Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков

 

Оценка качества освоения дисциплины «Управление финансами и бюджетирование» включает текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию по итогам освоения дисциплины.

Текущий контроль проводится в ходе семестра с целью определения уровня усвоения обучающимися знаний; формирования у них умений и навыков; своевременного выявления преподавателем недостатков в подготовке обучающихся и принятия необходимых мер по её корректировке; совершенствования методики обучения; организации учебной работы и оказания обучающимся индивидуальной помощи.

К текущему контролю по дисциплине «Управление финансами и бюджетирование» относится проверка знаний и навыков обучающихся на семинарских (практических) занятиях, доклады, тестирование по отдельным темам, решение задач, контрольные работы, курсовая работа.

Общие критерии оценки знаний обучающихся следующие:

Неудовлетворительная оценка выставляется за работы, отражающие значительные пробелы в знании основного материала, неверное понимание сути изученного материала, содержащие принципиальные ошибки в выполнении заданий.

Удовлетворительная оценка выставляется обучающемуся, показавшему знание основного учебного материала в объеме, необходимом, для дальнейшей учебы, знающему основную литературу, но допустившему ошибки и неточности в ответе.

Хорошо оцениваются ответы и работы обучающегося, демонстрирующие полное знание основного учебного материала, но не содержащие самостоятельного анализа, либо не отражающие умение применять полученные знания при анализе и решении практических задач.

Отлично оцениваются ответы и работы обучающегося, демонстрирующие всестороннее, систематическое и глубокое знание учебного материала, знакомство с дополнительной литературой по программе, умение делать самостоятельные выводы на основе полученных знаний, проводить критический анализ изученного материала, умение применять полученные знания при анализе и решении практических задач.

Кроме того, работа обучающегося на семинарах оценивается с точки зрения инициативности, степени участия в групповой работе и её презентации, постановки и поиска ответов на проблемные вопросы. При оценке сообщений учитывается презентационные навыки обучающегося, контакт с аудиторией. Обучающиеся могут делать сообщения не только по заданным темам, но и предлагать свои темы, согласовывая их с преподавателем. Сообщения должны быть тематически связаны с изучаемыми на семинарских (практических) занятиях проблемами, дополнять сведения, содержащиеся в основной литературе. Пересказ основных учебников не представляет интереса в качестве сообщения.

Правила оценивания заданий 1-ого уровня (знать). При выполнении задания первого уровня оценка «неудовлетворительно» выставляется, если обучающийся выполнил от 0 до 60% задания. Оценка «удовлетворительно» выставляется, если обучающийся выполнил от 61% до 80% задания. Оценка «хорошо» выставляется, если обучающийся выполнил от 81% до 90% задания. Оценка «отлично» выставляется, если обучающийся выполнил от 91% до 100%.

Правила оценивания заданий 2-ого уровня (уметь и владеть). При выполнении задания второго и третьего уровня оценка «неудовлетворительно» выставляется, если обучающийся выполнил от 0 до 60% задания. Оценка «удовлетворительно» выставляется, если обучающийся выполнил от 61% до 80% задания. Оценка «хорошо» выставляется, если обучающийся выполнил от 81% до 90% задания. Оценка «отлично» выставляется, если обучающийся выполнил от 91% до 100% задания и обосновал полученные результаты.

Промежуточная аттестация (экзамен) базируется на результатах текущего контроля знаний и проводится по данной дисциплине в виде экзамена.

По итогам изучения дисциплины проводится экзамен. Обучающийся сдает устный экзамен, в котором содержится 2 вопроса (проверка уровня знать) (из перечисленных экзаменационных вопросов) и 1 задача (предназначена для проверки уровней умения и владения).

Оценка за выполнение задания выставляется по 5-бальной шкале.

Правила оценивания заданий 1-ого уровня (знать). При выполнении задания первого уровня оценка «неудовлетворительно» выставляется обучающемуся, если не выполнены требования, соответствующие оценке «удовлетворительно».

Оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, если:

- даны в основном правильные, но недостаточно обоснованные ответы на все поставленные вопросы;

- при ответах не выделялось главное;

- неправильно использована экономическая терминология;

- на отдельные дополнительные вопросы не даны положительные ответы.

Оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, если:

- даны полные, достаточно обоснованные ответы на поставленные вопросы;

- в ответах не всегда правильно формулировались экономические определения;

- ответы в основном были краткими, но не всегда четкими.

Оценка «отлично» выставляется обучающемуся, если:

- даны исчерпывающие и обоснованные ответы на все поставленные вопросы;

- ответы были четкими и краткими, а мысли излагались в логической последовательности;

- показано умение самостоятельно анализировать факты, события, явления, процессы в их взаимосвязи и диалектическом развитии.

Правила оценивания заданий 2-ого уровня (уметь и владеть). При выполнении задания второго и третьего уровня оценка «неудовлетворительно» выставляется, если обучающийся выполнил от 0 до 50% задания или не решил соответствующую задачу.

Оценка «удовлетворительно» выставляется, если обучающийся выполнил от 51% до 70% задания или не полностью решил соответствующую задачу.

Оценка «хорошо» выставляется, если обучающийся выполнил от 71% до 90% задания. Соответствующие задачи правильно решены или в решении были допущены незначительные ошибки.

Оценка «отлично» выставляется, если обучающийся выполнил от 91% до 100% задания и обосновал полученные результаты. Соответствующие задачи решены правильно и рационально (с использованием рациональных методик).

Общая отметка за экзамен. Находится средняя арифметическая (суммируется первый уровень ― знать; второй уровень ― уметь и владеть и делится на число слагаемых).

6. Методические рекомендации преподавателям по технологии реализации дисциплины

При чтении лекционного материала занятия могут проходить с использованием:

· информационно-коммуникационных образовательных технологий: лекция-визуализация ― изложение содержания каждой темы сопровождается презентацией (демонстрацией учебных материалов, представленных в среде программы Microsoft Powerpoint);

· интерактивных технологий: лекция «обратной связи» ― лекция–провокация, в которой часть материала приводится с заранее запланированными ошибками, после чего завязывается лекция-беседа, лекция-дискуссия.

На практических занятиях обучающиеся выполняют задания на рабочем месте, пользуясь консультацией преподавателя на индивидуальном уровне.

В качестве домашних заданий обучающиеся заканчивают работу, выданную на практических занятиях, а также выполняют индивидуальные задания, выдаваемые преподавателем, с проверкой и обсуждением результата выполнения на следующем занятии.

В ходе освоения курса целесообразны интерактивные практические занятия, построенные на игровом, соревновательном принципе.

С целью повышения эффективности учебного процесса, в ходе практических занятий используются:

· интерактивные технологии, например, семинар-дискуссия ― коллективное обсуждение какого-либо спорного вопроса, проблемы, выявление мнений в группе;

· информационно-коммуникационные образовательные технологии: практическое занятие в форме презентации (представление результатов исследовательской деятельности с использованием специализированных программных сред);

· инновационные методы: использование мультимедийных учебников, электронных версий эксклюзивных курсов в преподавании дисциплины; использование медиаресурсов, энциклопедий, электронных библиотек и Интернет; использование программно-педагогических тестовых заданий для проверки знаний обучающихся и т.д.

Кроме того, инновационные методы также предполагают и применение методов активного обучения: интерактивные методы обучения: («метод кейсов», метод проектов, дискуссии), модульно-рейтинговые технологии организации учебного процесса и др.

Кейсы-случаи (занятия на тренажерах) ― это очень краткие кейсы, описывающие один случай. Кейсы этого типа могут использоваться во время лекции для демонстрации того или иного понятия или как тема для обсуждения. Их можно быстро прочитать, и обычно они не требуют от обучающихся специальной подготовки до начала занятий. Кейсы-случаи полезны при знакомстве с методом кейсов.

Кейсы-упражнения (контекстное обучение) дают обучающимся возможность применить определенные приемы и широко использовать материал кейсов, когда необходим количественный анализ. Манипулировать цифрами в контексте реальной ситуации гораздо интереснее, чем делать простые упражнения.

