Актуальные проблемы противодействия коррупции
Институт социально-гуманитарного образования
Москва
2017 год
Актуальные проблемы противодействия коррупции : учебное пособие / А. Я. Минин. – Москва: МПГУ, 2017. – 100 с.
В настоящем пособии в доступной форме изложен материал курса «Актуальные проблемы противодействия коррупции» в соответствии с рабочей учебной программой дисциплины магистерской подготовки 40.04.01 Юриспруденция.
Цели и задачи курса: помочь магистрантам сформировать антикоррупционное мировоззрение и представление о природе коррупции, дать им знания методологических принципов и приемов исследования коррупции, осуществления правовой экспертизы проектов нормативно-правовых актов на коррупциогенность, усвоить важность и необходимость реализации государственной антикоррупционной политики, сущность новых подходов и специфики противодействия коррупционной практике силами гражданского общества.
Для самостоятельной работы студентов магистратуры педагогических и юридических образовательных организаций (учреждений) высшего образования.
© МПГУ, 2017
© Минин А. Я., 2017
Содержание
Раздел 1. Изучение коррупции
1. Введение в курс ……………………………………………………………………………………………………………… 2
2. Коррупция как социальное явление ……………………………………………………………………..………. 8
3. Социологический, уголовно-правовой и криминологический анализ коррупции ……. 17
4. Экономическая теория коррупции ………………………………………………………………………………. 27
Примерные сферы, формы и методы коррупционных проявлений
Коррупция существует во всех сферах общественной жизни, в различных структурных элементах системы уголовной юстиции, в государственных, коммерческих и образовательных структурах. Наиболее распространенные, обычные или основные сферы проявления коррупции[19]:
ü государственные закупки;
ü проведение земельной реформы: операции с земельными участками;
ü сбор налогов;
ü назначение на ответственные посты в органах государственной власти;
ü местное самоуправление;
ü лицензирование и регистрация предпринимательской, в том числе банковской деятельности;
ü выдача разрешений на размещение и проведение банковских операций с бюджетными средствами всех уровней;
ü получение кредитов в негосударственных банках и государственных целевых кредитов;
ü таможенное оформление импортируемых товаров;
ü лицензирование внешнеэкономической деятельности, получение экспортных квот;
ü строительство и ремонт за счет бюджетных средств;
ü нотариальное удостоверение сделок;
ü возбуждение и прекращение уголовных дел, направление их на дополнительное расследование;
ü контроль над безопасностью дорожного движения;
ü контроль соблюдения условий лицензирования;
ü прием экзаменов на получение права вождения автомобиля и выдача водительских удостоверений;
ü поступление в государственные высшие учебные заведения (для обучения на бюджетной основе);
ü государственная регистрация, аккредитация негосударственных вузов;
ü поступление в специализированные муниципальные общеобразовательные школы;
ü прием в специализированные муниципальные дошкольные воспитательные учреждения;
ü назначение на высокооплачиваемые либо позволяющие иметь значительный незаконный доход должности в государственных (муниципальных) учреждениях;
ü формирование партийных избирательных списков.
Формы коррупции в системе государственной и негосударственной, муниципальной службы разных стран схожи[20]:
· устройство на работу в подчиненные или косвенно контролируемые организации друзей, родственников и знакомых;
· субсидирование политических кампаний;
· вознаграждение за получение выгодных контрактов и проведение нужных экспертиз;
· служебное мошенничество;
· установление платы за услуги, предоставление которых входит в круг служебных обязанностей чиновника;
· получение «комиссионных» за размещение госзаказа в конкретной структуре, затруднение доступа к нему «чужим» фирмам;
· оказание чиновникам чрезмерных знаков внимания, «гостеприимства» со стороны бизнесменов;
· патронаж чиновников над определенными госконтрактами: в форме «консультирования» либо через подставные фирмы так называемых «партнеров»;
· отправка самого себя в загранкомандировку с произвольно установленным размером суточных;
· использование политическими партиями влияния для сбора «добровольных» пожертвований со стороны представителей бизнеса в обмен на размещение госзаказов;
· латентное вымогательство взяток служащими налоговых и таможенных органов с экспортеров, импортеров посредством назойливого демоправа произвольно устанавливать законные размеры налога;
· вымогательство взяток у водителей сотрудниками службы безопасности дорожного движения под угрозой наложения штрафа за нарушение правил дорожного движения, в том числе якобы имевшее место;
· вымогательство незаконных вознаграждений за ускоренное принятие решений (выдачу документов);
· получение начальниками «мзды» с подчиненных в виде периодических подношений в установленных размерах для последующей передачи «наверх».
Методы коррупционных действий, преступных деяний, факты совершения которых стали доступны компетентным государственным органам или общественности, напрямую или опосредованно через СМИ, антикоррупционные структуры.
Например, известны ряд способов вымогания денежных средств инспекторами государственного пожарного надзора.
Скажем, на объекте отсутствует какая-либо из систем противопожарной защиты. Инспектор разъясняет руководству о проблемах, которые очевидно могут возникнуть: приостановка или закрытие объекта, многотысячные, а в отдельных случаях миллионные затраты на монтаж системы.
На извечный вопрос <что делать?> предлагается: а) не внесение в акт проверки сведений об отсутствии системы или отражение отсутствия системы, но при этом обещание в течение последующего времени умалчивание этого вопроса за определённую сумму, ощутимо меньшую той, что требуется для монтажа; б) своя фирма, осуществляющая монтаж системы. В свою очередь от руководителя этой фирмы инспектор требует до 30% сметной стоимости монтажа, включая НДС, «разрешая» монтаж системы без проектной документации и, возможно, в недопустимо упрощённом виде. При этом предупреждается, что при монтаже другой фирмой у руководства возникнут новые проблемы.
Аналогичные ситуации возникают при отсутствии на объекте проекта на монтаж системы, договора на техническое обслуживание системы, обучения работников мерам пожарной безопасности и при необходимости пожарно-технического оборудования.
Руководство объекта находит фирму для осуществления проектирования, монтажа или технического обслуживания системы, обучения или поставки пожарно-технического оборудования. Инспектор, осуществляющий контроль объекта, выражает сомнение о наличии у данной фирмы соответствующих разрешений, квалификации сотрудников и просит руководителя этой фирмы связаться с ним, чтобы развеять сомнения. Когда руководитель устанавливает контакт с инспектором, ему предлагается заплатить определённый процент за то, что фирма появилась на его территории. В случае отказа платить предупреждают, что у заказчика и руководителя возникнут проблемы, и информация о нём будет распространена в сообществе инспекторов госпожнадзора.
Заметим, что коррупция способна к адаптации, она непрерывно видоизменяется, совершенствуется и в условиях кризиса, где бы он ни проявил себя: в экономике, в финансовой сфере, «в головах граждан».
Известно лоббирование форсированного перевода (без опытного апробирования) на саморегулирование ключевой отрасли экономики России. По расчетам общественно-профессиональных объединений строителей, ввод в строительной отрасли РФ института саморегулирования приведет к уходу со строительного рынка 70-100 тысяч субъектов малого и среднего бизнеса[21].
Данные обзоров показывают, что в строительном секторе коррупция имеет большие масштабы, чем коррупция в любой иной отрасли экономики. Масштабы коррупции усугубляются величиной и объемом этого экономического сектора, сфера деятельности которого простирается от инфраструктуры транспорта и электростанций до строительства жилых домов. Коррупция затрагивает как частных подрядчиков, так и государственные организации, которые участвуют в конкурентной борьбе за получение своей доли мирового строительного рынка, оцениваемого приблизительно в $3200 млрд. в год. Этот рынок формирует от 5 до 7% ВВП развитых и наиболее успешных из развивающихся стран, и в странах с более низкими уровнями доходов составляет от 2 до 3% в ВВП.
Коррупционная практика имеет место на всех стадиях строительных проектов. Некоторые из таких проектов без коррупционной мотивации не смогли бы преодолеть даже стадию планирования. Коррупция омрачает зачастую не только получение строительных подрядов, но и деятельность, связанную с эксплуатацией и обслуживанием законченных строительных объектов. Кроме того, она может возникать в ходе проведения тендеров в силу давления извне. Предложения по поставке вооружений или предоставлению помощи, сделанные правительством развитой страны, могут склонить развивающуюся страну сделать все возможное для того, чтобы компания из этой развитой страны получила строительный подряд даже в том случае, когда она предлагает не самые дешевые или лучшие условия.
Отдельные характеристики строительного сектора делают его уязвимым для коррупции: жесткая конкуренция за важные контракты; многочисленные уровни официальных согласований и разрешений; уникальность многих проектов, что затрудняет сравнительный анализ ценообразования; существующие возможности по затягиванию строительства и перерасходу средств; тот факт, что качество выполнения работ быстро скрывается под слоями бетона, штукатурки и иной отделки. Проекты реализуются десятками, иногда сотнями мелких субподрядчиков, в результате чего запутанная система сделок с трудом поддается контролю.
