Средства физического воспитания детей дошкольного возраста
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Понятие о двигательных действиях. Этапы формирования двигательных действий. Закономерности формирования двигательных действий.

 1. Понятие о двигательных умениях и навыках

Обучение в процессе физического воспитания направлено на овладение детьми двигательными умениями, навыками и специ­альными знаниями, на привитие им навыков правильной осан­ки, навыков личной и общественной гигиены.

Обучение позволяет своевременно, целенаправленно, в опре­деленной системе и последовательности и в более короткие сро­ки формировать у детей правильные двигательные умения я навыки.

Двигательное умение — способность неавтоматизированно уп­равлять движениями. В процессе физического воспитания при­обретаются двигательные умения двух видов: умение выполнять отдельные движения различной сложности и умение осуществ­лять целостную двигательную деятельность.

Умения выполнять отдельные движения переходят в навыки.

Умение осуществлять целостную двигательную деятельность связано с необходимостью решать неожиданно возникающие дви­гательные задачи в сложных, меняющихся условиях (игровая ситуация). Такая двигательная деятельность всегда осознается и не может быть стандартной. умения не переходят в на­выки. Определяющей чертой таких умений всегда будет творче­ское применение заученных действий.

Двигательный навык — автоматизированный способ управле­ния .движениями. К образованию навыка приводит многократное стереотипное повторение движения. Это происходит в тех слу­чаях, когда при повторении не вносится существенных изме­нений в структуру движений и оно выполняется в одних н тех же условиях. При стереотипном повторении движение постепен­но становится привычным: все меньше приходится думать над тем, как выполнить ту или иную его часть (фазу). Постепенно движение автоматизируется. Автоматизация—это главная чер­та навыка. Контроль сознания на стадии навыка не исчезает, а меняет свою роль. С образованием навыка больше уделяется внимания условиям и ситуации, в которых выполняется движе­ние. Особенно ярко это выражается в подвижных играх. Авто­матизация движений расширяет возможности их применения.

Определение и значение подвижной игры. Методика проведения для детей разных возрастных групп.

План

1. Определение подвижной игры.

2. Классификация подвижных игр.

3. Характеристика подвижных игр для детей разных возрастных групп.

4. Вариантность подвижных игр, приемы их усложнения.

5. Методика проведения для детей разных возрастных групп.

Значение подвижной игры.

Подвижная игра – это сложная эмоциональная двигательная деятельность, обусловленная четко установленными правилами, дающими возможность выявить количественный итог или качественный результат. Значение подвижных игр

Подвижная игра — одно из важных средств всестороннего вос­питания детей дошкольного возраста. Характерная ее особен­ность — комплексность воздействия на организм и на все стороны личности ребенка: в игре одновременно осуществляется физи­ческое, умственное, нравственное, эстетическое и трудовое воспи­тание.

Активная двигательная деятельность игрового характера и вызываемые ею положительные эмоции усиливают все физиоло­гические процессы в организме, улучшают работу всех органов и систем. Возникающие в игре неожиданные ситуации приучают детей целесообразно использовать приобретенные двигательные навыки.

В подвижных играх создаются наиболее благопрятные усло­вия для развития физических качеств. Например, для того чтобы увернуться от «ловишки», надо проявить ловкость, а спасаясь от него, бежать как можно быстрее. Увлеченные сюжетом игры, дети могут выполнять с интересом и притом много раз одни и те же движения, не замечая усталости. А это приводит к раз­витию выносливости.

Во время игры дети действуют в соответствии с правилами, которые обязательны для всех участников. Правила регулируют поведение играющих и способствуют выработке взаимопомощи, коллективизма, честности, дисциплинированности. Вместе с тем необходимость выполнять правила, а также преодолевать пре­пятствия, неизбежные в игре, содействует воспитанию волевых качеств — выдержки, смелости, решительности, умения справ­ляться с отрицательными эмоциями.

В подвижных играх ребенку приходится самому решать, как действовать, чтобы достигнуть цели. Быстрая и порой неожи­данная смена условий заставляет искать все новые и новые пути решения возникающих задач. Все это способствует разви­тию самостоятельности, активности, инициативы, творчества, со­образительности.

Игры помогают ребенку расширять и углублять свои пред­ставления об окружающей действительности. Выполняя различные роли, изображая разнообразные действия, дети практически используют свои знания о повадках животных, птиц, насекомых, о явлениях природы, о средствах передвижения, о современной технике. В процессе игр создаются возможности для развития речи, упражнения в счете и т. д.

Подвижные игры делят на элементарные и сложные. Элементарные в свою очередь делят на сюжетные и бессюжетные, игры-забавы, аттракционы.

Физкультурные занятия.

Рассматриваемые вопросы.

План

1. Требования к организации занятий

2. Подбор упражнений на физкультурном занятии

3. Подготовка воспитателя к занятию

4. Физическая, психическая и эмоциональная нагрузка на занятии

5. Предупреждение травматизма и обеспечение страховки при проведении физкультурных занятий

6. Условия проведения

7. Структура и содержание.

8. Типы занятий.

9. Методика проведения физкультурных занятий для детей разных возрастных групп.

 Структура физкультурного занятия и порядок упражнений согласуется с объективными закономерностями изменения работоспособности детского организма – нагрузка возрастает до определенного предела, а затем снижается.

Результативность физического воспитания в ДОУ может быть обеспечена только единством его организационных форм, системным подходом к решению оздоровительных, образовательных и воспитательных задач физического воспитания детей дошкольного возраста.

Физкультурное занятие – ведущий элемент системы, ее основная форма, т.к. именно на физкультурных занятиях идет процесс планомерного, целенаправленного обучения детей дошкольного возраста физическим упражнениям, что позволяет достигать наилучших результатов.

На занятиях решается целый комплекс оздоровительных, образовательных и воспитательных задач. В процессе занятий у детей воспитываются качества, необходимые им для успешного обучения в школе умение слушать объяснение, воспринимать показ, выполнять задания в соответствии с указаниями воспитателя.

Физкультурные занятия с детьми дошкольного возраста могут проводиться от трех до пяти раз в неделю в первую или во вторую половину дня.

Длительность каждой части и всего занятия определяется требованиями «Программы воспитания и обучения в детском саду» под ред. Васильевой.

 

Длительность физкультурного занятия в разных возрастных группах:

1мл. группа – 10-15мин.

2мл группа - 15-20мин.

Средняя группа – 20-25мин.

Старшая группа – 25-30мин.

Подготовительная к школе группа – 30-35мин.

 

Длительность вводной части:

1мл. группа – 1-2мин.

2мл. группа – 2-3мин.

Средняя группа – 3-4мин.                                                                                                   

Старшая группа – 4-5мин.

Подготовительная к школе группа – 5-6мин.

 

Длительность заключительной части:

1мл. группа – 1-2мин.

2мл группа - 1-2мин.

Средняя группа – 2-3мин.

Старшая группа – 3-4мин.

Подготовительная к школе группа – 3-4мин.

Современные научно-методические представления о занятиях по физкультуре основывается на многочисленных научных исследованиях и опыте практических работников. Обоснованы определенные подходы к структуре, содержанию, типам занятий, определены критерии оценки их эффективности.

Эффективность физкультурных занятий в ДОУ во многом определяется пониманием их значимости, умением четко ставить программные задачи. Назначение занятий по физкультуре состоит в том, чтобы:

o обеспечить развитие и тренировку всех систем и функций организма ребенка через специально организованные оптимальные для данного возраста физические нагрузки;

o удовлетворить естественную биологическую потребность в движении;

o формировать двигательные умения и навыки, физические качества;

o дать возможность каждому продемонстрировать свои двигательные умения сверстникам и поучится у них;

o создать условия для разностороннего развития детей, когда движения и двигательные действия в необычных ситуациях способствуют активизации их мышления, поиску адекватных форм поведения, встрече с красивым и увлекательным миром.

Требования к организации занятий.

