечера, проступало, как весенняя травка, радостное чувство молодой, закипающей жизни.

       У меня была верховая лошадка, я сам ее седлал и уезжал один куда-нибудь подальше, пускался вскачь и воображал себя рыцарем на турнире - как весело дул мне в уши ветер! - или, обратив лицо к небу, принимал ее сияющий свет и лазурь в разверстую душу.

       Помнится, в то время образ женщины, призрак женской любви почти не возникал определенными очертаниями в моем уме; но во всем, что я думал, во всем, что я ощущал, таилось полуосознанное, стыдливое предчувствие чего-то нового, несказанно сладкого, женского...

       Это предчувствие, это ожидание проникло весь мой состав: я дышал им, оно катилось по моим жилам в каждой капле крови, ему было суждено скоро сбыться.

(И.С. Тургенев)

       Задание 2. Определите тему, которой объединены слова в группы. Пользуясь словами одной из групп, составьте текст (порядок слов, их форму можно изменять).

а) Санкт-Петербург, юбилей, преображение, торжественный, музеи, парки, исторический, художественный, достопримечательности, гости, увидеть, услышать, рассказать, встретиться, наслаждаться, посетить, запомнить, весь, жизнь;

б) премьера, замечательный, картина, музыка, фильм, спектакль, друзья, обсуждать, высказать, мнение, написать, статья, посетители, встреча, известный, художник, поэт, актер, режиссер, вопросы, отвечать, журналисты.

       Задание 3. Представьте, что Вы выдвигаете свою кандидатуру в депутаты Муниципального Совета. Естественно, Вы должны жителям округа дать информацию о себе. Определите:

- какие микротемы должны быть в Вашем тексте;

- в каком порядке они должны следовать в тексте;

- на какую микротему ложится основная смысловая нагрузка.

       Задание 4 . Прочитайте текст. Выделите начальные предложения абзацев. Определите их роль в тексте .

       Все ли люди одинаково легко начинают общение с другим человеком? Конечно, нет. По типу общения все люди условно могут быть разделены на интровертов и экстравертов.

       Одни люди легко включаются в общение, часто становятся лидерами в разговоре. Их не затрудняет первыми начать разговор, познакомиться с другим человеком. Это экстраверты. У таких людей много знакомых, приятелей. На занятиях для них нужны самостоятельность, творческие задания.

       Иное дело – интроверты. Они не активны в общении. Больше отмалчиваются. Не берут на себя инициативу в общении. Им трудно начать знакомство с другим человеком. Отвечая на вопросы, они предпочитают односложные ответы. Им нравятся хорошо и четко организованные уроки с детальным объяснением (по А.Акишиной)

Задание5. Попробуйте восстановить весь текст по начальным предложениям абзацев.

Не менее важной частью, чем вступление, является заключение. Закон края гласит...

О чем же надо помнить, придумывая заключение?

Во-первых, о том, какие цели реализуются в этом структурном элементе любого жанра любой речи...

Во-вторых, необходимо, чтобы заключение было выдержано в том же стиле, в том же ключе, что и вступление, и основная часть...

Задание 5. В данном тексте определ ите структурные части сверхфра зового единства (зачин, среднюю часть, концовку), укажите средства связи предложений.

                                                                                                               Бухгалтерия

Вице-президенту ЗАО О.Ф. Яблокову

                                 ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

10.05.2015 г. не выплачена зарплата работникам ЗАО. Причина состоит в том, что работник бухгалтерии Иванова А.И. несвоевременно оформила необходимые документы. Отсутствие надлежащего контроля не позволило своевременно выявить этот факт. После принятия срочных мер зарплата была выплачена сотрудникам ЗАО 22.05.2007. Иванова А.И. предупреждена о недопустимости подобного отношения к порученным обязанностям. Приняты меры по усилению контроля за деятельностью работников бухгалтерии.

Главный бухгалтер                                                           Подпись

Задание 6 . Определите, для выражения каких смысловых отношений между частями информации употребляются следующие средства организации связанного текста. Приведите примеры.

а) поэтому, так как, отсюда, тем самым, в результате, ввиду того, в связи с этим, …

б) при этом, кроме того, также, …

в) например, именно, особенно, точнее говоря, …

г) как указывалось, согласно этому, рассмотренный, изучаемый, …

д) таким образом, итак, словом, …

Задания для проверки достижения конкретных целей обучения по темЕ № 2 

Задание 1. В следующем текстовом фрагменте выделите и назовите все средства межфразовой связи.

       Человек должен быть интеллигентен. А если у него профессия не требует интеллигентности? А если он не смог получить образования: так сложились обстоятельства? А если окружающая среда не позволяет? А если интеллигентность сделает его «белой вороной» среди его сослуживцев, друзей, родных, будет просто мешать его сближению с другими людьми?

