Авторы-составители: Цыбулько И.П., Малышева Т.Н
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Авторы-составители: Цыбулько И.П., Малышева Т.Н.

© Федеральный институт педагогических измерений, 2018

 

Задачи пособия

Пособие нацелено на подготовку экспертов по проверке выполнения заданий итогового собеседования по русскому языку и ориентировано на то, что в результате изучения учебных материалов эксперт будет

знать:

1) цели итогового собеседования;

2) структуру и содержание контрольных измерительных материалов по русскому языку:

· кодификатор элементов содержания по русскому языку для составления контрольных измерительных материалов итогового собеседования;

· порядок расположения заданий в работе;

· типы заданий;

3) принципы отбора содержания контрольных измерительных материалов (КИМ) по русскому языку: валидность; надежность; объективность проверки; соответствие данного измерителя характеру проверяемого объекта;

4) общие научно-методические подходы к оценке выполнения заданий работы;

5) специфические подходы к системе оценки выполнения заданий по русскому языку;

6) шкалы для проверки ответов на задания итогового собеседования, максимальное количество баллов, которое может набрать ученик за выполнение работы;

7) классификацию ошибок и недочетов в устной речи, критерии разграничения ошибок;

8) процедуру проведения итогового собеседования;

понимать:

1) значение педагогического контроля в современном учебном процессе;

2) сущность компетентностного подхода в обучении русскому языку;

уметь:

1) проводить стандартизированную процедуру проверки и перепроверки устных ответов обучающихся:

· следовать инструкциям, регламентирующим процедуру проверки и оценки развернутых ответов;

· правильно оформлять протоколы проверки и оценки ответов экзаменуемых;

2) проверять задания итогового собеседования по всем заданиям работы;

3) применять критерии и нормативы оценки каждого из предъявленных в системе оценивания речевых умений;

4) разграничивать ошибки различного типа;

5) правильно квалифицировать ошибки в ответах учеников;

6) обобщать результаты проверки работ.

Авторы будут благодарны за замечания и предложения по совершенствованию пособия.

 

Оглавление

оглавление. 3

сокращения и условные обозначения. 4

введение. 5

раздел i. 11

теоретические основы проведения итогового собеседования по русскому языку. формат заданий и технологии оценивания итогового собеседования. 11

тема 1. основные особенности устной речи. говорение как особый вид речевой деятельности. 11

тема 2. концепция итогового собеседования по русскому языку как процедуры стандартизированной проверки. 14

цели и задачи проведения итогового собеседования. 14

общие подходы к разработке заданий для итогового собеседования по русскому языку. 15

тема 3. оценивание заданий с развёрнутым ответом и критерии оценивания выполнения заданий итогового собеседования по русскому языку. 19

раздел ii. практикум по оцениванию выполнения заданий итогового собеседования. 34

тема 1. технология оценивания задания 1 «чтение вслух текста научно-публицистического стиля». 34

тема 2. технология оценивания задания 2 «пересказ текста с включением приведённого высказывания». 36

тема 3. технология оценивания задания 3. 40

«монологическое высказывание». 40

тема 4. технология оценивания задания 4. 43

«диалог». 43

раздел iii. материалы для проведения квалификационного испытания экспертов по оцениванию устных ответов. 46

теоретическая часть. 46

теоретический зачёт 1. 46

теоретический зачёт 2. 47

теоретический зачёт 3. 47

практическая часть. 51

итоговый зачёт. 51

список рекомендованной литературы. 53

приложение 1. обобщённый план варианта итогового собеседования гиа выпускников ix классов по русскому языку. 54

приложение 2. основные виды речевых ошибок. 55

приложение 3. банк аудиозаписей устных ответов для тренировки экспертов на электронном носителе. 56

 

Сокращения и условные обозначения

 

Сокращение, условное обозначение Расшифровка сокращения, условного обозначения
ГИА Государственная итоговая аттестация
ЕГЭ Единый государственный экзамен
ОГЭ Основной государственный экзамен
ОИВ Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования
РФ Российская Федерация
Процедура Процедура проведения итогового собеседования
Участники ГИА Участники ОГЭ
КИМ Контрольные измерительные материалы
ФГОС Федеральный государственный образовательный стандарт

 

 

Введение

Первоначальная функция речи – коммуникация.

Речь есть, прежде всего, средство социального

общения, средство высказывания и понимания.

Л.С. Выготский

 

Итоговое собеседование по русскому языку вводится в рамках реализации Концепции преподавания русского языка и литературы для проверки навыков устной речи у школьников. Прохождение итогового собеседования в дальнейшем станет для выпускников 9-х классов допуском к ГИА.

Обратим внимание, что при всем богатом методическом опыте проверки устной речи, подобное испытание вводится впервые: в советских школах, хотя и проводились устные экзамены, но с предварительной подготовкой, то есть проверялась не спонтанная речь.

Вопрос о введения устной части в государственную итоговую аттестацию по русскому языку находится в первую очередь в русле проблемы целеполагания[1]. Характеризуя цели изучения современного курса русского языка, необходимо иметь в виду, что значение этого предмета в достижении глобальных целей школьного образования и результатов обучения и воспитания детерминировано сущностью человеческого языка как полифункционального явления, что вводит язык в предметную область разных наук и предопределяет метапредметную роль этой учебной дисциплины в системе образования.

