Меры противодействия коррупционным фактам, проявлениям в предпринимательской деятельности в период экономического кризиса
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Мировой кризис новейшего времени стимулировал развитие таких форм коррупции, которые не были активизированы в условиях социального благополучия.

Кризис с особой остротой оголил разрушительное воздействие коррупции на экономическую сферу, на органы законодательной, исполнительной власти и управления, реального бизнеса и общества во всех его формах.

Коррупция стала системой отношений, которые пронизывают все структуры нашего государства и общества, вытеснив понятия долга и чести. Нарушаются механизмы конкуренции, создаются препятствия свободе предпринимательской деятельности, ущемляются права собственности, неэффективно используются бюджетные средства, необоснованно повышаются цены, действуют системы так называемых «откатов» в структурах распределения бюджетных средств.

Наряду с международными мерами противодействия коррупции в условиях кризиса российским государством разработан Национальный план, издан федеральный закон, где в целях противодействия коррупции определена роль институтов гражданского общества.

Согласно постановлению правления ТПП России от 11.11.2008 №44-5 «Об участии предпринимательского сообщества в выполнении Национального плана противодействии коррупции» Торгово-промышленные палаты Российской Федерации ориентированы на проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов.

Еще в 1998 году с учетом многочисленных обращений гильдий и комитетов членов Московской ТПП, организаций и предприятий города Москвы, по фактам рейдерства и незаконных захватов предприятий и в целях обеспечения предпринимательства от этого явления, поддержано[41]  предложение МТПП о создании Бюро экономической безопасности. Бюро активно решает задачи по защите прав предприятий, уделяя особое внимание малому и среднему предпринимательству.

В июне 2009 года Мэр Москвы поддержал организацию антикоррупционного комитета при Московской ТПП в целях выработки конкретных системных антикоррупционных мер, направленных на создание эффективной системы противодействия коррупционных фактам и проявлениям при поддержке органов власти и управления города Москвы.

6 июля 2009 года в Московской Гордуме состоялось заседание комиссии по законодательству, на котором был рассмотрен проект закона "О внесении изменений в отдельные законы города Москвы в целях противодействия коррупции".

Как сообщил начальник Правового управления Правительства Москвы (Г. Пономарев), разработка проекта закона вызвана необходимостью приведения отдельных законов города Москвы в соответствие с пакетом антикоррупционных федеральных законов, в т.ч. с Федеральным законом "О противодействии коррупции".

Так, предлагается внести изменения в Закон "О статусе депутата Московской городской Думы". В настоящее время ограничения, связанные с деятельностью депутата Мосгордумы, установлены статьей 6 "Условия осуществления депутатом Думы депутатской деятельности". Также на него распространяются ограничения, установленные законом "О государственных должностях города Москвы".

Однако федеральным законом "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием закона "О противодействии коррупции" были внесены изменения в федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", согласно которым на лиц, замещающих государственные должности субъекта РФ, распространяются ограничения, установленные для членов Правительства Российской Федерации, за исключением депутатов законодательного (представительного) органа и мировых судей.

В связи с этим предлагается вывести депутатов из-под действия ограничений, установленных законом "О государственных должностях города Москвы" и дополнить Закон "О статусе депутата Московской городской Думы" отдельной статьей, посвященной ограничениям, связанным с депутатской деятельностью. При этом в данной статье закрепляются те ограничения, которые прямо установлены статьей 12 федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ", в том числе связанные с выходом депутата из фракции. Соответственно меняется статья об основаниях досрочного прекращения депутатских полномочий.

Как сообщили СМИ (Regions.Ru) в пресс-службе столичного парламента, законопроектом вносятся изменения в Закон "О мировых судьях в городе Москве". В связи с тем, что требования, предъявляемые к судьям, в т.ч. и к мировым судьям, подробно определены в Законе РФ "О статусе судей в РФ", в городском законе о мировых судьях предлагается ограничиться отсылочной нормой.

Изменения, вносимые в Закон "О государственной гражданской службе города Москвы" закрепляют обязанности гражданского служащего столицы уведомлять обо всех случаях склонения его к совершению коррупционных правонарушений. Кроме того, вводится запрет в течение двух лет замещать должности, а также выполнять работу на условиях гражданско-правового договора в коммерческих и некоммерческих организациях, если отдельные функции государственного управления данными организациями входили в должностные обязанности гражданского служащего.

В новой редакции излагается статья о предоставлении сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера гражданского служащего и членов его семьи, а также норма о передаче в доверительное управление ценных бумаг и акций, принадлежащих гражданскому служащему.

Законопроектом вносятся изменения в Закон "О государственных должностях города Москвы", в частности в статью об ограничениях, связанных с осуществлением полномочий лицом, замещающим государственную должность города Москвы. Документом предлагается закрепить обязанность госслужащих представлять сведения о являющихся объектами налогообложения доходах, ценных бумагах и другом имуществе, принадлежащим на праве собственности им, их супругам и несовершеннолетним детям. Предполагается, что такие сведения можно будет публиковать. Кроме того, вносятся редакционные изменения в связи с принятием Закона "Об Уполномоченном по правам человека в городе Москве".

Закон "О муниципальной службе в городе Москве" также приводится в соответствие с федеральными антикоррупционными законами и с изменившимися нормами федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации".

В частности, большинство изменений посвящено замене понятия "квалификационный разряд" на понятие "классный чин". Уточняется статья об оплате труда муниципальных служащих в связи с тем, что из федерального закона "О муниципальной службе в РФ" исключена норма об ограничении размеров оплаты труда муниципальных служащих в дотационных муниципальных образованиях.

Вводится обязанность муниципальных служащих уведомлять своего начальника о конфликте интересов и принимать меры по его предотвращению, а также уведомлять о склонении к совершению коррупционных правонарушений. Уточняются нормы о предоставлении сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера муниципальных служащих.