       Нет, нет и нет! Интеллигентность нужна при всех обстоятельствах. Она нужна и для окружающих и для самого человека.

       Это очень, очень важно, и прежде всего для того, чтобы жить счастливо и долго: да, долго! Ибо интеллигентность равна нравственному здоровью, а здоровье нужно, чтобы жить долго – не только физическое, но и умственное. В народе говорят: чти отца своего и матерь свою и долголетен будешь на земле. Это относится и к целому народу, и к отдельному человеку. Это мудро (Д.С. Лихачев).

Задание 2. Проанализируйте средства межфразовой связи. Оцените, насколько удачно они использованы. При необходимости внесите во фрагменты правку.

1. Среди всех видов деятельности людей исключительно важной является экономическая деятельность. Основная цель экономической деятельности – удовлетворение практически безграничных потребностей людей с помощью имеющихся у них ограниченных ресурсов (т.е. возможностей). К этим ресурсам принято относить труд, землю (все природные богатства) и капитал (т.е. все произведенное прошлым трудом человека).

2. Одной из главных задач рабовладельцев была задача сохранения рабов в повиновении. Поэтому экономические идеи того времени также были связаны с отысканием способов рациональной организации рабовладельческого производства. На этом поприще особую известность приобрели идеи и рекомендации ученого-агронома Марка Порция Катона. Он создал трактат «О земледелии», написал рекомендации по рациональной эксплуатации рабов. Рекомендации были направлены на повышение эффективности рабовладения. Катон предлагал сокращать расходы на содержание рабов, меньше их кормить, больше заставлять работать. Рекомендовалось создавать хорошие службы надсмотра, которые должны были следить за рабами, пресекать их малейшие попытки к объединению и заговорам.

Задание 3. Прочитайте отрывки из инструкции и деловых писем. Определите тип контекста в них (последовательный или параллельный). Назовите средства связи предложений.

       Изделия, состоящие из нескольких деталей, изготавливают по сборочным чертежам. Чтобы собрать изделие по сборочному чертежу, необходимо предварительно изготовить отдельные детали. Для изготовления отдельных деталей надо обеспечить производство рабочими чертежами. Составление рабочих чертежей по сборочным чертежам - деталирование.

       В настоящее время завод располагает возможностью для строительства двух крупнопанельных 12-этажных 72-квартирных домов-башен по типовым проектам. Дома-башни предполагается разместить по улице Лесная. Строительство домов-башен подтверждено Министерством и городскими организациями. На строительство домов-башен выделены необходимые фонды, намечены подрядные организации.

Приглашаем Вас принять участие в научно-практическом семинаре и выступить с докладом. Доклады, представляющие научный интерес, войдут в сборник научных трудов ВНИИДАД. Издание сборника запланировано на 2015 г.

Задание 4. Возьмите текст любой статьи в одном из научных журналов и посмотрите, при помощи каких средств связи организуется текст.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 3 (2 часа)

«Типы речи. Общие рекомендации по корректировке текста ».

Содержание программы:

Сформировать умение различать типы речи (текстов). Сформировать умение построения различных типов текста (с элементами повествования, рассуждения, описания).

1. Теоретические вопросы :

1. Типы речи, их отличительные черты.

2.. Корректировка композиции и структуры текста.

Источники информации

1. Буторина Е.П., Евграфова С.М. Русский язык и культура речи: учебное пособие. – 2-е изд., перераб. И доп. – М.:Форум, 2015. – 288 с.

2. Русский язык и культура речи: учебник. – 2-е изд., перераб. и доп./под ред.

Проф.О.Я.Гойхмана. – М.: ИНФРА-М, 2016. – 240 с. (Высшее образование:бакалавриат).

3. Культура профессиональной речи. Учебное пособие для студентов юридических вузов.     Под ред. проф. Н.Ю. Тяпугиной. – М.: Флинта - Наука, 2009.

Рекомендуемые информационные ресурсы:

1. http://imp.rudn.ru/ffec/rlang/rl3.html

2. http://obrazovanie.biniko.com/info_138.php

3. http://rulinguistic.com/cat/kommunikativnye-kachestva-rechi/

4. http://talkbusedst.ru/kurs-lektsij-po-delovomu-obshcheniyu.html

5. http://www.langrus.ru/content/view/31

6. http://www.prometod.ru

7. www.gramota.ru

       Для проверки полученных знаний предлагается ответить на вопросы согласно целям и содержанию обучения.

Дайте ответы на вопросы:

1. Перечислите типы речи.

2. Назовите отличительные черты каждого типа речи.

3. Приведите примеры описания в научном и художественном стиле.

4. Приведите примеры рассуждения.

5. Приведите примеры повествования.

Дата: 2018-12-28, просмотров: 663.