Деятельность международного сообщества в области противодействия коррупции
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Противодействие коррупции – одно из важных направлений международного сотрудничества в борьбе с преступностью и иными негативными социальными явлениями (социальной патологией).

Усилия международного сообщества по противодействию транснациональной, международной и национальной коррупции, включая латентные их проявления, оказывают негативное влияние на формирование национальной политики государства и выработку стандартов взаимодействия власти и бизнеса.

Так, например, приватизация и либерализация имеют свои минусы и не стоит проводить их как способы снижения коррупции. Более того, они могут создать возможности для роста коррупции.

Особенности коррупционных практик в мегаполисе Москва могут проявляться и в транснациональном характере коррупции, когда они обусловлены присутствием иностранного элемента: исполнители или отдельные соучастники являются гражданами разных государств, посягают на интересы двух и более стран, или объект преступления не совпадает с местом преступного посягательства на него.

Критерии транснационального характера коррупционных преступных деяний даны в статье 3 уникального международно-правового инструмента - Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности (2000, Палермо – Италия):

ü a) оно совершено в более чем одном государстве;

ü b) оно совершено в одном государстве, но существенная часть его подготовки, планирования, руководства или контроля имеет место в другом государстве;

ü с) оно совершено в одном государстве, но при участии организованной преступной группы, которая осуществляет преступную деятельность в более чем одном государстве; или

ü d) оно совершено в одном государстве, но его существенные последствия имеют место в другом государстве.

Криминализация коррупции предусмотрена статьей 8 данной Конвенции: 1. Каждое Государство-участник принимает такие законодательные и другие меры, какие могут потребоваться, с тем чтобы признать в качестве уголовно наказуемых следующие деяния, когда они совершаются умышленно:

ü а) обещание, предложение или предоставление публичному должностному лицу, лично или через посредников, какого-либо неправомерного преимущества для самого должностного лица или иного физического или юридического лица, с тем чтобы это должностное лицо совершило какое-либо действие или бездействие при выполнении своих должностных обязанностей;

ü б) вымогательство или принятие публичным должностным лицом, лично или через посредников, какого-либо неправомерного преимущества для самого должностного лица или иного физического или юридического лица, с тем чтобы это должностное лицо совершило какое-либо действие или бездействие при выполнении своих должностных обязанностей

Сбор и анализ информации о характере организованной преступности и международный обмен такой информацией предусмотрены в статье 28 данной Конвенции.

n 1. Каждое Государство-участник рассматривает возможность проведения, в консультации с научно-исследовательскими кругами, анализа тенденций в области организованной преступности на своей территории, условий, в которых действует организованная преступность, а также изучения вовлеченных профессиональных групп и используемых технологий.

n 2. Государства-участники рассматривают возможность расширения аналитических знаний относительно организованной преступной деятельности и обмена между собой и через посредство международных и региональных организаций. С этой целью в надлежащих случаях должны разрабатываться и использоваться общие определения, стандарты и методология.

n 3. Каждое Государство-участник рассматривает возможность осуществления контроля за своей политикой и практическими мерами по борьбе против организованной преступности, а также проведения оценки их эффективности и действенности.

Для получения, информационного обогащения или расширения аналитических знаний о коррупционных практиках в мегаполисе Москва организуется координация и взаимодействие органов исполнительной власти, правоохранительных органов и иных структур, государственных и общественных.

 Московская торгово-промышленная палата, как и другие объединения гражданского общества, получив информацию о коррупционных проявлениях передает ее органам исполнительной власти Москвы или компетентным органам в соответствии с уставными документами, положением об антикоррупционном комитете, соглашениями о сотрудничестве с прокуратурой, ГУВД, иными структурами города Москвы.

На правоохранительные органы возложены и специальные функции: аналитическая, оценочная, координационная, справочно-консультационная, аналитико-прогностическая. При этом используются источники: открытые, в том числе ограниченного доступа, и / или закрытые, включая специально организованные.

Специальными информационно-аналитическими службами силовых структур практикуется осуществление так называемой аналитической разведки. Ее субъекты :

а) аналитики по открытым источникам, включая «серую литературу» - ограниченные по объему издания и публикации, или источники ограниченного доступа, содержащие персональные данные (именную информацию) или банковскую, коммерческую, адвокатскую, врачебную, иную служебную тайну;

б) оперативные работники, специализирующиеся на анализе классифицированной конфиденциальной информации (от штатных негласных сотрудников, лиц, работающих под прикрытием, информаторов, легендированных предприятий);

в) аналитик – управляющий ресурсами – для управления и мобилизации сети открытых источников. Аналитик, знающий высших экспертов и уполномоченный нанимать их по «требованию» для прямой поддержки принятия решений по каждой конкретной и относительно недорогой задаче.

Для раскрытия и расследования должностных преступлений, политической коррупции, преступлений «белых воротничков» и мошенничества в отношении правительственных учреждений, частной собственности и других коррупционных деяний используется тайная техника расследования, негласные сотрудники и для работы с некоторыми предприятиями секретные (тайные или легендированные) операции – важная и законная методика[45].

В коррупционных действиях транснациональных корпораций, представляющих в современном мире доминирующую экономическую силу, видится особая опасность. Поэтому в их современной деятельности появились и антикоррупционные тенденции.

К международному сотрудничеству в рассматриваемой сфере относят: сотрудничество в рамках международных организаций, организационное, процессуальное, техническое и научное сотрудничество[46].

Для Московской торгово-промышленной палаты руководящим документом являются Правила поведения в бизнесе и рекомендации Международной торговой палаты (2005), неофициальный перевод которых организован по заказу Торгово-промышленной палаты Российской Федерации[47].

В заключение работы автор еще раз подчеркивает, что Торгово-промышленная палата России и Московская торгово-промышленная палата – это организации, представляющие интересы делового сообщества страны и города Москвы, и они всецело поддерживают необходимость усиления противодействия коррупции как приоритет государственной политики.

 


Тема 6. Реализация антикоррупционных программ

Учебные вопросы:

Нормативно-правовые проблемы и инициативы противодействия коррупции. Профилактическая, репрессивная и нетрадиционные модели и подходы к борьбе с коррупцией и теневой экономикой. Комплексный подход к противодействию коррупции и теневой экономике. Контекстуальные ограничения и пределы уголовно-правового противодействия. Ограничения внедрения антикоррупционных механизмов и рекомендации по их преодолению.


Дата: 2018-12-28, просмотров: 188.