Кейсы-примеры, где обучающимся необходимо проанализировать информацию из кейса и выявить наиболее важные связи между различными составляющими. Обычно здесь встает вопрос: почему все произошло неправильно, и как этого можно было избежать. Комплексные кейсы описывают ситуации, где значимые аспекты спрятаны в большом количестве информации, большая часть которой несущественная. Задача обучающихся ― отделить важные аспекты от мало значимых и не отвлекать на них внимания. Сложность может состоять в том, что выделенные аспекты могут быть взаимосвязаны.

Дискуссия ― форма учебной работы, в рамках которой обучающиеся высказывают свое мнение по проблеме, заданной преподавателем Проведение дискуссий по проблемным вопросам подразумевает написание обучающимися реферата по тематике предложенной преподавателем.

Тестирование ― контроль знаний с помощью тестов с открытыми и закрытыми вопросами для текущей и промежуточной аттестации, самоконтроля. Заключительная тема дисциплины может быть совмещена с тестированием. Она позволяет выявить итоговый уровень подготовленности обучающихся в зависимости от посещения им аудиторных занятий, выполнения практических заданий и самостоятельной работы.

7. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Обучение по дисциплине «Управление финансами и бюджетирование» предполагает изучение курса на аудиторных занятиях (лекционного и семинарского типа) и самостоятельной работы обучающихся.

7.1. Методические указания по подготовке к занятиям лекционного типа

С целью успешного освоения дисциплины обучающийся должен готовиться к лекции, так как она является важнейшей формой организации учебного процесса, и:

· знакомит с новым учебным материалом,

· разъясняет учебные элементы, трудные для понимания,

· систематизирует учебный материал,

· ориентирует в учебном процессе.

Подготовка к занятиям лекционного типа заключается в следующем:

· внимательно прочитайте материал предыдущей лекции,

· узнайте тему предстоящей лекции (по тематическому плану, по информации лектора),

· ознакомьтесь с учебным материалом по учебнику и учебным пособиям,

· постарайтесь уяснить место изучаемой темы в своей профессиональной подготовке,

· запишите возможные вопросы, которые вы зададите лектору на лекции.

7.2. Методические указания по подготовке к занятиям семинарского типа

Особенность занятий семинарского типа объясняется логикой их построения, которой обучающимся необходимо придерживаться. Семинарские занятия являются естественным продолжением освоения обучающимися дисциплины на лекциях и предполагают углубленное изучение отдельных экономических проблем на основе самостоятельной проработки материалов первоисточников ― учебников, учебных пособий и других материалов.

Целью занятий семинарского типа является проверка уровня понимания обучающимися вопросов, рассмотренных на лекциях и в учебной литературе, степени и качества усвоения обучающимися программного материала; формирование и развитие умений, навыков применения теоретических знаний в реальной практике решения задач, анализа профессионально-прикладных ситуаций; восполнение пробелов в пройденной теоретической части курса и оказания помощи в его освоении.

Обучающийся должен изучить основную литературу по теме занятия семинарского типа, и, желательно, источники из списка дополнительной литературы, используемые для расширения объема знаний по теме (разделу), интернет-ресурсы.

Для более успешного освоения материала обучающимся предлагается следующая последовательность подготовки темы:

1. Внимательно ознакомьтесь с содержанием плана семинарского занятия.

2. Прочитайте конспект лекции.

3. Познакомьтесь с соответствующими разделами учебных пособий.

4. Прочитайте рекомендуемую по теме литературу и составьте конспект прочитанного.

5. Проведите самоконтроль через соответствующие вопросы.

6. Составьте план изложения ответа на каждый вопрос плана занятия.

Тема должна быть изложена по плану, причем план можно предложить свой, в соответствии с той литературой, которая имеется у обучающего.

Во избежание механического переписывания материала рекомендованной литературы необходимо:

а) представить рассматриваемые проблемы в развитии;

б) провести сравнение различных исторических концепций по каждой проблеме;

в) отметить практическую ценность данных исторических событий;

г) аргументировано изложить собственную точку зрения на рассматриваемую проблему.


7.3. Методические указания по самостоятельной работе обучающихся

Самостоятельная работа имеет целью закрепление и углубление знаний и навыков, полученных на лекциях и семинарских занятиях, а также формирование культуры умственного труда и способствует вырабатыванию навыков самообразования.