При отборе содержания курса русского языка актуальной является реализация компетентностного подхода, что позволяет представить процесс обучения в виде системы, обеспечивающей взаимосвязанное развитие и совершенствование коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций на деятельностной основе.

Развитие коммуникативной компетенции происходит в процессе овладения содержанием всех учебных предметов в школе, однако только на уроках русского языка этот процесс имеет целенаправленный характер. В самом общем виде эта компетенция может быть сформулирована как существенное продвижение в овладении аудированием и чтением, говорением и письмом как видами речевой деятельности (схема 1)

В преподавании родного языка эта компетенция включает в себя знание основных понятий лингвистики речи (в методике их обычно называют речеведческими): стили, типы речи, способы связи предложений в тексте и т. д. Однако эти знания и умения сами по себе еще не обеспечивают способности к общению, адекватному коммуникативной ситуации, овладе­нию различными видами речевой деятельности в разных сферах общения. Определяющее место в коммуникативной компетенции занимает владение коммуникативными умениями и навыками — умением выбирать нужную языковую форму, способ выражения в зависимости от условий коммуникативного акта, т. е. умения и навыки речевого общения сообразно коммуникативной ситуации. Собственно коммуникативные умения и навыки — это умения и навыки речевого общения с учетом того, с кем, где и с какой целью мы говорим.

Раздел 1.

Задание 1. Чтение вслух текста научно-публицистического стиля.

Чтение не только важнейшим видом учебной деятельности учащегося, но и главное средство вхождения в мир культуры. Л. М. Баткин однажды высказал очень примечательную мысль: «Онтологически культура есть не что иное, как внесение в мир смысла». Вот почему некоторые ученые считают возможным рассматривать культуру, ее создание, ее усвоение как опосредованное и деперсонализированное общение, как попытка коммуникации, стремление обнаружить и объективировать для других свои тайны, субъективные смыслы. Вот почему чтение можно рассматривать в широком контексте освоения и постижения культуры, как одну из фундаментальных возможностей личности войти в пространство чужих смыслов и выразить свои.

Педагоги с тревогой говорят о том, что в последние годы учащиеся испытывают серьезные трудности с чтением и с пониманием прочитанного. Трудно сказать, насколько эта проблема обострилась в последние годы, в какой мере на умение читать влияет Интернет с его поликодовой структурой текста, каким должно быть чтение, какие методики наиболее адекватны вызовам современности. Эти вопросы – лишь слабое эхо тех сложных проблем, которые возникают при слове «чтение».

Включение этого вида речевой деятельности в содержание экзамена, несомненно, должно повысить его операционный статус. Естественно, чтение как форма освоения знания имеет межпредметный характер, и учащийся, выполняя любую задачу, должен прочитать ее условие и понять. Но, анализируя данные, мы снимаем финальный результат, не всегда понимаем, в какой мере чтение обусловило успех или неуспех решения. В педагогической практике закрепилось убеждение, к слову сказать, подтвержденное и экспериментами, и данными эмпирического опыта, о положительной корреляции между умением бегло читать и способностью к успешной учебе.

Безусловно, выделение разных групп критериев оценивания чтения носит условный характер, потому что оценивается деятельность в ее целостном виде. Но для интерпретации полученных данных важно понимать, какие именно компоненты измеряются, с какими когнитивными, коммуникативными, личностными структурами они связаны.

Особо отметим, что для чтения учащимся будут предложены тексты научно-популярного стиля о выдающихся людях России, что преследует важные воспитательные и познавательные цели. Текст сопровождается иллюстрациями, которые помогут учащемуся наиболее полно сформировать представление о человеке – герое текста. Объём текстов варьируется в пределах 150–170 слов.

Задание 1 направлено на контроль навыков техники осмысленного чтения и проверяет понимание экзаменуемым содержания читаемого, которое проявляется в правильном оформлении фонетической стороны устной речи: темпе чтения, соответствии интонации знакам препинания текста (паузация, фразовое ударение, словесное ударение, повышение – понижение громкости голоса), соблюдении орфоэпических норм, отсутствии искажений слов.

Также задание проверяет умение учащихся видеть и использовать при чтении графические символы, в частности знак ударения, который сопровождает имена собственные и сложные термины (например, Юрий Алексеевич Гага̀рин, Байкону̀р).

Одним из условий предъявляемого текста для чтения является наличие имени числительного, представленного в цифровой форме записи. К тому же числительное использовано в одном из косвенных падежей, поэтому учащимся при чтении необходимо правильно его просклонять (к примеру, «Продолжительность полёта Гагарина равнялась 108 минутам»).

Ниже представлен текст для чтения Демоверсии экзамена. Необходимо обратить внимание на интонационные особенности данного текста: интонацию перечисления («опыт перегрузок , стрессовых ситуаций и перепадов давления»), восклицательное предложение («Поехали!»), логические ударения учащийся может расставить самостоятельно произвольно. На особенностях графических символах и использовании числительного мы останавливались выше.

 

Задание 1. Чтение текста.

Вам, конечно, знаком человек, изображённый на этой фотографии. Это Юрѝй Алексѐевич Гага̀рин (1934–1968) – первый космонавт.

Выразительно прочитайте текст о Юрии Алексеевиче Гагарине вслух.