Каждое занятие должно отвечать следующим требованиям:

§ иметь определенные задачи - общие, выполнение которых должно быть обеспечено в процессе всех или серии занятий, и частные, выполняемые в течение одного отдельно взятого занятия;

§ быть грамотно структурированным;

§ быть последовательным продолжением предыдущих занятий и в то же время иметь свою целостность и законченность, одновременно с этим оно должно в значительной степени предусматривать задачи и содержание следующего очередного занятия;

§ соответствовать по своему содержанию уровню физической подготовки, уровню физического развития, состоянию здоровья, возрасту, интересам и потребностям ребенка;

§ быть занимательным, интересным для ребенка, побуждать его к активной деятельности;

§ содействовать всестороннему развитию детей, формированию привычки к здоровому образу жизни, потребности в ежедневных занятиях физическими упражнениями;

§ правильно сочетаться с другими видами занятий.

Музыка на занятии.

Музыка способствует ритмичности движений, помогает одновременно начинать и заканчивать упражнения, выполнять их в определенном темпе. Движения детей приобретают выразительность, пластичность.

Музыка вызывает положительные эмоции, интерес к занятию и оказывает благоприятное влияние формирование двигательных навыков.

Хорошо сочетаются с музыкой ходьба, бег, различные виды ходьбы и бега, прыжки, их различные виды, танцевальные движения, общеразвивающие упражнения, подвижные игры. Музыкальное сопровождение используется при проведении знакомых физических упражнений.

Не сопровождаются музыкой такие движения как: лазание, равновесие, прыжки в длину, высоту, с места, с разбега, метание и др. Дети выполняют эти движения в своем индивидуальном темпе.

Обязательным условием является сохранение художественной ценности музыкального сопровождения.

II. Основная часть.

1. Обшеразвивающие упражнения имитационного характера, с предметами и без предметов, 4-5 упражнений, повторяются 4-5 раз.

2. Основные движения, 1-2, повторяются 3-4 раза. Способы организации: индивидуальный, посменный, фронтальный, поточный.

3. Подвижная игра, повторяется 2-3 раза.

III. Заключительная часть. (1 минута).

Сбор и раскладывание предметов. Дыхательные упражнения. Спокойные и хороводные игры. Спокойная ходьба.

2 младшая группа.

III. Заключительная часть. (1-2минуты).

Дыхательные упражнения. Танцевальные движения. Спокойные и хороводные игры. Спокойная ходьба.

Средняя группа.

II. Основная часть.

1. Общеразвиающие упражнения с предметами и без предметов, 6-7, повторяются 4-6 раз.

2. Основные движения, 2-3, повторяются 3-4 раза. Способы организации: поточный, посменный, круговой, фронтальный, индивидуальный. Во 2 половине года – групповой (2 подгруппы не более).

3. Подвижная игра, 2-3 раза большой подвижности.

III. Заключительная часть. (2-3минуты).

Хороводные и спокойные игры. Дыхательные и релаксационные упражнения. Спокойные танцевальные движения. Спокойная ходьба. Подведение итога. 

Старшая группа.

II. Основная часть.

1. Общеразвиающие упражнения с предметами и без предметов , 6-8, дозировка 5-8 раз.

2. Основные движения, 3-4, дозировка 3-4-5-6 раз. Все способы организации, преимущественно групповой способ организации.

3. Подвижная игра большой подвижности (с бегом или прыжками), 2-3 раза.  

III. Заключительная часть. (3-4 минуты).

Спокойные и хороводные игры. Дыхательные и релаксационные упражнения. Спокойные танцевальные движения. Спокойная ходьба. Подведение итога.

Самостоятельная работа.

1. Составить конспекта физкультурных занятий для детей младших групп.

2. Составить конспекта физкультурных занятий для детей средней группы

3. Составить конспекта физкультурных занятий для детей старшей группы.

 

Утренняя гимнастика

Требования к подбору упражнений. Структура утренней гимнастики

 

Систематическое проведение утренней гимнастики требует предварительного отбора упражнений. Упражнения для утренней гимнастики подбираются соответственно ее основному назна­чению. Подбор упражнений определяется программой детского сада для каждой возрастной группы с учетом возможностей и состояния здоровья детей данной группы, а также их индивидуальных особенностей.

Для утренней гимнастики используются общеразвивающие упражнения, строевые упражнения и основные движения. Для развития сердечно-сосудистой и дыхательной систем используются основные движения: ходьба, бег, прыжки на мес­те и с продвижением в различных направлениях. Сочетание прыжков и бега в утренней гимнастике оказывает разносторон­нее влияние на организм ребенка.

В начале и в конце утренней гимнастики рекомендуется вклю­чать специальные упражнения, укрепляющие мышцы и связки стопы: стоя на месте, поднимать пятки, не отрывая носка от пола; делать перекат с пятки на носки (через палку) и др., предлагать проверить детям осанку у стены

Для организации, правильного размещения детей применяются строевые упражнения (построение, перестроение, повороты, размыкания и смыкания).

. Эти упраж­нения используются в утренней гимнастике главным образом для того, чтобы организовать детей. В начале утренней гимнастики строят детей в колонну по одному или в шеренгу по росту. Если у детей младших групп воз­никают затруднения, то воспитатель помогает им, используя зрительные ориентиры (предметы, шнур) и делая соответствую­щие указания.

Общеразвивающие упражнения в наибольшей степени со­ответствуют оздоровительной направленности. Они подбираются таким образом, чтобы одновременно оказывали влияние на круп­ные (рук и плечевого пояса туловища и ног) и мелкие мышцы шеи, кисти, пальцев рук, стопы). Упражнения могут выполняться без предметов, предметами и на предметах, из разных исходных положений ( тоя сидя лежа). Чаще следует использовать предметы при проведении общеразвивающих упражнений, так как они конкретизируют задание, способствуют повышения интереса, развивают мелкую моторику. Не рекомендуется включать в утреннюю гимнастику упражнения одностороннего характера поднять вверх сначала одну руку, затем другую), небольшой амплитудой (полунаклоны, полуприседания), не оказывающие значительного физиологического влияния на организм воздейст­вующие только на мелкие мышцы кисти, пальцев, стопы).

В утреннюю гимнастику в на­чале и в конце включаются разные виды ходьбы с целью предупреждения плоскостопия, укрепляющие мышцы стопы: на носках, на пятках, на наружных сторонах стоп и др. чередуя их. В утренней гимнастике может использоваться ходьба с раз­личными дополнительными движениями для рук (на пояс и др.).

Бег может проводиться в ко­лонне по одному (как на месте, так и с продвижением в разных направлениях), можно использовать и другие виды бега. В начале утренней гимнасти­ки бег выполняется в среднем темпе и чередуется с ходьбой, после общеразвивающих упражнений — в более быстром темпе, более широким шагом. Чередование бега и ходьбы повторяется 2—3 раза. Продолжительность непрерывного бега постепенно увеличивается от группы к группе.

Прыжки усиливают рабо­ту сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Применяются различные виды прыжков: на одной и двух ногах на месте и с продвижением в разных направлениях (вперед, назад, в сто­роны, по кругу), впрыгивание в обруч и выпрыгивание из него, перепрыгивание через предметы (обручи, палки) и др. Прыжки че­редуются с полуприседаниями, ходьбой, бегом.

Основные движения (ходьба с высоким подниманием колен, широким шагом, бег, прыжки) используются для укрепления сер­дечно-сосудистой, дыхательной систем.

В конце утренней гимнастики дети могут прочитать хором стихи, в которых подчеркивается значение утренней гим­настики, или спеть песню маршевого характера (стоя на месте или во время ходьбы).

Постепенно с возрастом включаются упражнения на развитие ловкости, координации, гибкости, силы, а предметы используются такие, которыми дети уже хорошо владеют, которые не требуют много времени на раздачу и сбор.

Сюжетно-игровая форма

Обычная форма проведения утренней гимнастики используется во всех возрастных группах.