Как уже отмечалось, затраты на коррупционные сделки увеличивают внутрифирменные издержки, повышение накладных расходов, что приводит к росту цен на продукцию. Незаконные привилегии, необоснованный доступ к ресурсам, заказам, получение «нужных» экспертиз как результат коррупционных соглашений искажают конкурентную среду на российских рынках. Необходимость совершения коррупционных сделок как условие доступа на российский или региональные рынки снижает инвестиционную привлекательность территории, что негативно сказывается на перспективах ее социально-экономического развития.
Незаконное обогащение за счет коррупционных сделок ведет к усилению дифференциации населения по уровню доходов, к увеличению разрыва между высоко и малообеспеченными слоями общества, что усиливает социальное неравенство и напряженность в обществе. При этом коррупция в сфере социальных услуг, финансируемых главным образом из бюджета, снижает реальные возможности доступа к этим услугам малообеспеченных, незащищенных слоев общества.
Значение децильного коэффициента дифференциации доходов, или отношение средней величины доходов десяти процентов наиболее состоятельной части граждан к среднедушевому доходу десяти процентов наименее обеспеченного населения, т.е. беднейшей его части, в разных странах изменяется от 5 до 15 [22]. В царской России [23], по приближенным оценкам, он достигал 25 - 30, что и послужило основой социального взрыва. В СССР[24] децильный коэффициент укладывался в интервале от 3,5 до 4,5 в 1991 году. В современной Российской Федерации[25] он регулярно увеличивался, достигнув величины 24,0 в 2000 году. В 2007 году Росстат подсчитал для России величину децильного коэффициента более 15. В то же время в Москве, по данным Мосгорстата[26], децильный коэффициент достиг 41,5.
В марте 2008 года глава Счетной палаты С. Степашин, ссылаясь на данные Росстата, напомнил, что разрыв в доходах между 10% самых богатых и 10% самых бедных россиян увеличился с 13,9 раза в 2000 году до 15,3 раза в 2006 году. А по экспертным оценкам Центрального экономико-математического института РАН такой разрыв значительно больше и составляет около 30 раз. В частности, в Москве, по официальным данным Мосгорстата, в 2006 году этот показатель составил 41 раз.[27]
Разрыв в доходах самых богатых и самых бедных москвичей в 2007 году в отличие от остальной России сокращался - такие парадоксальные выводы следуют из полученных СМИ ("Ъ") данных в Мосгорстате о распределении населения по десяти доходным группам за девять месяцев 2007 года[28].
Характерную черту мегаполиса Москвы - традиционно большой разрыв в доходах столичных жителей - эксперты объясняют высокой концентрацией в столице капитала и сверхбогатых людей, а также высокими доходами ее обитателей. По данным за сентябрь 2007, средний доход столичного жителя превосходил среднероссийский (12,5 тыс. руб.) в 2,6 раза.
Децильный коэффициент дифференциации доходов, согласно данным Мосгорстата, в январе-сентябре 2007 года по сравнению с аналогичным периодом 2006 снизился с 45,2 до 34,4 раза (в 2005 расчеты за тот же период давали разницу в 39,6 раза). Первая низкодоходная группа за 9 мес. 2007 составила 1,2 % с доходами в 3,5 тыс. руб., высокодоходная - 40,7 % с доходами 122,6 тыс. руб.
Данные статведомства очевидно свидетельствуют о снижении децильного коэффициента. Отчасти это могло произойти за счет снижения в столице доли бедных. В последнее время политика московских властей была направлена на социальную поддержку именно низкодоходных групп - многодетных семей, неработающих пенсионеров, - отмечают во Всероссийском центре уровня жизни (ВЦУЖ). Кроме того, ВЦУЖ фиксирует опережение темпов роста доходов беднейших групп по сравнению с высокодоходными, что также сказывается на снижении рассм. коэффициента.
В Центре экономических и финансовых исследований и разработок (ЦЭФИР) в такое падение децильного коэффициента не верят и сомневаются в репрезентативности выборки Мосгорстата. "В прошлом году подросло благосостояние бюджетного сектора, увеличились зарплаты и пенсии. Это, конечно, могло сыграть определенную роль. Однако представленная выборка не позволяет оценить доходы сверхбогатых.
Впрочем, проблема недооценки верхнего дециля характерна не только для России, но и для других стран",- отмечают в ЦЭФИР.
Эксперты названных центров (ВЦУЖ и ЦЭФИР) сомневались и в том, что Москва преодолеет общероссийскую тенденцию увеличения разрыва между бедными и богатыми, когда будут учтены выплаченные бонусы и премии по итогам 2007 года.
Отсутствие реальной борьбы с порождающими коррупцию условиями приводит к ее дальнейшему распространению по горизонтали и по вертикали, захвату новых учреждений и сфер влияния, способствует образованию коррупционных сообществ или сетей. Коррупция в таких условиях стремится захватить не только экономику, но и политику.
В результате стране и обществу наносится невосполнимый ущерб, снижается эффективность рыночной экономики, разрушаются демократические институты, усугубляется экономическое и политическое неравенство населения, увеличивается бедность, растет социальная напряженность.
Под угрозу ставятся целостность страны и сохранение ее конституционного строя. Тем самым коррупция превращается в проблему, угрожающую национальной безопасности страны.
Заметим, что к основным характеристикам состояния национальной безопасности относится и децильный коэффициент[29].
Для предотвращения угроз национальной безопасности необходимо обеспечить социальную стабильность, этническое и конфессиональное согласие, повысить мобилизационный потенциал и рост национальной экономики, поднять качество работы органов государственной власти и сформировать действенные механизмы их взаимодействия с гражданским обществом в целях реализации гражданами РФ права на жизнь, безопасность, труд, жилье, здоровье и здоровый образ жизни, на доступное образование и культурное развитие[30].
Итак, в отрыве от общества, без взаимодействия с институтами гражданского общества, власть не будет (не способна) решать эту проблему.
Отсутствие развитого гражданского общества естественным результатом имеет низкий уровень правового сознания в обществе. В основном проявляется это в слабом исполнении законов и иных норм, в пониженном правовом иммунитете, в отсутствии культуры и традиций использования права гражданами, и приводит к тому, что практически отсутствует массовое сопротивление низовой коррупции.
Опасность коррупции как явления в области морали и нравственности связана с тем, что она подрывает нравственные устои общества, поэтому уровень коррупции — своеобразный барометр состояния «здоровья» общества. Рассматривая отрицательное влияние коррупции на общество, можно определить коррупцию и как коррозию власти; коррупция разрушает государственный аппарат и разъедает нравственные устои общества подобно тому, как ржавчина разъедает металл; для общества усталость от коррупции означает понижение его сопротивления.
Весьма опасна коррупция в высшей школе в виде взяток, имеющих место при поступлении в вузы на бюджетные места и в процессе обучения независимо от организационно-правовой формы образовательной организации. Вузы как важнейший институт социализации граждан способствуют воспроизводству участников коррупционных сделок, формированию будущих бакалавров и магистров, специалистов и чиновников, воспринимающих взятку как нормальное явление, необходимый атрибут современной российской действительности. В таких условиях в процессе профессиональной подготовки специалистов трудно сформировать восприятие коррупции как явления социальной патологии, «болезни грязных рук».
Привлекательность так называемой низовой коррупции в том, что при минимальном риске для обеих сторон она обладает специфической ценностью не только для получателя (вымогателя) взятки, но и для взяткодателя. Взятка помогает решать постоянно возникающие бытовые проблемы, служит платой за постоянную возможность мелких нарушений законов и инструкций. Масштабная низовая коррупция предельно опасна, поскольку создает благоприятный психологический фон для существования остальных форм коррупции и роста вертикальной коррупции, исходного материала для формирования коррупционных сообществ, организованных структур.
Под формированием коррупционных сообществ, или оргструктур, понимается следующее: в организации формируются внутренние горизонтальные и вертикальные связи и отношения, относящиеся к коррупционным процедурам.
Внутренняя коррупция появляется, когда под коррупционерами подразумеваются иерархические группы и аморфные подгруппы лиц с четко распределенными ролями. Внутри групп возникают и «специфические» контролеры, которые проверяют низовых исполнителей на лояльность, внутригрупповую «честность». При связях иерархических взятки распределяются и передаются исполнителями к более высокому уровню.
В некоторых подразделениях, где «берут» все, новый сотрудник с принципиальными убеждениями, придерживающийся иных взглядов, «вытесняется» из подразделения как представляющий угрозу существованию организованной группы или всего коррупционного сообщества.
Известны формы и методы коррупции в сфере таможни, информация о которых поступила в безадресной форме от члена Московской ТПП, вынужденного быть свидетелем в этом криминальном бизнесе.
Идея соревнования государства с коммерцией была весьма актуальна еще в царской России, когда в результате выявления правонарушения таможенник получал гарантированную государством часть от платежей, начисленных в казну государства.
Перенося исторический опыт на современные реалии, введение такого же порядка поощрения, по мнению сотрудников ФТС России, могло бы сказаться на мотивации таможенников.
С одной стороны, государство вправе рассчитывать на лояльность сотрудников таможенных органов и, с другой стороны, на значительное повышение сборов пошлин и налогов в госбюджет. Прямая зависимость между доходами таможенных органов и личным доходом таможенника способна заинтересовать его в эффективности и, разумеется, в результативности его деятельности.