  У Вас есть 2 минуты на подготовку.

Рисунок 1

Кандидаты в первый отряд космонавтов набирались среди военных лётчиков-истребителей по решению Сергея Павловича Королёва, считавшего, что именно эти лётчики уже имеют опыт перегрузок, стрессовых ситуаций и перепадов давления. Их было 20 молодых лётчиков, которых готовили к первому полёту в космос. Юрий Гагарин был одним из них.

Когда началась подготовка, никто не мог даже предположить, кому из них предстоит открыть дорогу к звёздам. Надёжный, сильный и доброжелательный, Юрий никому не завидовал, никого не считал лучше или хуже себя. Он легко брал на себя инициативу, работал упорно и с удовольствием.

12 апреля 1961 года в 9 часов 7 минут по московскому времени с космодрома Байконỳр стартовал космический корабль «Восток» с пилотом-космонавтом Юрием Алексеевичем Гагариным на борту. Вскоре весь мир увидел кадры кинохроники, ставшие историей: подготовка к полёту, спокойное и сосредоточенное лицо Юрия Гагарина перед шагом в неизвестность, его знаменитое «Поехали!».

Смелость и бесстрашие простого русского парня с широкой улыбкой покорили всё человечество. Продолжительность полёта Гагарина равнялась 108 минутам. Всего 108 минут. Но не количество минут определяет вклад в историю освоения космоса. Юрий Гагарин был первым и останется им навсегда! (177 слов)

Критерии оценивания задания 1. Чтение текста вслух

Таблица 3

Интонация

 

ИЧ

Интонация соответствует пунктуационному оформлению текста. 1 Интонация не соответствует пунктуационному оформлению текста. 0

Темп чтения

 

ТЧ

Темп чтения соответствует коммуникативной задаче. 1 Темп чтения не соответствует коммуникативной задаче. 0

Максимальное количество баллов за всё задание

2

 

Обратим внимание, что оценивание правильности речи при чтении текста ведётся по отдельным критериям совместно с заданием 2. Отдельно остановимся на их анализе ниже.

Анализ результатов апробаций выявил типичные ошибки учеников при выполнении этого задания:

· неумение пользоваться дополнительными графическими обозначениями – орфоэпические ошибки допускаются в словах, в которых стоит знак ударения;

· искажения в чтении имён собственных (Вернонский вместо Вернадский), терминов (минералогия, кристаллография), научной и публицистической лексики (естествоиспытатель, генералиссимус);

· наличие грамматических ошибок при склонении имён числительных.

 

Задание 2. Пересказ текста с включением приведённого высказывания

 

Пересказ – связное изложение прочитанного текста. Это средство развития речи на основе образца. Обучение пересказу способствует обогащению словарного запаса, развитию восприятия, памяти, внимания, мышления. Совершенствуется произношение, усваиваются нормы построения предложений и целого текста.

Традиционно пересказ – более легкий вид монологической речи по сравнению с монологическим высказыванием, так как он придерживается авторской композиции произведения, в нем используется готовый авторский сюжет и готовые речевые формы и приемы.

Существуют различные виды пересказа: пересказ подробный и сжатый, выборочный и сплошной, с изменением лица рассказчика и др.

Объём текста для чтения на экзамене составляет 150–170 слов, поэтому во втором задании учащимся будет предложено пересказать текст подробно, а также включить в него предложенное высказывание. При подготовке к заданию экзаменуемый должен определить, в какой части текста использование высказывания логично и уместно.

Важно, чтобы пересказ и включённое в него высказывание составляли цельный текст, высказывание должно быть введено любым из способов цитирования. Экзаменуемый во время пересказа имеет право зачитать высказывание.

Время на подготовку составляет 1 минуту. Обратим внимание, что учащийся, выполняя задание 1, уже обращался к данному тексту, работал с его содержанием, поэтому при подготовке к пересказу должен сосредоточиться на анализе высказывания и включении его в свой текст.

 

Пересказ текста.

Перескажите прочитанный Вами текст, включив в пересказ слова Сергея Павловича Королёва, выдающегося конструктора и учёного, о Ю.А. Гагарине:

«Он открыл людям Земли дорогу в неизвестный мир. Но только ли это? Думается, Гагарин сделал нечто большее – он дал людям веру в их собственные силы, в их возможности, дал силу идти увереннее, смелее…»

Подумайте, где лучше использовать слова С.П. Королёва в пересказе. Вы можете использовать любые способы цитирования.

 У Вас есть 1 минута на подготовку.

Таблица 4

Критерии оценивания пересказа текста с включением приведённого высказывания Баллы
П1 Сохранение при пересказе микротем текста  
Все основные микротемы исходного текста сохранены 1
Упущена или добавлена одна или более микротем 0
П2 Соблюдение фактологической точности при пересказе  
Фактических ошибок, связанных с пониманием текста, нет 1
Допущены фактические ошибки (одна и более) 0
П3 Работа с высказыванием  
Приведённое высказывание включено в текст во время пересказа уместно, логично 1
Приведённое высказывание включено в текст во время пересказа не уместно и/или не логично, или приведённое высказывание не включено в текст во время пересказа 0
П4 Способы цитирования  
Ошибок нет 1
Допущены ошибки при цитировании (одна и более) 0

Максимальное количество баллов за всё задание

4

Речевое оформление заданий 1 и 2 оценивается совместно.