Лучше использовать сюжетно-игровую форму проведения утренней гимнастики. Так как игра является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста, а игровые приёмы соответственно являются ведущими в воспитании и обучении детей дошкольного возраста.

Дети лучше запоминают физические упражнения в том случае, если они связываются с тем или иным образом.

Все физические упражнения должны иметь игровые, имитационные названия. Сюжетные комплексы могут быть самыми разнообразными: путешествие по городу, в лес, на стадион, в спортивный комплекс «Антей», в деревню, на речку, по сказке или прогулка по тем координатам: «В гостях у какого-либо персонажа», «Наши любимые потешки», «Весёлый цирк», «Рыбки в аквариуме», «Помогаем маме» и т.д.

 

Младшая группа

I. Вводная часть

Построение в шеренгу, колонну по зрительным ориентирам с помощью воспитателя. Ходьба обычная, 1 круг (в первой половине года дети ходят стайкой), бег обычный 15 секунд (первая половина года), 20 секунд (вторая половина года), (одну дозировку бега можно заменить дозировкой прыжков), темп средний. Построение врассыпную, во второй половине в круг.

II. Основная часть

а. Обшеразвивающие упражнения имитационного характера, с предметами и без предметов, 3-4 упражнений, повторяются 4-5 раз.

б. Подвижная игра, повторяется 2-3 раза или прыжки, 8-10-12 раз в чередовании с ходьбой 2 раза в первой половине года, 3 раза во второй половине года

III. Заключительная часть.

Бег в более быстром темпе, чем во вводной части, (если не проводились прыжки или подвижная игра). Дыхательные упражнения. Спокойная ходьба.

Младшая группа.

I. Вводная часть.

Построение в шеренгу, колонну по зрительным ориентирам, самостоятельно по росту. Ходьба обычная, 1 круг, темп средний. Ходьба с заданием. 1-2 вида, которые можно провести в форме упражнений на внимание типа «Светофор» 2-3 раза, «Волк и козлята», «Большие и маленькие воробушки» и др. Бег обычный, 20 секунд в первой половине года, 30 секунд во второй половине года, в чередовании с ходьбой 2-3раза (в первой половине года 2 раза, в первой половине года во второй 3 раза), темп средний. Построение в круг, врассыпную.

II. Основная часть.

а. Общеразвивающие упражнения с предметами и без предметов имитационного характера, 5-6 упражнений, повторяются 5-6 раз.

б. Подвижная игра 2-3 раза. или прыжки, 12-16 раз в чередовании с ходьбой 2 раза в первой половине года, 3 раза во второй половине года

III. Заключительная часть.

Бег в более быстром темпе, чем во вводной части (если не проводились прыжки или подвижная игра). Дыхательные упражнения. Танцевальные движения. Спокойная ходьба.

Средняя группа.

I. Вводная часть.

Построение в шеренгу, колонну по росту, в первой половине года по распоряжению, во второй половине года по команде. Ходьба обычная, 1 круг, темп средний. Упражнения на внимание типа: «Светофор», «Кто в лесу живет?», «За высоким и низким» и др., которые повторяются 2-3 раза и включают различные виды ходьбы с заданием (2-3 вида). Бег обычный или какой-то вид бега, темп средний, Дозировка непрерывного бега в первой половине года 30 секунд, во второй половине года 40 секунд. в чередовании с ходьбой 2-3раза (в первой половине года 2 раза, в первой половине года во второй 3 раза). Перестроение в 3-4 звена.

II. Основная часть.

а. Общеразвивающие упражнения с предметами и без предметов, 6-7, повторяются 4-6 раз.

б. Подвижная игра, 2-3 раза большой подвижности или прыжки (16-20 прыжков в чередовании с ходьбой 2-3 раза).

III. Заключительная часть.

Бег в более быстром темпе, чем во вводной части (если не проводились прыжки или подвижная игра). Дыхательные и релаксационные упражнения. Танцевальные движения. Спокойная ходьба.

Старшая группа.

I. Вводная часть.

Построение в шеренгу, колонну по росту, по команде. Сообщение цели занятия. Ходьба обычная, 1 круг, темп средний. Различные виды ходьбы - 3-4 вида, которые можно провести в форме упражнений на внимание, типа: «Яблоня, малина, земляника», «Один - двое», «Угадай, из какой сказки герой?», «Мороз, метель, солнце» и др. 2-3 раза. Бег обычный или какой – то другой вид бега. Дозировка непрерывного бега в первой половине года 40 секунд, во второй половине года 50 секунд (в первой половине года 2 раза, в первой половине года во второй 3 раза). Подвижные игры средней подвижности. Интенсивные танцевальные движения. Перестроение поворотом в движении в 3-4 звена, (в 3 колонны, 1 шеренгу; в 2 шеренги и др.).

II. Основная часть.

а. Общеразвивающие упражнения с предметами и без предметов, 6-8 упражнений, дозировка 5-8 раз.

б. Подвижная игра большой подвижности (с бегом или прыжками), 2-3 раза или прыжки - 25-30 в чередовании с ходьбой (в первой половине года 2 раза, в первой половине года во второй 3 раза).

III. Заключительная часть.

Бег быстром темпе (если не проводилась подвижная игра). Дыхательные и релаксационные упражнения. Танцевальные движения. Спокойная ходьба.

Индивидуальная работа с детьми по развитию движений. Самостоятельные занятия физическими упражнениями.

План

1. Методика организации и проведения индивидуальной работы с детьми по развитию движений.

2. Методика организации и проведения самостоятельных занятий физическими упражнениями.

1. Индивидуальная работа и занятия с подгруппами направлены: обучение детей, отстающих в усвоении физических упражнений, активизацию малоподвижных, улучшение физического развития ослабленных детей, исправление дефектов в осанке и стопе. а работа проводится в течение дня в свободное от занятий время (утром до завтрака, на дневной, вечерней прогулке, вечером). Индивидуальные занятия организуются во всех возрастных группах на общих дидактических принципах, с применением тех методов и приемов обучения. Содержание и длительность занятия определяется в зависимости от возраста и подготовленности детей. Например, на первом году жизни воспитатель учит каждого ребенка переворачиваться с живота на бок, на спину, пол­ить, переступать, ходить, взбираться на стремянку.

Индивидуальные занятия проводятся по тем видам движений, которые требуют страховки (лазанье по гимнастической стенке, стремянке, ходьба по бревну) или не оказывают большого физиологического_влияния на организм (упражнения с мячом, метание цель и др.).С подгруппами (8—10 человек) проводятся упражнения, требующие особых условий (ямы с песком, большого пространства) индивидуальной страховки (прыжок в длину и в высоту с разбеra и др.).

Чтобы подготовить организм детей к выполнению избранного вида движения, в начале занятия даются ходьба в чередовании бегом, общеразвивающие упражнения для основных групп мышц, подготовительные упражнения для данного вида движения. После этого дети выполняют основные движения, например прыжки в длину с разбега. Заканчивается занятие ходьбой, длительность занятия с подгруппой 10—15 мин.

2.  Самостоятельные занятия физическими уп ражнениями. В самостоятельных занятиях удовлетворяется потребность детей в движениях, предоставляется возможность заниматься любыми видами упражнений. Дети занимаются индивидуально  и объединяясь в небольшие группы. Самостоятельными занятиями необходимо руководить, но делая это надо не стесняя инициативы детей. Воспитатель помогает выбрать упражнения, рекомендует, как их выполнять. Он при­вет детей оценивать качество своих движений и движений товарищей, развивает умение заниматься вместе с другими детьми. Стимулом для самостоятельных занятий является наличие необходимого оборудования (в помещении и на площадке) и такое размещение, чтобы оно побуждало детей к движению. Вынос и расстановку инвентаря на площадке следует исполь­зовать как прием, вызывающий интерес к упражнениям. К ре­бенку, развешивающему щиты для метания, обычно присоединя­ется еще несколько человек, в результате дети самостоятельно и с интересом начинают заниматься метанием в цель.