Еще до принятия Концепции системы управления рисками в таможенной службе РФ[31], когда в таможенных органах РФ осуществлялся тотальный контроль товаров и транспортных средств, имея достоверную информацию о ввозе контрабандных товаров среди конкретных поставок, таможенный досмотр не давал никаких результатов. Данное явление свидетельствует не только о недостаточной лояльности сотрудников таможенных органов, проводивших досмотр. В свою бытность Президент России В. Путин назвал ситуацию с коррумпированностью в таможенных органах «экономическим экстазом, в котором слились как таможенники, так и коммерсанты».
Таможенный инспектор определяет несоответствие между информацией в таможенной декларации, ГТД и данными таможенного досмотра, фактического контроля товаров. Такая же ситуация и с корректировкой таможенной стоимости. Непосредственно инспектор отдела КТС таможни принимает решение о достаточности сведений, предоставленных участником внешнеэкономической деятельности (или внешнеторговой), для принятия выбранного им метода определения таможенной стоимости. И проблема соблюдения сотрудниками таможенных органов интересов государства, не имея при этом личной заинтересованности, стоит очень остро.
Подтверждением вышесказанного является колоссальный объем контрабандных товаров, ввезенных за 2006 год. По оценке Центрального банка России, в янв. - сент. 2006 серые импортеры ввезли в страну товаров на $21,4 млрд. Данные за весь год свидетельствуют, что неучтенный импорт в 2006 году составил примерно $28,5 млрд. (в 2005 - $28,6 млрд.).
Исходя из данных Росстата России за 2006 год, представляется возможным рассчитать примерные потери бюджета государства от так называемого «серого» импорта. Итак, средняя импортная пошлина составляет около 11%, НДС равен 18%, итого 29%, не учитывая подакцизные товары. 29% от $28,5 млрд. составляет примерно $8,3 млрд. таможенных пошлин и НДС. Бюджет РФ на 2006 год в его доходной части составлял 5046,1 млрд. рублей, что по среднегодовому курсу доллара США к российскому рублю (26,4 руб. за $1) составляет $191,1 млрд. Таможенные органы пополнили госбюджет почти на 46% (на $87,9 млрд. соответственно).
Таким образом, потенциал системы управления рисками при администрировании импорта на 2006 год составил 9,44% от доходов таможенных органов или 4,34% от доходной части федерального бюджета РФ. И при таких значительных цифрах, это лишь «серый» импорт на основе анализа платежного баланса страны, который не учитывает мелких челноков и автоперегонщиков. А если принять во внимание результаты применения системы управления рисками за 2006 год, которые по разным оценкам составляют от 8 до 15 млрд. рублей ($0.28-$0.57млрд.), то 500% - потенциал повышения эффективности применения системы управления рисками при администрировании импорта.
Приведенные расчеты показывают потенциал роста сбора платежей при применении системы управления рисками, однако при расчетах не были учтены административные взыскания.
Согласно главе 16 КоАП РФ (от 30.12.2001)[32], которая регулирует административные правонарушения в области таможенного дела (нарушения таможенных правил):
Ст. 16.1. Незаконное перемещение товаров и (или) транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации
1. Нарушение порядка прибытия товаров и /или/ транспортных средств на таможенную территорию Российской Федерации путем их ввоза помимо пунктов пропуска через Государственную границу РФ либо иных установленных мест прибытия или вне времени работы таможенных органов, а равно совершение действий, непосредственно направленных на фактическое пересечение таможенной границы Российской Федерации товарами и /или/ транспортными средствами при их убытии с таможенной территории Российской Федерации помимо пунктов пропуска через государственную границу либо иных мест, установленных в соответствии с законодательством РФ о Государственной границе РФ, или вне времени работы таможенных органов либо без разрешения таможенного органа, -
влечет наложение административного штрафа на граждан[33] и юридических лиц в размере от одной второй до трехкратного размера стоимости товаров и /или/ транспортных средств, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
2. Сокрытие товаров от таможенного контроля путем использования тайников или иных способов, затрудняющих обнаружение товаров, либо путем придания одним товарам вида других при перемещении их через таможенную границу Российской Федерации –
влечет наложение административного штрафа на граждан и юридических лиц в размере от одной второй до трехкратного размера стоимости товаров, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой и конфискацию товаров и/или транспортных средств, явившихся орудиями[34] совершения административного правонарушения, либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
3. Сообщение таможенному органу недостоверных сведений о количестве грузовых мест, об их маркировке, о наименовании, весе и (или) об объеме товаров при прибытии на таможенную территорию Российской Федерации или при убытии с таможенной территории Российской Федерации товаров и /или/ транспортных средств, либо для получения разрешения на внутренний таможенный транзит или для его завершения, либо при помещении товаров на склад временного хранения путем представления недействительных документов[35], а равно использование для этих целей поддельного средства идентификации или подлинного средства идентификации, относящегося к другим товарам и /или/ транспортным средствам, -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.
Таким образом, административный штраф за контрабанду или занижение таможенной стоимости может составлять от половины до трехкратного размера стоимости товаров. И при так называемом «сером» импорте в $28,5 млрд. в год, единовременно бюджет РФ за год теряет от $14 млрд. до $80 млрд., т.е. 7% - 40% от госбюджета за 2006 год.
Эксперты сходятся во мнении, что нелегальный вывоз в огромных масштабах леса и биоресурсов превышает $10 млрд. в год. Контрабандой только импорта через таможенные посты проходит товаров почти на $30 млрд. в год. Подобная ситуация раскрывает все существующие недостатки в лояльности и заинтересованности таможенников на местах, уровень их коррумпированности.
В средствах массовой информации анализируется и освещается подобная тематика. При этом используется немало устоявшихся примитивных бытовых представлений и даже мифов о коррупции на таможне. К сожалению, реалии отечественного бизнеса таковы, что большинство участников внешнеэкономической и внешнеторговой деятельности считают «серую» схему таможенного оформления товара более выгодной в отличие от «белой», рискуя при этом потерять весь груз в случае возникновения у таможни обоснованных претензий[36].
Так, в рамках постоянной рубрики об экономических правонарушениях одной из столичных газет[37] были даны сведения о коррумпированности сотрудников таможенных органов с активным использованием арго контрабандистов и их сообщников.
Например, «контрабанда» не наркотиков или оружия, но товаров, которыми пользуется среднестатистический россиянин каждый день: бытовая техника, аудио- и видеоаппаратура, одежда, стройматериалы и прочие нелегально поставляемые товары народного потребления. Цель контрабандистов - не платить деньги государству в виде таможенной пошлины, НДС и других налогов.
«Заказчик» - одна из фирм, в основном торгующих товарами народного потребления. Как правило, это фирма - сетевик - оптовик, покупающая за рубежом товары большими партиями.
«Окно» - таможенный пост на сленге контрабандистов. "Окна" могут быть "серыми" и "черными", "дорогими" или "дешевыми", в зависимости от цены перевоза контрабанды через границу: от $5 тыс. до $7 тыс. или от $2,5 тыс. до $3 тыс. за одну фуру - автомашину, перевозящую контейнер с товаром. Разрешение на получение взятки дает начальник таможенного поста, "окна". Он же получает информацию и приказ о "согласованных" контрабандных фурах от своего начальства в Москве, якобы в ФТС России. Деньги зачастую берет начальник смены и, естественно, учитывая свой интерес, несет начальству. Передает таможеннику деньги таможенный брокер (представитель) или человек от него, хорошо знакомый с начальниками смен, таможенного поста.
«Таможенный брокер» - центральная фигура в любой схеме по контрабанде и в этом криминальном бизнесе вообще. Это - идеолог схемы, разработчик, координатор и исполнитель. Уровень и цена таможенного брокера зависит от его личных связей в ФТС России, в правоохранительных органах и, что важно, от связей с заказчиками – клиентурой.
Задача таможенного брокера - обеспечить беспрепятственное прохождение груза через таможенный пост, а лучше через всю трассу, непосредственно до заказчика - хозяина товара. И при этом либо вовсе не заплатить полагающиеся таможенные пошлины, НДС, либо серьезно уменьшить их размер. Именно таможенный брокер отвечает за взаимодействие с "крышей" и "окном", за все поддельные документы. Он решает, по какой схеме будут провозить товар до заказчика. Слабый таможенный брокер стоит около $50 тыс. за "операцию" и берется доставлять груз только до МКАД. Сильный - около $150-200 тыс. и доставляет груз точно туда, куда нужно заказчику, снабжая его всеми необходимыми документами для дальнейшей легальной реализации товара.
«Крыша». Пройдя таможенный пост, фура едет по российским дорогам. Все движение по трассе, от "окна" до заказчика, жестко контролируется и таможенным брокером, и кураторами - структурами правоохранительных органов, которые должны проверять фуры на маршруте и не допускать проникновения контрабандного товара на российский рынок.