 

Таблица 5

Задание 3. Тематическое монологическое высказывание.

Психологи, психолингвисты, лингвисты, изучающие устную речь, обратили внимание на то, что монолог как вид устного высказывания вызывает серьезные затруднения у современных школьников. Эти затруднения обусловлены тем, что монолог – относительно редкий вид речевого высказывания, который используется довольно ограниченной группой людей: преподаватели, лекторы, журналисты, политики и т.д. Но и даже представители названных социальных групп и профессий, для которых монологическая речь является частью их профессиональной деятельности, чаще всего речь готовят: у них есть планы, наброски, тезисы, презентации. Можно говорить о том, что этот монолог стилизует устные формы речи с ее повторами, паузами, для того чтобы создать иллюзию ее спонтанности, естественности и усилить ее выразительность.

Во время беседы с экзаменатором, учащемуся предлагалось три темы, из которых он мог выбрать один вариант и построит свое высказывание, опираясь на предложенные вопросы. Три варианта соответствуют трем главным типа текста: описание, повествование и рассуждение. Конечно, учащийся не обязан в своем ответе использовать элементы только выбранного типа речи, но тем не менее, содержание наводящих вопросов предписывают строить текст по определенной типологической модели.

В практике сложилось представление о том, что повествование является наиболее простым видом устного высказывания, а рассуждение наиболее сложным. При анализе итогов экзамена возникает искушение присвоить выбору учащегося некий коэффициент сложности. На самом деле вряд ли оправданно безотносительно к конкретной речевой задаче считать повествование более простым, чем рассуждение. Не следует забывать о том ключевом условии, которое мы сформулировали выше, – о цели. Учащийся выбирает не тип речи, он выбирает коммуникативную цель, которая реализуется определенным способом с помощью отобранных приемов. Конечно, повествование, целостность которому придает событие, проще строится, потому что его развертыванием управляет логико-хронологическая последовательность: однажды… сначала… потом… Но при этом повествование обладает колоссальной информационной насыщенностью, вбирая в себя разные объекты реальности (место, время, люди, имена, поступки), без которых цель сообщения не может быть эффективно реализована.

Описанию трудно предписать жесткий порядок, устанавливающий последовательность перечисляемых признаков и свойств выбранного объекта, поэтому учащимся бывает так сложно строить тексты этого типа речи. Но с другой стороны, там нет и того жесткого требования полноты, которую задает событийность повествованию.

Рассуждение оперирует категориями, и они не всегда имеют соответствия в эмпирическом опыте учащегося, между понятиями устанавливаются сложные логико-смысловые связи (причина, следствие, противопоставление, аналогия и т.д.). С другой стороны, рассуждение имеет жесткую схему развертывания, которая организует высказывание.

Можно сказать, что все три варианта монолога имеют примерно одинаковую сложность, но они отличаются целями, которые реализуются набором специфических средств.

Темы монологов соответствуют знаниям, жизненному опыту, интересам и психологическим особенностям школьников данного возраста, они посвящены школе, семье, увлечениям подростков.

Монологическое тематическое высказывание создаётся с опорой на вербальную и визуальную информацию (фотографию и сформулированные в задании вопросы по теме, если экзаменуемый выбирает описание, и только сформулированные в задании вопросы по теме, если экзаменуемый выбирает повествование на основе личного жизненного опыта или рассуждение по поставленной проблеме).

На подготовку учащимся даётся 1 минута, в течение которой они могут собраться с мыслями, продумать содержание своего монолога.

 

Задание 3. Монологическое высказывание.

Выберите одну из предложенных тем беседы.

      Тема 1.   Праздник (на основе описания фотографии).
Тема 2.   Поход (экскурсия), который запомнился мне больше всего (повествование на основе жизненного опыта).  
Тема 3.   Всегда ли нужно следовать моде? (рассуждение по поставленному вопросу)  

У Вас есть 1 минута на подготовку.

Ваше высказывание должно занимать не более 3 минут.

 

При оценке монологического высказывания оцениваются в первую очередь качества, которые выступают сущностными характеристиками текста: смысловая цельность, членимость и законченность. Эти содержательные характеристики показывают соответствие текста заявленной теме.

Текст оценивается с точки зрения речевого оформления: богатство словаря, точность выражения мысли, разнообразие грамматических конструкций, рациональность и стилистическая целесообразность выбранных языковых ресурсов.

 

Критерии оценивания задания 3. Монологическое высказывание

Таблица 6

Задание 4. Участие в диалоге.

В диалоге собеседники имеют свои персональные роли (экзаменатор – экзаменуемый), и эти ролевые амплуа определяют заданную вопросно-ответную форму коммуникации, где оценивается не только содержательная сторона ответа, но и его оформление. Но эта оценка может иметь диагностический смысл тогда, когда диалог не превращается в допрос, а воспроизводит естественную и привычную форму речевого взаимодействия, предполагающую свободное самовыражение.

Дефицит специалистов, способных эмоционально расположить ученика к беседе, является одной из важных проблем в проведении экзамена в форме беседы с экзаменатором в аудитории.