Некоторым детям воспитатель подсказывает, какой инвентарь выбрать и какие упражнения выполнить с ним (например, ката­ние обруча и бег за ним, ходьба с набивным мешочком на голове), помогает распределить роли в игре, в младших группах играет вместе с детьми.

Своим примером воспитатель может также вызвать интерес к какому-либо упражнению. Если он, например, возьмет скакалку и начнет прыгать через нее, то его тотчас же окружат дети и станут выполнять это же упражнение. Тех, кто хорошо владеет каким-либо движением, воспитатель может попросить научить этому других детей.

Воспитатель наблюдает за поведением детей, контролирует качество выполнения движений, а если нужно, то и показывает, объясняет, как выполнять упражнения. Он следит за дозировкой упражнений, заботится об их чередовании. Например, детям, дол­го прыгающим через скакалку или катающим обруч, воспитатель предлагает поиграть в кегли или другие спокойные игры.

НДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА С РЕБЕНКОМ

Известно, что каждый ребенок неповторим. Он имеет свои осо­бенности нервной системы, телосложения, психофизического раз­вития.

Индивидуальные особенности ребенка влияют на усвоение им двигательных умений и навыков, на отношение к окружающим.

Наблюдение за ребенком в повседневной жизни, анализ его поведения и деятельности, беседы с родителями позволяют вос­питателю спланировать задачи, методы, содержание индивидуаль­ной работы.

Важную роль в индивидуальной работе с ребенком играют ме­дико-педагогические наблюдения, которые позволяют учитывать показатели силы, уравновешенности и подвижности нервных про­цессов. В качестве показателей силы учитываются: уровень физи­ческой и умственной работоспособности на занятиях и в трудовых процессах; быстрота восстановления работоспособности после утом­ления; способность преодоления трудностей, инициативность и активность на занятиях, а также в играх; скорость овладения дви­гательными навыками, двигательная активность, эмоциональный тонус.

Показателем уравновешенности нервных процессов является ровное спокойное настроение ребенка, его доброжелательные от­ношения с детьми и взрослыми, спокойное поведение в конф­ликтных ситуациях, равномерность протекания деятельности.

Подвижность нервных процессов характеризует: легкость пере­хода к различным видам деятельности; быстрота привыкания к новой обстановке, быстрота засыпания и пробуждения; способ­ность двигаться в быстром темпе. Указанные показатели должны быть отражены в воспитательно-образовательном процессе.

Воспитатель фиксирует склонности ребенка, его способность к определенным движениям. С учетом этих особенностей составляет­ся индивидуальная программа развития ребенка, воспитания его психофизических качеств и способностей.

Составляя «план индивидуальной работы с ребенком, воспита­тель учитывает его двигательные интересы. Если ребенок посещает какую-либо спортивную секцию, то воспитатель или специалист по физической культуре связывается с тренером, согласовывает с ним индивидуальную работу с ребенком, его участие в разных формах двигательной деятельности.

Воспитатель предлагает ребенку разнообразные задания: вспом­нить и выполнить упражнения; организовать знакомые подвиж­ные игры, привлекая при этом на ведущие роли не только актив­ных, но и застенчивых детей.

С ребенком также проводится коррекционная работа по исправ­лению дефектов стопы и осанки, улучшению психофизических ка­честв и двигательных действий. Для этого педагог показывает и объяс­няет упражнение, дает предварительную ориентировку в действи­ях; активизирует сознательное и творческое отношение к движению. Важная роль отводится развитию ручной умелости, моторике рук.

Таким образом, систематическое проведение индивидуальной ра­боты с ребенком или с небольшими группами детей обеспечивает улучшение их движений, развитие физических и личностных качеств.

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДВИГАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕБЕНКА

Знания и умения, двигательные навыки, сформированные у ребенка в организованных формах двигательной деятельности, ус­пешно переносятся в повседневную жизнь, в самостоятельную дви­гательную деятельность в течение дня. Они целенаправленно орга­низуются педагогом, который продумывает формы и виды дея­тельности и осуществляет ее корректировку.

В самостоятельной двигательной деятельности ребенок достига­ет поставленной перед собой цели, успешно используя разнооб­разные способы двигательных действий, выбирая наиболее целе­сообразные. Это активизирует мыслительные процессы, учит про­являть настойчивость, целеустремленность, самостоятельность и творчество. Следя за действиями ребенка, педагог активизирует его двигательные умения и навыки, в зависимости от индивидуаль­ных способностей предоставляя ему возможность принятия реше­ний. Воспитатель может усложнять или упрощать задания, вызы­вая полезные психофизические усилия.

Формированию у ребенка навыков самостоятельных двигатель­ных действий способствуют различные мелкие и крупные физкуль­турные пособия, игрушки. Учитывая индивидуальные особенно­сти и возможности малыша, педагог ежедневно в плане работы предусматривает использование различных предметов в целях за­крепления приобретенных навыков.

На третьем году жизни подбираются игрушки, стимули­рующие первоначальные самостоятельные действия — это катал­ки, коляски, автомобили, мячи, шары, которые используются для бросания, прокатывания в воротца, катания и скатывания с горки.

Применяются крупные физкультурные пособия: горки, лесенки, ворота, скамейки, ящики и др., на которых ребенок упражняется в лазании, ползании, подлезании, перешагивании и т.д.

Использование этих игрушек и пособий проводится под руко­водством педагога после предварительного разучивания действий с ними на занятиях. Объясняя способы действия, воспитатель при­учает ребенка к усвоению пространственной терминологии, на­званий упражнений, исходных положений, что содействует раз­витию мышц ног, рук, тела, основных движений.

Для ребенка четвертого года жизни воспитатель подби­рает двигательные игрушки, мелкие пособия и игры: для упраж­нений в бросании и метании даются мячи разных размеров, ме­шочки, кольца, кольцебросы и мячебросы, щиты для метания, обручи, короткие и длинные скакалки, а также трех- и двухко­лесные велосипеды, машины с педальным управлением и т.д., способствующие ориентировке в пространстве, подводящие к ус­воению правил безопасного передвижения по улице.

В старших группах (для 5—6-летних детей) широко ис­пользуют спортивные игры — городки, серсо, кольцеброс, ринго, баскетбол, бадминтон, настольный теннис, мячеброс, щитобол и др. Эти игры способствуют подготовке к школе, занятиям спортом.

Ребенок самостоятельно и творчески участвует в играх типа «школа мяча», организует игры-эстафеты и игры с элементами соревнования. Воспитатель наблюдает за ходом этих игр и коррек­тирует их ход.

В вечернее время можно применять игры, способствующие раз­витию точности и ловкости движений: «Бирюльки», «Палочки-недотроги», шашки, упражнения с оздоровительными шарами, ручными эспандерами и др. Очень хорошо, если дети старшего возраста обучены игре в шахматы, которые развивают логику и активность мышления, сосредоточенность и целеустремленность.

Важную роль в самостоятельной деятельности ребенка играют подвижные игры с правилами, с их помощью развивается иници­атива, организаторские способности и творчество. Эти игры спо­собствуют формированию детского коллектива и соблюдению при­нятых в них правил.

Самостоятельную двигательную деятельность ребенка воспита­тель систематически и последовательно планирует и направляет.

Самостоятельная работа

Разработать план занятия с подгруппой.

25. Физкультминутки и физкультпаузы

План

1. Значение. Определение физкультминуток и физкультпауз.

Танцевальные.

Они особенно любимы детьми, так как всегда выполняются под веселую музыку популярных детских песен. Все движения произвольны, танцуют кто как умеет, при этом желающие могут петь.

Ритмические.

Они сродни танцевальным, так как выполняются под музыку, но отличаются более четким исполнением элементов.

Данный дикторский текст звучит в сопровождении ритмичной музыки, которая создает у детей приподнятое настроение..

Физкультурно-спортивные.

Это традиционная гимнастика, которая выполняется строго под счет, с равномерным чередованием вдохов и выдохов. Каж­дое упражнение рассчитано для укрепления определенной группы мышц. Сюда можно включить бег, прыжки, приседания, ходьбу на месте и т. д.