«Кураторы» имеют четкую информацию о том, чьи фуры "наши", и кто не заплатил за трассу. Последних обязательно "задерживают" и берут с них дань прямо на трассе - от $30 тыс. до $80 тыс. за фуру, в зависимости от ее содержимого. Если товар дорогостоящий, то в его беспрепятственном продвижении могут принимать участие сотрудники ГИБДД в качестве эскорта. Если в каком-либо из ближайших регионов по незнанию задержали фуру местные сотрудники подразделения по борьбе с экономическими преступлениями, то водитель по контактному телефону связывается с Москвой и закрывает вопрос либо в регион направляется решать ситуацию столичная машина с сотрудником.
Так, в ноябре-декабре 2006 года по направлениям Новорижское, Пятницкое, Ленинградское шоссе было задержано по наводке около 60 машин с контрабандным товаром. Задержали местные, но по звонку из столицы приехали якобы сотрудники ДЭБ и "отпустили" их по $30-80 тыс. за каждую машину. Официально не было задержано ни одной машины.
«Мартышка» - фирма-однодневка, как правило, регистрируется на украденные или ворованные паспорта, на лиц без определенного места жительства, алкоголиков. Она нужна для выдачи липовых документов с целью дальнейшей легализации контрабандного товара. Существует фирма обычно 2-3 месяца, а зачастую создается под какую-либо конкретную "операцию". Нужна она также и для того, чтобы при возникновении у правоохранительных органов вопросов к заказчику у последнего была бы возможность переадресовать их к "мартышке", которая к тому времени уничтожается. Представители "крыш" обычно знают о фирмах-однодневках, создаваемых таможенными брокерами (представителями), и предупреждают их о возможных проверках и о том, что пора "убивать мартышку".
«Таможенная пошлина» - должна взиматься со всех видов груза, пересекающего границу. Важное понятие и в контрабандном бизнесе. Цель контрабандиста - существенно снизить ее или не платить. Размер таможенной пошлины зависит от вида товара, его стоимости и может колебаться от 0,05% до 50% и более. К примеру, таможенная пошлина на компьютеры существенно выше, чем, скажем, на зеленый горошек. Размер пошлины зависит также от количества ввозимого товара и его веса (меньше – дешевле).
«Перегруз» - любой склад с возможностью перегрузки товара с фуры на фуру с удобной стоянкой, автопогрузчиками. «СВХ» - склад временного хранения, а также перегрузки товара, подготовки документов; работает под "крышей". Поставки на него обеспечивает, как правило, постоянный брокер при таможенном посте.
Если товар доставляется легально, то, чтобы пересечь границу официально, фура должна отстоять многокилометровую очередь (со стороны Финляндии в 2006 году она достигала 85 км). Затем фура заезжает на территорию погранперехода, где происходит ее досмотр. Убедившись, что груз находится в полном соответствии с международной транспортной накладной, таможенники ставят в сопроводительные документы печать о досмотре.
Далее фура едет на склад временного хранения. От фирмы-заказчика приезжает нанятый ею таможенный брокер и оформляет иные документы: оплачивает таможенную пошлину (цена которой зависит от разновидности груза), 18% от стоимости груза (НДС), комиссию таможенного склада, что составляет примерно $300-$1000 за одну фуру. Эта услуга на сленге таможенных брокеров называется "коммерция". Отдав водителю документы о полной таможенной очистке груза с пометкой "выпуск разрешен", брокер получает оплату порядка $300-$1000. А машина с документами и грузом едет к своему "заказчику-хозяину".
На деле все складывается зачастую совсем не по закону.
Схема «черная», наиболее примитивная из всех схем. К "окну" приходит фура с российскими или с иностранными регистрационными номерами. Если номера российские, то таможенник просто "отворачивается" и фура беспрепятственно пересекает границу. Она нигде не фиксируется. Дальше водитель фуры получает от таможенного брокера внутреннюю транспортную накладную, что груз приобретен заказчиком у "мартышки", и фура направляется к хозяину товара.
Если же фура с иностранными номерами, то таможенник все равно "отворачивается", и фура идет в ближайший к посту склад перегруза. Товар перегружается в российскую машину, снабжается такими же фальшивыми транспортными накладными от "мартышки" и тоже идет к заказчику. Иностранная же машина уходит за границу, и ее как будто здесь не было никогда. За такую машину "окно" получает от $5 тыс. до $20 тыс.
Использование «серой» схемы обычно подразумевает вступление импортера в сговор с руководством таможенного поста. Как правило, сам пост также осведомлен о «цвете» оформляемой партии, но, будучи в доле, закрывает глаза на огрехи в оформлении документов, которые практически всегда встречаются при осуществляемой впервые импортной поставке.
Схема - «замена инвойсов», сутью которой является договоренность между заказчиком и зарубежным продавцом об уменьшении таможенных платежей путем занижения стоимости товара в инвойсе[38]. Предположим, вы отдыхали за границей и купили в подарок часы. Продавец может указать в чеке реальную цену $800 или $100, если договоритесь. И таможенную пошлину вы заплатите в зависимости от доверия таможенника: поверит он в указанную в инвойсе цену или нет.
В случае с поставкой оптовой партии товара доверие таможенника по такой схеме стоит от 5 до 50 тыс. долл. Или больше - в зависимости от того, насколько занижена инвойсовая стоимость по отношению к реальной. Некоторые комплектующие для дорогостоящих компьютеров, например, ввозятся по цене выключателей.
Цель схемы «убить вес» в том, чтобы занизить вес ввозимого товара. Так, по договоренности с таможенниками в аэропорту обычно с каждого борта - самолета с товарами народного потребления, "убивается" 10-15 тонн. С каждого килограмма "убитого веса" таможенники имеют около $10. А государство ежемесячно недополучает в казну порядка $500 млн.
Суть схемы «конструктор» в том, что таможенная пошлина на комплектующие изделия значительно ниже, чем на изделие в сборке. Главное - убедить таможенника, что перевозятся комплектующие, запчасти, конструктор для сборки изделия (автомашины, мебели). А цена убеждения таможенника зависит от ценности ввозимого груза и колеблется от 7 до 100 тыс. долл. за контейнер.
К разряду "серых" относится схема «смешанные грузы», в рамках которой груз во ввозимом контейнере распределяется матрешкой: внутрь ставится дорогостоящий товар (дорогие автомобильные диски, плазменные телевизионные панели), а по краям контейнера более дешевый (простые диски или даже зеленый горошек).
По договоренности с таможней пошлина, естественно, платится с дешевого "бортового" груза. Таможенник в зависимости от характера груза получает по такой схеме от $7 тыс. до $15 тыс. с каждой фуры.
Еще "серая" схема - «замена страны-производителя и бренда». Товары народного потребления из Китая, Сингапура, Малайзии и Турции доставляются морским путем в Финляндию или воздушным - в Прибалтику. В названных странах существует огромное количество фирм-однодневок, организованных в основном прибалтийскими таможенными брокерами. Там и делаются любые документы: меняется страна-производитель, бренд (торговая марка) товара и так далее.
Потом товар идет на российскую таможню, и таможенник верит документам, естественно, по цене $5-10 тыс. за фуру. Объем товара, ввозимого по таким схемам, не поддается осмыслению. К примеру, только из Финляндии через границу РФ в неделю проходят 160-180 фур с лампочками. За каждую фуру таможенный брокер получает до $18 тыс., которые распределяет, не забывая себя «любимого», между участниками концессии[39] "окном" и "крышей".
Вышеизложенные сведения подтверждают осведомленность участников относительно нарушений таможенного законодательства. Отдельные таможенные посты за «серые» поставки берутся охотно, но затрудняются грамотно растаможить правильно оформленный груз по непривычной «белой» схеме, особенно, если требуется хорошее знание таможенного законодательства.
Напомним, что целью Системы управления рисками в таможенной службе Российской Федерации является создание современной системы таможенного администрирования, обеспечивающей осуществление эффективного таможенного контроля, исходя из принципа выборочности, основанного на оптимальном распределении ресурсов таможенной службы РФ на наиболее важных и приоритетных направлениях работы таможенных органов для предотвращения нарушений таможенного законодательства РФ: имеющих устойчивый характер; связанных с уклонением от уплаты таможенных пошлин, налогов в значительных размерах; подрывающих конкурентоспособность отечественных товаропроизводителей; затрагивающих другие важные интересы государства, обеспечение соблюдения которых возложено на таможенные органы[40].
Личный опыт, знания и результаты аналитической деятельности инспекторов – важный и достоверный источник информации для создания профиля риска. Причины возникновения коррупционных отношений в системе таможенных органов известны. Возможно, проще «перекупить» таможенника, гарантируя ему разумный процент от начисленных платежей, создать участникам концессии оптимальную правовую ситуацию, когда выгоднее соблюдать закон, а не нарушать его в корыстных целях.
Система управления рисками в таможенной службе Российской Федерации перестанет быть прозрачной для недобросовестных участников внешнеэкономической деятельности, которые не смогут получать полную информацию о возможных формах таможенного контроля относительно его товаров. Извне, система управления рисками будет казаться непредсказуемой и не позволяющей анализировать ее элементы для разработки «серых» схем.