По окончании монологического высказывания учащегося экзаменатор-собеседник задаёт три вопроса по теме. Вопросы сформулированы заранее и зафиксированы в карточке собеседника. Обращаем внимание, что вопросы подобраны таким образом, что помогают расширить и разнообразить содержательный и языковой аспект речи экзаменуемого, стимулировать его к использованию новых типов речи и расширению языкового материала. К примеру, если учащийся в монологе описывал фото (ведущий тип речи – описание), то в ответах на вопросы ему будет необходимо использовать такие типы речи, как повествование и рассуждение. Если в монологическом высказывании экзаменуемый рассказывал о своём личном опыте (ведущий тип речи – повествование), то в ответах на вопросы он будет рассуждать, обобщать свой личный опыт и переводить его на уровень анализа общественных проблем.

Поясним эту особенность на конкретном примере:

Учащийся выбрал тему для монологического высказывания на основе личного опыта (ведущий тип речи – повествование).

Тема 2. Посещение музея

 Расскажите о своём посещении музея, которое запомнилось больше всего.

Не забудьте рассказать,

· в каком музее Вы были;

· когда и с кем;

· что Вы увидели;

· что понравилось и запомнилось больше всего.

 

Карточка собеседника-экзаменатора 

Тема 2. Посещение музея

 Расскажите о своём посещении музея, которое запомнилось больше всего.

1) Какие музеи Вам больше нравятся: исторические, художественные, научно-технические или естественнонаучные?

2) Как Вы считаете, должны ли школьники посещать музеи? Почему?

3) Слышали ли Вы о виртуальных музеях? Какими возможностями,
на Ваш взгляд, они обладают?

 

Вопросы собеседника-экзаменатора носят расширяющий характер: заставляют учащегося задуматься над ролью музеев в образовании, организации досуга школьников, использовать лексику публицистического стиля («научно-технические, естественнонаучные»), терминологию («виртуальный музей»).

 

Критерии оценивания задания 4. Участие в диалоге

Таблица 7


Критерии оценивания диалога (Д)

Д1

Учащийся справился с коммуникативной задачей.  Даны ответы на все вопросы в диалоге. 1 Ответы на вопросы не даны или даны односложные ответы. 0

Д2

Учет условий речевой ситуации 1 Учтены условия речевой ситуации. 0 Условия речевой ситуации не учтены. Максимальное количество баллов за диалог 2

По критерию Д1 оцениваются ответы ученика на все вопросы, заданные собеседником, в целом. Для диалогической речи естественно, что на один вопрос может быть дан исчерпывающий ответ, состоящий из одной фразы. Чтобы ответить на другой вопрос, ученику может понадобиться несколько фраз. Критерий Д1 учитывает успешность речевой коммуникации.

Учёт речевой ситуации, критерий Д2, позволяет обеспечить взаимодействие между экзаменатором-собеседником и учеником.

 

Обратим внимание на некоторые сложные моменты в организации диалога с учащимся.

Во-первых, необходим естественный переход от монолога ученика к диалогу с собеседником. Не следует отдельно анонсировать переход к заданию 4 («Теперь мы переходим к следующему заданию. Вы должны будете полно ответить на мои вопросы»). Диалог, как и в обычной речи, должен создавать впечатление спонтанности, непосредственной реакции слушающего на высказывание ученика.

Да, у экзаменатора-собеседника есть подготовленные вопросы для проведения диалога, но в зависимости от содержания монологического высказывания учащегося он вправе менять их последовательность, уточнять и дополнять информацию. Экзаменатору не следует зачитывать вопрос по бумажке, необходимо создавать ситуацию естественного общения.

Во-вторых, цель экзаменатора-собеседника – эмоционально расположить экзаменуемого к беседе, стимулировать его речевую деятельность. Если учащийся отказывается отвечать на вопросы (произносит фразы типа: «Я не знаю», «У меня нет никаких интересов», «Мне нечего рассказать» и т.п.), необходимо задать ряд стимулирующих высказывание вопросов, попытаться «разговорить» ученика. То же речевое поведение экзаменатора-собеседника рекомендовано и в ситуации односложных ответов учащихся. К примеру, разберём диалог:

– Чьё мнение для Вас важно?

– Папы.

В данной ситуации получен односложный ответ на вопрос, который будет оценен 0 баллов. Чтобы избежать коммуникативной неудачи, экзаменатору необходимо помочь ученику развить своё высказывание: выразить удивление, переспросить, уточнить его ответ.

– Папы? А почему? Какие важные советы Вы получили от него?

Речевое оформление заданий 3 и 4 оценивается совместно.

Таблица 8

Критерии оценивания правильности речи за выполнение заданий 3 и 4 (Р2) Баллы
Г Соблюдение грамматических норм
Грамматических ошибок нет. 1
Допущены грамматические ошибки (одна и более). 0
О Соблюдение орфоэпических норм  
Орфоэпических ошибок нет, или допущено не более одной орфоэпической ошибки . 1
Допущены орфоэпические ошибки (три и более). 0
Р Соблюдение речевых норм  
Речевых ошибок нет, или допущено не более трёх речевых ошибок. 1
Допущены речевые ошибки (три и более). 0
РО Речевое оформление  
Речь в целом отличается богатством и точностью словаря, используются разнообразные синтаксические конструкции. 1
Речь отличается бедностью и/или неточностью словаря, и/или используются однотипные синтаксические конструкции. 0
Максимальное количество баллов 4

 

Что понимается под языковым оформлением высказывания?