Двигательно-речевые

Дети коллективно читают небольшие веселые стихи и одновременно выполняют раз­личные движения, как бы инсценируя их, например:

Подражательные.

Успех этих физкультминуток целиком зависит от фантазии и творчества учителя. Читая с детьми «Азбуку» или рассматривая картинки с машинами и паровозиками, можно имитировать их дви­жения и звуки или работу шофера, когда он сидит за рулем. Не менее охотно дети подражают движениям лягушат, обезьянок, кузнечиков.

В форме подвижных игр

Используя такую форму проведения физкультминуток, следует подбирать подвижные игры, которые связаны с содержанием занятия, следует включать в физкультминутки подвижные игры с оздоровительной направленностью, которые можно найти в пособии В. Страковской «300 подвижных игр для оздоровления», М. Галанова «Игры, которые лечат». Современные федеральные государственные требования нацеливают педагогов современного ДОУ на развитие креативности у детей. 

Релаксационные

Это форма проведения физкультминуток предполагает использование релаксационных упражнений, направленных на снятие мышечного напряжения, эмоциональных зажимов, на расслабление.

Физкультурные досуги.

Основным назначением физкультурных досугов является орга­низация активного отдыха. Он доставляет детям радость и наряду с этим способствует решению задач физического вос­питания.

Досуги проводятся 1—2 раза в месяц со второй младшей группы. Длительностью 15 - 20 мин. во второй младшей группе, 15— 25 мин. в средней группе, 25—35 мин в старшей и подготовительной группах.

Для досугов выбираются упражнения, освоенные детьми на физкультурных занятиях, в которых можно состязаться в ловко­сти, быстроте, смекалке, находчивости, сообразительности. Дети выполняют задания: пройти по скамейке, не разлив воду в чашке; с завязанными глазами найти погремушку, подвешенную на лен­точке, и др.

В развлечения могут быть включены подвижные игры, аттрак­ционы, эстафеты. Интересны для детей дидактические игры с раз­резными картинками, на которых изображены физические упраж­нения. Дети должны добежать до стола, найти вторую часть картинки, выполнить упражнение, которое нарисовано на ней, и вернуться на свое место. Дети могут также отгадывать загадки, содержание которых связано с физическим воспитанием.

Вечер может начаться с загадок, ходьбы, общеразвивающих упражнений. Затем проводится 1—2 игры большой

после этого — 2—3 аттракциона. Завершается вечер спокойной игрой и ходьбой.

Дозировка физической нагрузки с возрастом увеличивается. Физкультурный досуг наполняет жизнь ребенка эмоциональной, веселой двигательной деятельностью.

Содержание досуга составляют знакомые ребенку подвижные игры и физические упражнения, которые варьируются, вызывая у него интерес и положительные эмоции при выполнении.

Программа физкультурного досуга в младших и средних груп­пах строится на простейших играх типа: «Кто скорей принесет иг­рушки, выполнит веселые игровые действия» и т.п.

В старших группах ребенок индивидуально и коллективно (ко­мандами) участвует в веселых играх с элементами соревнования, подобных небольшой спартакиаде. В содержание досуга включают­ся интересные аттракционы, знакомые ребенку танцы и пляски.

Главной задачей педагога при проведении физкультурного до­суга является: создание бодрого, радостного настроения, стиму­лирование активности каждого ребенка с учетом его индивиду­альных возможностей, дифференцированный подход к оценке ре­зультатов его действий, предоставление возможности испытать приятное ощущение удовольствия от выполняемых им и другими детьми движений, а также радости от успехов товарища.

При проведении этого досуга ребенок выполняет различные дви­гательные задания. Он ведет себя более непосредственно, чем на физкультурных занятиях. Раскованность и естественность исполь­зования двигательных умений и навыков обеспечивает выразитель­ность, артистизм, эстетичность его движений. Физические нагруз­ки — лучший способ формирования раскованности и красоты дви­жений. Умеренная мышечная нагрузка улучшает самочувствие и поднимает настроение.

 

28. Физкультурный праздник является особым, радостным событи­ем в жизни ребенка. Он демонстрирует здоровый образ жизни, представляет достижения в формировании двигательных навыков и психофизических качеств.

Динамика двигательного содержания физкультурного праздни­ка, проведение его на свежем воздухе, праздничное оформление места проведения создают у ребенка радостное, приподнятое на­строение.

В программу физкультурного праздника, как одного из видов активного отдыха детей, входят разнообразные физические уп­ражнения и веселые подвижные игры, отражающие приобре­тенные ребенком двигательные навыки. В праздничную программу включаются движения, предварительно разученные на физкуль­турных занятиях. Они доставляют ребенку радость и удоволь­ствие.

Физкультурные праздники разнообразны по содержанию и структуре. Значительную роль в празднике играет музыка, созда­ющая эмоциональный подъем, веселое, бодрое, радостное на­строение.

Праздник состоит из трех частей. Первая часть праздника, как правило, проходит в форме физкультурного парада, который на­чинается общим шествием детей, разделенных на отдельные ко­манды, идущие со своими значками, вымпелами, эмблемами. Дви­жения проводятся под музыку, стихи, песни, что вызывает высо­кий эмоциональный подъем. После физкультурного парада дети демонстрируют свои умения в играх и упражнениях. Старшие группы участвуют в соревнованиях в беге, метании, прыжках и т.д.; иг­рах-эстафетах, играх с элементами соревнования, спортивных иг­рах. В праздник можно включать и разнообразные аттракционы. Эта часть праздника проводится с учетом времени для каждой возраст­ной группы и всех участников.

Во второй части праздника могут быть организованы куколь­ный театр, выступление школьников, взрослых, сюжетные про­гулки и т. д. В этой части обязательно вводятся разнообразные сюр­призные моменты: появление смазочных героев, фокусника, танцо­ров и т.д.

В заключение праздника гости, дети, родители, воспитатели и сотрудники детского сада исполняют общий танец, импровизируя и веселясь.

Интересно и увлекательно проходят зимние физкультурные праздники. Их содержание отражает время года и включает в себя катание на санках, коньках, лыжах, а также спортивные игры (хоккей), различные подвижные игры, массовые несложные пляс­ки и сюрпризные моменты. На зимнем празднике песни и стихи ребенок не исполняет. Сюрпризные моменты — источник радо­сти детей.

На праздниках используются красочные атрибуты и оформле­ние, музыкальное сопровождение, что делает его привлекатель­ным и интересным.

В подготовке и проведении праздника принимает участие весь педагогический коллектив: заведующая, старший воспитатель, музыкальный руководитель, воспитатель по физической культу­ре, воспитатели.

По мере возможности ребенок участвует в подготовке празд­ничного оформления. В рамках подготовки к празднику с ним про­водятся экскурсии на стадион, беседы, рассматриваются иллюст­рации, разучиваются стихи.

В день проведения праздника взрослые стараются не нарушать режим дня, избегать излишней нервозности. Обстановка праздни­ка должна доставлять радость ребенку. Длительность праздника не превышает 45 мин —1ч.

Другим видом активного отдыха детей является физкультурный досуг.

Физкультурные праздники.

В программу каждого праздника включаются физические уп­ражнения, пляски, танцы. Они вызывают положительные эмоции, создают праздничное настроение. Подготовка ведется на физкуль­турных, музыкальных и других занятиях в соответствии с «Про­граммой воспитания в детском саду». Движения, включенные в программу праздника, должны быть хорошо знакомы детям и про­водиться так, чтобы было интересно и зрителям, и исполнителям. Общеразвивающие упражнения выполняются с красиво оформ­ленными пособиями: палками, обручами, цветами, веточками. Подвижные игры подбираются с элементами соревнования («Кто первый пролезет в обруч», «Кто скорее добежит до флажка»). Большим успехом пользуются игры-аттракционы «Не разлей во­ду», «Накорми кролика».