Тема 4. Экономическая теория коррупции
Учебные вопросы:
Коррупция и политическая экономия. Институциональные структуры и коррупция. Макро и микроэкономика коррупции: факты и статистический анализ. Теневая экономика, инструменты измерения и уровень. Политика декриминализации российской экономики. Экономическая коррупция и конфликт интересов (сращивание бюрократии и бизнеса). Коррупция в корпорациях. Равновесия в коррупционном мире.
Глоссарий
Акт локальный – нормативный акт органа местного самоуправления или акт управления корпоративного масштаба, принимаемый в организации (акционерном обществе, предприятии).
Акт нормативный (правовой) - официальный акт – документ компетентного правотворческого органа, которым устанавливаются, изменяются или отменяются нормы права.
Антикоррупционная политика – система или совокупность экономических, политических, законодательных, организационных, информационных, технологических мер, направленных на государственное регулирование в области противодействия коррупции.
Аудируемое лицо - хозяйствующий субъект (юридическое лицо и др.), в отношении финансовой (бухгалтерской) отчетности которого проводится аудит или которому оказываются иные аудиторские услуги[74].
Аудит (аудиторская проверка) - независимая проверка финансовой (бухгалтерской) отчетности организации. Под финансовой (бухгалтерской) отчетностью организации (далее - аудируемое лицо) здесь понимается отчетность, предусмотренная Законом от 21.11.1996 № 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", а также аналогичная по составу отчетность, предусмотренная иными федеральными законами[75].
Аудит экологический – независимая комплексная оценка соблюдения субъектом хозяйственной и иной деятельности требований (нормативов, стандартов) в области охраны окружающей среды[76]; возможен обязательный аудит, установленный ФЗ РФ или Законом субъекта Федерации, и/или инициативный аудит – по решению хозяйствующего субъекта; аудитор готовит документированную оценку и рекомендации по улучшению данной деятельности.
Аудитор - физическое лицо, соответствующее требованиям: 1) наличие квалификационного аттестата аудитора; 2) безупречная деловая репутация, подтвержденная рекомендациями не менее трех аудиторов, включенных в Единый реестр аудиторов и аудиторских организаций не позднее трех лет до дачи рекомендаций; 3) отсутствие неснятой или непогашенной судимости за деяния в сфере экономики или за средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления [77].
Аудиторская деятельность - предпринимательская деятельность по проведению аудита и оказанию сопутствующих аудиту услуг.
Аудиторская организация - коммерческая организация, созданная для проведения аудита или для проведения аудита и оказания сопутствующих аудиту услуг, при условии ее соответствия следующим требованиям: 1) создание в любой организационно-правовой форме, кроме открытого акционерного общества, государственного или муниципального унитарного предприятия; 2) наличие в штате не менее 5 аудиторов; 3) численность аудиторов - не менее 50 % состава исполнительного органа коммерческой организации[78].
Аутентичное толкование – разъяснение которое исходит от органа, установившего толкуемое правовое предписание, толкование, основанное на первоисточнике, авторское.
Бланкетная диспозиция (уголовно-правовой нормы) – отсылает правоприменителя не к норме закона, а к иной – подзаконной норме (или нормам права).
Бланкетное предписание - содержит отсылку к другому нормативному правовому акту, содержащему подробную регламентацию соответствующих прав и обязанностей; устанавливает ответственность за нарушение каких-либо правил поведения, закрепленных другим НПА.
Буквальное толкование - результат толкования, когда содержание разъясняемого правового предписания совпадает с его текстуальным выражением.
Виды НПА – законы (в РФ принимаются Госдумой, законодательными органами субъектов Федерации, всенародным голосованием-референдумом) и подзаконные акты (Указы Президента РФ, нормативные постановления Правительства РФ, нормативные акты министерств и ведомств, нормативные решения и постановления местных органов, внутриорганизационные акты руководителей учреждений, предприятий, организаций).
Гипотеза - часть нормы права, указывающая на конкретные условия (обстоятельства), при наличии или при отсутствии которых начинает действовать норма.
Гражданское общество – относительно независимая от государства общность людей, объединенных по различным показателям в определенные социальные группы и формирования, действующие на основе правовых и иных социальных норм в целях удовлетворения индивидуальных, групповых потребностей и интересов, их реализации.
Децильный коэффициент дифференциации доходов - отношение средней величины доходов 10 % наиболее состоятельной части граждан к среднедушевому доходу 10 % наименее обеспеченного населения, т. е. беднейшей его части.
Дискреционная власть – право государственных органов действовать по своему усмотрению в зависимости от обстоятельств, принимать самостоятельные решения по вопросам, отнесенным к их компетенции.
Диспозиция – структурная часть нормы права, в которой изложено содержание правила поведения, указаны права и обязанности сторон.
Доктринальное толкование – разъяснение смысла правовых предписаний, даваемое научными и др. квалифицированными юридическими работниками на основе теоретического анализа права, выражающееся в монографиях, научных комментариях, статьях и т.п.
Законопроект – текст предлагаемого к принятию закона, подготовленного для внесения на рассмотрение высшего представительного органа законодательной власти или на референдум.
Институции – образ действий, устройство или наставление; социальные формы типологизации функций акторов, определяющие их статусы и роли в системе производства общественного бытия и образующие систему отношений функциональной структуры общества[79].
Информкоррупция – деформированное восприятие, представление о коррупции у населения, общественности как результат влияния формальных - средств массовой информации, и неформальных источников.
Качество закона - совокупность социально-экономических, политических и юридических свойств, обусловливающих пригодность закона удовлетворять определенные потребности общества, государства или отдельной личности соответственно природе права.
Компетенция – совокупность установленных нормативным правовым актом задач, функций, прав и обязанностей (полномочий) госорганов, должностных лиц, общественных организаций, коммерческих и некоммерческих организаций.
Компетенция – возложенный законно на уполномоченный субъект объем публичных дел. Ее элементы: нормативно установленные цели, предметы ведения как юридически определенные сферы объекты воздействия, властные полномочия как гарантированная законом мера принятия решений и совершения действия (Тихомиров Ю.А.).
Коррумпатор – лицо, предоставляющее незаконные преимущества государственным и негосударственным служащим, обладающим специальной деликтоспособностью.
Корруптер – посредник в коррупционных деяниях от организованной преступности.
Коррупционер – служащий государственной, муниципальной (должностное или не должностное лицо) или негосударственной (лицо, выполняющее управленческие функции или не выполняющее таковых) организации, обладающий специальной деликтоспособностью (т.е. способностью нести юридическую ответственность за совершение акта коррупции), признанный виновным в совершении коррупционного правонарушения на основе судебного решения или в ином установленном законом порядке (например, в случае совершения дисциплинарных коррупционных проступков).
Коррупциогенный фактор - явление или группа явлений (факторный комплекс) порождающие коррупцию или способствующие ее росту; в НПА[80] - нормативно-правовая конструкция (отдельное нормативное предписание или совокупность нормативных предписаний), которая сама по себе или во взаимосвязи с иными нормативными положениями либо управленческими обыкновениями создает риск совершения субъектами, реализующими нормативные предписания, коррупционных действий (коррупционные риски).
Коррупционная практика – совокупность или система методов, способов и средств конструирования благоприятных условий для совершения коррупционных деяний и обеспечения латентности коррупции, в том числе посредством использования недостатков законодательства, подкупа должностных лиц, обладающих специальной деликтоспособностью.
Коррупционное преступление – это предусмотренное в УК РФ общественно опасное деяние, которое непосредственно посягает на авторитет и законные интересы службы и выражается в противоправном получении государственным, муниципальным или иным публичным служащим, либо служащим коммерческой или иной организации, в том числе международной, каких-либо преимуществ (имущества, прав на него, услуг или льгот) либо предоставление последним таких преимуществ[81].
Коррупционные правонарушения – содержащие признаки коррупции преступления и проступки, запрещенные нормами права под угрозой юридической ответственности.
Коррупционные риски, связанные с госслужбой, - вероятность возникновения коррупционного поведения, которое м.б. вызвано: несоблюдением обязанностей, запретов и ограничений, установленных для госслужащих в связи с прохождением государственной службы; реализацией полномочий при осуществлении профессиональной деятельности государственного служащего.
Коррупционных правонарушений виды – преступления, гражданско-правовые деликты, административные и дисциплинарные (служебные) проступки.
Коррупционных преступлений виды – публичные (злоупотребление должностными полномочиями – ст. 285; незаконное участие в предпринимательской деятельности – ст. 289; получение и дача взятки – ст. 290 и 291; служебный подлог – ст. 292; подкуп свидетеля, потерпевшего, эксперта, специалиста или переводчика – ч.1 ст. 309 УК РФ) и непубличные (злоупотребление полномочиями – ст. 201, 202, коммерческий подкуп – ст. 204 УК РФ).
Коррупционная преступность – а) процесс совершаемости общественно опасных коррупционных деяний; б) относительно-массовое социально-правовое явление, включающее совокупность коррупционных преступлений и лиц, их совершивших, на определенной территории за данный период времени.
Коррупции типы – наиболее общие проявления коррупции, состоящие из этических нарушений (отклонений) и правонарушений.