Таким образом, принятие законопроекта "О внесении изменений в отдельные законы г. Москвы в целях противодействия коррупции" будет способствовать предупреждению коррупционных правонарушений на государственной и муниципальной службе.

Старший помощник прокурора города Москвы (В. Кропивенко) сообщила, что Прокуратурой гор. Москвы разрабатывается и планируется к внесению в Мосгордуму проект системообразующего закона "О системе мер противодействия коррупции в городе Москве", предложенный же правительством Москвы законопроект вносит изменения в специальные законы города.

По словам председателя комиссии по законодательству (А. Семенников, фракция "ЕР"), разработанный законопроект "О внесении изменений в отдельные законы города Москвы в целях противодействия коррупции" говорит о желании городских властей бороться с коррупцией. Члены комиссии решили рекомендовать проект закона для принятия в первом чтении на заседании Думы.

К сожалению, в российском законодательстве до сих пор отсутствует конкретная ответственность чиновников, должностных лиц, государственных служащих, законодателей за создание в законодательстве коррупционных факторов по неосторожности, незнанию или в результате умысла, прямой заинтересованности.

Как правило, законодатель ограничивается общей формулой: «несет ответственность в установленном законом порядке». Часто различается ответственность госслужащего и должностного лица гос. органа. Нуждается в проверке наличие в проекте законодательного акта или в акте, к которому есть отсылка, определенных мер ответственности за нарушение специализированных ограничений и запретов.

Меры ответственности должны соответствовать и полномочиям, и предъявляемым к госслужащему запретам и ограничениям. Основания ответственности нуждаются в четкой формулировке, желательно с дифференциацией дисциплинарных, административных, гражданско-правовых или уголовных правонарушений. Выражению «несет установленную законодательством уголовную и административную ответственность» должны корреспондировать соответствующие статьи УК РФ и КоАП РФ.

Все это положительно влияет на снижение коррупции в целом и коррупциогенности отдельных правовых норм.

К антикоррупционным мероприятиям относится и разработка типовых программ противодействия коррупции для федеральных органов исполнительной власти и высших органов исполнительной власти субъектов Федерации на 2007-2008 гг. Типовая программа была размещена на сайте Минэкономразвития России в посвященном административной реформе разделе [42].

Модельные ведомственная и региональная антикоррупционная программы представлены Минэкономразвития России для массового внедрения.

Основные мероприятия антикоррупционных программ: уполномоченный орган; антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов; внутренний контроль; формирование нетерпимого отношение к коррупции; информационная открытость; совершенствования механизма госзакупок; технические средства контроля; кадровая работа.

Особенностями этих программ являются:

сбор и анализ информации о признаках и фактах коррупционной деятельности;

обеспечение внедрения технических мер контроля, деперсонализации общения заявителей и должностных лиц;

выявление причин и условий, способствующих незаконному расходованию бюджетных средств, выработка мероприятий по их устранению;

проверка персональных данных, представляемых кандидатами при поступлении на государственную гражданскую службу, проверка на наличие судимостей, соответствия действительности декларации о доходах, наличия конфликта интересов и т.д.

Заметим, что чиновники, которые не будут соответствовать новому антикоррупционному законодательству РФ, подлежат замене[43]. "Сейчас критически важно, чтобы это /антикоррупционное законодательство/ заработало", - заявил глава государства, отметив, что применять эти законы должны, прежде всего, сами чиновники. "Часть из них, кто не сможет справиться с собственными аппетитами, подлежит замене". "Я имею в виду все слои служащих", - уточнил он. "Мы находимся только в самом начале пути", - подчеркнул он, говоря о борьбе с коррупцией. "У нас нет головокружения от успехов, собственно и самих успехов еще нет", - добавил он[44].

Так, по каждому факту коррупции в отношении субъектов предпринимательства важно подходить индивидуально, с учетом выработанных юридических и экономических мер противодействия коррупции на текущий период экономического развития в данном регионе. Противодействие коррупции невозможно без участия и поддержки со стороны власти и силовых структур. Значит, необходимы акты о взаимодействии с компетентными органами и координации усилий для противодействия коррупционных фактам и явлениям.

В структуре антикоррупционного направления (комитета, комиссии) ТПП создается - Экспертный совет, куда могут войти представители (судьи) Арбитражного (третейского) суда при МТПП, юристы и экономисты, представители членов МТПП (гильдии, комитеты), участие которых важно для более объективного профессионального изучения проявлений коррупции (необоснованные нормативные акты, административные протоколы ФАС, ИФНС, УВД и т.д.), для независимой правовой экспертной оценки, подготовки заключения и последующего направления результатов в вышестоящие законодательные органы власти.

По инициативе Правительства Москвы и других органов власти и управления, организаций и объединений, Московским антикоррупционным комитетом при МТПП проводится независимая экспертиза конкретных нормативных правовых актов с привлечением, в т.ч. на платной основе, ученых из высших учебных заведений, адвокатов и экономистов. Антикоррупционный комитет Московской ТПП участвует в работе общественных и консультационных советов по противодействию коррупции, образованные при Правительстве Москвы и в окружных префектурах, в правоохранительных и судебно-арбитражных органах города согласно предварительно подписанному соглашению о взаимодействии.

Раздел 2. Противодействие коррупции

Тема 5. Международный опыт противодействия коррупции

Учебные вопросы:

Международное противодействие коррупции и участие Российской Федерации. Стратегии противодействия коррупции: системного устранения причин коррупции, "войны", "сознательной пассивности", смешанные и иные. Зарубежный опыт противодействия коррупции и теневой экономике.

 


Дата: 2018-12-28, просмотров: 192.