Подвижные игры должны соответствовать содержанию празд­ника. В День Земли рекомендуется проводить народные игры с весенним сюжетом, игры с пением («Иван, Иван», «Еще вейся, плетень» и др.); на Новый год — игры с зимним сюжетом, в которых уча­ствуют лесные звери (медведь, лиса, зайчики), Дед Мороз и Снегурочка, а также игры в снежки.

В программе праздника должно быть предусмотрено чередо­вание движений с отдыхом: исполнив упражнение или танец, пляску, дети наблюдают за выступлениями своих товарищей.

Одежда для праздника должна быть не только нарядной и удобной, но и отвечающей гигиеническим требованиям. Детям, выполняющим физические упражнения, лучше всего надеть оди­наковую физкультурную форму. Дети участвуют в подготовке костюмов, пособий и атрибутов, а также в украшении помещения и участка.

Ведущий и его помощники организуют и направляют деятель­ность детей на празднике и создают условия для хорошего наст­роения. Этому способствуют также музыкальное сопровождение и красочное оформление помещения.

В течение года 2—3 раза проводятся физкультурные праздни­ки, содержанием которых являются одни упражнения.

Физкультурный праздник начинается торжественным входом в помещение или выходом на площадку. Дети выполняют строевые и общеразвивающие упражнения (с предметами и без них),

основные движения, участвуют в подвижных играх; играх-эстафе­тах, спортивных играх, сюрпризных моментах, танцуют, пляшут. В конце праздника подводятся итоги и награждаются победители.

Зимой праздник организуется на катке с играми на коньках; на лыжне, проложенной вокруг елки; на снежной горке, где вы­полняются различные задания для проверки ловкости (съезжая с горы, снять ленту, подвешенную на высоте вытянутой руки: по­пасть в цель снежком, проезжая мимо нее на санках).Летом праздник проводится на физкультурной площадке или лесной поляне, на берегу реки, водоема.     Физкультурный праздник может быть проведен в бассейне (День Нептуна)

В празднике могут участвовать одна или несколько одновозрастных групп, а также дети разных возрастов. Чтобы они не переутомлялись, нужно дозировать упражнения и танцы (с уче­том особенностей каждого возраста) и не превышать установ­ленные нормы длительности праздника (не больше 50 минут или одного часа.

 

29. Детский туризм. ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКСКУРСИЙ И ТУРИСТСКИХ ПРОГУЛОК

Экскурсии и прогулки за пределы детского сада способствуют реализации познавательных задач и включают в себя упражнения, которые можно проводить с ребенком 3—4 лет. Они содействуют укреплению здоровья, физическому, эстетическому, нравствен­ному, интеллектуальному развитию.

Прогулки и экскурсии осуществляются регулярно, начиная с первой младшей группы, с учетом возрастных особенностей и воз­можностей ребенка данной группы, состояния его здоровья, ин­дивидуальных показателей и рекомендаций врача.

К проведению прогулок воспитатель тщательно готовится, пла­нирует их в календарном плане. Наиболее благоприятным сезоном для проведения прогулок яв­ляется лето.

Воспитатель перед прогулками и экскурсиями тщательно изу­чает район, дорогу, по которой пройдет прогулка: в городе — парк, сквер, сад; на даче — ближайший лес, луг, поляну, реку, озеро и т.д. Определяется дальность маршрута и место отдыха.

Прогулки и экскурсии позволяют познакомить ребенка с об­щественными учреждениями, например дворцом детского творче­ства, оздоровительным лагерем, стадионом, физкультурными пло­щадками и т.д.

В 5—7 лет ребенок уже обладает довольно большим двигатель­ным опытом, самостоятельностью, организованностью, что по­зволяет проводить туристские прогулки.

Исследование, проведенное Н. И. Бочаровой по данной пробле­ме, раскрывает необходимость постоянных, а не эпизодических педагогических воздействий для достижения оздоровительно-вос­питательного эффекта. Она рекомендует систему работы по орга­низации круглогодичных туристских прогулок, которые предус­матривают планомерную их подготовку, регулярное проведение и подведение итогов. Овладение ребенком определенным объемом знаний, формирование важнейших личностных качеств во многом происходят именно во время этого неформального воспитатель­ного мероприятия. Туристские прогулки может проводить как специалист по фи­зической культуре, так и воспитатель. Наилучший результат до­стигается при усилии всех сотрудников дошкольного образователь­ного учреждения, особенно воспитателя и специалиста по физи­ческой культуре.

Методика организации туристских прогулок. Педагог заранее определяет маршрут похода, способы передви­жения. Маршрут должен быть с наименьшими переходами автомо­бильных дорог, с удобными для привала местами, с которыми воспитатель заранее хорошо ознакомился. Программный материал подбирается в соответствии с оздоровительными и познаватель­ными задачами. В зависимости от времени года и погодных условий воспитатель совместно с родителями обеспечивает ребенка одеж­дой. Это могут быть спортивные костюмы, штормовки на случай дождя, кеды или утепленные ботинки, удобные для передвиже­ния. Взрослые и дети готовят снаряжение: посуду, топорики, ро­гульки, аптечку с набором медикаментов, палатку или полиэти­леновую пленку.

Личное снаряжение ребенка включает: рюкзак, сухой паек, кружку, фляжку, коврик, салфетки для рук.

Перед выходом педагог напоминает детям общие правила пове­дения во время похода: всем детям необходимо проявлять заботу о впереди и сзади идущих товарищах, быть внимательными, соблю­дать осторожность и организованность, не рвать и не есть незнако­мые ягоды, не ломать веток, не оставлять после себя мусор, остат­ки пищи и т.д.

Привалы на месте назначения могут быть от 30 мин до 2 ч. По возвращении подводится итог похода.

Работа по организации туристских прогулок на протяжении всего года входит в план воспитательно-образовательной работы с ре­бенком. Педагогические исследования показали целесообразность планирования работы по данному разделу в соответствии с цик­лическим принципом. Это позволяет установить тесную связь с различными видами деятельности ребенка, обеспечивает преем­ственность в содержании, формах и методах работы дошкольного образовательного учреждения и школы. В соответствии с сезоном выделяются осенний, зимний и весенне-летний циклы.

Каждый цикл — неразрывное единство трех взаимосвязанных частей: подготовки, проведения и подведения итогов туристских прогулок.

Целью подготовительного этапа является создание психологи­ческой и двигательной готовности детей к новому виду деятельности.

По данным Н. И. Бочаровой, на этом этапе задается общая эмо­циональная направленность. Затем перед детьми ставится цель пред­стоящей деятельности, уточняются и расширяются знания ребен­ка, формируются необходимые навыки.

Чтобы заинтересовать детей, проводятся тематические беседы или педагог читает им художественную литературу, показывает слайды и туристское снаряжение, что помогает формировать у де­тей яркие образные представления, активизирует их воображение и память, побуждает к поиску новых знаний и желанию овладеть туристскими умениями.

Важное место на подготовительном этапе отводится организа­ции сюжетно-ролевой игры, в которой ребенка ненавязчиво учат укладке рюкзака, поведению в лесу, способам ориентировки на местности.

На этапе подготовки педагог организует практическую продук­тивную деятельность. Она связана с изготовлением эмблем, знач­ков для участников похода, подготовкой и оформлением группо­вого и личного снаряжения (ремонт палатки, подготовка колыш­ков для палатки и т.д.). Важную роль в этом играют развивающие игры и упражнения, подвижные игры, сюжетные физкультурные занятия и т.д.

При проведении туристских прогулок у ребенка значительно расширяется словарь по туристической тематике.

Для детей 5—6 лет вводится следующая лексика: слова-предметы: турист, палатка, котелок, спальный мешок, компас;

слова-определения и словосочетания: велосипедный, пеший, лыж­ный, водный туризм;

слова-действия: поход, привал, сбор, преодоление.

Для детей 6—7 лет:

слова-предметы: руководитель группы, штурман, маршрут, кар­та, снаряжение, бивак;

слова-определения: горный, конный, автомобильный туризм; слова-действия: страховать, ориентироваться, сигналить; словосочетания: туристский слет, полоса препятствий.