Коррупции виды – менее общие проявления коррупции, проявляющиеся в подкупе и продажности, коррупции «верхов» и «низов», коррупции в государственном (муниципальном) и негосударственном секторах.
Коррупции разновидности специальные – а) коррупция на высших уровнях власти - «захват бизнеса» (Business capture)[82], «захват государства[83]» (State capture); б) собственно финансовая, денежная коррупция и непотизм - служебное покровительство родственникам и своим людям (кумовство, блат).
Коррупция - а) злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами; б) совершение деяний, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, от имени или в интересах юридического лица[84].
Коррупция – использование государственными, муниципальными или иными публичными служащими (в т.ч. депутатами и судьями) либо служащими коммерческих или иных организаций (в т.ч. международных) своего статуса для незаконного получения каких-либо преимуществ (имущества, прав на него, услуг или льгот, в т.ч. неимущественного характера) либо предоставление последним таких преимуществ[85].
Лихоимство (устар.) – получение лицом, состоящим на государственной или общественной службе, каких-либо преимуществ за совершение незаконных действий (бездействия) по службе[86].
Мздоимство (устар.) – получение в нарушение установленного законом порядка лицом, состоящим на государственной или общественной службе, каких-либо преимуществ за совершение законных действий (бездействия) по службе[87].
Метод коллективной экспертной оценки – м. прогнозирования, основанный на выявлении обобщенной оценки экспертной группы путем обработки индивидуальных независимых оценок, вынесенных экспертами, входящими в группу.
Мозговая атака (мозговой штурм) – исследовательский метод быстрого коллективного рассмотрения научных или иных проблем без предварительного детального их обсуждения и разработки.
Мониторинг антикоррупционный - государственно-обществен-ная система наблюдений, анализа коррупционных практик и их изменений, возникающих под влиянием экономических, политических, правовых, иных социальных факторов, оценки и прогноза состояния коррупции и противодействия ее проявлениям.
Национальный (страновый) доклад о коррупции – публичный отчет или доклад о стране, в котором есть посвященный коррупции раздел. Например, анализируются восприятие коррупции в госслужбе, деловые интересы высших политиков, законы о финансовых разоблачениях и конфликтах интересов в политике, а также антикоррупционные инициативы[88].
Непрозрачности индекс - это недостаток понятных, чётких, формализованных и легко различимых практик и процедур. Потенциал закрытости и непрозрачности существует в пяти сферах, которые описываются ярким акронимом – «C L E A R», где
С (corruption) – это коррупция, которая ведёт к взяточничеству, фаворитизму и др. сбоям государственного механизма;
L (legal system) – законодательная сфера – коммерческое законодательство и права собственности могут быть аморфны;
E (economic and fiscal policies) – всё, что связано с финансами, эмиссией и налогообложением – принципиально негативный эффект имеет непредсказуемость политики;
A (accounting standards and practices) – в сфере финансовой отчётности опасна слабость механизмов сбора и предоставления корректной финансовой информации;
R (regulatory regime) – государственное регулирование бизнеса - важна последовательность мер.
Норма права – установленное (санкционированное) и обеспеченное государством общеобязательное, формально-определенное правило поведения, наделяющее субъектов юридическими правами и обязанностями[89]. Норма права – содержащееся в нормативном правовом акте общеобязательное, структурно организованное, государственно-властное веление субъектов правотворчества, регулирующее общественные отношения; норма правовая - общеобязательное государственное предписание постоянного или временного характера, рассчитанное на многократное применение.
Нормативное толкование – разъяснение общего характера, даваемое применительно к рассмотрению всех дел определенной категории, разрешаемых на основе соответствующих норм.
Нормативный правовой акт (НПА) - это письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм.
Отсылочное предписание - содержит отсылку к другому нормативному правовому акту, содержащему соответствующую норму права.
Официальное толкование – формально обязательное для определенного круга исполнителей разъяснение правовых предписаний специально уполномоченными на то органами.
Полномочия контрольные - полномочия, осуществляемые в целях проверки законности деятельности (в т.ч. порядка деятельности) субъектов права (инспекции, ревизии, контроль, надзор).
Полномочия разрешительные - полномочия, осуществляемые в целях выдачи документов, подтверждающих специальные права на занятие определенной деятельностью (удостоверения, лицензии, аккредитации, сертификаты и т.п.) или на пользование определенными предметами (оружием, например). Сюда же условно можно отнести полномочия, связанные со сдачей госсобственности в аренду, с приватизацией госсобственности, а также с распределением бюджетных средств (госзакупки и пр.).
Полномочия регистрационные - полномочия, осуществляемые в целях удостоверения фактов установления, изменения или прекращения правового статуса субъектов права (налогоплательщиков, лицензиатов), а также гражданско-правовых сделок и объектов права (недвижимости, автомобилей).
Полномочия юрисдикционные - полномочия должностных лиц государственных органов, осуществляемые в целях применения мер административно-правовой ответственности (например, наложение административных штрафов).
Полномочия нормотворческие - полномочия по принятию нормативных правовых актов подзаконного характера, устанавливающих правила поведения для неограниченного круга лиц.
Пробел в праве – отсутствие (полностью или частично) правовых норм, на основании которых госорган или суд могут решить вопрос о применении права в случае, подлежащему правовому регулированию.
Противодействие коррупции - деятельность федеральных органов государственной власти, органов госвласти субъектов РФ, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий: а) по предупреждению коррупции, в т.ч. по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции); б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией); в) по минимизации и/или ликвидации последствий коррупционных правонарушений[90].
Процедура административная - закрепленный в НПА порядок последовательного совершения юридически значимых действий ее участников, направленный на разрешение индивидуального юридического дела (реализацию субъективных прав, исполнение юрид. обязанностей) или выполнение отдельной публичной функции (напр., ведение реестра, регистрация, контрольная проверка).
Реквизиты правового акта – обязательные сведения, к-рые должны содержаться в правовом акте (документе) для признания его действительным (легитимным).
Санкция - часть нормы права, указывающая на неблагоприятные последствия, наступающие вследствие нарушения диспозиции.
Степень коррупционности коррупциогенного фактора - обобщенная оценка уровня возможности возникновения коррупционных рисков (совершения коррупционных действий и возникновения коррупционных отношений), даваемая специалистом на основе предусмотренных Методикой критериев применительно к различным видам коррупциогенных факторов.
Сроки юридические – определенное время, с которым правовые предписания связывают возникновение, изменение и прекращение правоотношений, а также соответствующие юридические последствия.
Техника юридическая – совокупность средств, приемов и правил, методов, применяемых при разработке нормативно-правовых, правоприменительных, интерпретационных и иных актов (создания и оформления содержания, структуры), их реализации, - юридической деятельности. В ее рамках особо выделяют законодательную технику, используемую при создании законов, актов представительных органов государственной власти.
Эксперт – квалифицированный специалист по конкретной проблеме, суждения и умозаключения которого о предметах в данной области достоверны.
Эксперта (специалиста) заключение – результат исследования, например, правового акта или проекта нормативного правового акта, в случае антикоррупционной или научной правовой экспертизы, представленный в письменном виде с мотивированными ответами на поставленные заказчиком вопросы и оформленный в установленном (Федеральными законами, госстандартами, законами субъекта РФ) порядке.
Экспертиза на коррупциогенность НПА, или антикоррупционная экспертиза НПА и их проектов - деятельность квалифицированных специалистов, направленная на выявление в тексте правового акта или проекта правового акта коррупциогенных факторов, оценку степени их коррупционности и выработку рекомендаций по их ликвидации или нейтрализации вызываемых ими коррупционных рисков.
Экспертиза НПА антикоррупционная – исследовательская деятельность по выявлению и описанию коррупциогенных факторов (явления или совокупности явлений, порождающих коррупционные правонарушения или способствующие их распространению), содержащихся в проектах нормативных правовых и правовых актов, а также по разработке рекомендаций, направленных на устранение или ограничение действия таких факторов[91].
Экспертиза нормативных правовых актов и их проектов на коррупциогенность (см. антикоррупционная экспертиза НПА) - деятельность научных организаций, специалистов (экспертов) (далее - специалистов), направленная на выявление в тексте НПА автономного округа или проекта НПА автономного округа и описание коррупциогенных факторов, разработка рекомендаций, направленных на устранение или ограничение действия таких факторов[92].
Экспертиза НПА научно-правовая – научно-исследовательская деятельность экспертов - ученых, научных и образовательных учреждений по исследованию нормативных правовых актов или их проектов [со всех сторон, во взаимосвязи регулируемых НПА общественных отношений с иными социальными явлениями и процессами, с учетом всей теории и практики], с целью выявления несоответствий (нарушений, дефектов) законодательству: международному, российскому – Конституции РФ, конституционным федеральным законам, федеральным законам, законам субъектов Федерации, иным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, действующим нормам и Госстандартам.