Самостоятельная работа включает подготовку обучающихся к семинарским (практическим) занятиям и экзамену. Эта подготовка состоит в знакомстве с содержанием нужных глав учебных пособий, которые указаны в разделе 8 «Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины», и выполнении творческих заданий, выдаваемых преподавателем на занятиях. Планом практических занятий предусмотрено, что задания на самостоятельную работу частично могут выполняться обучающимися на занятиях.

Основными видами самостоятельной работы по курсу «Управление финансами и бюджетирование» являются:

- изучение отдельных теоретических вопросов при подготовке к семинарам, в том числе подготовка докладов по данным вопросам;

- осмысление информации, сообщаемой преподавателем, ее обобщение и краткая запись;

- своевременная доработка конспектов лекций;

- подбор, изучение, анализ и конспектирование рекомендуемой литературы;

- подготовка к экзамену.

В процессе освоения дисциплины предусмотрены также тестирование.

 


Требования к докладам по выбранным темам

Доклад представляется в устной форме и может сопровождаться мультимедийными презентациями. Доклад является дополнительным по отношению к лекциям и учебным пособиям источником информации для обучающихся и не может основываться исключительно на лекционном материале или на учебниках.

Темы докладов, предлагаемые в РПД, не являются единственно возможными. Обучающийся вправе представить преподавателю собственный вариант тематики, связанной с изучаемым материалом.

Подготовка доклада к семинарским занятиям строится на самостоятельной работе студентов с учебником, учебными пособиями, материалами глоссариев и периодических изданий.

При этом, выделяются следующие формы подготовки:

· составление плана ― предполагает определение структуры и общей логики работы, что способствует более углубленному пониманию, систематизации и обработке изучаемого материала. План работы включает перечень основных положений работы и их оглавление. При составлении плана следует разделить предполагаемый текст доклада на части, каждая из которых должна охватывать определенную проблему или вопрос, поднимаемый автором. Каждую часть плана необходимо озаглавить и пронумеровать заголовки. Полученный результат представляет собой простой план. Если каждый пункт плана разбивается на частные вопросы и подзаголовки, то результатом является сложный план. При составлении плана важно выделить основные мысли автора, расположить их в логическом порядке и подобрать заголовки к выделенным частям. Планы приобретают особую значимость при подготовке устных выступлений;

· тезисы ― кратко сформулированные основные положения доклада. В отличие от плана, который перечисляет вопросы не раскрывая их, тезисы передают краткое содержание материала, расшифровывает основные идеи и мысли автора. Составление тезисов требует способности к обобщению и систематизации мыслей, сформулированных в работе. При составлении тезисов необходимо освоить прочитанный материал, понять основные положения и логику их изложения, разбить материал на части и в краткой форме изложить каждый структурный раздел. Возможна нумерация тезисов. Тезисы подразделяются на текстуальные (цитатные) и свободные. При составлении свободных тезисов важно придерживаться стиля и терминологии автора для более точной передачи сути текста. При цитировании необходимо обязательно указать авторство цитаты, название работы, издательство, год издания и страницу, откуда взята цитата.

Характер тезисов зависит также от особенностей выполняемой работы ― тезисы как обобщение и вывод из изученного и проанализированного материала и тезисы как основные положения и их обоснование, используемые при подготовке устного доклада или сообщения.

Требования к выступлениям

Одним из условий, обеспечивающих успех семинарских занятий, является определение конкретных требований к выступлениям, докладам, рефератам обучающихся. Требования достаточно четкие и способствуют творческому мышлению обучающихся.

Примерный перечень требований к выступлению:

· связь выступления с предшествующей темой или вопросом;

· раскрытие сущности проблемы;

· методологическое значение для научной, профессиональной и практической деятельности;

· самостоятельность в подборе фактического материала и аналитическом отношении к нему;

· умение рассматривать примеры и факты во взаимосвязи и взаимообусловленности, отбирать наиболее существенные из них;

· умение приводить примеры из реальной практики.