В формировании словаря ребенка огромную роль играет исполь­зование педагогом соответствующих понятий как во время предва­рительной работы, так и при проведении туристских прогулок.

Важная роль в подготовке к походам отводится предваритель­ной двигательной тренировке ребенка. В основном уделяется вни­мание индивидуальной физической подготовленности ребенка, а также специальным упражнениям для укрепления свода стопы, овладения техникой передвижения на велосипеде, лыжах и т.д.

Содержание туристских прогулок разнообразно. Они могут быть направлены на пропаганду значимости физической культуры и спорта. К этим прогулкам привлекаются родители. Они могут про­ходить под девизом «Туризм — лучший отдых», «Туризм — путь к здоровью» и т.д.

Организуются туристские прогулки к местам боевой и трудовой славы, на животноводческую ферму, на сельскохозяйственные работы и т.д. Задачи таких походов — воспитать уважение к труду взрослых, бережное отношение к памятникам, обелискам, раз­вить нравственно-патриотические чувства.

Туристские походы носят также краеведческий характер, их целью является расширение кругозора и закрепление знаний де­тей о родном крае, воспитание бережного отношения к природе.

Несмотря на разнообразное содержание туристских прогулок, при всех вариантах их проведения необходимо правильно сочетать познавательную и двигательную активность, воспитывать волевые качества в преодолении трудностей, вырабатывать выдержку, на­стойчивость, выносливость, добрые взаимоотношения, взаимо­помощь и взаимовыручку.

На протяжении похода педагог должен стремиться поддержи­вать у ребенка хорошее, жизнерадостное настроение, веру в себя, умение приспособиться к новым, не всегда благоприятным усло­виям.

День здоровья

Относится к актуальной форме отдыха .Эта форма работы дает возможность не только закрепить двигательные умения и навыки, но решать воспитательно - оздоровительные задачи, воспитывать любовь и интерес к спорту, развивать привычку к здоровому образу жизни. Рекомендуется проводить 1 раз в квартал ,можно проводить раз в месяц или раз в месяц со второй младшей группой .В этот день с ним все учебные занятия ,режим дня насыщают активной двигательной деятельности детей ,самостоятельными играми ,музыкальными развлечениями. В тёплое время года вся жизнь детей выносится на открытый воздух, в холодное время пребывание по возможности удлиняется. В дни здоровья деятельность детей не ограничивается участием в различных физкультурно-оздоровительных мероприятиях и спортивных играх. В эти дни целесообразны различные формы трудовой деятельности, помощь взрослым в уборке урожая, а также творческой художественной деятельности, конкурс танца, рисунка, слушание музыки, игра на музыкальных инструментах. Следует широко привлекать родителей .Может быть проведем спортивные досуги ,праздник ,праздник здоровья .К детям могут прийти в гости различные персонажи пропагандирующие ЗОЖ.(доктор Чистулькин, Айболит, дядя Стёпа). Проводят различные викторины, ,игры-эстафеты, конкурсы, атракционы. В тёплое время года день здоровья организуется на свежем воздухе. В холодное время могут быть проведены простейшие прогулки и экскурсии физкультурно -оздоровительные в старших группах мини-турпоходы. В старших группах в день здоровья целесообразно организовать веселые соревнования: «Самые быстрые, ловкие», «Мы молодцы!», «Веселая гимнастика», «Поиграем вместе с папой и мамой» .Важно показывать детям необходимость систематического занятия физических упражнений. Соревноваться могут с детьми с соседнего д/с. Дети должны получить заряд бодрости ,снять напряжение ,стресс ,утомление.

Неделя здоровья

Как форма работы используется со средней группой и приурочивается неделя каникул(январь ,март).Это такая форма активного отдыха ,когда отменяются все виды занятий ,режим дня наполняется различными играми, упражнениями ,увеличении времени пребывания детей на свежем воздухе .Важно тщательно продумать план проведения каждого дня в течении всей недели здоровья ,учитывается время года и погодные условия .Целесообразно организовать различные виды деятельности насыщенные как спокойными, так и интенсивными движениями. Это игры. игровые упражнения во время прихода в дошкольное учреждение и на прогулках ,игры -забавы игры с элементами спортивных игр ,несложные соревнования, турпоходы в близ лежащий парк или лес .В течении недели здоровья можно провести физкультурный праздник. Физкультурный досуг. Праздник здоровья. При организации активного отдыха для повышения эмоционального фона рекомендуется красочно оформить место его проведения (физкультурный зал, групповая площадка или спортивная), а также использовать музыкальное сопровождение, полезно соблюдать определённые ритуалы (приветствии команд, зрителей, показательных выступлений участников).

Деятельность детей не должна ограничиваться только участием в подвижных играх и физических упражнениях в различных видах трудовой (уход за растениями) и творческой (конкурсы танцев, гимнастов) деятельности .Подготовка к проведению недели здоровья должна осуществляться в процессе всей воспитательной работы с детьми. Однако некоторые игры- аттракционы и простые двигательные задания могут быть предложены детям без предварительного ознакомления (сюрпризный момент). В подготовке к недели здоровья должен участвовать весь педагогический коллектив . Дни недели здоровья могут быть тематическими: «День физкультурника», «День футболиста», «День лыжника» и др.

 

Средства физического воспитания детей дошкольного возраста.

Рассматриваемые вопросы: общая характеристика средств физического воспитания: психогигиенические факторы; эколого-природные факторы, физические упражнения - специфическое средство физического воспитания детей раннего и дошкольного возраста.

Психогигиенические факторы включают общий режим груда и отдыха, питание, гигиену одежды, обуви, физ­культурного оборудования и т.д. Любой из перечисленных факторов способствует осуществлению цели и задач физвоспитания лишь при условии полного физиологического и психологического комфорта ребенка. Поэтому при оценке эффективности этих факторов учитывается не их "правильность" в целом, а то, насколько каждый из детей их принимает, понимает и старается им следовать.

Гигиенические факторы. Санитарно-гигиенические требования к месту проведения занятий, одежде, обуви детей. Эффективность занятия по физической культуре зависит не только от его содержания и организации, но и от санитарно-гигиенических условий, в которых оно проводится. Проверку условий и санитарно-гигиенического состояния мест проведения занятий (групповые участки, спортивная площадка, физкультурные залы), физкультурного оборудования и инвентаря, спортивной одежды и обуви осуществляют заведующий, методист, воспитатель по физической культуре, врач, медсестра. Температура воздуха в помещении, где организуются занятия, должна быть 16-1743. Перед проведением занятия проводится сквозное проветривание и влажная уборка. Во время занятия должны быть открыты фрамуги, форточки. На занятиях дети занимаются босиком или в носках (хлопчатобумажных) в спортивной форме (спортивная майка, трусы-шорты). Для занятий на воздухе при температуре от +5°С до -7°С дети занимаются в спортивном костюме (полушерстяном), футболке с длинными рукавами, кол готах, шерстяной шапочке, шерстяных носках, кедах. Необходимо, чтобы воспитатель по физической культуре также был в спортивной форме.Во время организации физкультурных занятий важно предусмотреть меры безопасности и предупреждения травматизма детей. Безопасность детей на протяжении всего времени пребывания в дошкольном учреждении обеспечивается созданием условий для их физического и психологического благополучия, предупреждения травматизма, физических и эмоциональных перегрузок, приводящих к утомлению и переутомлению.

2. Оздоровительное воздействие природных факторов

 Особенно важно правильно использовать природные факторы в качестве закаливающих процедур. Прежде всего их следует органически включить в режимные процессы. Например, облегчить одежду, обувь во время физкультурных мероприятий, использовать холодную воду при умывании и полоскании горла и рта после еды и т.д.

Наиболее эффективными видами закаливания физиологи признали контрастные водные и воздушные процедуры, которыми дополняется естественное закаливание.