Экспертиза правовая – исследовательская деятельность специалистов, направленная на выявление в тексте правового акта или проекта правового акта дефектов, не являющихся предметом антикоррупционной экспертизы, напр., 1) юридические коллизии нормативных предписаний, содержащихся в одном либо в различных НПА, в т.ч. несоответствие содержания нормативных предписаний положениям НПА, имеющего большую юрид. силу; 2) нарушение установленной процедуры принятия, подписания, опубликования НПА; 3) нарушение установленной формы НПА; 4) нарушение требований юридико-технического качества НПА.
Экспертиза экологическая - установление соответствия документов и/или документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду[93]; государственная и общественная экологическая экспертиза (ст. 11, 12 Закона №7-ФЗ от 10.02.2002); эксперт исследует объект регионального уровня и представляет мотивированное заключение.
Экспертизы виды - научная, юридическая (правовая), криминологическая, антикоррупционная (независимая), судебная, техническая, экономическая, финансовая, бухгалтерская, математическая, физико-химическая, биологическая, экологическая, врачебно-трудовая или иная в зависимости от предмета исследования, конкретных задач и применяемых научных методов.
Экспертная информация - экспертные оценки, полученные от экспертов (образовательных, научных учреждений) сведения, в том числе уменьшающие или снимающие неопределенность ситуации относительно коррупциогенности НПА, существовавшую до их получения.
Юридический акт – издаваемый полномочным органом в заранее установленной форме официальный документ, порождающий определенные правовые последствия; (виды юридических актов: нормативный правовой акт (НПА), нормативный договор, индивидуальный акт, акт официального толкования).
[1] На сегодня, как уже отмечалось, более 50 составов преступлений в соответствии с указанием Генеральной прокуратуры РФ № 797/11 и МВД России № 2 от 13 декабря 2016 г. «О введении в действие перечней статей Уголовного кодекса РФ, используемых при формировании статистической отчетности» причисляются к преступлениям коррупционной направленности.
[2] См. Юсупов М.Р., Минин А.Я. Противодействие коррупции институтами гражданского общества: Методология и организационно-правовые аспекты поддержки на общественных началах / Под ред. Минина А.Я. Монография. – М.: МТПП, 2009. – 365 с. С. 8-26.
[3] Антикоррупционная политика / Под ред. Сатарова Г.А. – М., 2004. Глава 1 §1.5.
[4] По Конституции РФ (п.2 ст.8) «в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности».
[5] Антикоррупционная политика / Под ред. Сатарова Г.А. – М., 2004. С. 58-64.
[6] См.: Белая книга о коррупции. – М., 2007. C. 63-64; Петров А.М. Инструменты и институты борьбы с коррупцией в России // Преодоление коррупции – главное условие утверждения правового государства. Межведомственный науч. сб. Т.1 (39). - М., 2009. С. 424-436.
[7] По материалам расширенной коллегии Генпрокуратуры, где подводились итоги работы за 1-ое полугодие 2009. «РГ» - Центральный вып. № 4960 (136) от 27.07.2009 г.
[8] Из ежегодного доклада Генпрокурора Ю. Чайки в Совете Федерации 13.05.2009, посвященного основным итогам работы ведомства за 2008 год.
[9] Ли Д.А. Преступность как социальное явление. – М.: Русский мир, 1997. – С. 35.
[10] См.: Интервью первого заместителя Генпрокурора РФ А. Буксмана «Газете» 12.01.2009.
[11] См.: Тарасов А.М. Государственный контроль в России. Монография. – М.: ЗАО Изд-во «Континент», 2008. – 672 с. Глава 3. Президентский контроль.
[12] Белая книга о борьбе с коррупцией. - М., 2007. С. 72-73.
[13] Диагностика российской коррупции: социологический анализ. - М., 2002.
[14] Там же. С. 15, 17, 21. Цит. по Белая книга о борьбе с коррупцией. - М., 2007. С. 74.
[15] Белая книга о борьбе с коррупцией. - М., 2007. С. 77.
[16] Там же. - М., 2007. С. 79.
[17] Николаева У.Г. Коррупция как разновидность социально-экономических отношений в современном российском обществе // Преодоление коррупции – главное условие утверждения правового государства. Межведомственный науч. сб. Т.1 (39). - М., 2009. С. 91- 92.
[18] Белая книга о борьбе с коррупцией. - М., 2007. С. 80.
[19] Максимов С.В. Коррупция в России. – Уфа, 2000. – С. 13.
[20] Материалы исследований национальных филиалов Transparency International (1994, 1995, 1998, 1999). Максимов С.В. Коррупция в России. – Уфа, 2000. – С. 14-15.
[21] Поздняков В.М., Толмачев А.В. Проблемы при обустройстве строительной отрасли России. – Вестник академии права и управления. №10. – М., 2008 С. 73.
[22] Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь.- 5-е изд., перераб. и доп. - М., 2006.
[23] Б. Валентинов, Сов. Рос. 18.03.2004.
[24] Основные показатели социально-экономического развития СССР. - М., 1989. С. 34
[25] Вопросы статистики, №8, 2002.
[26] В. Улас. 30.06.2008 http://www.comstol.ru/Mgd/2008/118.html
[27] [Э-ресурс] http://rian.ru/economy/20080326/102251354.html Москва, 26 марта – РИА Новости.
[28] Д. Николаева. "Коммерсантъ", 5.03.2008.
[29] Стратегия национальной безопасности РФ до 2020 г., утв. Указом Президента РФ от 12.05.2009 №537. - п.112 р.VI.
[30] Там же. Стратегия национальной безопасности РФ до 2020 г. - п. 20 р. II.
[31] Утв. приказом ГТК России от 26.09.2003 №1069.
[32] В ред. ФЗ от 20.08.2004 №118-ФЗ; от 22.06.2007 №116-ФЗ; (с измен. и доп.) [Э-ресурс] www.consultant.ru/popular/koap/1317.html;http://www.garant.ru/law/12025267-016.htm
По применению главы 16 КоАП РФ см. постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.10.2006 №18 (с изм. от 11.11.2008 №23); определение КС РФ от 02.11.2006 №537-О; См. Перечень правовых актов, регулирующих вопросы ведения производства по делам об административных правонарушениях, отнесенных к компетенции таможенных органов, направленный письмом ГТК РФ от 13.05.2003 №17-12/19573; О вступлении в законную силу постановлений по делам об административных правонарушениях см. также письмо ГТК РФ от 18.04.2003 № 17-12/16620; Об анализе судебной практики по делам о нарушении таможенных правил см. письмо ГТК РФ от 20.08.2002 №01-06/33610.
[33] За административные правонарушения, предусмотренные главой 16 КоАП РФ, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.
[34] См. аналитическую справку о правоприменительной практике таможенных и судебных органов по признанию автотранспортного средства орудием совершения административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 16.1 КоАП РФ, и его конфискации, направленную письмом ФТС от 23.05.2005 №01-06/16637; О привлечении автомобильных перевозчиков к ответственности по ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ см. письмо ФТС от 30.08.2006 №18-12/30307.
[35] Для целей применения главы 16 КоАП РФ под недействительными документами понимаются поддельные документы, документы, полученные незаконным путем, документы, содержащие недостоверные сведения, документы, относящиеся к другим товарам и (или) транспортным средствам, и иные документы, не имеющие юридической силы.
[36] См.: Волков Р.С. Коррупция как одна из неформальных практик таможенного регулирования // Преодоление коррупции – главное условие утверждения правового государства. Межведомственный научный сборник / Гл. ред. Комарова А.И. – М., 2009. Том 1(39). C.561.
[37] С. Соколов. Кто и как «крышует» контрабанду / Московские Новости. 23.04.2007 www.tks.ru
[38] Инвойс – счет-фактура, содержащий сведения о стоимости товара.
[39] От лат. concessio разрешение, уступка.
[40] См. приказ ГТК РФ от 26.09.2003 №1069, от 3.12.2004 №358.
[41] См.: Распоряжение Мэра Москвы от 27.11.1998 №1199-РМ.
[42] http://ar.gov.ru/
[43] www.prime-tass.ru/news/show.asp?id=890642&ct=news Как сообщает ИТАР-ТАСС, об этом заявил Д. Медведев на встрече с руководством КПРФ, 12.05.2009
[44] Там же. www.prime-tass.ru/news/show.asp?id=890642&ct=news
[45] Алексеев М. Лексика русской разведки (исторический обзор). - М.: Международные отношения, 1996; Минин А.Я. и др. Практика и порядок проведения тайных действий и операций против организованной преступности в США. - М., 1999.
[46] См.: Виды международного сотрудничества в борьбе с преступностью // Белая книга о борьбе с коррупцией. – М., 2007. С. 121-137.
[47] Белая книга о борьбе с коррупцией. – М., 2007. Приложение 11. С. 513-534.
[48] Киц А. Антикоррупционный мониторинг действующих правовых актов и их проектов // Мир безопасности. № 8/177 авг. 2008. С. 77-88.
[49] Астанин В.В. Антикоррупционная политика России: криминологические аспекты. Автореф. дис… д.ю.н. 12.00.08. - М.: МГЮА, 2009. С. 12.
[50] Там же. С. 34.