Точность в выборе слов и выражений и их соответствие теме и ситуации общения; правильность формирования лексических словосочетаний, соблюдение русского языка; запас слов и разнообразие используемой лексики (синонимы, антонимы, фразеологизмы); точность в выборе грамматической конструкции в соответствии с целью высказывания, разнообразие и правильность используемых грамматических средств.

Оценивая правильность речи заданий 3 и 4 итогового собеседования, экзаменатор не должен фиксировать ошибку в том случае, если учащийся самостоятельно её исправил.

Таблица 9

Интонация

 

ИЧ

Интонация соответствует пунктуационному оформлению текста. 1 Интонация не соответствует пунктуационному оформлению текста. 0

Темп чтения

 

ТЧ

Темп чтения соответствует коммуникативной задаче. 1 Темп чтения не соответствует коммуникативной задаче. 0

Максимальное количество баллов за всё задание

2

Аудиозапись 1. Прослушайте аудиозапись. Оцените устные ответы учащихся по критериям ИЧ и ТЧ и Правильность речи.

Задание 1. Чтение текста.

Перед Вами фотография Владимира Ивановича Вернадского (1863–1945) –советского учёного, естествоиспытателя, мыслителя и общественного деятеля конца XIX – первой половины XX века.

Выразительно прочитайте текст о В.И. Вернадском вслух.

 

У Вас есть 2 минуты на подготовку.

 

Рисунок 2

В историю российской и мировой науки Владимир Иванович Вернадский вошёл как выдающийся естествоиспытатель, мыслитель, общественный деятель, автор более чем 700 трудов. Учёный изучал такие специальные отрасли знаний о Земле, как геология, кристаллогра́фия, минералогия, геохимия. Учёный определил пути общей эволюции Земли, ввёл понятия «биосфера» и «ноосфера». Владимира Ивановича считают родоначальником новой отрасли науки – экологии.

Владимир Иванович прекрасно понимал, что задача учёного сводится не только к открытию или установлению какой-либо закономерности или явления. Он считал, что учёный обязан подтверждать и обосновывать свои идеи, извлекать максимально больше пользы из открытия как для науки, так и для промышленности страны.

Сегодня в нашей стране благодаря В.И. Вернадскому найдены и изучаются минеральные ресурсы практически всех элементов Периодической системы Менделеева, в то время как в начале ХХ века использовалось в производстве только 30 элементов, причём часть из них ввозилась из-за границы. Теоретические положения В.И. Вернадского о наличии в недрах нашей страны разнообразных полезных ископаемых полностью подтвердились широко проведёнными геологическими исследованиями.

Оставаясь учёным-профессионалом, преподавателем, мыслителем, Вернадский принимал близко к сердцу все невзгоды и трудности, выпадавшие на долю родной страны. (171 слово)

 

Критерий Балл Комментарий
ИЧ    
ТЧ    
Граммат. нормы  
Орфоэп. нормы  
Искажения    

 

Критерий Балл Комментарий
ИЧ 1 Интонация соответствует пунктуационному оформлению текста.
ТЧ 1 Темп чтения соответствует коммуникативной задаче.
Граммат. нормы 0 Допущена ошибка в склонении имени числительного.
Орфоэп. нормы 0 Допущено более одной орфоэпической ошибки, включая слово с поставленным в тексте ударением.
Искажения 0 Допущены многочисленные искажения слов.

 

Тема 2. Технология оценивания задания 2 «Пересказ текста с включением приведённого высказывания».

Таблица 10

Текст для пересказа.

Выразительно прочитайте текст о знаменитом русском полководце Алекса́ндре Васи́льевиче Суво́рове (1730–1800) вслух.

  У Вас есть 2 минуты на подготовку.

 

Знаменитая фраза «Тяжело в ученье, легко в бою» принадлежит генерали́ссимусу Александру Васильевичу Суворову. За всю свою жизнь полководец участвовал более чем в 60 сражениях и не потерпел ни одного поражения на поле боя!

А свою первую победу он одержал ещё в детстве. Это была победа над собственной слабостью. Александр был очень болезненным ребёнком. Но с детства твёрдо решил стать военным и готовился к службе: занимался спортом, приучал себя к холоду, к физическим нагрузкам, к простой одежде и еде.

Суворов уважал своих подчинённых – офицеров и солдат, был врагом муштры́. Он лично заботился о пище и одежде воинов, об их здоровье, умел пошутить, подбодрить в трудную минуту. Солдаты любили своего полководца, беззаветно шли за ним и побеждали.

Суворов вошёл в историю военного искусства как полководец-новатор. Он оставил после себя знаменитое произведение «Наука побеждать», в котором в простой и доступной форме обобщил свой многолетний опыт обучения и воспитания войск. Школа Суворова сформировала целое поколение полководцев, прославивших Отечество. В честь великого полководца названы Суворовские военные училища, и сегодняшние мальчишки в погонах гордо называют себя «суворовцами».

(171 слово)

Пересказ текста.

Перескажите прочитанный Вами текст, включив в пересказ слова русского военного историка генерала Моде́ста Ивановича Богдано́вича, современника А.В. Суворова:

«Пройдут многие годы, явятся в русском народе другие великие вожди, но каждый раз, когда стальная стена штыков русских должна будет обрушиться на врагов, мы вспомним Суворова».