Эколого-природные факторы связаны с природой, которая является средой обитания человека, источником его здоровья, физического и двигательного развития. Солнце, воздух, земля, вода могут щедро одарить ребенка здоровьем, если научить его с благодарностью принимать этот дар:

- больше времени проводить в естественной среде - на воздухе;

- чаще соприкасаться с природой — ступать босыми ногами на землю, подставлять под лучи жаркого солнца и свежий ветер свое тело, ходить по воде;

- знать и выполнять специальные упражнения, развивающие зрение, слух, обоняние, осязание;

- больше двигаться, используя все разнообразие способов движений в естественной природной среде.

3. Физические упражнения – основное средство физического воспитания дошкольников.

Физические упражнения — основное и специфическое средство физического воспитания. Они представляют собой специально подобранные, методически правильно организованные движения и сложные виды двигательной деятельности, а также подвижные игры. Физические упражнения проводятся под руководством педагога. Они основаны на активных двигательных действиях произвольного (сознательного) характера. Данное средство физического воспитания оказывает разностороннее влияние на развитие детей. Движения и физические упражнения считаются специфическим средством физического воспитания. Двигательная активность - биологическая потребность организма, от степени удовлетворения которой зависит здоровье детей, их физическое и общее развитие. Движения и физические упражнения обеспечат эффективное решение задач физического воспитания, если они будут выступать в форме целостного двигательного режима, отвечающего возрастным и индивидуальным особенностям дви­гательной активности каждого из детей. Движение составляет основу любой детской деятельности, а более всего игровой. Ограничение двигательной активности ребенка противоречит биологическим потребностям растущего организма, отрицательно сказывается на физическом состоянии (замедляется рост, снижается сопротивляемость инфекционным заболеваниям) и двигательных функциях, приводит к задержке умст­венного и сенсорного развития. Выполнение физических упражнений связано с активным восприятием окружающей обстановки и ориентировкой в ней, с развитием ощущений, восприятий, представлений, формированием знаний, с проявлением волевых усилий, яркими эмоциональными переживаниями. Все это оказывает влияние на совершенствование способностей ребенка, его всестороннее развитие. Разнообразные физические упражнения благотворно сказываются на физиологических функциях детского организма, помогают ему приспосабливаться к меняющимся условиям внешней среды, обогащают опыт ребенка новыми движениями. Физические упражнения являются ведущим средством физического воспитания. Но только применение их в сочетании с оздоровительными силами природы и гигиеническими факторами позволяет добиваться наибольшего оздоровительного и воспитательного эффекта. Физические упражнения имеют ряд своих характерных особенностей: упражнения для формирования осанки (благодаря им укрепляются мышцы, способствующие правильному положению позвоночника и стопы); для развития органов дыхания (входят в каждый комплекс, укрепляют диафрагму — основную дыхательную мышцу, межреберные мышцы, мышцу брюшного пресса); на отдельные части тела (для рук и плечевого пояса, для туловища и шеи, для ног); дня развития отдельных двигательных качеств и способностей (силы, гибкости, координации, ловкости» выносливости); на развитие психики (внимания, сообразительности, ориентировки в пространстве и во времени). Физические упражнения могут проводиться с использованием различных предметов и снарядов или без них. Благотворное влияние физических упражнений на организм детей усиливает музыкальное сопровождение. Физические упражнения в физической культуре дошкольников представлены следующими видами: 1) гимнастикой; 2) играми подвижными и спортивными; 3) спортивными упражнениями; 4) простейшим туризмом.

Все средства физического воспитания используются во взаимосвязи и выступают как система физкультурно-оз­доровительной работы в конкретной возрастной группе.

 

3. Принципы как основа обучения двигательным действиям.   

Рассматриваемые вопросы: принципы обучения двигательным действиям: принцип сознательности и активности, принцип последовательности и систематичности, принцип дифференциации и индивидуализации, принцип наглядности, принцип прогрессирования.

Обучение в процессе физического воспитания основывается на следующих дидактических принципах: сознательности и активно­сти, наглядности, доступности и индивидуализации, систематич­ности, прогрессирования.

Принцип сознательности и активности. Успешное формиро­вание двигательных навыков и умений, развитие физических ка­честв во многом зависит от сознательного отношения детей к за­нятиям. С этой целью воспитатель объясняет детям важность занятий, значение упражнений, технику их выполнения; приучает детей наблюдать за выполнением упражнений сверстниками; по­буждает их к самонаблюдению и самоанализу, самооценке своих действий; предварительному «прочувствованию» (мысленное вос­произведение) движений; привлекает к объяснению знакомого упражнения и т. д.

Принцип сознательности предусматривает воспитание у детей инициативы, самостоятельности, умения творчески решать постав­ленные перед ними задачи (например, придумать самим, как лучше пролезть в обруч). Принцип сознательности тесно связан с прин­ципом активности. Сущность принципа активности заключается в том, что дети должны большую часть времени, отведенного на занятия, вы­полнять различные упражнения и заинтересованно воспринимать двигательные задания.

Принцип наглядности. У дошкольников мышление конкретно, двигательный опыт мал. Поэтому при обучении физическим упраж­нениям нужно привлекать по возможности все анализаторы и применять разнообразные наглядные приемы: показ упражнений, использование наглядных пособий, имитации, зрительных, зву­ковых ориентиров и др.

Принцип доступности и индивидуализации. Этот принцип пре­дусматривает обучение детей с учетом возрастных особенностей и индивидуальных различий. Особенно важно определить посильность предлагаемых детям заданий. Принцип доступности предпо­лагает включение таких трудностей, которые могут быть успешно преодолены при мобилизации физических и моральных сил ребен­ка, но без нарушения оздоровительного эффекта занятий. Воз­можности детей с возрастом и подготовленностью увеличиваются, поэтому нужно усложнять требования, чтобы стимулировать дальнейшее развитие ребенка. В процессе обучения и воспитания следует придерживаться правил: от известного к неизвестному, переходе к более трудным заданиям нужно соблюдать посте­пенность, так как функциональные возможности организма по­вышаются постепенно. Функциональные возможности, здоровье, физическое развитие и физическая подготовленность детей различны. Имеются также индивидуальные различия в быстроте освоения движений, в ха­рактере реакции организма на физическую нагрузку. Все это обя­зывает педагога строго индивидуализировать процесс физического воспитания. Индивидуальный подход необходим при решении всех задач физического воспитания. При выполнении общих про­граммных требований индивидуальный подход выражается в диф­ференцировании заданий, норм нагрузок и способов их регули­рования, а также приемов педагогического воздействия.

Принцип систематичности. Функциональные и структурные из­менения в организме, двигательные навыки обратимы, т. е. они претерпевают обратное развитие в случае прекращения занятий физическими упражнениями. Поэтому нужно проводить занятия через такой промежуток времени, чтобы эффект каждого после­дующего занятия «наслаивался» на «следы» предыдущего, за­крепляя и развивая вызванные им положительные изменения. Правильно организованное физическое воспитание предусма­тривает учет всей совокупности условий и подбор физических упражнений в определенной системе и последовательности.

Принцип прогрессирования. Сущность этого принципа за­ключается в том, что в процессе физического воспитания посте­пенно повышаются требования, ставятся все более трудные новые задания, нарастает объем и интенсивность нагрузок. Чтобы приобрести широкий круг умений и навыков, надо по­степенно овладевать более сложными движениями. Большой за­пас двигательных умений и навыков позволяет легче осваивать новые движения. Вместе с тем у детей развивается способность лучше координировать движения. В процессе занятий физическая нагрузка должна постепенно возрастать. Как только нагрузка ста­новится привычной, она уже не может вызывать положительные изменения в организме. Чтобы обеспечить дальнейшее повышение функциональных возможностей, нужно систематически увели­чивать объем и интенсивность нагрузок. Прогрессирование требований лишь тогда будет вести к поло­жительным результатам, когда новые задания и связанные с ними нагрузки посильны для детей, соответствуют их возрастным и ин­дивидуальным возможностям.

 

Дата: 2018-12-28, просмотров: 1801.