[51] Астанин В.В. Антикоррупционная политика России: криминологические аспекты. Автореф. дис… д.ю.н. 12.00.08. - М.: МГЮА, 2009. С. 14.
[52] Сайдуллаев Ф., Смирнов Н. Мониторинг антикоррупционной деятельности в регионах России / Под ред. Чепуренко А.Ю., д.э.н., проф., Президента НИСИПП. - Раунд 2. Июль 2009. – 25 с. www.nisse.ru
[53] Включая официальные интернет-сайты госорганов власти субъекта РФ, на которые есть прямая ссылка с официального интернет-сайта субъекта РФ. Например, город Москва: www.mos.ru
[54] См. Оценку наличия и открытости организационно-законодательной базы противодействия коррупции.
[55] Киц А. Антикоррупционный мониторинг действующих правовых актов и их проектов // Мир безопасности. №8/177 авг. 2008. С. 77-88; и др.
[56] Астанин В.В. Антикоррупционная политика России: криминологические аспекты. Автореф. дис… д.ю.н. 12.00.08. - М.: МГЮА, 2009. С. 38-39.
[57] См. ФЗ РФ от 17.07.2009 №172. ст. 3, 5.
[58] В 2003 году коллективом Фонда ИНДЕМ был разработан учебный курс для студентов вузов и прочитан для студентов 5 курса факультета государственного управления МГУ им. М.В. Ломоносова. Для успешного преподавания спецкурса разработано учебное пособие, объединившее в себе теоретические и практические материалы по основным проблемам коррупции и противодействия ей.
[59] См.: О роли и участии территориальных ТПП в выполнении Национального плана противодействия коррупции. Выступление председателя АК при МТПП Юсупова М.Р. на заседании Полномочного представителя Президента по ЦФО 29.05.2009.
[60] См.: Запись в блоге Д. Медведева от 20.05.2009 г. Коррупция должна быть не просто незаконной. Она должна стать неприличной. http://www.kremlin.ru/appears/2009/05/20/1755_type207219_216552.shtml
[61] Напомним, что суть применения диалектического метода состоит в изучении явления коррупции и свойственных ей процессов со всех сторон, во взаимосвязи с другими явлениями и процессами, с учетом всего опыта человечества.
[62] См. приказ Минюста России от 31.03.2009 № 92, утв. Положение об аккредитации юридических и физических лиц в качестве независимых экспертов, уполномоченных на проведение экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов на коррупциогенность; опубликован 24.04.2009, вступил в силу 5.05.2009 г.
[63] См.: Методика анализа коррупциогенности НПА органов исполнительной власти; 2004.
[64] См.: Международные антикоррупционные стандарты: ООН (Anti-corruption Tool Kit), Совета Европы, Организации экономического сотрудничества и развития, Трансперенси Интернешнл www.odccp.org/odccp/corruption_toolkit.html, а также Council of Europe Criminal Law Convention on Corruption // http://conventions.coc.int; Convention on Combating Bribery of Foreign Public Officials in International Business Transactions // www.oecd.org/daf/nocorruption/instruments.htm www.transparensy.org/toolkits/2002
[65] Закон Тюменской области от 07.03.2003 № 121 «О порядке подготовки, принятия и действия нормативных правовых и правовых актов Тюменской области» (в ред. от 05.07.2007); ст.22
[66] См. Порядок проведения антикоррупционной экспертизы проектов НПА ТО, утв. пост. Правительства Тюменской области от 11.02.08 № 42-п; п. 2.5
[67] См.: Методика по проведению экспертизы проектов НПА и НПА ЯНАО на коррупциогенность, утв. Пост. Госдумы ЯНАО от 19.09.2007 № 979; п.1.14.
[68] Ст.20 вышеназванного закона Тюменской области №121.
[69] www.rg.ru/gazeta/rg/2008/02/22.html P.S. Адм. штраф (денежное взыскание) выражается (ст. 3.5 КоАП РФ) в величине кратной МРОТ или сумме неуплаченных сборов (платежей за негативное воздействие). Термин МРОТ в УК РФ, КоАП РФ, ГК РФ заменен денежным эквивалентом. В целях регулирования оплаты труда (ТК РФ), определения размера пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, иных целей обязательного социального страхования МРОТ с 1.01.2016 увеличен до 7,3 тыс. руб. в месяц. Базовая сумма, применяемая для исчисления налогов, сборов, штрафов, социальных выплат и иных платежей, в т.ч. по гражданско-правовым обязательствам, уст. в зависимости от МРОТ, - 100 руб. Предусмотрено право всех субъектов России самостоятельно устанавливать региональный МРОТ для внебюджетного сектора экономики. Так, в Москве МРОТ с 1.01.2016 – 17,3 тыс. руб.
[70] См. www.rich.frb.org/cross/pubs/crime.html
[71] Утв. Указом Президента РФ от 12.05.2009 №537.
[72] Утв. пост. Правительства РФ от 26.02.2010 № 96 (в ред. от 10.07.2017 № 813).
[73] Утв. постановлением Правительства РФ от 26.02.2010 № 96 (ред. от 10.07.2017 № 813).
[74] Методические рекомендации по организации внутрифирменного контроля качества аудиторских услуг (одобрены Советом по аудит. деятельности при Минфине России, протокол № 18 от 21-21.10.2003).
[75] См. п.2 ФЗ от 30.12.2008 N307-ФЗ "Об аудиторской деятельности". Положения п. 2 ст. 1 вступили в силу с 01.01.2009 г.
[76] ст. 1 ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ (с изм.)
[77] Ст. 3 ФЗ от 30.12.2008 N307-ФЗ.
[78] Лицо, являющееся единоличным исполнительным органом коммерческой организации, должно быть аудитором. Аудиторская организация должна состоять членом в одном из саморегулируемых аудиторских объединений и быть включена в Единый реестр аудиторов и аудиторских организаций.
[79] Институция как содержательная основа института определяет не только звание, должность, но и социальную группу, сословие, общность интересов и взглядов, иных свойств однотипных субъектов по социальной специфике их действий. См.: О.В. Иншаков. Экономические институты и институции: к вопросу о типологии и классификации// Социологические исследования. 2003. №9. С. 45.
[80] Коррупциогенными факторами являются положения НПА (проектов НПА), устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также положения, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и/или обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым создающие условия для проявления коррупции. ФЗ РФ от 17.07.2009 №172-ФЗ п.2. ст.1.
[81] Максимов С.В. Коррупция в России. – Уфа: Уфимский филиал Академии налоговой полиции ФСНП РФ, 2000. – 70 с. - С. 11.
[82] См.: Сатаров Г., Пархоменко С. Указ соч. – М.: Фонд ИНДЕМ, 2001. www . indem . ru
[83] Там же. Под захватом государства подразумеваются действия индивидов, групп и частных или общественных организаций, направленные на осуществление воздействия на формирование законов и подзаконных нормативных актов, определяющих государственную политику, путём противозаконного и неподконтрольного предоставления личных благ официальным лицам и госслужащим.
[84] ФЗ от 25.12.2008 №273 п. 1 ст. 1.
[85] Максимов С.В. Указ соч. – Уфа, 2000. С. 7
[86] См.: ст. 402 Уложения о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г.
[87] См.: ст. 401 Уложения о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г.
[88] Там же. Раздел 1.3.2 «Транзитные общества» - секция коррупции.
[89] Кожевников С.Н., Кольцов В.А. Государство и право: основные определения по правоведению и политологии (содержание, разъяснение). – Н.Н., 2006. - 322 с. - С. 37.
[90] См.: п. 2 ст. 1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273.
[91] (Ст. 19.1. Закон Тюменской области от 07.03.2003 № 121 «О порядке подготовки, принятия и действия нормативных правовых и правовых актов Тюменской области» (в ред. от 05.07.2007).
[92] Там же. Ст. 19.1. (в ред. от 05.07.2007).
[93] Ст. 1, 4 Закона РФ «Об экологической экспертизе» от 23.11.1995 № 174-ФЗ (ред. от 29.12.2015) в ред. Федерального закона от 18.12.2006 № 232-ФЗ.
Актуальные проблемы противодействия коррупции
Институт социально-гуманитарного образования
Москва
2017 год
Актуальные проблемы противодействия коррупции : учебное пособие / А. Я. Минин. – Москва: МПГУ, 2017. – 100 с.
В настоящем пособии в доступной форме изложен материал курса «Актуальные проблемы противодействия коррупции» в соответствии с рабочей учебной программой дисциплины магистерской подготовки 40.04.01 Юриспруденция.
Цели и задачи курса: помочь магистрантам сформировать антикоррупционное мировоззрение и представление о природе коррупции, дать им знания методологических принципов и приемов исследования коррупции, осуществления правовой экспертизы проектов нормативно-правовых актов на коррупциогенность, усвоить важность и необходимость реализации государственной антикоррупционной политики, сущность новых подходов и специфики противодействия коррупционной практике силами гражданского общества.
Для самостоятельной работы студентов магистратуры педагогических и юридических образовательных организаций (учреждений) высшего образования.
© МПГУ, 2017
© Минин А. Я., 2017
Содержание
Дата: 2018-12-28, просмотров: 265.