Оглавление
оглавление. 3
сокращения и условные обозначения. 4
введение. 5
раздел i. 11
теоретические основы проведения итогового собеседования по русскому языку. формат заданий и технологии оценивания итогового собеседования. 11
тема 1. основные особенности устной речи. говорение как особый вид речевой деятельности. 11
тема 2. концепция итогового собеседования по русскому языку как процедуры стандартизированной проверки. 14
цели и задачи проведения итогового собеседования. 14
общие подходы к разработке заданий для итогового собеседования по русскому языку. 15
тема 3. оценивание заданий с развёрнутым ответом и критерии оценивания выполнения заданий итогового собеседования по русскому языку. 19
раздел ii. практикум по оцениванию выполнения заданий итогового собеседования. 34
тема 1. технология оценивания задания 1 «чтение вслух текста научно-публицистического стиля». 34
тема 2. технология оценивания задания 2 «пересказ текста с включением приведённого высказывания». 36
тема 3. технология оценивания задания 3. 40
«монологическое высказывание». 40
тема 4. технология оценивания задания 4. 43
«диалог». 43
раздел iii. материалы для проведения квалификационного испытания экспертов по оцениванию устных ответов. 46
теоретическая часть. 46
теоретический зачёт 1. 46
теоретический зачёт 2. 47
теоретический зачёт 3. 47
практическая часть. 51
итоговый зачёт. 51
список рекомендованной литературы. 53
приложение 1. обобщённый план варианта итогового собеседования гиа выпускников ix классов по русскому языку. 54
приложение 2. основные виды речевых ошибок. 55
приложение 3. банк аудиозаписей устных ответов для тренировки экспертов на электронном носителе. 56
Сокращения и условные обозначения
Сокращение, условное обозначение | Расшифровка сокращения, условного обозначения |
ГИА | Государственная итоговая аттестация |
ЕГЭ | Единый государственный экзамен |
ОГЭ | Основной государственный экзамен |
ОИВ | Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования |
РФ | Российская Федерация |
Процедура | Процедура проведения итогового собеседования |
Участники ГИА | Участники ОГЭ |
КИМ | Контрольные измерительные материалы |
ФГОС | Федеральный государственный образовательный стандарт |
Введение
Первоначальная функция речи – коммуникация.
Речь есть, прежде всего, средство социального
общения, средство высказывания и понимания.
Л.С. Выготский
Итоговое собеседование по русскому языку вводится в рамках реализации Концепции преподавания русского языка и литературы для проверки навыков устной речи у школьников. Прохождение итогового собеседования в дальнейшем станет для выпускников 9-х классов допуском к ГИА.
Обратим внимание, что при всем богатом методическом опыте проверки устной речи, подобное испытание вводится впервые: в советских школах, хотя и проводились устные экзамены, но с предварительной подготовкой, то есть проверялась не спонтанная речь.
Вопрос о введения устной части в государственную итоговую аттестацию по русскому языку находится в первую очередь в русле проблемы целеполагания[1]. Характеризуя цели изучения современного курса русского языка, необходимо иметь в виду, что значение этого предмета в достижении глобальных целей школьного образования и результатов обучения и воспитания детерминировано сущностью человеческого языка как полифункционального явления, что вводит язык в предметную область разных наук и предопределяет метапредметную роль этой учебной дисциплины в системе образования.
При отборе содержания курса русского языка актуальной является реализация компетентностного подхода, что позволяет представить процесс обучения в виде системы, обеспечивающей взаимосвязанное развитие и совершенствование коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций на деятельностной основе.
Развитие коммуникативной компетенции происходит в процессе овладения содержанием всех учебных предметов в школе, однако только на уроках русского языка этот процесс имеет целенаправленный характер. В самом общем виде эта компетенция может быть сформулирована как существенное продвижение в овладении аудированием и чтением, говорением и письмом как видами речевой деятельности (схема 1)
В преподавании родного языка эта компетенция включает в себя знание основных понятий лингвистики речи (в методике их обычно называют речеведческими): стили, типы речи, способы связи предложений в тексте и т. д. Однако эти знания и умения сами по себе еще не обеспечивают способности к общению, адекватному коммуникативной ситуации, овладению различными видами речевой деятельности в разных сферах общения. Определяющее место в коммуникативной компетенции занимает владение коммуникативными умениями и навыками — умением выбирать нужную языковую форму, способ выражения в зависимости от условий коммуникативного акта, т. е. умения и навыки речевого общения сообразно коммуникативной ситуации. Собственно коммуникативные умения и навыки — это умения и навыки речевого общения с учетом того, с кем, где и с какой целью мы говорим.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 303.