Номинальные, действительные, предельные размеры. Понятие о допуске
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Размеры, указываемые на чертежах, бывают номинальные и предельные.

Номинальным размером называется основной размер, определенный исходя из функционального назначения детали и служащий началом отсчета отклонений. Общий для отверстия и вала, составляющих соединение, номинальный размер называется номинальным размером соединения. Действительным размером называется размер, полученный в результате непосредственного измерения с допустимой погрешностью. Действительный размер годной детали должен быть не больше наибольшего и не меньше наименьшего допускаемых предельных размеров.

Предельными размерами называются два предельных значения размера, между которыми должен находиться действительный размер. Большее из них называется наибольшим предельным размером, меньшее — наименьшим предельным размером.

Понятие о допуске. Допуском размера называется разность между наибольшим и наименьшим предельным размерами. Величина допуска обозначается в десятых, сотых долях миллиметра. Допуск указывают в виде двух отклонений от номинального: верхнего и нижнего.

Правильный выбор допуска имеет значение для экономичности изготовления детали. Чем меньше допуск, тем сложнее изготовление деталей, выше стоимость станков и инструментов для их обработки и контроля. Выбирают такие допуски, которые обеспечивают надежную работу детали.

Тема 2. Понятие о посадках

Посадкой называется характер соединения деталей, определяемый величиной, получающихся в нем зазоров или натягов. Посадка характеризует большую или меньшую свободу относительного перемещения соединяемых деталей или степень сопротивления их взаимному смещению.

В зависимости от взаимного расположения полей допусков отверстия и вала посадки подразделяются на три группы:

- с зазором (подвижные), при которых обеспечивается зазор в соединении;

- с натягом (неподвижные), обеспечивается натяг в соединении;

- переходные, при которых соединения могут осуществляться как с зазором, так и с натягом.

Каждая посадка имеет свое наименование и условное обозначение. Например: Прессовая (Пр); Глухая (Г); Скользящая (С); Тугая (Т  );

Движения (Д); Напряженная (Н); Ходовая (X); Горячая (Гр); Плотная (П).

Неподвижные посадки характеризуются наличием гарантированного натяга, т. е. при этих посадках наименьший натяг больше нуля. Следовательно, для получения неподвижной посадки необходимо, чтобы диаметр сопрягаемого вала был больше диаметра сопрягаемого отверстия.

Прессовые соединения, как правило, являются неразъемными, так как распрессовка и запрессовка вновь ведут к нарушению посадки.

Горячая посадка (Гр) применяется в соединениях, которые никогда не должны разбираться.

Глухая посадка (Г) применяется для соединения деталей, которые при всех условиях работы должны быть связаны прочно и могут быть собраны или разобраны при значительном давлении. При таком соединении детали дополнительно крепят шпонками, стопорными винтами, например зубчатые колеса, которые вследствие износа нужно- заменить, неразрезные подшипниковые втулки, золотниковые и круглые втулки и пр. Осуществляется эта посадка сильными ударами молотка.

Тугая посадка (Т) применяется аналогично глухой посадке, но при менее прочном материале деталей или более частой сборке узлов, а также при длине втулки более 1,5 диаметра или более тонких стенках втулки.

Плотная посадка (П) применяется для соединения таких деталей, которые собирают или разбирают вручную или при помощи деревянного молотка. С такой посадкой соединяются детали, требующие точной центровки: поршневые шпонки, эксцентрики на валах, ручных маховичках, шпинделях, сменных зубчатых колесах, установочных кольцах и т. п.

Скользящая посадка (С) применяется для соединения деталей, которые при наличии смазки могут перемещаться относительно друг друга от руки, но имеют точное направление. С такой посадкой соединяются направляющие и пиноли в станках, поршневые штоки в цилиндрах, насосах, центрирующие поверхности фланцев и крышек.

Посадка движения (Д) является самой точной из подвижных посадок; она имеет малый гарантированный зазор, что создает хорошее центрирование деталей и отсутствие ударов при перемене нагрузки. При хорошей смазке посадки движения применяют для сопряжения шейки коленчатого вала с шатуном, ползунов станков, передвижных зубчатых колес и т. д.

Посадка ходовая (X) применяется при соединении деталей, которые работают в основном при умеренных и постоянных скоростях и при безударной нагрузке, например вращающиеся в подшипниках валы (коленчатые, кулачковые) и др.

Тема 3. Понятие о системе отверстия, системе вала.

Дата: 2018-12-28, просмотров: 469.