Подумайте, где лучше использовать слова М.И. Богдановича в пересказе. Вы можете использовать любые способы цитирования.

 

У Вас есть 1 минута на подготовку.

 

Критерии

Баллы Комментарий

П1

   

П2

   

П3

   

П4

   
       

 

Критерии Баллы Комментарий
П1 0 Упущены 3 микротемы.
П2 1 Фактических ошибок, связанных с пониманием текста, нет.
П3 0 Приведённое высказывание не включено в текст во время пересказа.
П4 0 Способы цитирования не использовались.

Аудиозапись 3. Прослушайте аудиозапись. Оцените устный ответ ученика по критериям П1–П4 и Правильность речи.

 

Текст к аудиозаписи 1.

Пересказ текста.  

Перескажите прочитанный Вами текст, включив в пересказ высказывание Александра Павловича Виноградова – геохимика, ученика и преемника  В.И. Вернадского:

«Он видел в науке на много лет вперёд. Создавая новые отрасли науки о Земле, он предвидел их огромное значение и связь с практической деятельностью человека».

Подумайте, где лучше использовать слова А.П. Виноградова в пересказе. Вы можете использовать любые способы цитирования.

У Вас есть 1 минута на подготовку.

Критерии

Баллы Комментарий

П1

   

П2

   

П3

   

П4

   

Грам.нормы

   

Орфоэп. нормы

   

Реч. нормы

   
       

 

Критерии Баллы Комментарий
П1 1 Все основные микротемы исходного текста сохранены.
П2 1 Фактических ошибок, связанных с пониманием текста, нет.
П3 1 Приведённое высказывание включено в текст во время пересказа уместно, логично.
П4 1 Ошибок при цитировании нет.
Грам.нормы 1 Грамматических ошибок нет.
Орфоэп. нормы 1 Орфоэпических ошибок нет.  
Реч. нормы 1 Допущены две речевые ошибки.

 

Тема 3. Технология оценивания задания 3

«Монологическое высказывание».

Таблица 12

Критерии оценивания монологического высказывания (М) Баллы
Выполнение коммуникативной задачи  

М1

Учащийся справился с коммуникативной задачей. Приведено не менее 10 фраз по теме высказывания. Фактические ошибки отсутствуют. 1
Испытуемый предпринял попытку справиться с коммуникативной задачей, но допущены фактические ошибки, и/или приведено менее 10 фраз по теме высказывания. 0

М2

Учет условий речевой ситуации  
Учтены условия речевой ситуации. 1
Условия речевой ситуации не учтены. 0

М3

Речевое оформление монологического высказывания (МР)  
Высказывание характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена. 1
Высказывание нелогично, изложение непоследовательно. Присутствуют логические ошибки (1 или более). 0
Максимальное количество баллов 3

Таблица 13

Ответы к теоретическим зачётам.

Теоретический зачёт 1. Тема «Особенности устной речи и говорения как вида речевой деятельности»

Ответы:

1. чтение, письмо, говорение, слушание;

3. необратимость, поступательный и линейный характер развертывания во времени;

4. необратимость;

5. одновременно по слуховому и зрительному каналам;

6. Устную речь сопровождают, усиливая ее выразительность, такие дополнительные средства, как характер взгляда (настороженный или открытый и т.п.), пространственное расположение говорящего и слушающего, мимика и жесты. Жест может быть уподоблен указательному слову (указание на какой-то предмет), может выражать эмоциональное состояние, согласие или несогласие, удивление и т.д., служить контактоустанавливающим средством.

7.

Подготовленная устная речь Неподготовленная устная речь
• продуманность • чёткая структура • язык близок к письменной речи • спонтанность • паузы, уточнение мысли, слова, повторы • меньшая лексическая точность • наличие речевых ошибок • короткие предложения

8. лекция, доклад, выступление, отчёт, презентация;

9. беседа, интервью, репортаж, выступление в дискуссии;

10. Говорение как вид деятельности основывается на сложной совокупности навыков внутреннего и внешнего оформления высказывания. Психологическая структура акта говорения включает четыре фазы: побудительно-мотивационную, аналитико-синтетическую, исполнительную и контролирующую. Современная речь – это результат усиленной мыслительной работы, это логически выстроенное высказывание из четких смыслов точно употребленных слов. Говорение формирует не только школу слова, но и школу мысли.

11. Монологическая и диалогическая формы;

12. Диалогическая речь – форма речи, при которой происходит непосредственный обмен высказываниями между двумя или несколькими лицами.

Особенности условий, в которых протекает диалогическая речь:

·  краткость высказывания;

·  широкое использование неречевых средств общения (мимика, жесты);

·  большая роль интонации;

·  разнообразие особых предложений неполного состава;

·  свободное от строгих норм книжной речи синтаксическое оформление высказывания;

·  преобладание простых предложений.

Монологическая речь – форма речи, обращенная к одному или группе слушателей (собеседников), иногда – к самому себе. В отличие от диалогической речи характеризуется

· развернутостью, что связано со стремлением широко охватить тематическое содержание высказывания;

· наличием распространенных конструкций, грамматической их оформленностью.