Обязательным требованием к выступающему, является зачитывание плана выступления, доклада, реферата. Это обусловлено тем, что многие обучающиеся, содержательно выступив по какому-либо вопросу, часто затрудняются сжато изложить основные положения своего доклада. На первых семинарских занятиях многие обучающиеся не могут четко планировать выступления. В этой ситуации следует рекомендовать обучающимся осветить лишь один или два пункта их доклада. Это формирует гибкость мышления, способность переключать внимание, быстроту переориентации.

Приводимые выступающим примеры и факты должны быть существенными и перекликаться с профилем обучения. Примеры из области наук, близких к будущей специальности обучающегося поощряются руководителем семинара.

Выступление обучающегося должно соответствовать требованиям логики: четкое вычленение излагаемой проблемы, ее формулировка; последовательность и непротиворечивость аргументации проблемы; правильное и содержательное использование понятий и терминов.

Методические указания по подготовке курсовой работы

Курсовая работа представляет собой теоретическое или экспериментальное самостоятельное исследование актуальной экономической проблемы, выполненное обучающимся под руководством научного руководителя − преподавателя кафедры Экономических и финансовых дисциплин.

При выполнении курсовой работы необходимо:

· проанализировать и использовать действующие нормативные акты и новейшие статистические данные;

· обеспечить логичное и четкое изложение материала, доказательность и достоверность фактов;

· показать умение пользоваться рациональными приемами поиска, отбора, обработки и систематизации информации, способность работать с научной литературой и нормативно-правовыми актами;

· разработать предложения по совершенствованию хозяйственной (предпринимательской) деятельности, подкрепленные соответствующими экономико-математическими расчетами и выкладками;

· следовать установленным правилам оформления (четкая структура, логичность и завершенность содержания, правильное оформление библиографических ссылок, списка литературы и нормативных актов, аккуратность исполнения).

Защита курсовых работ ― это завершающий этап изучения дисциплины, обязательное условие допуска к сдаче экзамена.

Курсовая работа предполагает прохождение следующих этапов:

·  выбор темы, назначение руководителя;

·  разработку плана работы /содержания/;

· подбор литературы по теме работы и ее изучение;

· сбор и анализ материалов, характеризующих состояние вопросов, подлежащих исследованию;

· написание работы;

· представление курсовой работы руководителю;

· устранение замечаний, окончательное оформление работы;

· представление курсовой работы руководителю на отзыв;

· подготовка доклада, графического материала (таблиц, графиков, диаграмм и т.д.) для защиты курсовой работы, согласование их с руководителем;

· защита курсовой работы.

После выбора темы курсовой работы обучающийся пишет заявление на имя заведующего кафедрой экономических и финансовых дисциплин (Приложение 1) и после ее утверждения приступает к работе. Выбор одной и той же темы двумя и более обучающимися одной группы не допускается.

Курсовая работа должна состоять из последовательно расположенных основных элементов, в число которых входят:

· титульный лист (Приложение 2);

· содержание;

· введение;

· основная часть;

· заключение;

· список использованной литературы;

· приложения.

Титульный лист является первой страницей курсовой работы и оформляется на типовом бланке. Номер страницы на титульном листе не ставится.

Тексту курсовой работы предшествует содержание работы, которое включает перечисление частей работы, начиная с введения и заканчивая приложениями, с указанием страниц. Заголовки содержания должны точно повторять заголовки в тексте. Желательно, чтобы содержание помещалось на одной странице. Для этого, при необходимости, его печатают с интервалом меньшим, чем интервал основного текста.

Названия отдельных разделов должны согласовываться с темой курсовой работы, а также быть краткими, состоять из ключевых слов, несущих основную смысловую нагрузку.

Введение является вступительной частью курсовой работы, в которой необходимо:

· определить предмет, объект, цель и задачи рассматриваемой проблемы, хронологические, географические рамки и т.п.;

· назвать основную цель работы и подчиненные ей более частные задачи, решение которых связано с реализацией поставленной цели;

· обосновать актуальность разрабатываемой темы, ее теоретическую и практическую значимость;

· определить теоретические основы и указать избранные методы, в том числе экономико-математические модели;

· привести в алфавитном порядке список отечественных и зарубежных ученых и специалистов, внесших наиболее заметный вклад в исследование, анализ и решение проблем в тех областях, с которыми связана тема данной курсовой работы и труды которых использовались при ее написании.