 

Теоретический зачёт 2. Тема «Структура итогового собеседования, особенности его организации и проведения»

Ответы:

1. допуск к ОГЭ;

2. 1) чтение текста; 2) пересказ с включением дополнительной информации; 3) монологическое высказывание; 4) диалог с собеседником;

3. Речевая ситуация – официальная обстановка речевая ситуация задаётся тремя вопросами: где? с кем? с какой целью? происходит общение. Речевая ситуация итогового собеседования: официальная обстановка, беседа со взрослым - учителем, контроль умений ученика. Данная речевая ситуация требует от учащегося соблюдений определённых правил официального общения, адекватного отбора фактического материала для монолога, использование публицистического стиля.

4. экзаменатор-собеседник ведёт итоговое собеседование: анонсирует задания,

даёт задания, контролирует время подготовки к ответу учеником и время ответа, ведёт диалог;

5. нет;

6. нет;

7. 1 минута;

8. нет;

9. да, баллы не будут понижены;

10.  должен стимулировать речь ученика эмоциональной реакцией, дополнительными вопросами.

11. имеет;

12.  не должен.

 

Теоретический зачёт 3. Тема «Специфика оценивания итогового собеседования выпускников основной школы»

Ответы:

1. Темп чтения не соответствует коммуникативной задаче.

2. нет

3. при проверке склонения имени числительного

4. не следует

5. 0 баллов

6. чтение текста

7. подробный

8. 0 баллов

9. 2 балла

10. 0 баллов

11. учёт речевой ситуации

12. Речевое оформление монологического высказывания (МР)

13. 0 баллов

14. 1 балл

15. 1 балл

 

Практическая часть

Итоговый зачёт

Аудиозапись. Зачет 1.

 Прослушайте аудиозапись. Оцените все задания итогового собеседования ученика.

Критерии Баллы Комментарий
ЧИ    
ЧТ    
П1    
П2    
П3    
П4    
Грам.нормы    
Орфоэп. нормы    
Реч. нормы    
Искажения    
М1    
М2    
М3    
Д1    
Д2    
Грам. нормы    
Орфоэп. нормы    
Реч. нормы    
Реч. оформление    

 

Приложение 1

Обобщённый план варианта итогового собеседования ГИА выпускников IX классов по русскому языку

Уровни сложности заданий: Б – базовый.

Проверяемые элементы содержания Коды проверяемых элементов содержания Коды проверяемых уме­ний Уровень сложности задания Максимальный балл за выполнение задания
1 Чтение текста вслух 11 8.1 8.3     1.2 1.3 2.1 2.2 2.3 Б 2
2 Пересказ текста с привлечением дополнительной информации 11 2.1 2.4 3.1 3.5 3.6 Б 2
3 Создание устного монологического высказывания 2.1–2.4 8.1–8.3 8.6 9.1–9.4 1.2 1.3 3.2–3.7   Б 2
4 Участие в диалоге 2.1–2.4 8.1–8.3 8.6 9.1–9.4 1.2 1.3 3.2–3.7 3.9 3.10 Б 3
  Соблюдение норм современного русского литературного языка   3.7 3.9   5

Всего заданий – 4; из них

с развёрнутым ответом – 4;

по уровню сложности: Б – 4.

Максимальный первичный балл – 14.

Общее время ответа ученика – 15 минут.

Приложение 2

Приложение 3

Авторы-составители: Цыбулько И.П., Малышева Т.Н.

© Федеральный институт педагогических измерений, 2018

 

Задачи пособия

Пособие нацелено на подготовку экспертов по проверке выполнения заданий итогового собеседования по русскому языку и ориентировано на то, что в результате изучения учебных материалов эксперт будет

знать:

1) цели итогового собеседования;

2) структуру и содержание контрольных измерительных материалов по русскому языку:

· кодификатор элементов содержания по русскому языку для составления контрольных измерительных материалов итогового собеседования;

· порядок расположения заданий в работе;

· типы заданий;

3) принципы отбора содержания контрольных измерительных материалов (КИМ) по русскому языку: валидность; надежность; объективность проверки; соответствие данного измерителя характеру проверяемого объекта;

4) общие научно-методические подходы к оценке выполнения заданий работы;

5) специфические подходы к системе оценки выполнения заданий по русскому языку;

6) шкалы для проверки ответов на задания итогового собеседования, максимальное количество баллов, которое может набрать ученик за выполнение работы;

7) классификацию ошибок и недочетов в устной речи, критерии разграничения ошибок;

8) процедуру проведения итогового собеседования;

понимать:

1) значение педагогического контроля в современном учебном процессе;

2) сущность компетентностного подхода в обучении русскому языку;

уметь:

1) проводить стандартизированную процедуру проверки и перепроверки устных ответов обучающихся:

· следовать инструкциям, регламентирующим процедуру проверки и оценки развернутых ответов;

· правильно оформлять протоколы проверки и оценки ответов экзаменуемых;

2) проверять задания итогового собеседования по всем заданиям работы;

3) применять критерии и нормативы оценки каждого из предъявленных в системе оценивания речевых умений;

4) разграничивать ошибки различного типа;

5) правильно квалифицировать ошибки в ответах учеников;

6) обобщать результаты проверки работ.

Дата: 2018-12-28, просмотров: 227.