Основная часть работы должна содержать теоретические и практические положения рассматриваемой темы (проблемы). Как правило, начало основной части носит теоретический (методологический) характер.

Второй раздел основной части, как правило, носит практический или прикладной характер. 

Курсовая работа раскрывает действие механизмов экономических процессов на примере конкретной организации, отрасли или региона. Для этого могут использоваться статистические, социологические материалы и т.д.

Заключение должно отражать практическую значимость и включает в себя:

· итоги анализа изучаемой проблемы в организации (регионе, отрасли); обобщенные выводы по теме работы;

· перечень и краткую характеристику предлагаемых мероприятий по устранению недостатков и совершенствованию экономических отношений и механизмов управления, а также итоги расчета экономической эффективности предлагаемых мероприятий (если это предусмотрено задачами данной работы).

Список использованной литературы (библиография) составляется в алфавитном порядке с полным описанием источников, использованных при выполнении работы. Каждый включенный в список источник должен иметь отражение в любом из разделов дипломной работы и на него должны быть ссылки в тексте.

Приложения к курсовой работе могут включать первичный исследовательский материал: анкеты, статистические данные, формы договоров, копии конкретных соглашений, исполнительных документов, расчеты, таблицы и другие вспомогательные материалы, на которые есть ссылки в тексте работы. Их наличие и качество свидетельствуют о глубине проработки материала по избранной теме, а также являются подтверждением обоснованности выводов и предложений. Приложения подлежат нумерации в той последовательности, в которой их данные используются в курсовой работе.

Методические указания по оформлению курсовых работ

Курсовая работа оформляется в соответствии с общими требованиями и правилами оформления отчетов о научно-исследовательской работе, изложенными в ГОСТ 19600-74, 7.32-91, 7.1-84, 7.12-93.

Текст курсовой работы должен быть выполнен с применением персонального компьютера шрифтом черного цвета. Оборотная сторона листа должна оставаться чистой. Размер бумаги – А4 (210 х 297 мм). Поля: верхнее и нижнее – по 25 мм, левое – 30 мм, правое – 10-15 мм. Шрифт – Times New Roman, через 1,5 интервала. Выравнивание текста – по ширине. Отступ первой (красной) строки – 1 см. Размер шрифта для основного текста – 14 пт.; для названия глав – 16 пт., полужирный, строчными буквами, кроме первой – заглавной. Переносы по тексту обязательны.

Размер шрифта для названий параграфов – 14пт., полужирный, строчными буквами, кроме первой – заглавной.

Подготовленный обучающимся текст курсовой работы должен быть представлен для прочтения научному руководителю в отпечатанном виде. После учета замечаний и внесения исправлений студент представляет окончательный вариант курсовой работы для отзыва научному руководителю.

В курсовой работе используется сквозная нумерация страниц, включая список использованной литературы и приложения. На первой странице (титульном листе) номер не ставится, затем, так же без номера подшивается задание на курсовую работу; далее идет содержание (оглавление) работы, но нумерация начинается с «Введения», т.е. с цифры 3. Номер проставляется арабскими цифрами без точек и тире в правом верхнем углу страницы, но в пределах поля.

Главы (разделы) курсовой работы должны быть пронумерованы арабскими цифрами, после номера главы ставится точка. Номер параграфа внутри каждой главы включает в себя номер главы и порядковый номер параграфа, после номера главы и номера параграфа ставятся точки.

Введение, каждая глава, заключение, список использованной литературы, приложения начинаются с отдельной страницы. Заголовки обычно занимают не более двух машинописных строк. В заголовки не включают сокращенные слова и аббревиатуры, а также формулы.

В тексте воспроизводится наименование глав и параграфов с указанием их номера. Слово «ГЛАВА» печатается прописными (заглавными) литерами. Названия глав, разделов, а также «Введение», «Заключение», «Список использованной литературы» и «Приложения» печатаются строчными литерами с первой заглавной литерой, полужирным шрифтом, по центру строки, например:

Введение

или

Дата: 2018-12-28, просмотров: 12.